Программное содержание:
Образовательная - познакомить детей с искусством гжельской росписив сине – голубой гамме, формировать умение передавать элементы росписи.
Развивающая - развивать умение выделять специфику гжельской росписи : цветовой строй, ритм и характер элементов.
Воспитательная - воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Формы и средства обучения - образно-художественные, игровые, практические, музыкальные, наглядные, словесные.
Цели и задачи - закреплять умение рисовать акварелью. Вызывать положительный оклик на прекрасное.
Методика проведения:
Материалы:
- изделия гжельских мастеров (статуэтки, дидактический альбом).
- демонстрационные карточки.
- альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетки или губки для каждого ребёнка).
Ход занятия:
1) Организационный момент.
Ребята, давайте же вспомним, какое время года за окном; какой месяц; какой сегодня день недели? А погода, какая сегодня? Какое у нас сегодня утро, доброе? А небо, какого цвета?
Послушайте
Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве.
2) Основная часть (наглядная)
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с мастерством гжельской росписи.
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Украшали гжельские мастера свои изделия, расписывая посуду, синей краской, да разных оттенков. Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть её «нежно-голубое чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы среди лесов и полей старинный городок Гжель. Работают в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Вот так и повелось, что каждый своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие мастера живут на Руси.
- показать детям изделия гжельских мастеров (или рассмотреть художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты).
Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся? Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?
Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.
Гжельские узоры приятно рассматривать.
Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор –гжельская роза.
Чем отличается гжель? Да прежде всего, своим цветом - синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
- предложить детям описать элементы узора, их расположение на изделии.
А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии? (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки).
Физминутка.
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
3) Основная часть (практическая)
Вызвать одного или несколько ребят к доске для показа приёма рисования дуги, двух-трёх листников, завитка, сеточки. В помощь детям на доске есть примеры простых элементов узоров. В процессе рисования-повторения с примеров, обращать внимание детей на элементы узора, которые они могут воспроизвести (не менее 3-4 элементов).
Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.
Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.
А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи тарелок на бумаге. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.
4) Заключительная часть.
Рассмотреть все готовые рисунки; отметить (активизируя детей) точное и красивое исполнение, большее число элементов.
Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Ребята, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!