РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
статья по рисованию (средняя, старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
В настоящее время из-за угроз, обусловленных техническим прогрессом, ежедневно растет спрос на людей с уникальным творческим образом мышления. Механическая работа давно не представляет интереса для социально-культурных и ведущих отраслей научной сферы, поскольку большую часть механической работы более оперативно и безошибочно выполняют электронные и современные компьютерные устройства. Таким образом, все больше и больше растет потребность в творческих личностях с их творческими ресурсами. Самым благоприятным периодом для формирования и развития творческих способностей является детство. Дело в том, что личность, находящаяся в стадии формирования, более восприимчива к усвоению всего нового; помимо этого, детская фантазия безгранична, мышление более гибкое, не подчиняющееся правилам и догмам. Именно по этой причине формирование творческой личности крайне важно начинать еще в детстве.
В рамках статьи будет представлен пример нового направления в рисовании – рисование песком, его особенности и влияние на развитие детского творчества. Методы развития творчества и творческих способностей разнообразны. В первую очередь, ими являются различные направления в искусстве, множественные психологические программы, направленные на развитие психических процессов, а также многочисленные игры-упражнения. В то же время присутствует постоянная необходимость в новых развивающих программах, интересных и занимательных методах, отвечающих современным требованиям. Одним из таких методов является рисование песком. Рисование песком – это уникальное и довольно молодое направление в получении изображений с помощью песка. Оно появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда аниматор К. Лиф создала свой песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк».
Созданное как альтернативный метод анимации и рисования, рисование песком в последние десятилетия не осталось незамеченным и для представителей научной психологии, в частности для специалистов, занимающихся развивающей работой. Это, по сути, было обусловлено общностью одного из направлений в арт-терапии – песочной терапии с рисованием песком, так же, как и связью между рисованием песком и искусством рисования, что, в свою очередь, давало возможность сочетания этих методов.
Процесс организации процесса рисования песком сам по себе уникален. В качестве «бумаги для рисования» используются световые столы, работающие по принципу «света и тени», инструментом для рисования является особый песок, который благодаря своему свойству придает особое значение рисованию песком [2]. На самом деле привлекательность рисования песком и значимость терапевтических и методических работ в основном обусловлены особенными свойствами песка. Будучи натуральным материалом, песок обладает рядом значимых свойств в силу необычности самого материала. Он обладает лечебным, терапевтическим и релаксационным свойством. Почти все любят возиться с песком. Еще в детстве, играя с песком, дети проявляют большой интерес к свойствам этого материала – он просачивается сквозь пальцы словно вода, а при определенном воздействии воды превращается в твердую и неподвижную массу. Магические свойства песка пробуждают безграничное желание творить. Песок для детей был и остается наиболее притягательным материалом, а рисование песком – одним из самых необычных способов творческой деятельности. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, в лес или озеро. Даже без специального обучения можно рисовать песком. В процессе рисования ребенок создает новые формы, воображаемые или реальные образы. Помимо этого, он может оставить их картинками или же внести динамику и превратить любую историю в песочную анимацию [1].
Помимо вышесказанного, не менее важным является всплеск положительных эмоций, возникающий в результате исследования и осознания своих скрытых способностей, творческого потенциала. Песок и рисование песком обладают значительным релаксационным эффектом. Во время рисования человек постепенно как-бы погружается в себя, впадая в легкое состояние медитации, что позволяет расслабиться и отдохнуть, забыть о рутине и повседневных стрессах, и нередко благодаря работе подсознания находятся ответы на ранее неразрешимые проблемы приводя тем самым в гармонию психоэмоциональное состояние. И, наконец, следует подчеркнуть развивающую сторону рисования песком. Особенно оно является незаменимым инструментом для развития чувствительности пальцев и развития мелкой моторики, что актуально как для самых маленьких, так и для детей более старшего возраста. Рисование песком развивает память, внимание и пространственное восприятие, координацию и пластику рук, улучшает мозговую деятельность, в результате человек думает быстро и более эффективно. Примечателен также тот факт, что рисование песком улучшает способность саморегуляции и адаптации в новых условиях, развивает исследовательский интерес, познавательную активность. Рисование песком является важным путем развития мировоззрения ребенка и незаменимым средством для эстетического восприятия [3].
В чем же преимущество рисования песком перед остальными способами рисования и что придает этому методу неповторимость? В первую очередь, это простой и приятный процесс, не требующий особых навыков в рисовании. Это особенно важно при работе с неуверенными, робкими детьми, с пониженной самооценкой, поскольку выражение «я не умею рисовать» становится неуместным. Этот метод рисования позволяет получать рисунки без каких-либо усилий. Еще одним преимуществом данного метода рисования является возможность трансформации, безграничное изменение и развитие сюжета. Дело в том, что рисование песком позволяет не стереть, а преобразить неудавшийся рисунок или какие-то его части в другое изображение, немного поменяв его детали. Это и стимулирует воображение и позволяет находить более конструктивные способы решения как при рисовании, так и в различных жизненных ситуациях.
Важным преимуществом является также возможность рисования как обеими руками одновременно, так и по отдельности. Синхронное рисование обеими руками позволяет стимулировать единовременную работу обеих полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, очень важно для развития творчества, поскольку известно, что активность левой руки стимулирует работу правого полушария, отвечающего за творческое мышление. Большинство людей являются правшами, а значит, активацию правого полушария, как и синхронизацию работы обоих полушарий, которые становятся возможными благодаря технике рисования песком, сложно переоценить. Ну а синхронное задействование рук полезно для развития интеллектуально-логического и эмоционально целостного восприятия. И наконец, следует отметить, что при данном виде рисования происходит непосредственный контакт материала для рисования (в данном случае это песок) и человеческой руки в качестве «инструмента». Это, в свою очередь, позволяет развивать тактильную чувствительность, которая важна в любом возрасте. Бесспорно, рисование песком способно удовлетворить потребности ребенка в творческом самовыражении, способствовать бесконечному потоку мыслей.
Таким образом, рисование песком как новое направление в рисовании, можно также с успехом рассматривать и как успешный метод работы в комбинированных группах. Обладающая терапевтическим и релаксационным свойством техника рисования песком является незаменимым средством в работе по развитию, в частности, креативности, творческих способностей и в развитии воображения. Вот почему ежедневно растет интерес к этому уникальному направлению в рисовании не только у представителей искусства, но и у представителей педагогической науки и практики.
Литература:
1. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. СПб., «Златоуст», 1999.
2. Машковцева Л.М., Суслопарова Ю.С. Возможности работы на световых столах для рисования песком с детьми дошкольного возраста в условиях студии развития // Вопросы педагогики. 2018. № 4-2. С. 35-37.
3. Тупичкина Е.А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 76-85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, успешно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...
Нетрадиционные способы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Развитие творческиз способностей...
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...
Презентация к выступлению на город. Мастер-класс "Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников."
Мастер-класс. Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников....
Мастер-класс «Техника нетрадиционного рисования «Эбру» как средство развития творческих способностей дошкольников»
Эбру (воздушные облака) — техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу).В мире это искус...
Презентация "Техника нетрадиционного рисования "Эбру" как средство развития творческих способностей дошкольников"
https://cloud.mail.ru/public/kzJL/Ji3GxKxJL...
Нетрадиционное рисование - одно из средств развития творческих способностей дошкольников.
В данной статье говорится о том, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения является наиболее благоприятным и эффективным средством для развития творческих способностей детей. Та...