План по Самообразованию.
учебно-методическое пособие по рисованию (средняя группа)

Бобрышева Кристина Вячеславовна

План по самообразованию на тему : "Нетрадиционные техники рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования на 2022–2023 учебный год

по теме: «Нетрадиционные техники рисования» 

Средняя группа

Похожее изображение

Воспитатель высшей категории: Бобрышева Кристина Вячеславовна

План по самообразованию на тему:

«Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа)

на 2022 – 2023 учебный год.

Цель: развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи работы по самообразованию:

1.Изучить литературу по данной теме.

2. Ознакомление с инновационными технологиями по нетрадиционной технике рисования.

3.Составить план работы по данной теме.

4.Подготовить консультации для родителей по данной теме.

5.Формировать у детей среднего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования;

6.Учить воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

7. Развить у детей  творческие способности, мелкую моторику рук, мышление, воображение, внимание, усидчивость.

8.Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования, желание экспериментировать.

Изучение методической литературы: 

1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольникаминетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

2.Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.

3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.

6. Электронные ресурсы.

Актуальность выбранной темы:

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  

позволяет  детям ощутить  незабываемые положительные эмоции.

Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Нетрадиционные техники рисования»

месяц

Тема, цель

Работа с родителями

Сентябрь

«Яблонька» (рисование методом тычка, отпечаток пробкой)

Цель: Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Закрепить навыки рисования используя пробку.

«Мухомор» (рисование ватными палочками)

Цель: Продолжать учить рисовать  ватными палочками.

Развить мелкую моторику, воображение, эстетический вкус.
Воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы. 

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Октябрь

«Осеннее дерево» (печать листом)

Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

(рисование смятой бумагой)

Цель: Познакомить с приемом рисования мятой бумагой.

Воспитывать аккуратность при работе с красками, развивать мелкую моторику

Папке передвижка

 « Чудо нетрадиционной техники рисования»

Ноябрь

«Украшение платочка»

(рисование пальчиками, печать пробками)

Цель: Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма

«Овечка».

(рисование  поролоновой губкой)

Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, располагать изображение в соответствии с размером листа

Декабрь

«Украсим ёлочку» (рисование методом тычка, рисование пальчиками)

Цель: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Снегирь» 

(рисование методом тычка)

Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, упражнять в рисовании снегирей методом тычка.

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Январь

«Сказочный мир иллюстраций»

(тычок жесткой кистью)

Цель: Расширить представление  детей о творчестве художников – иллюстраторов,  показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным, учить детей изображать пушистую шерсть животных.

«Снег кружится» (рисование смятой бумагой)

Цель: Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

Стенгазета для родителей «Мы любим рисовать»

Февраль

«Галстук для папы» (тампонирование)

Цель: Продолжать упражнять в технике тампонирования, развивать чувство композиции, цвета.

«Кораблик» (рисование ватными палочками)

Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками. Развивает мелкую моторику и тактильное восприятие; развивает творческие способности.

Март

«Красивые цветы для мамы»

(рисование ладошкой и пальчиками)

Цель: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность

«Солнышко» (рисование ладошками)

Цель: Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца).

Закрепить знания детей о желтом цвете.

Развивать творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе.

Совместное творчество ребёнка и родителя Выставка рисунков «Волшебные ладошки»

Апрель

«Рыбка» (рисование  ладошками)

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

«Звёздное небо» (печать поролоном по трафарету)

Цель: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

 Консультация для родителей: «Рисовать- это важно!»

Май

«Салют» (восковые мелки, гуашь)

Цель: Закрепление навыка рисования  гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику.

«Разноцветные бабочки» (монотопия)

Цель: Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание». Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Выставка детских рисунков.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на тему:

«Нетрадиционные техники рисования»

Воспитатель: Бобрышева К.В.

Краснодар 2022г

Пояснительная записка

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир»

  С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Актуальность темы:

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развираться детские художественные и творческие способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционные техники, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность. При этом анализ показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи самообразования:

Образовательные: 

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию. 

- совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Развивающие: 

- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Воспитательные: 

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Формы работы с детьми:

совместная работа с детьми;

выставка детских работ.

Формы работы с родителями:

- консультации

- анкетирование

- буклеты

- памятки

Методы и приемы работы:

- показ

- беседа

- объяснение

Средства:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать пробкой;

- свеча + акварель;

- метод ниткографии;

- рисунки из ладошки;

План работы по самообразованию

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Создать картотеку дидактических игр.
  3. Подготовить консультации для родителей.

Кляксография

Кляксография –  это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве  артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования  хорошо, получается, изображать различные  деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

Рисование пальчиками

   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки     с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

   Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование по-сырому

Это техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи. Метод «по-сырому» часто применяется в комбинации с работой акварелью «по-сухому». Он требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью акварель «по-сырому» привлекает многих художников. Также этот метод, дающий возможность легко наносить краски и смывать их при ошибках, не затирая бумагу, позволяет лучше изучить специфику акварельной живописи начинающим.

Метод  ниткографии

   Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод тычка

Предлагаемый метод рисования не требует от детей специальных изобразительных умений. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях. Для рисования методом тычка (или набивки) необходима густая гуашь и щетинная кисть. Кисточку при рисовании необходимо держать вертикально по отношению к плоскости листа бумаги и делать тычкообразные движения. Тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» получается точка. Изображения получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.

     

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

РППС

Сентябрь

Изучение методической литературы

Составление плана

Беседа «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования».

Анкетирование на тему «Любит ли ваш ребенок рисовать?»

Октябрь

- «Веселые зайчата» (рисование методом тычка)

- Д/и «Радуга» (Использование палитры)

Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

Помощь в изготовлении тычков.

Приобретение тычков, палитры для группы.

Ноябрь

- Д/и «Удивительная ладонь»

- «Укрась елочку бусами» (Рисование пальчиками и печатание пробкой)

Буклеты для родителей «Как развивать творчество»

Создание картотеки дидактических игр по нетрадиционному рисованию.

Декабрь

- «Снеговик» (Работа с трафаретами, закрашивание, не заходя за контур)

- «Цветные ладошки»

Беседа на родительском собрании  с элементами практикума «Рисуя - играем». 

Памятка для родителей «Зачем детям рисовать»

Пополнение  трафаретами центра по изо.

Январь

- «Красивые снежинки»

 (Работа со свечой и акварелью)

- «Метель» (Метод ниткографии)

Консультация для родителей  «Роль нетрадиционной техники рисования в жизни детей»

Приобретение свечек, ниток.

Февраль

- «Зима» (набрызг)

- Игра с цветом

«Морозные узоры»

(Метод кляксографии)

Совместное творчество родителей и детей.

Буклет «Виды нетрадиционного рисования»

Пополнение центра изо.

Март

- Облака» (Рисование по сырому)

- «Рисование поролоном»

Консультация «Значение рисования нетрадиционными способами»

Приобретение  штемпельной подушки из тонкого поролона.

Апрель

- «Черепашка» (Свеча + акварель)

- «Кто больше и быстрее нарисует кружочки»

(Использование трафаретов)

Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»

Создание трафаретов с прорезями кругов разной величины, шаблонов.

Май

- «Салют в День Победы» (Набрызг)

- «Цветущая ветка». (Выдувание трубочкой)

Итоговая выставка всех работ «Творим вместе».

Приобретение трубочек для группы.

Форма отчета – выставка детских работ.

Список литературы

  1. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  2. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  3.  «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  4. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  5. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  6. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  7. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  8. Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
  9. Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ

Отчет по самообразованию

за 2022-2023 учебный год

Тема: «Нетрадиционные техники рисования»

Группа: средняя «Гномики»

Выполнил:

Воспитатель Бобрышева К.В.

имеющаяся категория: высшая категория

Краснодар 2023

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Нетрадиционные виды рисования позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Целью изучения данной темы стало создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

   Для раскрытия выбранной мною темы были поставлены следующие задачи:

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

- совершенствовать технические умения и навыки рисования.

- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - беседа с детьми, показ воспитателем способа действия, так и практические: проведение выставки детских работ, вручение готовых работ родителям.

Использовала нетрадиционные виды рисования:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать пробкой;

- свеча + акварель;

- метод ниткографии;

- рисунки из ладошки;

Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи.

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:

- анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать?»;

- оформление буклетов, памяток «Как развивать творчество», «Зачем детям рисовать», «Виды нетрадиционного рисования»;

- оформление консультаций «Нетрадиционная техника рисования в средней группе», «Роль нетрадиционной техники рисования в жизни детей», «Значение рисования нетрадиционными способами», «Рисовать – это важно!»;

- подбор картотеки дидактических игр по нетрадиционному рисованию.

Мною была подготовлена выставка детских рисунков для родителей: «Творим вместе».

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №30«ЛАКОМКА»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Воспитатель:

Бобрышева К.В.

Актуальность

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается.  Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий

рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей

непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети  знакомятся  с  разнообразием  нетрадиционных  способов  рисования,  их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных  знаний  создавать  свои  рисунки.  Таким  образом,  развивается  творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Познакомившись  с  методической  литературой различных  авторов,  таких  как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники

рисования в детском саду детей»,

Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,

Комарова Т.C. «Детское художественное творчество»,

я нашла очень много интересных идей и поставила перед

собой цель:

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии  у дошкольников через нетрадиционные виды рисования.

Для достижения планируемого результат

а я поставила ряд

задач:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.

3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4.  Способствовать  развитию  у  детей  творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, выставки рисунков.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Принципы:

- От  простого  к  сложному,  где  предусмотрен  переход  от  простых занятий  к сложным.

- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

- Принцип  индивидуализации  обеспечивает  вовлечение  каждого  ребенка  в воспитательный процесс.

- Принцип  развивающего  обучения  заключается  в  правильном  определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей  решения  задач;  стимулируют  к  творческим  поискам  и  находкам,  развивают наблюдательность.

- Принцип доступности материала. Нетрадиционные  техники  рисования  создают  атмосферу  непринужденности, открытости,  раскованности,  способствуют  развитию  инициативы,  самостоятельности детей,  создают  эмоционально-положительное  отношение  к  деятельности.

Результат изобразительной деятельности не может  быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Детей  среднего  дошкольного  возраста  можно  знакомить  со следующими

техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью;

- печать поролоном;

- печать смятой бумагой;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- набрызг.

Тычок жесткой полусухой кистью

или ватной палочкой.

Материалы

: жесткая кисть или ватная палочка, гуашь, бумага любого цвета и формата

либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ полученияизображения: ребенок опускает в гуашь кисть или ватную палочку и ударяет  ею  по  бумаге,  держа  вертикально.  При  работе  кисть

(палочка) в  воду  не опускается.  Таким  образом,  заполняется  весь  лист,  контур  или  шаблон.  Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Материалы:  мисочки  с  гуашью,  плотная  бумага  любого  цвета, небольшие  листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ  получения  изображения:  ребенок  опускает  в  гуашь  ладошку

(всю  кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем  скатывает  из  нее  шарик.  Размеры  его  могут  быть  различными:  от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Печать поролоном.

Материалы: мисочка  либо  пластиковая  коробочка,  в  которую  вложена  штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся дру.гие мисочка и поролон.

Печать смятой бумагой.

Материалы: блюдце  либо  пластиковая  коробочка,  в  которую  вложена  штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ  получения  изображения:  ребенок  прижимает  смятую  бумагу  к  штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Свеча + акварель.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине  рисует  половину  изображаемого  предмета (предметы  выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова  складывается  пополам  для  получения  отпечатка.  Затем  изображение  можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Материалы: бумага,  гуашь,  листья  разных  деревьев (желательно  опавшие),  кисти.

Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает  листок  дерева  красками  разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Кляксография.

Материалы: бумага, гуашь или акварель.

Способ  получения  изображения: на одну  сторону  листа  капается  краска,  потом  он прижимается к другой стороне лист а и получаются кляксы. Ребенок, смотря на кляксу, должен включить фантазию и представить, что же тут может быть изображено и чего не хватает.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

На практике поставленные задачи реализуются мной не только на занятиях, но и через  кружковую  работу.  В  рамках  кружковых  занятий  дети  неограниченны  в возможностях  выразить  в рисунках  свои  мысли,  чувства,  переживания,  настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

План работы кружка «Юные художники» на 2022- 2023 учебный год

Месяц, Формы работы:

Сентябрь – октябрь:

Подбор  методической  литературы,  работа  с  картотекой,  библиоте

кой,изучение опыта педагогов на интернет - сайтах. Составление тематического плана занятий с детьми,конспектов, занятий.

Ноябрь

С детьми средней группы

С родителями

Знакомить  с  методами  и  приемами нетрадиционных техник рисования.

Д/И «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты  раскрась синим  цветом, круги – красным)

«Ёжик» (методом «тычка».)

«Украсим  фартук  для  матрёшки» (нанесение  узоров  при  помощи рисования  пальчиками  и  ватными палочками)

«Как часто рисует ваш ребенок? »

(Анкетирование)

Консультация «Рисование нетрадиционным способом»

Декабрь

Д/И «Найди предмет такого же цвета»

Знакомство с новой техникой «Словно  пушинки,  белые  снежинки»

(свеча+акварель)

Коллективная работа

Тема: «Ёлочка нарядная» (рисование пальчиками, оттиск поролоном)

«Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (Памятки)

Январь

«Весёлый снеговик»

Рисование пальчиками.

Д/И «Найди  пару»  (одинаковые  по цвету)

Консультация «Рисование пальчиками: зачем и как?»

Февраль

Обучение оттиск  печатками  из картофеля;

Открытка для папы, оттиск печатками

Индивидуальная работа с родителями, показ и объяснение как можно сделать печатки из из картофеля «Цветочек для папы».

Март

«Открытка для  мамы»  (Печать  по трафарету + рисование пальчиками)

Знакомство    с новой  техникой – кляксография.

Д/И «На что похоже»

Творческая выставка для мамы

Апрель

«Весенние   листочки»   (Оттиск листьями)

«Рыбки»   рисование   ладошкой, пальчиками

Д/И «Найди предмет такого же цвета»

Май

Знакомство с новой техникой (набрызг)

«Салют в День Победы» (Набрызг)

«Весенние цветы»

(печатать печатками из поролона)

Выставка рисунков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...