проект Считалка как один из видов детского игрового фольклора
проект по рисованию (младшая группа)

Гарипова Зинаида Фасхетдиновна

Детей знакомим с новым жанром устного рародного творчества, где формируем чувства коллективизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_slaydam.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Считалки  как один из видов детского игрового фольклора

Воспитатели:

Низамутдинова Нурия Минзировна

 Гарипова Зинаида Фасхетдиновна

В нашей группе был реализован проект «Считалки – наши помощники»

Цель проекта:

- знакомство  с новым жанром устного народного творчества «считалки»;

-формирование   чувства коллективизма и справедливости.

Задачи

- Тренировка памяти, развитие внимания.
- Воспитание интереса к чтению фольклора

 -Развитие чувства ритма.

- Развитие артикуляционного аппарата.
- Развитие честности, справедливости.

- Развитие дисциплины и соблюдения правил

Считалка -  это малый жанр  детского фольклора, произносимый  нараспев 

короткий  стишок для  распределения ролей в  игре.

Отличительными признаками  считалок являются:

  • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
  • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
  • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
  • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

Особенность считалок:

  • предельная сжатость и лаконичность
  • использование повторов, диалогической формы, простого синтаксиса

Считалки:

  • способствуют развитию памяти;
  • несут в себе эстетическую и этическую функции:
  • дети учатся правильно говорить и выделять голосом необходимые части стихотворения;  
  • правом произнесения считалки наделяется тот игрок, который не станет обманывать своих партнеров и точно и последовательно проведет счет.

Порядок произнесения считалки :

 Участвующие в игре дети становятся в круг или в ряд, один из детей становится в середину  и произносит, скандируя, считалку, дотрагиваясь рукой по очереди до участвующих в игре при каждом слове или ударяемом слоге; тот, на кого упал последний слог или слово, считается выбывшим – освобожденным от жребия; постепенно выбывают и другие, кто вышел последним – считается выбранным. В зависимости от условий игры иногда выбирается и первый выбывший.

Считалка произносится, как правило, в быстром темпе. При этом основное внимание уделяется точному ритму, которого нужно придерживаться. При произнесении очередной ритмической единицы (определённый ударный слог) тот, кто читает текст, показывает на следующего игрока

Смысл в считалке не играет особо важной роли, главное здесь именно ритм. Именно поэтому в считалках иногда встречаются квазислова — выдуманные, которые не употребляются в обычной речи и не несут абсолютно никакого значения. Некоторые же тексты полностью состоят из них (так называемые «заумные» или «тарабарские» считалки).

Виды считалок,  которые мы используем в работе с детьми в детском саду

  • Считалки–жеребьевки
  • Заумные считалки
  • Считалки числовики
  • Считалки–заменки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Они помогают детям разделиться на команды. Каждый из участвующих старается зашифровать свое имя, выбирает пару, идет к «маткам» (сильные и ловкие игроки команды). Они-то и делают подбор участников своей команды, основываясь на каком-то предложении. Производится выбор среди животных или предметов, растений или сказочных персонажей.

Матки-матки, чей вопрос: 
Кому грива, кому хвост? 

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Состоят  они полностью из слов на "тарабарском" языке. Здесь имеют место звукосочетания, которые абсолютно не имеют никакого смысла. Но малыши с огромным удовольствием учат сложнейший текст. Причем происходит этот процесс играючи, легко и просто. Более того, они сами могут придумать нечто подобное, и даже лучше. Стиль смело можно отнести к детскому фольклору. Одни говорят, что данные стишки являются обрывками заклинаний. Другие думают - это оставшиеся осколки молитвенных текстов на языке незапамятных времен. Детскую заумь относят к совершенно другой речи, в ней проглядывается какая-то мистика и загадка. Один из таких примеров зауми:

Чарбер-фарбер,

 жарбер- фук,

 Ам дам эки–беки тук,

Бьюносеки арин- уф

Эбит-дебит, биткен-буф.

Считалки-числовики или считалки с цифрами. В основе лежит счет. Здесь содержатся счетные слова и эквиваленты числительных:

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать,

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами - щелк, щелк!

А  мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся - иди!

Мы собрались поиграть,

Ну кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты!

 В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга

«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»
 

Результаты:
Для детей:
* обогащение словаря новыми словами , оборотами, выражениями;
развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

* приобщение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

 * умение договариваться, выполнять правила

Результаты:
Для воспитателей:

Теперь ни одна игра не начинается у нас без считалки. Дети с удовольствием повторяют их и даже пытаются сочинять сами.

Пополнилась библиотека нашей группы новыми книгами считалок (даже редкими) :

А. Н. Мартынова «Потешки, считалки, небылицы» (1989 г.)

«Детские считалки. Набор для мамы». (2010 г.)

«Плыл по морю чемодан»  (2015 г.)

«Вышел месяц погулять»(2009 г.)

Появилась  у нас и картотека, которая постоянно пополняется новыми считалками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллаж - как один из видов детского творчества

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. А формировать личность и художественно – эстетическую культуру – особенно важно в наиболе...

Консультация для родителей «Экспериментирование – как один из видов детской деятельности»

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обога...

Музыкально-ритмические движения - один из видов детской музыкальной деятельности.

Музыкально - ритмические движения- это активная деятельность, которая является отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения.- в основе музыкально -...

Презентация "Музыкально-ритмические движения-как один из видов детской музыкальной деятельности"

В презнтации я обобщила опыт работы по музыкально-ритимическим движениям( теория и фоотчет)...

буклет "Экспериментирование как один из видов детской деятельности"

Советы родителям по экспериментированию в домашних условиях...

«Викторина как один из видов интерактивных игровых технологий»

Каждую неделю, в соответствии с календарно-тематическим планом, воспитанники делятся на команды, и путем игры обучаются, закрепляют полученные знания, параллельно обучаясь работать в команде, слушать ...