проект Считалка как один из видов детского игрового фольклора
проект по рисованию (младшая группа)
Детей знакомим с новым жанром устного рародного творчества, где формируем чувства коллективизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_slaydam.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Считалки как один из видов детского игрового фольклора
Воспитатели:
Низамутдинова Нурия Минзировна
Гарипова Зинаида Фасхетдиновна
В нашей группе был реализован проект «Считалки – наши помощники»
Цель проекта:
- знакомство с новым жанром устного народного творчества «считалки»;
-формирование чувства коллективизма и справедливости.
Задачи
- Тренировка памяти, развитие внимания.
- Воспитание интереса к чтению фольклора
-Развитие чувства ритма.
- Развитие артикуляционного аппарата.
- Развитие честности, справедливости.
- Развитие дисциплины и соблюдения правил
Считалка - это малый жанр детского фольклора, произносимый нараспев
короткий стишок для распределения ролей в игре.
Отличительными признаками считалок являются:
- Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
- Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
- Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
- Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.
Особенность считалок:
- предельная сжатость и лаконичность
- использование повторов, диалогической формы, простого синтаксиса
Считалки:
- способствуют развитию памяти;
- несут в себе эстетическую и этическую функции:
- дети учатся правильно говорить и выделять голосом необходимые части стихотворения;
- правом произнесения считалки наделяется тот игрок, который не станет обманывать своих партнеров и точно и последовательно проведет счет.
Порядок произнесения считалки :
Участвующие в игре дети становятся в круг или в ряд, один из детей становится в середину и произносит, скандируя, считалку, дотрагиваясь рукой по очереди до участвующих в игре при каждом слове или ударяемом слоге; тот, на кого упал последний слог или слово, считается выбывшим – освобожденным от жребия; постепенно выбывают и другие, кто вышел последним – считается выбранным. В зависимости от условий игры иногда выбирается и первый выбывший.
Считалка произносится, как правило, в быстром темпе. При этом основное внимание уделяется точному ритму, которого нужно придерживаться. При произнесении очередной ритмической единицы (определённый ударный слог) тот, кто читает текст, показывает на следующего игрока
Смысл в считалке не играет особо важной роли, главное здесь именно ритм. Именно поэтому в считалках иногда встречаются квазислова — выдуманные, которые не употребляются в обычной речи и не несут абсолютно никакого значения. Некоторые же тексты полностью состоят из них (так называемые «заумные» или «тарабарские» считалки).
Виды считалок, которые мы используем в работе с детьми в детском саду
- Считалки–жеребьевки
- Заумные считалки
- Считалки числовики
- Считалки–заменки
Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.
Они помогают детям разделиться на команды. Каждый из участвующих старается зашифровать свое имя, выбирает пару, идет к «маткам» (сильные и ловкие игроки команды). Они-то и делают подбор участников своей команды, основываясь на каком-то предложении. Производится выбор среди животных или предметов, растений или сказочных персонажей.
Матки-матки, чей вопрос:
Кому грива, кому хвост?
В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Состоят они полностью из слов на "тарабарском" языке. Здесь имеют место звукосочетания, которые абсолютно не имеют никакого смысла. Но малыши с огромным удовольствием учат сложнейший текст. Причем происходит этот процесс играючи, легко и просто. Более того, они сами могут придумать нечто подобное, и даже лучше. Стиль смело можно отнести к детскому фольклору. Одни говорят, что данные стишки являются обрывками заклинаний. Другие думают - это оставшиеся осколки молитвенных текстов на языке незапамятных времен. Детскую заумь относят к совершенно другой речи, в ней проглядывается какая-то мистика и загадка. Один из таких примеров зауми:
Чарбер-фарбер,
жарбер- фук,
Ам дам эки–беки тук,
Бьюносеки арин- уф
Эбит-дебит, биткен-буф.
Считалки-числовики или считалки с цифрами. В основе лежит счет. Здесь содержатся счетные слова и эквиваленты числительных:
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами - щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся - иди!
Мы собрались поиграть,
Ну кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты!
В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга
«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»
Результаты:
Для детей:
* обогащение словаря новыми словами , оборотами, выражениями;
развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
* приобщение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
* умение договариваться, выполнять правила
Результаты:
Для воспитателей:
Теперь ни одна игра не начинается у нас без считалки. Дети с удовольствием повторяют их и даже пытаются сочинять сами.
Пополнилась библиотека нашей группы новыми книгами считалок (даже редкими) :
А. Н. Мартынова «Потешки, считалки, небылицы» (1989 г.)
«Детские считалки. Набор для мамы». (2010 г.)
«Плыл по морю чемодан» (2015 г.)
«Вышел месяц погулять»(2009 г.)
Появилась у нас и картотека, которая постоянно пополняется новыми считалками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллаж - как один из видов детского творчества
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. А формировать личность и художественно – эстетическую культуру – особенно важно в наиболе...
Консультация для родителей «Экспериментирование – как один из видов детской деятельности»
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обога...
Музыкально-ритмические движения - один из видов детской музыкальной деятельности.
Музыкально - ритмические движения- это активная деятельность, которая является отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения.- в основе музыкально -...
Театрализованная игра - как один из видов детского творчества формирующий понятийный аппарат старших дошкольников.
Театрализованные игры - как один из видов творческой игры дошкольника....
Презентация "Музыкально-ритмические движения-как один из видов детской музыкальной деятельности"
В презнтации я обобщила опыт работы по музыкально-ритимическим движениям( теория и фоотчет)...
буклет "Экспериментирование как один из видов детской деятельности"
Советы родителям по экспериментированию в домашних условиях...
«Викторина как один из видов интерактивных игровых технологий»
Каждую неделю, в соответствии с календарно-тематическим планом, воспитанники делятся на команды, и путем игры обучаются, закрепляют полученные знания, параллельно обучаясь работать в команде, слушать ...