Лаборатория ЗD-моделирования «Прототипирование
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_zd-ruchka.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
естественно - научной направленности
для детей дошкольного возраста (6 - 7 лет)
Лаборатория ЗD-моделирования «Прототипирование»
Срок реализации программы – 1 год
Уровень программы – ознакомительный
Разработчик программы – педагог дополнительного образования
Головнина А.Ф.
Москва, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
Цель дошкольной образовательной организации – поддерживать инициативу в области технического образования, инженерных дисциплин и предметов естественно-научного цикла, определяет основные направления, специфику развития технического и естественно-научного мышления детей дошкольного возраста и профориентационной работы.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено 3D - моделированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей с помощью 3D-ручек, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. 3D-конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Актуальность программы:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. 3D-моделирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
3D-моделирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование 3D-ручек является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность 3D-моделирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
3D-ручка открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель программы - создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе 3D-моделирования.
Задачи:
На занятиях по 3D-моделированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
- выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- воспитывать интерес к профессиям технической направленности.
Возраст обучающихся.
По данной программе обучаются дети от 6 до 7 лет включительно.
Срок реализации программы.
Программа ознакомительного уровня. Продолжительность образовательного процесса рассчитана на один год.
Форма и режим занятий.
Форма организации деятельности детей – групповая. В группе может заниматься от 10 до 12 детей. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия для детей 6-7 лет – 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, пальчиковые игры и релаксационные музыкальные паузы для снятия психологического напряжения.
В лабораторию ЗD-моделирования «Прототипирование» принимаются все желающие дети дошкольного возраста (6-7 лет), без какого-либо отбора и конкурса.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Формой подведения итогов становятся выставки работ детей, посещающих лабораторию ЗD-моделирования «Прототипирование».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Период / Тема занятия | Цель / Содержание |
Сентябрь | ||
1 | Вводное занятие | Знакомство с правилами техники безопасности при работе с 3D-ручкой |
2 | 3D-ручка. | Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки. Техника безопасности при работе с 3D ручкой |
3 | Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D-ручкой | Общие понятия и представления о форме, изображение на плоскости. |
Октябрь | ||
4 | «Мой весёлый звонкий мяч» | Рисование круглых предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо |
5 | «Кубик» | Рисование квадратов по шаблону, заполнение свободного пространства. |
6 | «Объемный куб» | Соединение квадратов в куб. Закрепление навыков работы с 3D-ручкой |
7 | «Цветок для мамы» | Рисование по шаблону цветка, умение менять цвета на 3D-ручке. |
Ноябрь | ||
8 | «Цветок для мамы» | Рисование цветка по шаблону. Развитие чувства прекрасного, внимания, воображения. |
9 | «Цветок для мамы» | Сборка деталей цветка в целое. Закрепление навыков работы с 3D-ручкой |
10 | «Цветы для мамы» | Создание композиции их цветов. Оформление выставки ко Дню матери |
11 | «Снежинка» | Знакомство с формой снежинки. Рисование снежинок различной формы по готовому контуру |
Декабрь | ||
12 | «Снежинка» | Рисование снежинок различной формы по готовому контуру. Закрепление навыков работы с 3D-ручкой |
13 | «Елочка» | Дифференцирование предметов по величине (большой, средний, маленький). Знакомство с треугольной формой. |
14 | «Елочка» | Сборка деталей елочки. Закрепление навыков работы с 3D-ручкой. |
15 | «Морозные узоры на окне» | Создание необычных узоров на оконной раме, развитие творческого воображения, внимания, моторики рук. |
Январь | ||
16 | «Морозные узоры на окне» | Создание необычных узоров на оконной раме, развитие творческого воображения, внимания, моторики рук. |
17 | «Салфетка под конфетницу» | Создание модели салфетки. Развитие мелкой моторики рук, концентрация внимания, воображения |
Февраль | ||
18 | «Карандашница» | Создание объёмной модели карандашницы из трёх – четырёх сторон. |
19 | «Очки для папы» | Создание объёмной модели очков. Развитие мелкой моторики рук, концентрация внимания, пространственного воображения |
20 | «Подарок папе» (медаль) | Создание модели медали. Отработка навыков пользования 3D-ручкой, развитие чувства цвета, воображения |
21 | Экскурсия | Экскурсия в детский город профессий «Мастерславль» (в выходной день). Экспозиция «Архитектурное бюро / Школа дизайна» |
Март | ||
22 | «Украшения для мамы» | Создание различных украшений для мамы по выбору ребёнка с использованием шаблонов. |
23 | «Подснежник» | Составление модели цветка. Сборка деталей в целое |
24 | «Поляна подснежников» | Составление готовой композиции. Развитие чувства прекрасного, внимания, воображения. |
25 | «Весна идет» | Создание коллажа работ. Оформление выставки «Весенняя капель» |
Апрель | ||
28 | «Рыбка» | Создание модели рыбки. Отработка навыков пользования 3D-ручкой, развитие чувства цвета, воображения. |
29 | «Обитатели аквариума» | Составление модели улитки, ракушки |
30 | «Живая травинка» | Составление модели водорослей |
31 | «Сухой аквариум» | Создание сухого аквариума. |
Май | ||
32 | «Фантазер» | Создание объемных фигур |
33 | «Фантазер» | Создание объемных фигур |
34 | «Фантазер» | Создание объемных фигур |
35 | «Ай, да я!» | Итоговое занятие. Выставка работ |
36 | «Ай, да я!» | Презентация работ воспитанников. Участие в выставке, награждение. |
Учебный план лаборатории ЗD-моделирования «Прототипирование»
Группа кружка | Длительность занятия | Кол-во дней в неделю | Кол-во дней в месяц | Кол-во дней в квартал | Кол-во дней в году |
подготовительная | не более 30 минут | 1 | 4 | 12 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс.
Психолого-педагогические условия реализации программы:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия через:
– непосредственное общение с каждым ребенком;
– уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
– создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
– развитие умения детей работать в группе сверстников;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
– поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
– оценку индивидуального развития детей;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Планируемые результаты освоения программы:
– создание механизма сетевого взаимодействия в рамках реализации Программы «Основы инженерного образования в дошкольном и общеобразовательном учреждении»;
– увеличение количества детей, имеющих интерес к получению естественно-научных знаний;
– увеличение количества детей, имеющих практические навыки исследовательской деятельности;
– увеличение количества детей, имеющих устойчивый интерес к профессиям инженерно – технической направленности;
– повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через освоение новых технологий в процессе реализации инновационной программы.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Способы и направления поддержки детской инициативы:
Поддержка детской инициативы несет в себе внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость. Поддержка – короткое или небольшое оказание той или иной помощи человеку в трудной для него ситуации.
Инициатива, инициативность – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Поддержка детской инициативы | |
Направления | Способы |
Поддержка детской автономии: самостоятельность в замыслах и их воплощении; индивидуальная свобода деятельности; самоопределение | Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными средствами (игровой, конструктивной, продуктивной, художественно-эстетической, общении, двигательной и др.) Поддержка инициативных высказываний. Применение методов проблемного обучения, а также использование интерактивных форм обучения. |
Поддержка спонтанной игровой деятельности (индивидуальной или коллективной), где замысел, воплощение сюжета, выбор партнеров осуществляется детьми без вмешательства педагога | Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры: - выбор оптимальной тактики поведения педагога; - наличие времени в режиме дня, отведенного на спонтанную свободную игру (не менее 1,5 часов в день, непрерывность каждого из временных промежутков должна составлять по возможности не менее 30 минут, один из таких промежутков отводится на прогулку); - наличие разнообразных игровых материалов |
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методические рекомендации по организации игр – занятий:
При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
- Не мешать ребенку творить.
- Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
- Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
- Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
- Поддерживать инициативу детей.
- Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Материально-техническое обеспечение:
С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий:
1. Кабинет с подключением к сети Интернет.
2. Инструменты и приспособления для ЗD-моделирования и творческой деятельности:
- 3D-ручки Myriwell-STEREO
- Лопатки для снятия рисунков из пластика
- Коврики для 3D-проектирования
Конструкторы Lego education “Животные», «Ферма», «Железная дорога»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.- полиграф центр «Маска», 2013.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду» Пособие для педагов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...
Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"
Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...
Материалы kidsills-2018 по направлению "прототипирование"
В мире стремительно развивающихся технологий возникает необходимость ранней проофориентации детей дошкольного возраста. Я пытаюсь решить данный вопрос путем исспользования 3-d ручки в развитии новых н...
WorldSkillsRussia Прототипирование
https://photos.app.goo.gl/YgK6QxRiV7RXXbMV8 ...
Прототипирование.
Творческая деятельность детей....
Прототипирование как средство развития исследовательских и познавательных способностей старших дошкольников
Мастер класс по представлению опыта работы по развитию исследовательских и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование технологии "Прототипирование"...