Статья "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
статья по рисованию (старшая группа)
Статья содержит материалы из опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Зубкова Е.А.,
структурное подразделение
МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»-
«Детский сад»
Белгородская область, Ровеньский район, п. Ровеньки
Аннотация:
Изобразительная деятельность – является наиболее интересным видом детской деятельности. Каждый ребенок – это творец своего мира. Дети индивидуальны и каждый видит мир по-своему интересно. Как правило, творческие возможности ребенка дошкольного возраста не совсем раскрыты и не всегда проявляются в процессе освоения образовательной программы. Таким образом, ребенок взяв в руки краски и кисть начинает творить, выражать свои впечатления и эмоции в создаваемых им образах и сюжетах.
Ключевые слова: ребенок, творить, краски, кисть, впечатления.
Дети дошкольного возраста очень разносторонние и развиваются в различных направлениях, но самым любимым занятием у всех детей является рисование. Каждый ребенок – это индивидуальная личность, имеющая свое мнение и взгляды. Познавая окружающую среду, он отражает ее в своих играх и рассказах, в лепке и рисовании – все это раскрывает внутренний мир ребенка. В процессе рисования дети опираются не только на то, что они видят вокруг, но и на собственную фантазию.
Творческая деятельность способствует хорошему развитию талантов у детей. Разнообразие условий, формирующих творческую среду, приведет к проявлению художественных способностей ребенка.
Наряду с традиционными методами рисования многие воспитатели используют и нетрадиционный метод, то есть ребенок рисует с помощью различных средств. Такое решение в большей степени привлекает внимание малышей. Это интересно детям разных возрастов и дают полную свободу эмоциям, позволяют раскрыть свой потенциал во время необычного творческого процесса. Для ребенка рисование не является сложной работой, поэтому он с удовольствием приобретает навыки работы с различными материалами.
Нетрадиционное рисование – это изображение предмета или объекта с помощью различных материалов. В процессе рисования ребенку дается возможность выбрать самостоятельно технику и материал для работы. Также у него формируется наблюдательность, восприятие, художественный вкус и эмоции. Рисуя, ребенок сам себя развивает, а именно зрительную самооценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство подбора цветов. Развиваются физические возможности: зрительная координация, моторика, усовершенствуется владение кистью руки, что будет полезно в будущем. Кроме этого, рисование положительно влияет на эмоциональный фон ребенка, поднимает настроение и успокаивает.
Не все дети дошкольного возраста имеют хорошие навыки рисования, потому нетрадиционное рисование делится на виды по категориям возрастам. Для хорошего результата рекомендуют начинать работу с трех лет, но перед этим нужно провести диагностическое обследование. Обследование покажет трудности детей в направлении рисования:
– ребенку трудно держать карандаш;
– затрудняются в нанесении линий, пятен, штрихов;
– ребенок рисует только в одной части листа, а не на всем листе.
Для начала малыш осваивает самую простую технику рисования «Пальчиковую живопись», благодаря которой научились:
– рисовать примакивая кончиками пальцев рук к поверхности листа бумаги;
– научились рисовать прямые линии в разных направлениях.
Вторым этапом для малышей 3–4 лет является освоение более сложной техники нетрадиционного рисования – «Печать от руки» (отпечатки ладошек) и рисование деревянной палочкой. Немного позже дети ознакомятся со следующей техникой рисования – «Оттиск печатками из картофеля». Такая техника научит ребенка:
– получать отпечаток, держа печатку тремя пальцами;
– использовать один предмет, составлять из него узоры и композиции.
Подводя итог, дети младшего возраста научились правильно держать карандаш, с легкостью изображали линии, наносили мазки и пятна, располагают рисунок по всему листу, а не в одном месте.
Дети среднего дошкольного возраста более умелые и их можно ознакомить со сложными техниками рисования: – печать поролоном; – тычок жесткой полусухой кистью; – печать пробками; восковые мелки и акварель; – свеча и акварель; – отпечатки листьев; – рисунки ладошками; – рисование ватными палочками и ватными дисками; – кляксография.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут рисовать используя трудные методы и техники: – рисование песком; рисование мыльными пузырями; – рисование мятой бумагой; – печать по трафарету; – пластилинография.
Использование каждой из этих техник – это маленькая игра для ребенка. Они позволяют детям чувствовать себя рискованнее, смелее, дают полную свободу воображения и помогают самовыражаться. Нетрадиционные техники не утомляют детей, а наоборот способствуют их активности на протяжении долгого времени.
Занятий с участием нетрадиционного рисования строятся на следующих принципах:
– От простого к сложному, то есть занятия идут по возрастанию сложности.
– Принцип наглядности, он заключается в том, что у детей больше развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, следовательно, малыш опирается на восприятие и представление.
– Принцип индивидуализации, представляет собой индивидуальный подход к каждому ребенку для вовлечения его воспитательный процесс.
– Связь обучения с жизнью: изображение должно исходить от впечатлений, полученных ребенком от окружающего мира.
Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию следующие:
– Воспитатель создает игровую ситуацию, она складывается из путешествия, художественного слова и эмоционального настроя.
– Путешествия. Воспитатели часто делают занятия в форме путешествий, потому что ребенка влечет все новое и не стандартное.
– Художественное слово. Используя сказки, в образовательном, воспитателю легче донести до ребенка те или иные знания и умения, да и ребенку проще запомнить что-либо.
– Эмоциональный настрой. Известно, что музыка положительно влияет на настроение и работоспособность ребенка, поэтому включая ее на занятиях, дети себя чувствуют увереннее и комфортнее.
– Показ воспитателем. Изначально на занятии все внимание детей переводится на то, как воспитатель обобщенно показывает, объясняет процесс выполнения работы.
– Использование движения рук. Воспитатель детально показывает ребятам, как происходит нанесение определенной техники нетрадиционного рисования: как правильно держать предмет рисования, какое надо сделать действие, чтобы получился штрих, мазок или отпечаток.
– Выбор детьми материала для рисования. Ребенок делает выбор материала, который его больше всего заинтересовал или понравился и приступает к выполнению задания.
Нетрадиционные техники положительно влияют на детей, а именно снимают страхи, ребенок становится уверенным в своих силах, развивается мышление, ребенок свободно выражает свой замысел, развивает мелкую моторику, копит навыки работы с разнообразными материалами, учится фантазировать и воображать.
В процессе творчества малыши учатся создавать все своими руками – это является неотъемлемой частью обучения и развития ребенка.
В заключении можно сказать, что использование нетрадиционных техник в педагогической деятельности помогает воспитателю пробудить творческую личность в ребенке, придать уверенности в своих способностях и научить ребенка находить применения своим знаниям и умениям в различных жизненных ситуациях.
Литература
- Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2016 г.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2015.
- Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2017.
- Ларина О.В. Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников / О.В. Ларина, Г.Л. Стешенко // Молодой ученый. – 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Мастер класс на тему: «Рисование природы по технике С.Погодиной» «Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»
laquo;Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...