Мастер класс для воспитателей "Лаборатория цвета"
опыты и эксперименты по рисованию

Павлючик Марина Владимировна

Мастер класс является продолжением семинара-практикума «Формирование основ цветоведения у детей дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_laboratoriya_tsveta.docx207.62 КБ
Файл mk_slaydy.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

НМР ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Взаимодействие с воспитателями

Мастер-класс

«Лаборатория цвета»

Педагог дополнительного образования

Павлючик М.В.

П.г.т. Пойковский

2018 г.

Цель:

просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей.

Задачи:

  • Уточнять представления воспитателей о цветоведении.
  • Упражнять в смешивания красок.
  • Учить составлять схемы смешивания цветов и цветовой круг.

Оборудование и материалы:

  • Слайды
  • Набор схем смешивания цветов (образец)

На столах у участников:

  • Заготовки схем смешивания цветов (по 3 на каждого участника) и цветового круга ( по 1 на каждого участника)
  • Гуашь (желтый лимонный, желтый темный, алый, рубиновый, голубой темный, синий светлый), кисти, палитры, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Ход мастер-класса:

Слайд 1

Приветствие участников мастер-класса.

Слайды 2-3

На прошедшем семинаре-практикуме мы с вами узнали о том, что такое цветоведение, выяснили, насколько важны представления о цвете для развития изобразительной деятельности дошкольников. Чтобы освежить полученные знания и вспомнить терминологию я предлагаю вам решить кроссворд.

Кроссворд

  1. Свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженных лучей.
  2. В физической оптике электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом.
  3. Непрерывный ряд цветных полос, расположенных в порядке убывания длины волны; получается путем разложения луча белого света на составные части.
  4. Ярко выраженная разница между цветами, противоположными в спектре.
  5. Характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй.
  6. Цвет, получаемый в результате смешения двух основных цветов.
  7. Коричневый в иерархии цветов.
  8. Колорит гжельской росписи.
  9. Небольшое, часто едва заметное различие в цвете, светлоте или насыщенности цвета.
  10. Самый холодный цвет спектра.
  11. Инструмент для смешивания красок.
  12. Сравнительная степень отличия от темного.

Слайд 4

Нам известно, что имея всего три основных цвета: красный, желтый и синий, можно получить практически все цвета и оттенки спектра. Однако на практике ни в одном наборе красок, будь то гуашь или акварель, мы не найдем эти цвета в чистом виде. Например, в наших наборах гуаши есть две красные краски (рубиновая и алая), две желтые (светлая лимонная и темная желтая) и две синие (темно голубая и светло синяя). Если внимательно посмотреть на эти краски, то можно увидеть, что одна из этих пар более холодная, а другая – более теплая. Конечно, эти сравнения относительны.

Предложить воспитателям определить, какая краска в каждой паре относительно холоднее, а какая – относительно теплее.

Так, из красных: рубиновая краска относительно холоднее алой, из желтых: лимонная – относительно холоднее темной желтой, а голубая – относительно холоднее светлой синей.

С чем это связано? С тем, что в состав гуаши каждого основного цвета уже входит какая-то доля дополнительного. Поэтому при смешивании мы будем получать разные оттенки, например: зеленый, полученный от смешения лимонного и голубого будет существенно отличаться от зеленого, полученного от смешения темно желтого и светло синего.

Сегодня мы с вами проведем эксперименты по смешиванию этих красок и заодно составим схемы смешивания цветов, которые помогут нам понять природу составных цветов и разобраться в технике их получения. Эти схемы можно будет использовать в дальнейшем в работе с детьми.

Слайд 5

Практическая деятельность (экспериментирование)Слайд1.JPGСлайд2.JPGСлайд3.JPG

Воспитателям предлагается рассмотреть заготовки схем смешивания.

Последовательность выполнения работы:

  1. Закрасить кружочки «слагаемые» соответствующими цветами.
  2. Смешать на палитре цвета «слагаемые» и раскрасить кружок «сумму» полученным цветом.
  3. Сравнить полученные оттенки и выбрать наиболее чистый.

Совет: для чистоты эксперимента берите равное количество краски при смешивании. Много краски брать не следует, достаточно – до середины ворса кисти № 2.

Слайд 6

Цветовой спектр

Теперь, когда мы знаем, какие именно цвета необходимы для получения чистых оттенков оранжевого, зеленого и фиолетового, мы может сделать цветовой спектр-подсказку. В нем сектора основных цветов мы разделим пополам и заполним каждую из них соответствующим цветом. Лимонная и светло голубая стремятся к зеленому, темножелтая и алая  - к оранжевому, светлосиняя и рубиновая – к фиолетовому.

Практическая часть

Заполнить цветовой спектр.

Слайд 7

Таким образом сегодня мы получили пособие по цветоведению, которое можно дополнить и другими схемами смешивания. Например, получение третичных цветов через смешивание контрастных, получение оттенков коричневого через смешивание его с другими цветами, получение пастельных оттенков через смешивание хроматических цветов с белым, приглушенных оттенков – через смешивание хроматических цветов с черным или серым. Теперь вы можете самостоятельно дополнить это пособие и использовать его в работе с детьми.

Источники:

  1. Гнайкова Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/archive/145/40627/ 
  2. Луконина А.И. «Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества» https://docplayer.ru/28771471-Razvitie-cvetovospriyatiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-hudozhestvennogo-tvorchestva.html 

  3. Особенности цветовосприятия у детей дошкольного возраста https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00127371_0.html 

  4. Виктория Латка. Основы цветоведения простыми словами. http://www.viktoria-latka.com/osnovy-cvetovedeniya-prostymi-slovami/ 

  5. Цветоведение. Урок 17. https://artatac.ru/uroki_risovaniia/tsvet-uroki_risovaniia/tsvetovedenie.html 

  6. Словарь специальных терминов. http://cosmograph.ru/culture/beda/termin.php 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НМР ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» Мастер-класс «Лаборатория цвета» Педагог дополнительного образования Павлючик М.В. П.г.т. Пойковский 2018 г.

Слайд 2

С О Х К К С О О П С О О Т Т Л Т С А С С П Н Л А Р О Т И Л В Ц В Е Т О В Е Д Е Н И Е В Е К Р Р Н Т Н Н И Т Т Е Т Т А И О И Ы О Й Р Л Т Р С Т Й Ч Й К А О Т Н Т Ы А Й Ц В Е Т С В Е Т С П Е К Т Р К О Н Т Р А С Т К О Л О Р И Т С О С Т А В Н О Й Т Р Е Т И Ч Н Ы Й Х О Л О Д Н Ы Й О Т Т Е Н О К С И Н И Й П А Л И Т Р А С В Е Т Л О Т А

Слайд 3

С О Х К К С О О П С О О Т Т Л Т С А С С П Н Л А Р О Т И Л В Ц В Е Т О В Е Д Е Н И Е В Е К Р Р Н Т Н Н И Т Т Е Т Т А И О И Ы О Й Р Л Т Р С Т Й Ч Й К А О Т Н Т Ы А Й

Слайд 5

Схемы смешивания цветов Для чистоты эксперимента берите равное количество красок для смешивания.

Слайд 6

Цветовой спектр рубиновый алый голубой синий лимонный тем. желтый

Слайд 7

Варианты схем смешивания красок Получение составных цветов через смешивание основных Получение пастельных оттенков через смешивание хроматических цветов с белым Получение приглушенных оттенков – через смешивание хроматических цветов с черным или серым Получение третичных цветов через смешивание контрастных Получение оттенков коричневого через смешивание его с другими цветами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир цветов» (изготовление розы на ножке из креп бумаги).

Мастер-класс для воспитателей "Волшебный мир цветов". Изготовление розы на ножке из креп бумаги....

Мастер-класс для воспитателей "Значение цвета в природе"

Этот мастер-класс  я  подготовила и применила для участия  на Методическом Объединение....

Мастер - класс для воспитателей Канского района «ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ».

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию идею изготовления цветов из полихлорвиниловых сеточек от упаковки яблок.  Цветы можно использовать для изготовления различных композици...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Доклад на мастер-классе для воспитателей по изготовлению ростовых цветов из фоамирана.

Цель:  Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; вовлечение педагогов в творческий процесс по изготовлению цветов из ...

мастер-класс для воспитателей ДОУ "Цветы от благодарных потомков"

Изготовление цветов гвоздики из бумажных салфеток в технике бумажное моделирование.Салфетки – это материал, который может принять любую, желаемую форму. Происходит это за счет того, что они тонк...

Мастер-класс для воспитателей «Бумажная феерия» изготовление цветов из бумаги

Творить своими руками это так увлекательно и интересно....