Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: "Осень в лесу"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Сливка Анна Николаевна

Цель: Дать представления детям о линии горизонта. Учить композиционно грамотно располагать предметы на листе бумаги. Формировать у детей умения передавать образ лиственного дерева посредствам красок, передавая характерные особенности строения ствола и кроны. Стимулировать желание детей изображать природу в разные сезоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект327.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему

«Осень в лесу»

Цели: Дать представления детям о линии горизонта. Учить композиционно грамотно располагать предметы на листе бумаги. Формировать у детей умения передавать образ лиственного дерева посредством красок, передавая характерные особенности строения ствола и кроны. Стимулировать желание детей изображать природу в разные сезоны.

Программные задачи:

1. Образовательная:
- Способствовать закреплению знаний об осени, называя ее признаки;
- развивать навык детей рисовать деревья гуашью, используя 2 вида кистей (толстую для изображения стволов деревьев и тонкую для прорисовки мелких деталей).

- Используя законы перспективы в рисовании, закрепить понятия где находится линия горизонта, передний и задний планы.

- стимулировать творческую активность детей.

2. Развивающая:
- развивать художественно эстетический вкус детей.
- тренировать память, внимание, развивать глазомер
- развивать умение сравнивать и обобщать, использовать наречия: ближе, дальше и предлоги: перед, за.

- выделять существенные признаки осени, подбирать точно слова для обозначения явления.

- нацеливать на достижение результата, оценивая его.

- расширять словарь детей за счет слов: тоненькое деревце, линия горизонта, передний и задний план, крона дерева, выше, ниже, толще, тоньше.

- Умение оценивать свою работу и работы товарищей.

3. Воспитательная:
- Воспитывать любовь к русской природе
- Учиться замечать красоту.

- Давать оценку работе.

Предварительная работа: 

Уточнять признаки осени, вести наблюдения за сезонными изменениями в природе, рассматривать деревья на участке, любоваться листопадом. Развивать умения находить линию горизонта, находясь на участке детского сада. Рассматривание подборки репродукций художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», «Осень 2», «Дубовая роща». Знакомство с произведением П.И. Чайковского «Времена года, Осень».

Использование образовательных технологий на занятии: 

Игровые, динамическая пауза, самомассаж пальцев рук.

 

Материалы и оборудование: 

2 кисти (тонкая и толстая), подставки для кистей, гуашь, салфетки, баночки с водой, белый лист форматом А4, палитры, репродукции И.И.Левитана

Организация:

Дети стоят полукругом перед доской, на которой представлены репродукции И.И.Левитана.

Индивидуальная работа за столами.

Динамическая пауза.

Продолжение работы за столами (включая самомассаж пальцев рук).

Проход по «галерее» между столов, рассматривание готовых пейзажей.

Зрительный ряд: 

Репродукции картин Исаака Ильича Левитана: «Золотая осень», «Осень 2»; «Дубовая роща».

Музыкальное сопровождение: «Времена года, Осень» П.И. Чайковского.

Ход занятия:

Тихо играет музыка П.И.Чайковского «Осень» дети стоят у доски полукругом.

Ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем она.

Солнцу теплому не верьте

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами.

Дети: Загадка об осени.

Воспитатель: Совершенно верно, в загадке говорится об осени. И сегодня мы с вами попробуем нарисовать осенний лес. Но прежде чем приступить к работе мы еще раз посмотрим, как изображал в своих картинах лес осенью знаменитый художник Исаак Ильич Левитан. И поучимся у него рисовать.

https://www.gallery30.ru/upload/iblock/f9a/f9a653d0dc2bcdb316309f3cbafebd31.jpg       Осень2. 1896. Исаак Ильич Левитан       https://stihi.ru/pics/2014/09/03/1658.jpg

Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что изображено на картинах? 

Дети: Осень. Деревья, лес, река.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие цвета больше использует художник в своих картинах?

Дети: Желтые, оранжевые, есть зеленый цвет, голубой.

Воспитатель: Ребята перед вами представлены 3 картины одного художника и все они на осеннюю тематику, скажите они похожи друг на друга?

Дети: нет не похожи.

Воспитатель: Почему картины не похожи друг на друга?

Дети: На первой картине есть река и видно голубое небо,

на второй картине нет реки, а поляна с деревьями и голубое небо,

а на третьей картине изображен лес, но неба не видно.

Воспитатель: Ребята, хотите оказаться в том месте, где художник рисовал свою картину?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда кружитесь, вертитесь… на пригорке очутитесь! мы с вами оказались в картине, которая называется «Золотая осень».

Стоим около речки, совсем рядом, аккуратно не упадите в воду!

Посмотрите, какая речка большая перед нами, давайте проведем по ней взглядом, вы заметили она уходит в даль и уменьшается, становится маленькой!

Покажите деревья на этой картине, которые находятся близко к нам.

Дети: 5 березок слева.

Воспитатель: Молодцы, а есть деревья, находящиеся от нас далеко?

 

Дети: Да, за речкой.

Воспитатель: Какие они: большие или маленькие?

Дети: Маленькие

Воспитатель: а покажите на картине самое толстое дерево и самое тонкое?

Дети: все березы одинаковые.

Воспитатель: ребята посмотрите внимательно вдаль и покажите где голубое небо сходится с землей?

Дети показывают.

Воспитатель: Как называется эта полоса?

Дети: Это высокая полоса горизонта.

Воспитатель: Это полоса называется линией горизонта – это граница неба и земли. И такая граница есть на каждом пейзаже. На каждой картине есть 2 плана. Обратите внимания, на этой картине много земли и мало неба – это высокая линия горизонта и есть передний план, на котором стоим мы с вами (воспитатель показывает передний план) здесь все предметы большие, высокие, а на заднем плане (воспитатель показывает детям задний план) все вещи и дома и деревья кажутся маленькими. Обратите внимание наши березки слева кажутся нам высокими (большими) потому что стоят рядом с нами, а деревья вдалеке кажутся маленьким, и нам трудно разглядеть детали изображения (ствол, ветви).

Воспитатель: Ну что, готовы оказаться в следующей картине?

Дети: Да

Воспитатель: Кружитесь, вертитесь на поляне очутитесь! теперь мы оказались с вами на картине, которая называется «Осень2» Покажите где здесь находится линия горизонта?

Дети показывают линию горизонта, воспитатель помогает.

Воспитатель: Ребята, обратите внимания на этой картине линия горизонта низкая -  это значит, что много неба и мало земли. Давайте найдем передний план на этой картине? что на нем изображено?

Дети: Поляна, в ряд стоят деревья, все без листьев только одно с оранжевыми листочками.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что у художника на картинах нет одинаковых деревьев, какие-то тонкие, а какие-то толстые. Посмотрите деревья перед нами какие?

Дети: Высокие (большие)

Воспитатель: Да, а на заднем плане можно определить размер деревьев? и где находится задний план?

Дети показывают задний план.

Дети: на заднем плане деревья все одинаковые, не видно стволов.

Воспитатель: Найдите на картине самое тонкое дерево и самое толстое?

Дети показывают деревья (определяя какие толстые, а какие тонкие)

Воспитатель: Хорошо. Все ли мы с вами нашли на картине? у кого зоркие глазки?

Дети: Домик и забор.

Воспитатель: Конечно за деревьями от нас спрятался домик, и создается впечатление что это продолжение леса.

Воспитатель: Молодцы, ну теперь мы отправляемся на третью картину, давайте попробуем очутиться на том месте, где стоял художник. Кружитесь, вертитесь в дубовой роще очутитесь! наша картина так и называется «Дубовая роща «А кто попробует найти на этой картине линию горизонта?

Дети показывают варианты, кто-то из детей отвечает, что линии горизонта здесь нет так как нет неба.

Воспитатель: Ребята я вам открою секрет, здесь действительно нет неба, картина обрезана, но линия горизонта здесь есть, просто она не видна из-за деревьев. давайте посмотрим на картину и найдем самое толстое дерево и самое тонкое?

Дети находят варианты деревьев.

Воспитатель: Хорошо, а попробуйте найти самые прямые деревья на картине?

Дети находят и приходят к выводу что деревья оказывается бывают не только высокие, низкие, толстые, тонкие, но и неровные.

Воспитатель: Ну что пора нам возвращаться обратно... теперь покрутитесь, повертитесь и в нашу группу обратно вернитесь!

Давайте представим, что мы с вами листочки, которые опадают с наших деревьев и немного разомнемся.

Динамическая пауза «Деревья».

Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

(дети садятся по местам.)

Основная часть:

Воспитатель: Теперь мы с вами превращаемся в художников и попробуем нарисовать пейзаж.

Закрепляем последовательность рисования.

(что рисуем сначала, что потом?)

Беру толстую кисть, набираю краску. Сначала проводим линию горизонта, посмотрите, как я это делаю. Воспитатель показывает, как правильно изобразить на бумаге линию горизонта. Воспитатель уточняет что на рисунке должно быть два плана передний и задний.

Напоминает, что можно по-разному изобразить крону деревьев, кусты, листья (мазком, тычком, примакиванием)

Показываем некоторые приемы изображения: Ствол рисуем сверху вниз (толстой кистью) внизу дерево утолщается. Веточки на дереве рисуем тоненькой кисти, они тянуться к небу. А тонкое деревце можно изобразить просто, проведя линию тонкой кистью.

Напоминает, что перед тем как взять краску другого цвета, кисть надо промыть и осушить о салфетку.

Для того чтобы изобразить светло – голубое небо, какую краску нужно взять?

Дети: Нужно взять 2 цвета: белый и синий и смешать их на палитре, получится голубой цвет.

Рефлексия.

Перемещение детей между столами в «галерее»

Ребята, посмотрите сколько интересных работ у нас получилось, как будто мы попали с вами в осенний парк, давайте пройдемся по нему и рассмотрим каждое дерево и каждый листок.  Какое дерево в нашем парке вам больше всего нравится? Какое настроение у вас вызывает наш «парк»? Какие цвета преобладают в нашем парке? Почему?

Педагог обращает внимание детей на то, что на разных пейзажах получились разные по высоте линии горизонта. У кого-то из детей большое небо у кого-то больше земля.

После того как работы высохли они отправляются на экспресс – выставку, где ребята самостоятельно обсуждают и рассматривают варианты нарисованных ими пейзажей.

И это создали вы, своими руками! Вы настоящие волшебники, такие же, как Осень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: " Осень в лесу"

Конспект занятия в средней группе по «художественному творчеству» (рисованию)Тема: «Осень в лесу»Цели:учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, соблюдать пропорции предмет...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Осенний пейзаж». (Нетрадиционная техника)

Материал содержит конспект занятия по рисованию в старшей группе нетрадиционным методом - печатание листьями. Занятие направлено на развитие творческих способностей и фантазии детей....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему « Осеннее дерево».

Необходимо вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к красоте и разнообразию осенней природы....

Занятие по рисованию в средней группе на тему "Осеннее дерево в лесу"

Цель: развитие творческих способностей детей.Задачи:- прививать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;- вызывать желание узнавать новое;- развивать умения работать кистью и краск...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему:« Осеннее дерево»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему:« Осеннее дерево»...

КОНСПЕКТ занятия по рисованию в старшей группе по теме: «Осенний пейзаж»

Цель занятия:                     Учить детей изображать осенний пейзаж (деревья,небо, землю, листья...

Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе на тему «Осень»

Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе «БАМБ ЦЕЦГ»МКДОУ «СНДС «Малыш»Воспитатель : Басанова Наталья ВладимировнаОбразовательная об...