Практическое использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками
методическая разработка по рисованию
Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики и творческих способностей средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками | 28.59 КБ |
Презентация опыта работы | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Практическое использование нетрадиционных
техник изобразительной деятельности
в работе с дошкольниками
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 30-40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш.
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, всегда стараюсь обогатить техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными (цветные карандаши и краски) и новыми материалами. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и т.п.
Цель использования нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики и творческих способностей средствами нетрадиционного рисования
Поставила перед собой следующие задачи:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
- Сформировать у детей технические навыки и умения.
- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники изобразительной деятельности.
- Формировать умение работать в коллективе
- Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
- Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие.
- Воспитывать эстетические чувства.
Я считаю, что выбранная мною тема развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования, в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества.
Ведущая педагогическая идея моего опыта представлена как гипотеза:
можно предположить, что использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности стимулирует развитие мелкой моторики детей
В зависимости от возраста детей использую такие нетрадиционные техники, как «Печатание», «Рисование ладошками» – с детьми младших групп; «Печатание пробками, поролоном», «Акварель по сырому фону», «Тычок жёсткой кистью», «Рисование ватной палочкой» и др. – с детьми средних групп; «Набрызг», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия предметная/пейзажная», «Кляксография» и пр. – с детьми старших и подготовительных к школе групп. Большинство из этих техник, в частности, пальцеграфия (рисование пальчиками), рисование способом тычка, использование трафаретов, шаблонов и др. способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов.
Коллективные и индивидуальные работы, выполненные в нетрадиционной технике изобразительной деятельности отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.
Новизна проекта:
Использование новых форм
Создание новой модели взаимодействия
Необычность нетрадиционных техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Нетрадиционные техники изодеятельности
1 Кляксография с трубочкой с ниткой.
2.Монотопия предметная, пейзажная
3.Набрызг.
4.Восковые мелки – акварель.
5.Оттиск смятой бумагой.
6.Тычок жесткой полусухой кистью.
7.Рисование по сырому.
8.Черно – белый гратаж.
9.Рисование солью, крупой.
10. Коллаж — При выполнении коллажей дети используют ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру. Эти занятия коллективные.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно работать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами.
Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
- Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.
- Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Опыт работы показал, Нетрадиционный подход к выполнению изображения учит нестандартно мыслить. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творчества
Итоговое интегрированное занятие: «Путешествие в страну Лукоморье»
Проект показал, что у детей есть огромный интерес и желание к творчеству.
Задачи, намеченные в начале проекта, полностью реализованы.
Дети стали более смелыми в выборе способов и изобразительных материалов, на таких занятиях нет слов «не умею», «не получается», есть только слова «могу» и «хочу научиться».
Наши дети участвуют в различных конкурсах художественного мастерства, как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне. Участвовали в конкурсах «Лес – душа России, душа народа», «фабрика игрушек деда Мороза», «Акватория земли».
Проводятся выставки детских работ по темам: «Подарки осени», «Масленица», «Моя семья» и т.д. Детские работы используем в оформлении детского сада: холлов и групп.
Распространение опыта
- Обобщение опыта на уровне ДОУ
- Работа с молодыми специалистами
- Открытое интегрированное занятие для воспитателей ДОУ г. Тамбова «Путешествие в страну Лукоморье»
- Приняла участие в общероссийской научно – практической конференции «Социализация детей с нарушениями развития: опыт, проблемы, инновации» со статьей «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»
Вывод.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нетрадиционные техники в изодеятельности
« Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения, счастливый человек…» К. Паустовский Рисование крупой
Набрызг
Рисование мятой бумагой, нитками, монотипия
"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь» Рисование салфетками, крупой, скорлупой
"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь» Рисование салфетками
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. коллаж
Бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Открытый показ Путешествие в страну Лукоморье
Распространение опыта
Используемые источники Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1995. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. http://img.mama.ru/uploads/static/images/ http://stranamasterov.ru/files/imagecache/ http://ds82.ru/doshkolnik/2914-.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми
В консультации представлены задачи, которые решаются в процессе приобщения детей в рисованию и предполагаемый результат практической работы. Представлено описание различных техник изобразительной деят...
«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....
«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...
Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".
Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....
«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата»
В статье «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата» представлен опыт работы учителя-дефектолога по использов...
Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...