проект по мелкой моторике в младшем возрасте
проект по рисованию (младшая группа)
развитие мелкой мотрики всегда требует систематического подхода, поэтому моя работа - это воздействие на развитие рбенка в разных направлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_melkoy_motorike_bazyleva.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
I этап. Организационный
Тип проекта:
По времени - долгосрочный
По количеству участников - групповой, подгрупповой, индивидуальный
По направлению работы – художественно – эстетический, творческий
Пояснительная записка.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с мышлением и развитием речи. Многочисленные исследования позволяют сделать вывод, что дети с нарушением речи нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и в движении пальцев рук. Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату (М.М.Кольцова), а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активируются соседние зоны, отвечающие за речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, к 6-7 годам завершается созревание соответствующих зон головного мозга. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Актуальность проблемы:
В результате мною решено было соединить различные методы развития мелкой моторики, поэтому пой проект включает в себя цикл занятий по изодеятельности с использованием как стандартных, так и нетрадиционных техник рисования (НТР), а также подобранные по теме пальчиковые игры, упражнения, задания и предполагаемая самостоятельная деятельность. При этом сохраняется мотивация успешности в связи особенностями использования НТР – быстротой, простотой получения силуэтов или деталей нужной формы, их изменением при необходимости, а также новизной как фактором удержания внимания детей.
Цель:
Развитие мелкой моторики рук посредством художественной деятельности
Задачи:
- Развивать мелкую моторику посредством формирования художественных ЗУН, осуществлять правильный нажим средства рисования на лист (карандаш, кисть, ватная палочка, палец и пр.), учить рисовать различные линии, замыкать их в формы.
- Учить видеть границы листа, контур силуэта, рисовать и раскрашивать в пределах этих границ.
- Учить видеть след, оставленный в процессе рисования, понимать, что это образ реального предмета. Побуждать к осознанному повторению штрихов, линий, конфигураций.
- Побуждать к обследованию предметов при помощи рук, сопровождать движения словами, передавать образ через пальчиковую игру.
- Поощрять желание малышей к свободному отражению желаемых форм, стремление к рисованию, творчеству, использованию разнообразных художественных материалов.
Формы работы с детьми:
Фронтальные занятия,
пальчиковые игры,
дидактические игры, упражнения, задания,
самостоятельная деятельность.
Формы работы с родителями:
Консультации групповые, индивидуальные,
совместные мероприятия, день открытых дверей,
буклеты, консультации, памятки
анкетирование, опросы, беседы
Формы работы с коллегами:
Выступления на педсоветах, консультации.
Приемы работы:
Показ картин, иллюстраций, сюрпризные моменты, мотивация к выполнению, комментирование способов действия, совместные активные действия, художественное слово, вопросы к детям, использование музыки, физминутки, обследование предметов руками, показ и пример способов действия с предметами.
Участники:
педагоги группы, воспитанники и их родители.
Продукт:
выставки работ воспитанников ежемесячно и в конце учебного года.
Предполагаемый результат:
повышается уровень развития мелкой моторики, дети приобретают более высокий уровень владения средствами художественной графики , видят силуэт и границу рисунка, стремятся к творчеству в свободной игровой деятельности.
II этап. Подбор материала, разработка плана.
1. изучение литературы:
Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.Просвещение, 1982г.
Н.П. Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»,М.Просвещение, 1987г.
И.А Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития», М.Сфера, 2007г.
С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Яр. Академия развития, 2007г.
Е.С.Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи», М.АСТ, 2007г.
Т.Н.Доронова С.Г.Якобсон «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», М. Просвещение, 1992г.
Т.Г.Казакова «Рисуют младшие дошкольники», М.Просвещение, 1981г.
2. направления работы:
- развитие моторики в образовательной деятельности (формообразующие движения, графомоторный навык)
- игры и упражнения с речевым сопровождением и без (пальчиковые игры и самомассаж)
- обучение детей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания и взаимопомощи.
3. условия для реализации проекта
– личная осведомленность по теме, изучение литературы по теме, план работы, создание развивающей среды, создание системы педагогического воздействия, привлечение родителей к образовательному процессу.
Для развития мелкой моторики кисти в группе подобраны необходимые материалы: центр «Веселый карандашик», где имеется бумага разных форматов, наборы цветных карандашей, фломастеров, мелков, мела, двухсторонний мольберт для рисования, трафареты, раскраски, раскраски типа «дорисуй сам» и т.п. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок», в нем – кусочки меха, ткани, камушки, бросовый материал, муляжи овощей и фруктов, различные предметы по тематике недели, занятия. Наборы геометрических фигур, цветных палочек и трубочек из старых фломастеров для выкладывания, картотека пальчиковых игр и упражнений, дидактические игры различного содержания, картотека физминуток, различные виды театров (пальчиковый, би-ба-бо, резиновых игрушек), различные виды трафаретов, шнуровки, набор крупных бусин, пуговиц, шариков для нанизывания. Различные пирамидки, сухой бассейн из пластиковых крышек, фасоли. Тканевые пособия по тренировке навыков застегивания, пристегивания, манипуляций с предметами. Набор мелких игрушек, веревочки разной толщины, мозаики, конструкторы типа «лего», кубики, наглядно-методические пособия.
4. подведение итогов
Для отслеживания состояния ручной умелости мною использовались наблюдения за детьми в различных видах художественной деятельности, задания, направленные на определенное действие, движения кисти в пальчиковых играх, свободной предметной игровой деятельности.
1. овладение навыками художественной деятельности
2. овладение навыками пальчиковых игр
3. задания, связанные с манипулированием предметами
4. инициативность, самостоятельность
IIIэтап. Выполнение проекта. План мероприятий
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Рисование пальчиками «Дружные ребята». Учить рисовать пальчиками - окунать в краску кончик пальца и ставить оттиск. Дать представление о зависимости рисунка от движения руки, пальца. | Анкетирование «Ребенок и творчество» Выяснить начальные знания родителей о художественных материалах, личных навыках в художественной деятельности, необходимой помощи и пожелания. |
Октябрь | Рисование пальчиками «Красивые цветочки» Продолжать учить детей НТР (нетрадиционные техники рисования). Учить равномерно заполнять лист, своевременно набирая краску на пальцы, дать представление о взаимосвязи интенсивности цвета рисунка и количестве краски. | Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Дать родителям знания о понятии мелкой моторики, ее важности и способах развития. |
Ноябрь | Рисование ладошкой «Наша птичка» Познакомить с новой НТР – рисование ладошкой. Учить пониманию связи междуформой ладошки и очертанием изображаемого предмета. Учить обмакивать ладонь в краску, ставить оттиски, нажимая на всю площадь ладони, равномерно распределять «рыбок». | Буклет «Пальчиковые игры» Продолжать ознакомление родителей со средствами, способствующих развитию мелкой моторики – пальчиковыми играми |
Декабрь | Рисование ватными палочками «Снежок кружится». Учить равномерно наносить точки на тонированный лист, создавая образ снегопада. Учить закрашивать низ рисунка (сугробы) способом уплотненного нанесения точек ватной палочкой. | Родительское собрание «Нетрадиционные художественно-графические техники» Показать в совмествной деятельности все разнообразие НТР, привлекать родителей к этой деятельности в домашних условиях. |
Январь | Рисование жесткой полусухой кистью и пальчиком «Шубка для Машеньки». Учить заполнять контур рисунка приемом тычка жесткой полусухой кистью, дополнять рисунок узором в технике пальчиковой живописи (пуговички, украшения ) | Папка- передвижка «Игры с художественным содержанием» Ознакомить родителей воспитанников с игрой в домашних условиях с подручными средствами (нетрадиционные материалы) |
Февраль | Рисование ватными палочками «Колобок» учить рисовать округлые формы путем НТР, продолжать учить заполнять рисунок краской густым заполнением точками. | Памятка «Дидактические игры как средство развития руки и пальцев». |
Март | Рисование штампом «Весенние цветы». Показать новый прием рисования – штампом. Дополнять рисунок при помощи знакомых средств НТР (ватные палочки, пальчик, полусухая кисть) по выбору детей | Педагогическая библиотека для родителей. Сделать подборку книг по данной теме, для повышения образовательного уровня родителей в сфере художественно – эстетического направления. |
Апрель | Коллективная работа «Мы гуляем» Учить работать в коллективе на общем листе ватмана. Применять технику печатания при помощи штампов разной формы (цветы, травка, солнце и т.д.) | День открытых дверей Показать родителям, как проходит деятельность по развитию мелкой моторики в условия группы (фронтальное занятие «Мы гуляем», пальчковая игра, поручения, задания, игры, пр.) |
Май | Рисование «Маленький жучок и солнышко » Учить рисовать, применяя известные нетрадиционные техники рисования по желанию. Выявление желания к свободному отражению заданных форм, стремления к рисованию, умения использовать разнообразные художественные материалы. | Подведение итогов на заключительном собрании с использованием ИКТ. Показать родителям разницу в уровне детей в начале и конце года при постоянной работе в направлении проекта. Продолжить работу в направлении развития художественных способностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей младшего возраста
Развитие мелкой моторики детей младшего возраста...
Проект «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Тема проекта: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»...
проект "Развитие мелкой моторики" в младшей группе
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»...
Проект «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Актуальность проекта:В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействи...
Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность"
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать ...
ПРОЕКТ: «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...
Презентация к проекту " Развитие мелкой моторики в младшей группе"
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Задачи проекта:•совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;•развивать ...