Организация рисования в каждой возрастной группе.
статья по рисованию
В материале представлени информация по организации изобразительной деятельности в каждой возрастной группе. Описаны методы и приёмы взаимодейсвтия с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм организации предметного рисования
1 младшая | 2 младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
I. «Погружение» в тему. Объяснение задания. | |||||
1. Заинтересовать детей темой творческой деятельности (проблемная ситуация, внесение предмета, элементы игры-драматизации, игровая роль, стихи, песенки, музыка). |
Внесение предмета хорошо поддержать эмоционально с помощью стихов, загадок, музыки. | ||||
2. Сообщить задание – что конкретно будут рисовать. А, именно, вместе с детьми сформулировать то, что предстоит сделать в зависимости от проблемной ситуации. | 2. Сообщить задание (вместе с детьми сформулировать его в зависимости от поставленной проблемы). Например, как вы считаете, что нам нужно сделать, чтобы………………………….. | ||||
3. Рассмотреть с детьми предмет (образец). Детям задаются конкретные и точные вопросы. – Из чего состоит предмет…. (Что есть у …) – Какой формы … (голова, туловище, лапы, уши, хвост и др.)? – Что больше голова или туловище? – Какие по размеру … (лапы, уши, хвост и др.)? – Где расположены … (голова, лапы, уши, хвост и др.)? – Какого цвета предмет и его отдельные части? | 3. Рассмотреть предмет (разные предметы). Для рассматривания следует предложить вопросы обобщенного характера: – Что вы можете рассказать об этом предмете? – Опишите форму частей предмета. – Сравните части предмета по величине. – Расскажите о расположении частей предмета. – Опишите цвет предмета и его отдельных частей. – Выделите отличительные особенности этого предмета (детали, элементы украшения). | ||||
Воспитатель дает образное описание предмета и в процессе этого описания называет его качества важные для изображения. | Воспитатель дает образное описание предмета, но качества предмета не называет. | Воспитатель задает поочередно вопросы детям и спрашивает их. Если ребенок затрудняется, спросить других детей (кто добавит, кто раскроет точнее). | Воспитатель знакомит детей с последовательностью вопросов и спрашивает желающего ребенка для описания предмета. Воспитатель тихонько подсказывает вопросы, если он затрудняется, или просит это сделать детей. Остальные дети могут уточнять, добавлять ответы. | ||
Воспитатель задает детям вопросы и сама на них отвечает. А затем с каждым ребенком отрабатывает правильный ответ. | Воспитатель задает конкретный вопрос, а дети на него должны ответить сами. Если дети затрудняются, то задает наводящие вопросы: – На что похоже? – Что вы знаете такой формы, цвета? | На конкретный вопрос воспитателя предполагается конкретный ответ ребенка. | |||
4. Научить приемам изображения. | |||||
На каждом занятии, независимо от того знаком детям способ изображения предмета или нет, необходим полный показ и объяснение воспитателя. | Если предмет изображается впервые и способ его изображения детям не знаком, или предполагается изображение сложного для детей предмета, хотя и приемы изображения отдельных частей детям известны, тогда дается полный показ с объяснением воспитателя. | Полный показ дается только в том случае, если предмет сложный, изображается впервые и способ его изображения детям не знаком. Если предметнее не очень сложный, то показ воспитателя не нужен. Не надо торопиться давать детям показ, но способы и приемы изображения обязательно надо обсудить. Для показа можно вызвать ребенка (одного или двух показать разные способы изображения), который должен сам объяснить свои действия. | |||
На этом же занятии для повторного показа вызывается ребенок. Воспитатель подсказывает ребенку действия и просит повторить для детей. Все действия ребенка комментирует воспитатель. | Если предмет простой и способ его изображения детям знаком, то используется частичный показ с привлечением детей. Но или вызвали ребенка для показа, то ему надо подсказывать действия и комментировать их. | Если предмет простой, и способ его изображения детям знаком, то можно сразу вызвать ребенка (желающего это сделать) для показа. Ребенок, который показывает, должен самостоятельно называть, что он делает (по наталкивающим вопросам воспитателя). Остальные дети должны называть: правильно он делает или нет. Воспитатель и дети могут подсказывать ребенку действия. | |||
Во время показа и объяснения полезно включение детей в имитацию движений: нарисовать предмет (форму) в воздухе, или сухой кистью или пальчиком на ладошке, показать движениями как будут действовать кисточкой. | Полезно предложить всем детям производить обследовательские действия в воздухе (обрисовывать форму), имитацию действий. | ||||
5. Уточнить последовательность и правила выполнения работы. С чего начнете рисовать? Что сделаете потом? Как правильно разместите предмет на листе? (можно предложить показать ладошкой) Как правильно пользоваться оборудованием и материалом? | 5. Уточнить последовательность и правила выполнения работы. С чего начнете …. (рисовать, лепить, выполнять работу по аппликации)? Что сделаете потом? Как правильно пользоваться оборудованием и материалом? Как правильно разместите предмет на листе? | ||||
Последовательность и правила выполнения работы напоминает детям воспитатель. | Последовательность и правила выполнения работы воспитатель выясняет с помощью вопросов к детям. | ||||
6. Напомнить детям задание. | |||||
II. Индивидуальная работа с детьми. | |||||
Напомнить последовательность и правила выполнения работы. Затрудняющимся детям дать индивидуальный показ, объяснение. | |||||
Возможно использование приема «пассивных движений» (воспитатель действует рукой ребенка). | Если необходим индивидуальный показ, то он выполняется на отдельном листе, а не на листе ребенка. | Помочь затрудняющимся детям советом, показом, объяснением, напоминанием последовательности и правил выполнения работы. | |||
III. Рассмотреть работы детей. | |||||
Разместить работы детей на … (доске, стенде, большом столе, полу…). | |||||
Завершить игровую ситуацию. От имени героя похвалить всех детей за работу. Можно обыграть работы с помощью персонажа. | Ребенок среднего возраста проявляет интерес к результатам изобразительного творчества, способен дать элементарную оценку своим работам и сверстников. Поэтому можно включить детей в процесс качественной образной оценки работ в связи с поставленной перед детьми творческой задачей – в соответствии с поставленной игровой целью. | Обратить внимание детей на работы. Включить детей в процесс качественной (положительной и отрицательной) оценки готовых работ в связи с поставленной перед ними творческой задачей. Можно также включить музыку в качестве эмоционального фона и предложить детям рассказать о своей работе или работах других детей. Не забыть вернуться к тому, что поставленная в начале занятия проблема решена. Занятие должно быть логично закончено. | |||
При рассматривании образов не произносить: не красиво, не старались, не получилось. Речь должна идти только о получившемся образе. Можно включить (тихо) веселую или просто приятную музыку и предложить детям подойти к работам поближе, полюбоваться, лучше рассмотреть их, обменяться мнением. |
Алгоритм организации сюжетно-тематического рисования
с детьми дошкольного возраста
Изображение пейзажа | Изображение жанрового сюжета с включением персонажей |
I. «Погружение» в тему. Объяснение задания. | |
1. Заинтересовать детей темой творческой работы. | |
Необходимо эмоциональное воздействие разными видами искусства: включить спокойную приятную музыку; предложить полюбоваться красотой природы – показать слайды по теме занятия (иллюстрации, репродукции с картин художников, фото). Показ слайдов сопровождается чтением стихов, образной прозой. | Занятие надо начать эмоционально. Это могут быть: – напоминание о наблюдении и ярком впечатлении, полученном в его процессе, – чтение отрывка из сказки (рассказа, басни и др.), – чтение стихов, загадок на соответствующую тему, – введение детей в сюжетно-игровую ситуацию. |
2. Сообщить задание (изобразить пейзаж, сюжет) в соответствии с развернутой игровой ролью или нравственным мотивом. | |
Предложить роль художника (художника-пейзажиста, художника-путешественника, художника-фотографа) и запечатлеть красоту природы в определенном состоянии (пасмурный осенний день, солнечная золотая осень, зимний вечер, дождливая весна и др.) для оформления тематического альбома, или выставки, или детской книги со стихами о природе. | Лучше всего предложить игровую роль (художника-иллюстратора, художника-фотографа, художника-путешественника и др.) и самим нарисовать картинки для детской книги (по сказке, рассказу, басне, потешке или по результатам наблюдений, по воображению). Можно предложить нравственный мотив … (выполнить работу в подарок конкретному человеку, или чтобы отправить другим детям, или для украшения группы, выставки и др.) |
3. Развернуть беседу. Ребенку надо помочь зрительно представить будущий рисунок. Основной целью беседы является формирование замысла, изобразительного представления. На нее может быть отведено 5-7 минут, в процессе которых "оживляют" представления детей, полученные в процессе предварительной работы. | |
Через беседу с детьми следует выяснить: – характерные признаки природы в конкретный период года (осень ранняя, осень поздняя, зима, ранняя весна, весна цветущая, лето) – сезонные признаки; – особенности состояния природы в зависимости от времени суток и природных явлений (солнечный день, ветреный день, пасмурный деть, дождливый день, вечер, ночь, закат и др.); – какие природные объекты могут быть включены в сюжет (деревья, кусты, небо, горы, земля и др.) в зависимости от того где происходят события (в лесу, на море, на поляне, в горах и т.д.); – как могут или должны выглядеть основные природные объекты (деревья, кусты, небо, горы, земля и др.) – как по-разному может быть построена композиция пейзажа; – какую цветовую гамму следует использовать, – какие дополнительные предметы могут быть изображены. | Через беседу с детьми следует выяснить: – какие эпизоды (конкретные моменты наблюдаемых или представляемых событий) они предполагают нарисовать – выяснить замысел; – какие герои (персонажи) будут участвовать в выбранном сюжете; – как могут выглядеть эти герои внешне; – каковы взаимоотношения между ними; – как можно изобразить их взаимоотношения в конкретно выбранной ситуации (передачей позы, движения, мимики, композиционным расположением); – какие конкретные действия могут происходить между героями в той или иной ситуации; – какими художественными средствами можно воспользоваться для передачи выразительности образа; – где происходят события (в лесу, на море, на поляне и т.д.), в какое время года, дня и, исходя из этого, как лучше построить композицию; – какую цветовую гамму использовать, – какие дополнительные предметы можно нарисовать, чтобы стал понятнее сюжет. |
4. Обсудить возможные приемы изображения главных объектов. | |
Спросить детей о том, какие способы, приемы целесообразнее использовать для изображения тех или иных природных объектов. | Спросить детей о том, какие способы, приемы целесообразнее использовать для изображения главных персонажей, природных объектов и окружения. |
5. Уточнить последовательность и правила выполнения работы. С чего начнете изображать … (пейзаж, иллюстрацию, картину)? Что сделаете потом? Как правильно пользоваться оборудованием и материалом? Как по-разному можно разместить предметы, входящие в сюжет на листе (на панно, на макете)? | |
6. Напомнить детям задание. | |
II. Индивидуальная работа с детьми. Помощь затрудняющимся детям советом о построении композиции, о подборе цветовой гаммы, об использовании выразительных средств передачи образов. Напоминание последовательности и правил выполнения работы. | |
III. Рассмотреть работы детей. | |
– Разместить работы детей на … (доске, стенде, большом столе, полу…). Как правило, на стенд вывешиваются все детские рисунки (с учетом желаний детей). В этом подходе проявляется гуманистическая позиция педагога: каждый рисунок нужен, ценен, хорош по-своему. Конечно, могут быть и исключения: работа совсем не удалась по ряду причин и ребенок неловко себя чувствует, понимая неудачу. Подход в этом случае индивидуален при неизменности общей позиции. | |
Обратить внимание детей на работы. Дать образную (положительную и отрицательную) оценку в связи с поставленной перед детьми творческой задачей. Можно также включить музыку в качестве эмоционального фона. | |
Целесообразно «обыграть» с детьми работы. Предложить отправить в путешествие по осеннему (зимнему, весеннему, летнему) лесу (парку, роще) и опираясь на собственный опыт описать свои ощущения от того, как шумят деревья, пахнет свежестью, ласкает слух пение птиц и др. Или выделить рисунки в соответствии с содержанием прочитанных воспитателем или детьми стихами. Или отправиться на экскурсию в картинную галерею и рассмотреть работы детей как произведения искусства. Или отобрать картины для выставки и др. | Беседу должен начать педагог, давая детям как бы образец художественного восприятия сюжета. Далее воспитатель может предложить найти рисунки, где выразительно передано общение между героями, их внешний вид, движения и т.п. Спросить, чем привлекателен тот или иной образ? Что он делает? Как показано его настроение? Какие средства помогли «художнику» выразить свое отношение к герою? |
Можно также предложить детям рассказать о своей работе или о том, что понравилось в работах других детей. | |
После занятия. К рассматриванию детских рисунков (отсроченному анализу) можно обратиться еще раз вечером или на следующий день. | |
Если пейзажи изображались для украшения группы, как иллюстрации к книге, альбому о природе, то их следует использовать по назначению. К их оформлению обязательно надо привлечь детей. | Если сюжеты создавались для малышей (как иллюстрации к книге, альбому о животных), то их можно пригласить, чтобы дети-художники рассказали по своим работам сказку или о том, как звери живут в лесу, выступают в цирке, какие события происходят с необычными животными на неизвестной планете и т.д. Дети могут и сами сочинить сказки, рассказы, фантастические истории, стихи об изображенных птицах, животных, выдуманных персонажах. |
Детей можно привлечь к оформлению выставки. Причем работы желательно снабдить комментариями, высказанными детьми – они интересны для родителей и помогают лучше понять изображенные образы и сюжеты. |
Алгоритм организации декоративного рисования
с детьми дошкольного возраста
Младшая и средняя группа | Старшая и подготовительная к школе группа |
I. «Погружение» в тему. Объяснение задания | |
1. Заинтересовать детей темой творческой работы. | |
Продумать эмоциональное внесение предмета (образца, вариантов образцов, неоконченного образца) | |
Лучше всего использовать сюрпризное появление предмета или обыгрывание его с помощью игрового персонажа, игровой роли художника (мастера). | Основной метод – предложить детям игровую роль (художника, мастера, ученика мастера, дизайнера и др.). |
Можно использовать нравственный мотив … (выполнить работу в подарок конкретному человеку, или для совместной игры, или для украшения группы, игрового уголка и др.) Внесение предмета хорошо поддержать эмоционально с помощью стихов, загадок, музыки. | |
2. Сообщить задание (украсить изделие по образцу, или придумать его украшение на основе вариантов образцов, завершить начатое украшение по собственному замыслу, придумать свой узор) в соответствии с предложенной игровой ролью или нравственным мотивом. | |
3. Рассмотреть изделие(я), украшенное(ые) узором (образец, варианты образцов, неоконченный образец). | |
– Как называется данное изделие (предмет)? – Чем украшено изделие (предмет)? – Где расположен самый крупный элемент узора? (как правило, в центре). Какой он формы, величины, цвета? – Чем еще украшен предмет? Где расположены эти элементы узора? (по углам, по сторонам). – Одинаковые или разные эти элементы? (одинаковые). Какой они формы, величины, цвета? | Для рассматривания следует предложить вопросы обобщенного характера: – Что вы можете рассказать об этом изделии (предмете)? – Чем украшено изделие (предмет)? – Где и как размещены элементы на форме (силуэте предмета)? – Опишите каждый из фрагментов декоративной композиции (выделите его составные, форму, величину, цвет отдельных элементов). |
Воспитатель задает поочередно вопросы детям и спрашивает детей с места по поднятой руке. Если ребенок затрудняется, спрашивает другого. | Дети отвечают на вопросы с места, но можно и вызвать ребенка к доске для описания узора. Воспитатель тихонько подсказывает вопросы. Остальные дети могут уточнять, добавлять ответы с места. |
Изделия и образцы не убираются. | Изделия и образцы после рассматривания убираются. |
4. Научить приемам изображения. | |
Детей надо научить правильно изображать отдельные элементы (показ с подробным объяснением). Обязательно следует показать и объяснить правила (порядок, последовательность) нанесения элементов узора на форму. | Если элементы в узоре сложные и способ их изображения детям не знаком, то нужен показ и объяснение воспитателя. Если узор не очень сложный, то показ воспитателя не нужен, но можно вызвать ребенка для показа, или обсудить способы и приемы изображения. |
Полезно предложить всем детям поупражняться в рисовании отдельных элементов в воздухе (имитация действий) или сухой кистью на ладошке. | |
5. Уточнить последовательность и правила выполнения работы. С чего начнете украшение этого предмета …. ? Что сделаете потом? Как правильно разместите узор на форме? Как правильно пользоваться оборудованием и материалом? | |
6. Напомнить детям задание. | |
II. Индивидуальная работа с детьми. Помочь затрудняющимся детям советом, показом, объяснением, напоминанием последовательности и правил выполнения работы. | |
III. Рассмотреть работы детей. | |
– Разместить работы детей на … (доске, стенде, большом столе, полу…). | |
– Обратить внимание детей на работы. Можно также включить музыку в качестве эмоционального фона и предложить детям полюбоваться результатом. | |
Обыграть работы детей в соответствии с поставленной творческой задачей (игровой или нравственной). Работам малышей дать общую положительную оценку – похвалить детей. В средней группе подвести детей к качественной (положительной и отрицательной) оценке через игровой анализ результата. | Включить детей в процесс качественной (положительной и отрицательной) оценки работ в связи с поставленной перед детьми творческой задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что должно быть в музыкальных уголках в каждой возрастной группе".
Предметно-развивающая среда: "Что должно быть музыкальных уголках в каждой возрастной группе"....
Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе
Консультация для воспитателей об уходе за комнатными растениями с детьми разного возраста...
Задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе.
Статья расрывает задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе....
«Приемы нетрадиционного рисования, используемые в каждой возрастной группе».
Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отраз...
«Приемы нетрадиционного рисования, используемые в каждой возрастной группе».
Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатлени...
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Организация работы круглого стола «Условия реализации образовательного проекта «Познание» в каждой возрастной группе»
приказ на проведение, план заседаний круглого стола...