Кружок "Акварельки"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Поэтому для развития творческих способностей нужны новые подходы в организации занятий по изобразительной деятельности, которые раскрепощают ребенка, а именно: знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего творчества. Я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_akvarelki.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Эрхирикский детский сад «Ручеек»
Разновозрастная логопедическая группа «Капитошка»
Кружковая работа по изобразительной деятельности
«Акварельки»
Воспитатель:
Нимбуева Л.Т.
2021 г.
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки
которые питают источник творческой мысли".
В. А. Сухомлинский.
Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка - дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Поэтому для развития творческих способностей нужны новые подходы в организации занятий по изобразительной деятельности, которые раскрепощают ребенка, а именно: знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего творчества. Я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В дошкольном учреждении нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель:
- Знакомство детей с нетрадиционными техниками изображения;
- Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования;
- Организация досуга детей.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям различных художественных материалов и к разнообразной технике рисования; давать возможность самим выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа.
- Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня, в среду. Общее количество занятий в год - 32. Возраст детей 5-6 лет, количество детей 15 человек, время занятий 25 мин.
Виды и техники нетрадиционного рисования
-Рисование манкой: Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
- Рисование ватными палочками: Краска наносится ватными палочками. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки. Правило – каждая ватная палочка набирает одну определённую краску.
- Кляксография с трубочкой: Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.
- Монотипия: Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается, как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
-Восковые мелки и акварель: Задуманный сюжет выполняется восковыми мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
- Витражная роспись: На лист бумаги наносится контур будущего рисунка восковыми мелками, затем пространство между контурами раскрашивают красками.
- Печатание листьями: - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
- Рисование пальчиками: - Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование ладошкой: - Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
-Рисование по мокрому: - Средства выразительности: пятно. Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Используемая технология: игровая.
Методы и приемы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
- право выбора
-рассуждение
-закрепление
-оценивание
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Тематический план кружковой работы в старшей группе
Тема | Техника рисования | Программное содержание | Оборудование | Месяц | |
1 | Бабочки, которых я видел летом. | Пуантилизм | Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать воображение, аккуратность при выполнении работы. | Альбомный лист, гуашь, салфетки, ватные палочки | Сентябрь |
2 | «Осеннее дерево» | Набрызг | Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать развивать умение рисовать деревья. Развивать чувство цвета. | Листы бумаги, гуашь, кисти, зубные щетки, палочки, трафарет (крона дерева, опавшая листва). | Сентябрь |
3 | «Фрукты в вазе» | Натюрморт | Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), развивать умение работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать развивать умение тонировать бумагу пастелью. | Листы бумаги, фломастеры, гуашь, ватные палочки, пастель | Октябрь |
4 | Кленовый лист | Рисование с помощью губки | Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, поролон (губка), палитра, кленовый лист | Октябрь |
5 | «Белочка в дупле» | Рисование ладошкой, пальчиками. | Развивать умение рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. | Октябрь |
6 | «Унылая пора! Очей очарованье» | Рисование ладошками, пальцами | Развивать умение детей отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания. | Листы бумаги, гуашь, салфетки, губка. | Октябрь |
7 | Любимая игрушка | Рисование пальчиками | Развивать умение рисовать пальчиками гуашью, ориентироваться на листе, работать аккуратно. Совершенствовать в данной технике умения. | Альбомный лист, гуашь, салфетки. | Ноябрь |
8 | Веселое солнышко | Витражная роспись | Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки. | Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. | Ноябрь |
9 | Герои сказки | Пластилино-графия | Передача выразительного образа в техники пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. | Картон, пластилин, дощечки, картинки с героями сказок. | Ноябрь |
10 | Астры ко дню матери | витраж | Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе. Развивать композиционные навыки, пространственные представления. | Картон, восковые мелки, акварель, | Ноябрь |
11 | Первые снежинки | Манная крупа | Познакомить с новой техникой рисования. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Бумага А4, манная крупа, клей ПВА, кисть. | Ноябрь |
12 | Зимний пейзаж | Монотопия | Продолжать знакомить с техникой монотопия, развивать аккуратность. | Альбомный лист, бумага, кисти | декабрь |
13 | Снегири на ветках | Тычок, ладошка | Совершенствовать навыки рисования способом тычка и ладошкой. Развивать умение самостоятельно создавать композицию. | Декабрь | |
14 | Деревья зимой | Кляскография, ватные палочки | Продолжать обучение детей приемом рисования, развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. | Декабрь | |
15 | Письмо для деда Мороза | Техника по выбору детей | Создать предпраздничное нестроение. Развивать умение изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике. | Альбомные листы, краски, карандаши, восковые мелки, кисти, салфетки. | Декабрь |
16 | Снеговик | Рисование солью | Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность | Листы бумаги синего цвета, соль, клей, кисти | Январь |
17 | Северное сияние | Рисование по мокрому | Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. | Альбомный лист, краски, кисти, салфетки | Январь |
18 | Морозный узор | Восковые мелки, акварель | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Альбомный лист голубого цвета, восковые мелки, краски, кисти, салфетки | Январь |
19 | Снегири на ветках | «тычок» жесткой кистью, ладошками | Совершенствовать навыки рисования способом «тычка» и ладошкой, развивать умение самостоятельно создавать композицию. | Альбомный лист, гуашь, кисти, салфетки. | Февраль |
20 | Подарок папе | Пуантилизм | Развивать умение работать аккуратно. Продолжать развивать умение в данной технике. Воспитывать желание делать приятно близким. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, салфетки. | Февраль |
21 | Самолет | Пластилино-графия | Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность. | Картон ½, пластилин, дощечки, салфетки | Февраль |
22 | Сказки зимнего леса | «Тычок» жесткой кистью | Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса; дорисовка дополнительных деталей кистью. | Альбомный лист, краски, кисти, салфетки. | Февраль |
23 | Цветок для мамы | Рисование на мятой бумаге | Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения. | Листы бумаги, акварель, кисти. | Март |
24 | Весна красна | Поролоном | Помочь детям освоить способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. | Альбомный лист, краски, поролоновая губка, салфетки | Март |
25 | Весенний пейзаж | Монотопия | Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева. | Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти. | Март |
26 | Цветущая весна | Витражная роспись | Совершенствовать умение в данной технике | Альбомные листы, восковые мелки, краски, кисти, салфетки | Март |
27 | Праздничная верба | Рисование пальчиком, ватной палочкой | Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Развивать умение рисовать вербу | Альбомный лист, краски, кисти, ватные палочки, салфетки | Апрель |
28 | Космические дали | Коллаж | Развивать умение создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Вызывать эмоциональное отношение к образу. | Картон черного цвета, краски, кисти, | Апрель |
29 | Рисуем планету | Рисование манной крупой и акварельными красками | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение | Картон ½ А 4, влажные салфетки, акварель, манная крупа, клей ПВА | Апрель |
30 | Букет цветов в вазе | Монотопия | Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии. развитие навыков рисования гуашью, акварелью; «оживление» цветов фломастерами | Альбомный лист, гуашь, акварель, фломастеры, кисти, салфетки | Апрель |
31 | Праздничный салют | Восковые мелки акварель | Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона. | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти. | Май |
32 | Одуванчики | Рисование ватным диском | Развивать умение рисовать в данной технике, аккуратность при выполнении работы | Альбомный лист, краски, кисти, ватные диски, салфетки | Май |
Планируемые результаты
По каждой из задач художественно-творческого развития детей планируется достижение следующих результатов:
- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- У детей сформируются технические навыки рисования;
- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов.