"Национальный костюм"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Дружинина Анна Сергеевна

"Национальный костюм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему«Кукла в национальном костюме»

Цели: познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами,

Обучающие:

-познакомить детей с разными видами национальной одежды, традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

- Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение и форму, пропорции частей тела.

- Учить изображать характерные особенности национального костюма.

- Закреплять навыки в технике работы карандашом. Продолжать учить рисовать контур простым карандашом.

Развивающие:

Формировать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук. Расширять кругозор, развивать любознательность.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к культуре разных народов

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.

Материал: выставка кукол разных народов мира, кукла в русском национальном костюме, сундук, карточки с изображением деталей и орнаментов русской народной одежды, фонограмма, листы и простые карандаши на каждого ребенка, ластики.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, мы живем в самой большой стране – в России. Есть много разных стран. Там живут разные люди, которые имеют свои традиции, обычаи и костюмы. Предлагаю вам посмотреть на выставку кукол разных стран мира и попробовать угадать какие национальные костюмы на них.

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Молодцы! Все эти куклы живут в разных странах и разговаривают на разных языках и, не смотря на все различия всем нужно жить дружно.

2. Мотивационный момент.

Мне кажется, что кто-то стучится. (раздается стук в дверь, воспитатель заходит вместе с куклой, одетой в русский национальный костюм)

Воспитатель (другим голосом): здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон.

3. Основная часть

Воспитатель: Какая странная гостья к нам пожаловала. И одета чудно и здоровается по-особенному. А прибыла наша гостья из Древней Руси. Зовут ее Марья. А что же она за сундук принесла?

Воспитатель-Марья: Сундук этот не простой. В нем рубаха, сарафан расписной. Вынимаем на показ и ведем про них рассказ.

-В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху, поверх нее расписной сарафан, а на сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами. На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами. На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.

- Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится одежда на Марье? Она одета не в простое платье, на ней русский национальный костюм. Посмотрите, какой яркий, красный сарафан на ней, под ним белая рубаха, а на голове кокошник.

- В сундучке у Марьи есть что то еще. Достанем и посмотрим что там.

(достаем образцы орнаментов русских костюмов)

- Посмотрите какие красивые узоры- символы. Как вы думаете для чего они? (для красоты).Именно такими узорами расшита русская национальная одежда. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.

Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.

- Например, на что похож вот этот знак? (рис. солнце)

- Правильно солнце.

- А что солнышко дарит? (тепло). И обозначает этот знак плодородие. Счастье, благополучие.

- На что похож этот знак? (рис. ручеек). Бежит, журчит, несет радость

- Другой знак это засеянное поле и обозначает достаток.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отблагодарить нашу гостью Марью и сделать ей подарок, нарисовав ее портреты, которые мы ей подарим на память.

- Но прежде, чем мы начнем рисовать, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:

Это чья рубашка?

(сжимают и разжимают пальчики)

Белые горошины?

(показать пальцами «горошины»)

Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки

(делают движения напоминающие шитьё иглой)

Это чей сарафан

С белыми ромашками?

(сжимают и разжимают пальчики)

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки.

(делают движения, напоминающие шитьё иглой)

- Как вы думаете с чего мы начнем рисовать портрет Марьи?

- А рисовать мы начнем с фигуры человека. И для этого сделаем набросок простым карандашом. Берем в руки карандаш, кладем лист перед собой вертикально, выпрямляем спинки и приступаем.

-1) Изображение будет у нас почти на весь лист, поэтому изображаем вверху, в середине листа голову нашей куклы в форме овала. Сильно на карандаш не нажимаем, чтобы не пришлось сильно и упорно стирать, и не портить наш рисунок.

-2) Далее изображаем шею, плечи, руки с пальцами, туловище и ноги.

-3) Делаем туловище овальным и дорисовываем лямки сарафана.

-4) Теперь прорисовываем рукава рубахи, в форме овала.

- 5) Прорисовываем сарафан.

-6) Рисуем кокошник, прорисовываем шею и убираем лишние линии, которые нам уже не нужны.

- 7)Рисуем волосы, которые проглядываются из кокошника и косы с бантами. Рисуем обувь в форме сапог на ногах, которые проглядываются из-за сарафана.

- 8) Ну а теперь прорисовываем лицо нашим куклам. Это и уши, и глаза, и нос, рот.

Воспитатель: Ребята, на этом мы пока остановимся. Отложите свои карандаши в сторону и ответьте на вопрос. После того как вы сделали набросок простым карандашом, что будем делать дальше?

- Дальше мы будем украшать наряд нашей куклы. Это мы продолжим делать на следующем занятии или сегодня вечером.

4. Итог занятия:

- Ребята, скажите. Что вы сегодня делали на занятии?

- В каком костюме приходила к вам Марья? (в русском национальном костюме)

- Из чего состоит русский национальный костюм(из рубахи, сарафана, кокошника, сапог)

- Молодцы, мы продолжим нашу работу и подарим портреты Марье, чтобы она забрала их с собой и показала своим подружкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)

Познакомить детей с национальной бурятской  одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Мастер-класс «Приобщение к истокам русской культуры. Атрибуты национального костюма. Русский национальный платок».

Цели и задачи:     познакомить  с народным традициям, обычаями, обрядами;расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного во...

Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023

Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...