Методическая разработка по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Бекасова Анастасия Юрьевна

К основным методам развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста относят рисование, лепка, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, музыка. В данной статье основное внимание будет посвящено такому методу как рисование, в частности рассмотрены проекты и приемы рисования нестандартными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_po_razvitiyu_tvor_sposobnostey.docx709.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной квалификации по вопросу развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

 Задачи:

  • изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по данному вопросу;
  • составить перспективный план работы на учебный год в рамках темы самообразования;
  • подготовить и провести диагностику детей на начало и конец учебного года (уровень художественно-эстетического развития детей старшей группы)
  • расширить собственные знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  • систематизировать изученную литературу;
  • составить отчет о проделанной работе, практическом опыте.

Чему нас учит творчество? Зачем развивать творческие способности?

Во-первых, использование творческих инструментов и материалов развивает мелкую моторику. Используя при рисовании кисть, ребенок делает штрихи, мазки, рисует линии или круги, тем самым улучшается координация глаза и руки, совершенствуется навык воспроизведения простейших узоров. Кроме того, обратите внимание, что определяется ведущая рука. Ребенок пробует какой рукой ему проще, лучше и удобнее рисовать - правой или левой.

Пальчиковое рисование укрепляет руки, развивает независимость движений пальцев. В играх с пластилином или глиной развивается и закрепляется правильный захват, который нужен для правильного удержания карандаша, впоследствии ручки.

Во-вторых, с помощью творчества ребенок снимает нервное напряжение. Используя краски или карандаши ему проще выразить свои эмоциональные переживания.

В-третьих, творческий процесс развивает внимание, логическое мышление, фантазию, исследовательский подход.

К основным методам развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста относят рисование, лепка, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, музыка. В данной статье основное внимание будет посвящено такому методу как рисование, в частности рассмотрены проекты и приемы рисования нестандартными способами.

Тема

Практический выход

Изучить технику «печатание листьями»

Выставка детских рисунков для родителей

Изучить технику рисования от пятна, кляксография

Консультация для родителей «значение рисования нетрадиционными способами»

Овладение техникой рисования пищевой пленкой (техника витражей)

Консультация для родителей «развиваем руку ребенка»

Изучить содержание техники мыльной живописи

Выставки детских рисунков для родителей.

Рисование мыльными пузырями

Выставка детских рисунков для родителей

Рисование «набрызгом»

Выставки детских рисунков для родителей.

Изучение техники «Монотипия»

Выставки детских рисунков для родителей.

Рисование на ткани

Выставки детских рисунков для родителей.

Рисование в технике граттаж или цап-царапки

Выставки детских рисунков для родителей.

Рисование на фольге

Составить конспекты занятий в  «Золотые ручки» по нетрадиционному рисованию.

Рисуем с помощью песка для детского творчества

Работа детей с песком

Изучение техники тиснения восковыми мелками

Выставки детских рисунков для родителей.

Кляксография — это одна из самых увлекательных нетрадиционных техник рисования. Она не только вызывает интерес у детей, но и помогает им выразить свою личность, проявить фантазию и находчивость. Также она позволяет выплеснуть на бумагу накопившиеся эмоции.

 Кляксография — это техника рисования для детей кляксами, пятнами, каплями и разводами. Суть такого рисования заключается в том, чтобы разглядеть в расплывчатом изображении какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, для получения результата ребенку требуется лишь включить фантазию. Рисование в технике кляксографии оказывает большое влияние на развитие ребенка:

  • снимает страх и неуверенность перед неудачным результатом рисунка;
  • развивает творческое воображение и фантазию;
  • учит ребенка решать  поставленные творческие задумки;
  • развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы кистей;
  • стимулирует интерес к рисованию;
  •  развивает образное мышление.

Для того, чтобы организовать и провести занятие по кляксографии нужны лишь некоторые материалы и фантазия.

Понадобятся следующие материалы:

  • бумага для рисования (желательно, чтобы бумага для рисования была глянцевая);
  • кисточки разных размеров;
  • акварель или гуашь;
  • пластиковые трубочки;
  • влажные салфетки или полотенца, клеенка для удобства и защить рабочей поверхности.

Рисование в технике кляксографии осуществляется в два этапа:

  1. Ребенок создает кляксу произвольной формы и представляет определенный сюжет или образ на основе получившегося пятна;
  2. Кляксы дорисовываются, дополняются до подходящего образа различными деталями (форма наполняется содержанием).

Для выполнения деталей можно использовать разные техники – это вызовет у детей еще больший интерес к процессу рисования. Так, например, в детском саду лучше всего использовать данную методику с трубочкой.

Практический опыт применения методики кляксографии на  занятии по художественно-эстетическому развитию в детском саду

Старшая группа

Основная цель данного занятия развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксография.

Оборудование – плотная, глянцевая бумага, акварельные краски, разведенная гуашь, емкости с водой, кисти и пластиковые трубочки.

Данная методика была использована в рамках методического проекта «Личная гигиена ребенка» как здоровьесберегающая технология в детском саду.

В ходе реализации проекта был проведен ряд мероприятий и занятий с детьми старшей группы (5-6 лет): просмотр презентации «Микробы и бактерии наши враги или защитники?», мультфильма «Микробы».

Для закрепления полученных данных был проведен урок по художественно-эстетическому развитию – рисование на тему «Микробы».

Задача детей с помощью краски, используя основные приемы кляксографии, изобразить микробы, бактерии.

Задание выполнялось в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - ребята самостоятельно подготавливали группу, столы для занятия.

 Перед началом занятия мы запаслись влажными салфетками и застели столы клеенками, так как в процессе творчества краска могла и вышла за пределы листа бумаги.

Для работы мы использовали жесткие художественные кисти размера № 5 и №6. Если нужно изобразить пятно еще большего размера целесообразно будет использовать зубную щетку.

Акварельные краски. Для рисования в технике кляксографии лучше всего использовать жидкую акварельную краску, но в нашем распоряжении такой не было, поэтому мы использовали акварельную краску, а также гуашь   фирмы «Луч» и добавляли в нее большее количество воды, гуашь применили для придания более насыщенного, яркого цвета рисункам;

  1. Основной этап. Непосредственно образовательная деятельность.

 С помощью кисти (кисть нужно хорошо напитать краской) на белую бумагу нанести жидкую акварельную краску или разведенную гуашь в произвольной форме, затем взять трубочку и, выдувая из нее, растягивать краску во всех направлениях. Как показал опыт раздувать лучше под наклоном. С помощью такого приема можно сделать ветви деревьев, лучики солнца, щупальца, хвостики и т.д.;

  1. Заключительный этап – после высыхания краски нанести на рисунки дополнительные, уточняющие детали (глаза, рот), ламинирование полученных рисунков.

Рисунки, выполненные разведенной гуашью

20210122_165415

20210123_171715


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие дошкольника осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деят...

Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработкаНетрадиционные техники рисованияв развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"

Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....