Методическая разработка по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)
К основным методам развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста относят рисование, лепка, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, музыка. В данной статье основное внимание будет посвящено такому методу как рисование, в частности рассмотрены проекты и приемы рисования нестандартными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_po_razvitiyu_tvor_sposobnostey.docx | 709.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной квалификации по вопросу развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по данному вопросу;
- составить перспективный план работы на учебный год в рамках темы самообразования;
- подготовить и провести диагностику детей на начало и конец учебного года (уровень художественно-эстетического развития детей старшей группы)
- расширить собственные знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
- учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
- систематизировать изученную литературу;
- составить отчет о проделанной работе, практическом опыте.
Чему нас учит творчество? Зачем развивать творческие способности?
Во-первых, использование творческих инструментов и материалов развивает мелкую моторику. Используя при рисовании кисть, ребенок делает штрихи, мазки, рисует линии или круги, тем самым улучшается координация глаза и руки, совершенствуется навык воспроизведения простейших узоров. Кроме того, обратите внимание, что определяется ведущая рука. Ребенок пробует какой рукой ему проще, лучше и удобнее рисовать - правой или левой.
Пальчиковое рисование укрепляет руки, развивает независимость движений пальцев. В играх с пластилином или глиной развивается и закрепляется правильный захват, который нужен для правильного удержания карандаша, впоследствии ручки.
Во-вторых, с помощью творчества ребенок снимает нервное напряжение. Используя краски или карандаши ему проще выразить свои эмоциональные переживания.
В-третьих, творческий процесс развивает внимание, логическое мышление, фантазию, исследовательский подход.
К основным методам развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста относят рисование, лепка, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, музыка. В данной статье основное внимание будет посвящено такому методу как рисование, в частности рассмотрены проекты и приемы рисования нестандартными способами.
Тема | Практический выход |
Изучить технику «печатание листьями» | Выставка детских рисунков для родителей |
Изучить технику рисования от пятна, кляксография | Консультация для родителей «значение рисования нетрадиционными способами» |
Овладение техникой рисования пищевой пленкой (техника витражей) | Консультация для родителей «развиваем руку ребенка» |
Изучить содержание техники мыльной живописи | Выставки детских рисунков для родителей. |
Рисование мыльными пузырями | Выставка детских рисунков для родителей |
Рисование «набрызгом» | Выставки детских рисунков для родителей. |
Изучение техники «Монотипия» | Выставки детских рисунков для родителей. |
Рисование на ткани | Выставки детских рисунков для родителей. |
Рисование в технике граттаж или цап-царапки | Выставки детских рисунков для родителей. |
Рисование на фольге | Составить конспекты занятий в «Золотые ручки» по нетрадиционному рисованию. |
Рисуем с помощью песка для детского творчества | Работа детей с песком |
Изучение техники тиснения восковыми мелками | Выставки детских рисунков для родителей. |
Кляксография — это одна из самых увлекательных нетрадиционных техник рисования. Она не только вызывает интерес у детей, но и помогает им выразить свою личность, проявить фантазию и находчивость. Также она позволяет выплеснуть на бумагу накопившиеся эмоции.
Кляксография — это техника рисования для детей кляксами, пятнами, каплями и разводами. Суть такого рисования заключается в том, чтобы разглядеть в расплывчатом изображении какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, для получения результата ребенку требуется лишь включить фантазию. Рисование в технике кляксографии оказывает большое влияние на развитие ребенка:
- снимает страх и неуверенность перед неудачным результатом рисунка;
- развивает творческое воображение и фантазию;
- учит ребенка решать поставленные творческие задумки;
- развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы кистей;
- стимулирует интерес к рисованию;
- развивает образное мышление.
Для того, чтобы организовать и провести занятие по кляксографии нужны лишь некоторые материалы и фантазия.
Понадобятся следующие материалы:
- бумага для рисования (желательно, чтобы бумага для рисования была глянцевая);
- кисточки разных размеров;
- акварель или гуашь;
- пластиковые трубочки;
- влажные салфетки или полотенца, клеенка для удобства и защить рабочей поверхности.
Рисование в технике кляксографии осуществляется в два этапа:
- Ребенок создает кляксу произвольной формы и представляет определенный сюжет или образ на основе получившегося пятна;
- Кляксы дорисовываются, дополняются до подходящего образа различными деталями (форма наполняется содержанием).
Для выполнения деталей можно использовать разные техники – это вызовет у детей еще больший интерес к процессу рисования. Так, например, в детском саду лучше всего использовать данную методику с трубочкой.
Практический опыт применения методики кляксографии на занятии по художественно-эстетическому развитию в детском саду
Старшая группа
Основная цель данного занятия развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксография.
Оборудование – плотная, глянцевая бумага, акварельные краски, разведенная гуашь, емкости с водой, кисти и пластиковые трубочки.
Данная методика была использована в рамках методического проекта «Личная гигиена ребенка» как здоровьесберегающая технология в детском саду.
В ходе реализации проекта был проведен ряд мероприятий и занятий с детьми старшей группы (5-6 лет): просмотр презентации «Микробы и бактерии наши враги или защитники?», мультфильма «Микробы».
Для закрепления полученных данных был проведен урок по художественно-эстетическому развитию – рисование на тему «Микробы».
Задача детей с помощью краски, используя основные приемы кляксографии, изобразить микробы, бактерии.
Задание выполнялось в несколько этапов:
- Подготовительный этап - ребята самостоятельно подготавливали группу, столы для занятия.
Перед началом занятия мы запаслись влажными салфетками и застели столы клеенками, так как в процессе творчества краска могла и вышла за пределы листа бумаги.
Для работы мы использовали жесткие художественные кисти размера № 5 и №6. Если нужно изобразить пятно еще большего размера целесообразно будет использовать зубную щетку.
Акварельные краски. Для рисования в технике кляксографии лучше всего использовать жидкую акварельную краску, но в нашем распоряжении такой не было, поэтому мы использовали акварельную краску, а также гуашь фирмы «Луч» и добавляли в нее большее количество воды, гуашь применили для придания более насыщенного, яркого цвета рисункам;
- Основной этап. Непосредственно образовательная деятельность.
С помощью кисти (кисть нужно хорошо напитать краской) на белую бумагу нанести жидкую акварельную краску или разведенную гуашь в произвольной форме, затем взять трубочку и, выдувая из нее, растягивать краску во всех направлениях. Как показал опыт раздувать лучше под наклоном. С помощью такого приема можно сделать ветви деревьев, лучики солнца, щупальца, хвостики и т.д.;
- Заключительный этап – после высыхания краски нанести на рисунки дополнительные, уточняющие детали (глаза, рот), ламинирование полученных рисунков.
Рисунки, выполненные разведенной гуашью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие дошкольника осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деят...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработкаНетрадиционные техники рисованияв развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"
Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....