Влияние художественной деятельности на развитие мозга
статья по рисованию (подготовительная группа)

Тараканова Екатерина Сергеевна

Одно из главных открытий последних лет связано с деятельностью полушарий головного мозга. Доктор Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премией, первый дал объяснение специфики функционирования двух долей мозга.

Мозг человека имеет две части. Левая половина отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей. Правое полушарие контролирует инициативу и творчество.

Оба полушария действуют одновременно. Правое воспринимает продукт левого полушария и перерабатывает своими средствами. То же делает и левое полушарие. Можно сказать, что каждое полушарие не только обогащает другое своими продуктами, но и стимулирует его активность.

У большинства людей доминирует определенное полушарие. Это связано с особенностью образовательных систем: тренировать какое-то из полушарий в большей мере. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. Например, в математических школах мало развивают творческое мышление. А в музыкальных школах или художественных редко тренируют логическое мышление. В результате у многих людей развито только одно полушарие.

Это ущемление можно легко исправить, ведь все умения тренируются практикой. Например, Леонардо да Винчи научился управлять в равной степени обеими руками (то есть он был левшой и правшой одновременно).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района

Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Влияние художественной деятельности на развитие мозга»

Составила и провела:

Тараканова Екатерина Сергеевна

Санкт-Петербург

2021 год

Одно из главных открытий последних лет связано с деятельностью полушарий головного мозга. Доктор Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премией, первый дал объяснение специфики функционирования двух долей мозга.

Мозг человека имеет две части. Левая половина отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей. Правое полушарие контролирует инициативу и творчество.

Оба полушария действуют одновременно. Правое воспринимает продукт левого полушария и перерабатывает своими средствами. То же делает и левое полушарие. Можно сказать, что каждое полушарие не только обогащает другое своими продуктами, но и стимулирует его активность.

У большинства людей доминирует определенное полушарие. Это связано с особенностью образовательных систем: тренировать какое-то из полушарий в большей мере. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. Например, в математических школах мало развивают творческое мышление. А в музыкальных школах или художественных редко тренируют логическое мышление. В результате у многих людей развито только одно полушарие.

Это ущемление можно легко исправить, ведь все умения тренируются практикой. Например, Леонардо да Винчи научился управлять в равной степени обеими руками (то есть он был левшой и правшой одновременно).

А о том, как влияют занятия изобразительным искусством на здоровье, и психологическое состояние человека хорошо говорят результаты социологических исследований –

Исследование, проведённое в Германии, в котором принимали участие 28 человек в возрасте от 62 до 70 лет, показало, что занятия изобразительным искусством улучшают эффективное взаимодействие между частями головного мозга. Они могут задержать или даже свести на нет возрастные снижения некоторых функций мозга. Для исследования случайным образом отобрали 14 мужчин и 14 женщин, половина из которых занималась практически в художественном классе, а вторая группа ограничилась теорией искусства.

То есть первая группа раз в неделю посещала художественную мастерскую, где в течение двух часов узнавала о методах рисования и на практике создавала собственную оригинальную живопись. Участники второй группы тем временем слушали историю искусства, анализировали картины и принимали участие в групповых диспутах. Исследование продлилось 10 недель. Учёные из Университетской клиники г. Эрланген провели МРТ и измерили эмоциональную устойчивость участников в начале и в конце эксперимента. Сравнив результаты до и после испытаний, команда во главе с невропатологами Энн Болверк и Кристианом Мэйхофнером констатировала «значительное улучшение психологической устойчивости», а также повышение уровня «функциональной связности» в мозге среди участников, практиковавших изобразительное искусство. В группе слушателей результаты оказались хуже.

Положительная динамика в группе, практикующей художественное искусство, может быть отчасти связана с сочетанием моторных и когнитивных процессов.

Другая Группа исследователей под руководством профессора Марины де Томмазо из университета города Бари Италия, установила, что красивые картины могут снижать боль, пишет сегодня Daily Telegraph. Ученые надеются, что новые результаты убедят больницы и госпитали больше заботится об украшении помещений, в которых находятся больные.

В ходе исследования группу людей, состоящую как из мужчин, так и из женщин, попросили посмотреть 300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, а также отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми и самыми некрасивыми. На следующем этапе испытуемым показывали эти картины или не показывали ничего, оставляя большую черную стену для картин свободной, и одновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом, сравнимым по силе с прикосновением к раскаленной сковороде. Было установлено, что когда люди наблюдают картины, которые им нравятся, боль ощущает в три раза менее интенсивно, чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картины или черную стену.

Не только дети, но часто и взрослые не в состоянии справиться со своими эмоциями. Мы живем по правилам, понуждаем себя постоянными «Нужно, нужно, нужно...», забывая о своей душе. Из-за этого возникает внутреннее недовольство, которое человек, будучи существом общественным, пытается держать в себе. В результате же страдает организм, ведь отрицательное эмоциональное состояние нередко приводит к различным болезням.

Творчество в этом случае помогает снять эмоциональное напряжение, гармонизировать внутренний мир и достичь взаимопонимания с окружающими. Конечно, это может быть не только рисование, но и аппликации, вышивка, фотографирование, моделирование из спичек, проза, поэзия и еще многое, так или иначе относящееся к искусству.

Полушарии функционируют правильно при взаимодействии друг с другом. Например:

Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.

Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее, не все расчеты и измерения производит левое полушарие.

Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

В современной школе художественная культура обретает статус необязательного предмета и воспринимается как частность, не имеющая серьезной значимости. К изобразительному искусству относятся как к чему – то не очень нужному. В то время как

самое бурное развитие человеческого мозга происходит в возрасте от 2 до 12 лет.!!!!!

А вот например Япония считается страной, где внимание к рисованию наиболее большое среди всех стран мира. Японские школьники тратят на изучение искусства в три раза больше времени, чем наши дети. Уроки рисования в японских школах наиболее разнообразные: детей успевают научить и практике, и углубиться в историю искусства. В каждой школе проходят регулярные скетч-фестивали – это дни, когда дети только рисуют. Причем, часто выходят большими коллективами на улицы городов на пленэр (рисование на открытом воздухе).

А еще я хотела вам сказать, что Наполеон – великий полководец приобщал своих дочерей к живописи. Их учил изобразительному искусству гениальный французский художник Делакруа. Вот какое значение придавала изобразительному искусству элита общества. И это было всегда, когда была культурная элита.

Говоря о современной школе нужно помнить, что хорошая успеваемость и высокие показатели на ЕНТ и ВОУДах становится возможными тогда, когда у наших учеников работают и правое и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

        Упражнения на развитие правого полушария (использовать как разминку на уроках искусства, для развития пространственного мышления)

ГЕНЕРАЛ

ГРИБ-ПОЛЯНА

СОБИРАЕМ КОЛЬЦО из пальцев

Я МОЛОДЕЦ !!!!

Чертим КРУГ ногой по часовой, рукой против. И наоборот

Левой – КРУГ, Правой – ТРЕУГОЛЬНИК

НОС - УХО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников"

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своё в...

День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...

«Какое влияние имеют руки на развитие мозга»

Существует методика Марии Монтессори  о естественном и свободном деятельном развитии здорового ребёнка в специальной среде, где прежде всего давалась бы работа его рукам. Рукам, а значит душе, се...

Выступление на ГМО "Влияние кинезиологических упражнений на развитие мозга"

Выступление на ГМО "Влияние кинезиологических упражнений на развитие мозга"...

«Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников»

Театральная постановка – это самый распространенный вид детского творчества. Она способствует развитию творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительност...