НОД "Гжель"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Вдовина Оксана Владимировна

Знакомство с гжельской росписью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel_.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад№ 5 г. Пугачева Саратовской области»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по  изобразительной деятельности

Тема: «Знакомство с гжельской росписью»  

старшая группа

Вдовина Оксана Владимировна

                                                        Воспитатель 1 квалификационной категории

Цель: Знакомство с гжельской росписью

Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй,  ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), готовые бумажные формы в виде посуды для росписи, гуашь белого и синего цветов, палитра, кисти, банка с водой, салфетка.

Методы и приемы: рассказ воспитателя и видео-просмотр - знакомство с искусством гжели и гжелевых мастеров; наблюдение предметов гжелевой росписи, выявление характерных форм и особенностей росписи; рассмотреть плакаты «Гжель»- убедиться в разнообразии форм и росписи; словесная диктовка и показ приемов росписи синей гуашью.

Предварительная работа: Познавательный рассказ воспитателя о гжельских мастерах. Просмотр видеофильма о гжельском промысле. Рассматривание гжельских изделий.

 

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

  Организационный момент:

 

 Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Очень давно недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там мастера, которые делали из белой глины посуду и игрушки, расписывали их голубовато – синей краской. Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Рисовали на посуде мастера различные узоры: травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки. И все, что кисть рисует становится синим и голубым, поэтому называют гжельскую посуду за ее красоту нежно – голубым чудом – сказочной гжелью. Послушайте, какие стихи сложили о гжельской посуде:

Сине – белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими

Нежными, красивыми.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной – единственной краской – то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка - красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!

Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели: читает стих о гжельской посуде. Активизирует внимание детей.

(воспитатель надевает фартук с элементами гжельской росписи)

 

Основная часть:

 Давайте рассмотрим узор. Какие элементы вы видите? (Травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки). Какой цвет используется в узоре? (Голубой, синий) .

      Показ. Ребята, я покажу вам, как можно  передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии. А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса. Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.  Кисть прикладываю плашмя, получается мазок.  А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем  элементы гжельской росписи.

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски?  (дуги, листья, завитки, сеточки).

  Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими  гжельскими мастерами и потренируемся в росписи.

У меня на столе есть силуэты посуды, но она белая и невзрачная. Давайте раскрасим посуду гжельским узором. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветы – ладони лодочкой соединить перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет – руки колышутся нал головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы. Соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки – покачивают ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову.

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

Понравилось, вам, ребята, быть гжельскими мастерами? Какое настроение у вас было, когда вы расписывали изделия?

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Заключительная часть:

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.

Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

 

Дети переходят к доске.

 

Переход к мольберту.

 Работа детей у доски. (двое – трое детей).

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети самостоятельно работают под музыку.

Дети приходят к выводу, что они помогут их найти

Ответы детей

Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы воспитателя. Активизируют необходимые знания.

Дети самостоятельно работают под музыку. Работу сопровождает запись песни «Незабудковая гжель»

(На протяжении всей самостоятельной работы звучит песня «Незабудковая гжель».)

 Дети рассуждают.

Активизируют мыслительные процессы.

Воспитатель отмечает конкретные заслуги каждого ребенка

Задаем мотивацию на следующий вид деятельности.



 

Комментарии

Мнекина Любовь Николаевна

Красиво!