Проект "Золотая осень"
проект по рисованию (средняя группа)
Актуальность проекта:
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник-это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции -это и процесс , и результат практической деятельности художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zolotaya_osen.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Колокольчик»
Проект
«Развитие художественно – эстетического творчества детей через нетрадиционные техники рисования»
Тема: «Золотая осень».
Проект разработала:
Воспитатель: Жаркова Оксана Михайловна
Проект реализовала: Жаркова Оксана Михайловна
г. Камень – на –Оби 2020г
Тема: «Золотая осень»
Тип проекта: познавательный, творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 15 сентября – 15 октября 2020г)
Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ Детский сад №8 Жаркова Оксана Михайловна
Актуальность проекта:
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник-это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции -это и процесс , и результат практической деятельности художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
Цель проекта: Развитие художественно –творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
* Расширить знания детей об осени, её характерных признаках.
* Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования –отпечатки листьев, и другими техниками.
* Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.
* Развивать наблюдательность, способствовать замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве.
* Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Ожидаемый результат:
* Формирование у детей знаний о нетрадиционных техниках рисования.
* Повышение активности каждого ребёнка –участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
* Усвоение необходимых знаний по теме «Осень».
* Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
* Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
- Изучить и создать информационную базу по проекту.
- Составить план проекта
- Изучение литературы, подбор материала.
- Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
- Подготовить папку-передвижку «Нетрадиционные техники рисования».
Основной этап – реализация проекта
- Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей среднего возраста.
- Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, заучивание стихотворений об осени.
- Исследовательская деятельность: собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине.
- Рассматривание иллюстраций, репродукций картин об осени.
- Организация наблюдений в природе за осенними явлениями.
- Беседы и рассказы об осени, её характерных признаках.
- Дидактические и подвижные игры.
- Прослушивание аудиозаписи, музыкальных пьес, разучивание песен об осени.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Фотосъёмка детей на фоне осенней природы.
Проведение НОД по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования:
* оттиск смятой бумагой;
* рисование ладошкой;
* рисование пальчиками;
* отпечатки листьев;
* рисование тычком, жёсткой кистью;
Участие родителей в проектной деятельности.
- Консультации и памятки для родителей.
- Помощь в изготовлении дидактического материала.
- Привлечение родителей к участию в выставке поделок из природного материала «Осенние фантазии».
Заключительный этап
- Подведение итогов проекта.
- Оформление выставки творческих работ «Осень в работах детей».
Продукты проектной деятельности: рисунки детей, выставка поделок из природного материала.
К концу реализации проекта дети:
- Получили практические навыки и умения по использованию
нетрадиционных техник рисования.
- Повысилась компетентность родителей в вопросе рисования с использованием нетрадиционных техник.
- У детей развиты сенсорные умения, мелкая моторика.
План реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми.
1. «Осеннее дерево» (рисование мятой бумагой)
Цель: Познакомить детей с нетрадиционным приёмом рисования мятой бумагой. Учить набирать краску на бумагу и делать отпечатки- листочки. Закрепить знания о признаках осени. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе
2. «Листопад» (печатание ладошками»
Цель: Познакомить детей с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки- листочки. Закрепить знания детей о цвете( Жёлтый, красный, зелёный, ораньжевый). Развивать цветовое восприятие, творческие способности, моторику рук. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.
3. «Букет из осенних листьев» (печатание листьями».
Цель: Познакомить детей с техникой печатание листьями. Учить окунать листья в краску и оставлять след на бумаге. Закрепить технические навыки в рисовании, работая разными материалами и способами. Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
4. «Осень золотая» (тычком- жёсткой кистью).
Цель: Учит детей передавать образ осеннего леса, используя метод- тычка жёсткой кистью. Закрепить знания о приметах осени. Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, Самостоятельно рисовать новым методом. Развивать воображение и восприятие окружающего мира. Воспитывать аккуратность при рисовании.
5. «Ветка рябины» (рисование пальчиками и кисточкой).
Цель: Учить детей рисовать на ветке ягодки рябины пальчиком, а листочки приёмом- ритмичного примакивания ворсом кисти. Закрепить представления о соплодиях (кисть, гроздь). Развивать цветовое восприятие, впечатлений и представлений о природе.
* Беседы об осени, её характерных признаках.
1. «Приметы осени» -способствовать формированию интереса к разнообразным явлениям природы осенью – моросящий дождь, туман, листопад. Расширить знание детей о приспособлении растений к имеющимся условиям среды осенью.
2. «Хмурая осень» - познакомить детей с наиболее типичными особенностями осени.
3. «Листопад» - показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонное наблюдение.
4. «Небо осенью» - уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием «облака». «тучи».
5. «Осень – добрая волшебница» уметь замечать изменения в природе. Развивать творческое воображение. Приобщать детей к красоте, искусству, творчеству.
* Чтение художественной литературы:
Экологические сказки: Н. Сладков «Осень на пороге», Н.М.Грибачёв «Рыжие листья», К.В.Лукашевич «Осень».
Рассказы: В.Бианки «Осень». «Синичкин календарь»
Стихи: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». А.Барто «Осень». А.Плещеев «Осенняя песенка». М.Ивенсен «Падают, падают листья». И.Бунин «Лес, точно терем расписной»
* Пословицы, поговорки, загадки об осени.
* Дидактические игры: « Осенняя палитра», «Составь узор». «На что похоже». «Волшебные картинки».
Словесные игры: «Один – много» «Хорошо – плохо», « Подбери признак»,
Игры с речевым сопровождением: « Листья», «Дождик».
Пальчиковые гимнастики: «Осень», «Осенние листья». «Вышел дождик погулять». «Осенний букет».
*Рассматривание иллюстраций, картин осенней природы: Шишкин.И.И «Осень», «Осенний лес», Левитан.И.И «Золотая осень».
*Прослушивание аудиозаписи, музыкальных пьесс, разучивание песен об осени: .П.И..Чайковский «Осенняя песня» (из цикла «Времена года»;
*Игры с пеием: «Огородная – хороводная» муз. М.Можжевелова.
*Организация выставки детских работ: «Осень в работах детей».
*Консультация для педагогов «Роль природы в развитии творческих изобразительных способностей детей».
Взаимодействие с семьями воспитанников
*Сбор природного материала для поделок, природного уголка.
*Папка – передвижка Времена года «Осень».
*Консультации: «Картины природы в творчестве маленьких художников». «Роль рисования в жизни ребёнка».
*Участие родителей в выставке «Осенние фантазии».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
2.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – Цветной мир, 2012
6. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. - Цветной мир, 2012
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Консультация для воспитателей
«Роль природы в развитии творческих изобразительных способностей детей»
Воспитатель:
Жарков Оксана Михайловна
«Роль природы в развитии творческих изобразительных способностей детей».
Природа, является средой обитания человека, источником его жизненной силы. Природа вдохновляет человека. Она заключает в себя огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если начать его с раннего детства. О восприимчивости ребёнка в дошкольные годы написано немало. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорное восприятие, вызывает чувство восторга. Наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Дошкольники взаимодействуют с окружающей природой в разное время года. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает все множество свойств природных объектов. Ребенок познает форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и многое другое. У него формируются четкие начальные и очень яркие, незабываемые представления о природе. Все заложенное в детстве, в будущем помогает ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление
(П. Г. Саморукова). Общение детей с природой имеет значение для формирования мировоззрения и бережного отношения к ней. Накопление образных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие окружающего мира, объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную, полезную, познавательную деятельность детей. В ходе игр, наблюдений и труда ребята знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Чуткое отношение к природе зависит от способности уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природы - восход и закат, весенняя капель, изменчивость облаков, цветение садов и многое, многое другое – не знающий предела источник художественных впечатлений. Принципиально обучить их ощущать и понимать свойства естественных явлений, обучить их разумно говорить и допускать оценку натуральным действам, сопряженным с красой созерцаемого мира. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление заботиться и ухаживать за ними. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников – пейзажистов учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё.
У них возникает желание самим создать нечто подобное. Необходимо научить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. У детей с хорошо развитым эстетическим восприятием хорошо развита память и они стараются точно отразить в своих рисунках большое количество образов, а также использовать разные средства выразительности. Таким образом, детские пейзажи всегда необычны, ребята используют разную технику выполнения рисунков, а также, разные материалы: акварель, гуашь, восковые мелки. Пейзаж можно назвать «портретом» природы. Изображение природы содержит в себе определенную долю познавательной информации, но Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Знакомство с пейзажем, то есть, овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни.
С раннего возраста, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное воздействие. Искусство и изобразительная активность самих детей, поможет им закрепить и углубить знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единении. «Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно-эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни – труду, дружбе, Родине, а главное – к природе» (Б. Неменский, художник, педагог, профессор). Специалисты по эстетическому воспитанию (А.А. Адаскина, Н.А. Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое единство мира. Таким образом, вся работа по ознакомлению детей с природой направлена на формирование эмоционально – целостного восприятия окружающего у детей дошкольного возраста, на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать Действуя на эмоции ребёнка своей красотой – совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это содействует проявлению ярких эмоций, чуткого отношения к объектам и явлениям природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста в образах передаёт объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического воспитания. Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.). Н.Е. Румянцев, известный русский педагог, писал, что природа «вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества». В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества».
Расширение представлений о мире природы происходит у дошкольника каждый день, на прогулках и во время наблюдений, которые педагог проводит систематически. Для формирования у детей образного, эстетического восприятия, необходимо использовать в моменты наблюдений много образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях, ведь картины природы вдохновляли многих поэтов и писателей.
Связь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет 2 стороны: 1-ая – приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как источник детского творчества; 2-ая – влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, как синтез познания и эмоционально – эстетической оценки природы, на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его понятий. Значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечал известный педагог – Е. А. Аркин. Он писал: «…когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её».
Для того, чтобы познакомить детей с природой нужно знакомство не только со временем года, но и знакомство с миром животных и растений, на суше и в воде, со всем богатством окружающего мира. Когда мы предлагаем детям изобразить картины природы или животных – это всегда вызывает у них положительный отклик, что в свою очередь содействует закреплению и уточнению их знаний об объектах природы и обогащает творчество новыми видами, формирует энтузиазм к природе и позитивное отношение к ней.
Рисуя, дети изображают родную природу в разное время года, разное время суток, в разную погоду: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Зимний лес», «Настроение раннего утра», «Весенние цветы». Все это часто встречается в работах детей, создаваемых и по заданию воспитателей, и по собственному замыслу. 5-7 лет , это чудесная пора открытий, время величайшей познавательной жадности, формирующегося сознания, увлекательных игр, беззаботного и беззлобного смеха, время любви к радующим детский глаз яркие краскам, цветам, миру игрушек, время, когда ребенок с удовольствием повторяет и сам складывает стихи. Но чтобы дошкольники смогли выразить свои чувства на бумаге, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида в интересной, доступной форме. Также необходимо подчеркнуть красоту окружающую нас. Необходимо обратить внимание детей на красу и летучесть цвета неба, окрашенного закатом, необычность заиндевелых деревьев, нежность весенней, зелени, листов дерев, первых весенних цветов и т. п. Исполнять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, колоритные проявления эмоций. Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой) демонстрируют, что краса любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и желание рисовать то или другое явление встречается детьми с радостью. Старшие дошкольники с большим удовольствием рисуют: бабочек, паучков, птичек, рыбок, диких зверей, и домашних животных. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, тем, что связаны с человеком. У некоторых ребят дома есть домашние питомцы, и они, конечно же, с удовольствием их рисуют и много о них рассказывают. Но со всем животным миром детки знакомятся, совершая экскурсии на природу, просматривая видеофильмы, слушая басни, стихи, рассказы,
Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детские книги иллюстрированные художниками Е. И. Чарушиным, В. М. Конашевичем, Ю.А. Васнецовым, Е.М. Рачевым, В. Бианки - — источник многих сведений о природе, русских лесах, о насекомых, о всевозможных животных.. В основе манеры изображения Юрия Алексеевича Васнецова – сказочно-декоративный реализм. Он занимался живописью и графикой, росписью по фарфору, эскизами театральных декораций. Но именно детская книга принесла художнику любовь и признательность миллионов людей и в нашей стране и за ее рубежом. Сказочность героям его картин придает то, что животные похожи на человека. Они ходят на двух ногах и занимаются тем же чем и люди: метут пол, пилят дрова и т. д. Элементы орнамента костюмов тоже сказочные, у кота – нарядные сапожки, у курицы – фартук, . Совсем иначе выглядят животные у Евгения Ивановича Чарушина – художника и писателя-анималиста.. Чарушин просто жил в лесу, охотился с детства, приучая животных и птиц. Художник словно беседует с ребенком, объясняя картинки. Видно, что совята глазастые, что воронята «самые горластые птенцы». Особенно любил он малышей – волчат, щенят, медвежат, цыплят, котят. Любил показывать их неловкие движения, большие головы, нежный пушок, наивную неуклюжесть. Пропорции, плотность меха, движения все как в природе. Книги Е.И.Чарушина увлекательно рассказывают о животных, учат любить и понимать их, воспитывают в детях поэтическое отношение к природе. Евгений Михайлович Рачев иллюстрировал «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка. В иллюстрациях к этим сказкам впервые появляются «рачевские» персонажи, ставшие сейчас столь популярными: добродушный неуклюжий медведь, задиристый и трусливый заяц, хищный волк.
Для того чтобы дети научились рисовать животных, испытывали от этого радость необходимо показать детям многообразие животного мира, позволить им наблюдать и изучать животных. Посещая зоопарк, в цирке, на улице дети имеют возможность видеть животных и наблюдать за ними. Но животное постоянно находится в движении, что вызывает у ребёнка восторг. Но из такого наблюдения не всегда можно вынести точное представление о форме частей животного, их величине, о том, как они расположены. Поэтому воспитатель, чтобы уточнить образ использует показ игрушечных животных, их вид на фото, на иллюстрациях в книгах, картинах. Уметь рисовать животных для деток очень важно. В рисунках детей появляется новое. В процессе познания природы, и её изображения у них развиваются психические процессы, которые лежат в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.
Роль природы в обогащении знаний детей для передачи выразительных образов переоценить невозможно. Накопление реальных представлений о взаимодействии явлений природы, понимание и бережное отношение к ней – это результат общения детей с природой. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений, способствующий обогащению содержания детского творчества образами природы. Природа пробуждает любознательность малышей, действует на его сенсорное восприятие, вызывает детский восторг перед радостью бытия. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовывать интересную, разнообразную и полезную деятельность детей, основанную на эстетическом восприятии. Рисуя природу, дети вновь испытывают яркие чувства к ней, что делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту окружающего мира. Ведь рисовать природу это не всегда изображать то что ты видишь, но всегда передавать на листе то что чувствуешь. В процессе наблюдений, игр и труда дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. Развивается детская любознательность. Природа, воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами, вызывает эстетические чувства, яркие эмоции.
Консультация для родителей
«Картины природы в творчестве маленьких художников»
Воспитатель:
Жаркова Оксана Михайловна
« Картины природы в творчестве маленьких художников»
Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом хотели бы видеть интересную личность. Личность это прежде всего знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние на человека изобразительного искусства.
Дети младшего возраста с огромным желанием занимаются рисованием. Но вот дети становятся старше, и желание рисовать возникает все реже. В чем тут дело? Если у ребенка нет особых способностей к рисованию, видя несовершенство своего рисунка, понимая, что у него выходит не так как у художника, ребенок перестает рисовать. Да и мы, взрослые, способствуем этому, говоря: «Что это такое? Совсем не похоже. Ты не так рисуешь!» А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, то рисовать будут многие. Не все станут художниками, да нам это и не нужно! Зато дети научатся любить и понимать искусство.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем выразить свое отношение к ним.
Природа окружает ребенка, она учит его доброте, так как сам является источником добра. Однако чем еще окружен ребенок на современном этапе кроме семьи и родной природы? Что еще оказывает влияние на формирование сознания нашего ребенка? Журнальные комиксы, иностранные фильмы, компьютерные игры далеко не безобидного содержания…….В них пропагандируется не доброта и щедрость души, а зло и агрессия. Если в старых отечественных фильмах человек в трудную минуту своей жизни обращался к природе: шел в лес, на луг, ехал деревню, уходил в поход, то сейчас по всем каналам мы видим либо боевики, либо детективы, в которых в трудную минуту человек хватается за оружие и отправляется мстить. К сожалению, оградить детей от этого невозможно, но нужно пытаться научить их отличать что хорошо, а что плохо. Поэтому именно рисование природы действует благотворно на психику детей. Обычно ребенок отражает в своих рисунках то, что видит и слышит. И если мы с вами будем больше обращать внимание детей на природу, которая их окружает, на картины великих художников, если мы будем прививать им любовь к родному краю, то мы растопим сердца детей, откроем их для добра и обогатим душ. И когда наш ребенок будет изображать ни героев боевиков с огромными кулаками, а луг с букашками и березки с елочками под ярким солнцем – это и будет результат нашей работы по творческому воображению.
Я предлагаю начать работу следующим образом.
- Когда вы идете со своим ребенком в детский сад или из него, обращайте внимание на красоту деревьев, синеву неба, яркость солнца.
- Чаще совершайте экскурсии, прогулки, походы в парк, в лес, на луг, желательно всей семьей.
- Посещайте с детьми выставки произведений местных художников, регулярно организуемые в городском Краеведческом музее.
- Знакомьте детей с репродукциями картин великих художников И. Левитана,
И. Шишкина, И. Э. Грабаря о природе.
- Читайте им пейзажную лирику и произведения художественной литературы с природной тематикой.
- Показывайте детям фотографии, открытки, слайды о природе.
- Снимайте природу на фотоаппараты и видеокамеры, предлагайте самим детям делать снимки.
- Слушайте вместе со своим ребенком спокойную классическую музыку.
- Беседуйте о природе, рассказывайте о своем детстве, о том как вы жили, когда были маленькими, как ходили гулять в лес, на речку.
- Учите детей оберегать природу, не ломать ветки, не рвать без надобности цветы, не топтать траву, не обижать птиц, насекомых.
- Хвалите его рисунки о природе, так как в любом, даже самом неудачном, всегда есть часть души вашего ребенка и каждой проведенной на нем линией он хотел передать что-то свое, известное только ему одному.
- Серьезно относитесь к творческим заданиям, которые дает воспитатель вам и вашему ребенку.
Что такое творческие задания? Это когда воспитатель предлагает вам в выходной день вместе с ребенком провести наблюдение, например, за листопадом, посмотреть куда и как летят листья, собрать листья с разных деревьев в подарок сестре или бабушке. Ведь только вы, родители, можете помочь ребенку понаблюдать восход и закат солнца, синие сумерки, ночные тени, густой туман.
Эти наблюдения обогатят и разнообразят рисунки детей. Им всегда легче рисовать то, что они видели своими глазами, а не по описанию. Поощряйте желание детей рисовать дома. Заведите для него подвесную полку над письменным столом, где у него будут храниться все необходимые для рисования принадлежности. Для нарисованных ребенком картин вы можете изготовить рамки и украсить ими детскую комнату. Из засушенных листьев и цветов можно составить букеты для украшения комнат, изготовить настенное панно.
Рекомендуемые темы для рисования дома:
«Лес», «Что я видел в парке», «Как я был на речке», «Мое любимое дерево»,
«Цветущий сад», «Луг с букашками», «Букет для мамы», «В лесу родилась елочка», «Рябина кудрявая», «Чем мне нравится осень (зима)», «Весна», «Лето красное» и другие, главное чтобы сама тема была сформулирована так, чтобы натолкнуть ребят на проявление творчества. Можно предложить нарисовать на тему любимого стихотворения или рассказа о природе, на темы знакомых песен. Рассмотрите детский рисунок вместе с ребенком, оцените его, проявляя такт. Сначала отметьте, что получилось хорошо, потом что не получилось, вместе подумайте, как можно исправить. Такие моменты очень ценны, они сближают, делают друзьями.
В завершении консультации обратить внимание родителей на выставку детской художественной литературы по теме.
Рассматривание выставки детских рисунков «Пейзажная живопись наших ребят».
Консультация для родителей
«Роль рисования в жизни ребёнка»
Воспитатель:
Жаркова Оксана Михайловна
«Роль рисования в жизни ребёнка»
Задавались ли вы когда-нибудь вопросами:
«Зачем дети рисуют?
И так ли важно рисование в жизни ребёнка?»
Удивительное явление искусства – детское рисование. Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит. Верными рисованию остаются только художественно одарённые дети. Но с 3-х лет (или чуть раньше) дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки малышей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрительного и двигательного аппаратов. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребёнок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно–двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов. У них развиваются моторно–двигательные навыки, необходимые для создания тех или иных форм и линий. Всё это приводит к постепенному осмыслению младшими дошкольниками окружающего мира.
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребёнок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно–пространственно–двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому–либо научению. Суть в том, что дети, как иногда кажется взрослым, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих учёных, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно–образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно–логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко, в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико–синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщённое знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями (зрением, двигательной координацией, речью и мышлением), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.
Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал для развития детей.
Во сколько лет можно начинать рисовать с ребёнком?
Прежде всего, вы должны решить этот вопрос сами, глядя на интерес и желание ребёнка к рисованию. Не стоит ждать воспитателей детского сада, что они научат рисовать вашего малыша. Чем раньше ребёнок начнёт рисовать, тем быстрее начнётся его развитие. Однако надо заметить, что приступать к обучению рисованию можно с трёх лет или немного раньше. Так как в этом возрасте ребёнок полнее и ярче углубится в процесс творчества и получит удовольствие от рисунков.
Начало процесса рисования целиком зависит от ознакомления ребёнка с материалом для творчества. Необходимо приготовить место для рисования. Используйте детский столик и застелите его бумагой. Разноцветные краски нужно разложить по баночкам, добавьте туда немного воды. Руки ребёнка должны помещаться в ёмкости, он должен легко брать краску. Рядом с баночками положите полотенце.
Отпечатки ладошек – это лёгкое упражнение, которое даёт младшему дошкольнику представление о его возможностях и способностях. Одновременно он познакомится с техникой пальчикового рисования, что подразумевает вытирание краски с пальчиков при смене цвета. Рисование пальцами развивает моторику рук, фантазию. Это способствует творческому воспитанию. Таким образом, рисование выполняет две функции: развитие речевой активности и эстетическое восприятие окружающего мира.
Вместе с ребёнком попробуйте изобразить, например, солнце. Подберите подходящую краску – выбор можно оставить за малышом. Обмакните палец в выбранный цвет и прорисуйте круг с лучами. Затем можно изобразить речку или море. Вытрете ребёнку ручку и уберите остатки краски, обмакните палец в синюю краску. Можно обмакнуть все пальцы, если рисуете море. Изобразите волны.
Готовое произведение можно поставить в рамочку и повесить на стену.
Первый шедевр, нарисованный вами и ребёнком,
подарит ему счастье и радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...