Мой педагогический опыт
учебно-методический материал по рисованию
В этой статье описывается мой педагогический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 39.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
1.Тема моего инновационного опыта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
2.Сведения об авторе:
Я, Никишина Юлия Александровна, работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида».
Образование: высшее, МГУ имени Н.П.Огарёва, специальность « Филология. Русский язык и литература».
Педагогический стаж (общий и в данной образовательной организации): общий – 13 лет, в данной организации – 1 год.
3.Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: так как речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении нетрадиционной техники рисования в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии нетрадиционного рисовании. А значит любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Актуальность состоит в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Исходя из положения, что главным принципом образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы является принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, велся поиск наиболее результативной технологии для осуществления процесса формирования личность ребенка в различных видах деятельности, в том числе и изобразительной. Первый анализ имеющейся литературы (методических рекомендаций, публикаций в педагогических СМИ) выявил проблему: в массовой практике часто подменяется работа по обучению детей нетрадиционным техникам изображения. При этом сама организация занятий зачастую остается классической – объяснение техники, использование образцов, единое для всех детей задание. Вторая тенденция заключается в том, что детям в качестве рефлексии при решении творческой задачи предлагают нарисовать свое решение. При этом обучающий момент не имеет для педагога ценности – важно просто получить детский рисунок имеющимися в арсенале дошкольника средствами. Таким образом, стало очевидным, что эта тактика не обеспечивает формирование навыков экспериментальной деятельности и самостоятельной работы с проблемами.
4.Основная идея опыта.
Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).
Рисование в детском саду, также как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала.
5.Теоритическая база опыта, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.
Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А. Флериной (1940), Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой (1960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно – выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами, красками гуашь и акварель и др.
Делая в своих работах акцент на формирование двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.
Эту её позицию разделяет И.Л.Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.
6.Новизна, творческие находки.
Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Гипотеза: Обучение художественному творчеству младших дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития детей. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. В связи с этим передо мной стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Задачи: 1.Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать;
2.Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
3.Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
4.Развивать творчество, фантазию;
5.Активизировать детей при выборе тематики;
6.Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу;
7.Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Новизной является знакомство детей с художественно- эстетическим искусством через нетрадиционное рисование различных методов.
Технология опыта
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).
Рисование в детском саду, также как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала.
Мною была разработана рабочая программа по художественно – эстетическому воспитанию, которую я реализую на кружковых занятиях с детьми 2 - 3 летнего возраста.
Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра, но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает цветовой гаммы. Поэтому пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Главной целью программы является развитие художественно – творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.
Программа построена в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить ее единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование нетрадиционные техники рисования.
При разработке программы учитывались принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1.Принцип поэтапности – «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2.Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3.Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4.Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких – либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Работая по программе «Чудесные пальчики», я убедилась, что систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно – трудовое, физическое). В настоящее время я продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу.
Чтобы программа выполнялась, я создала предметно – развивающую среду: в группе имеется уголок художественного творчества, где собраны принадлежности для нетрадиционной техники рисования, разные виды росписи, глиняные, деревянные игрушки.
Оценка результативности программы проводится также по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Перспектива на будущее: продолжать работу с детьми по художественно – эстетическому воспитанию (нетрадиционная техника рисования); обобщение ППО; участие в городских выставках детского творчества. Проводить с родителями консультации и беседы, по возможности привлекать родителей к творческо – образовательному процессу.
Диагностика кружковой работы
Результативность опыта
Наметила предполагаемый результат в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изобразительного творчества с использованием нетрадиционных технологий.
В результате работы предполагается, что у детей сформируется устойчивый интерес к нетрадиционной технике рисования;
- способность совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение)….;
- способность разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно – творческой деятельности;
- способность уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно – творческой деятельности;
- способность самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте художественно – творческой деятельности, продукте художественно – творческой деятельности сверстника;
- способность привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки и др.
У родителей повысится заинтересованность к творческим способностям ребенка, желание совместно творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....