Статья Советы родителям "Творческие идеи"
статья по рисованию (подготовительная группа)
Как при помощи предметов быта, можно создать интересные рисунки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_srek_yu.v.docx | 295.69 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
ББК 74.1
МЕТОДЫ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Юлия Васильевна Срек
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Пчёлка» города Асино Томской области
Через изобразительную деятельность дети учатся познавать окружающий нас мир. Благодаря изобразительному искусству, это инструмент для самовыражения. Данный вид творчества помогает снять напряжение и, конечно же, поднять настроение. Но не всегда стандартное рисование может показаться лёгким, а вот нестандартные техники интересны и занимательны. При помощи нетрадиционных техник рисования, затрачивается меньше времени, дети меньше устают, что благотворно влияет на эмоциональный фон. Увлекает сам процесс рисования. Вроде бы простой ластик, зубная щетка, поролоновая палочка, а как это забавно, увлекательно и интересно, а самое главное легко и доступно. При использовании нестандартных средств рисования, у детей также развивается воображение, художественный вкус, глазомер, кругозор и предметная эрудиция. Используя средства нетрадиционного рисования либо его элементы, происходит обогащение речи ребёнка новыми словами. Они учатся строить связное высказывание в процессе практической работы. Опыт работы в данном направлении: обучение детей изобразительному искусству техниками нестандартного рисования показывает, что дети самостоятельно подбирают и используют различные средства и материалы, а порой только элементы нетрадиционного рисования. Дети с удовольствием пользуются разными техниками, свободно используют средства и материалы, что в свою очередь развивает детскую фантазию и воображение. На занятиях дети смешивают краски, подбирают цвета, экспериментируют. Это формирует убеждения дошкольников и влияет на поведение.
Знакомство с разнообразием изобразительных средств начинается на первом занятии. Сначала знакомимся с зубной щёткой. Все дети знают, что ей чистят зубы, а вот и нет, с её помощью можно рисовать. Щетина зубной щётки хорошо прорисовывают деревья, веточки ели, сугробы, шерсть диких и домашних животных. Используя данное средство можно нарисовать пейзаж, море и многое другое.
На втором занятии дети знакомятся с геометрической фигурой - круг. Оказывается, круг можно нарисовать не только кисточкой, но и отпечатком картофеля, моркови и пластмассовыми крышками. После того, как дети создадут форму круга при помощи отпечатка, приступают к прорисовыванию мелких предметов. Используют пальчики, кончик кисточки или ватную палочку, а при помощи зубной щетки оставляют на альбомном листе загадочные линии и формы.
На третьем занятии дети знакомятся со свойствами поролоновых палочек, сделанные их деревянной основы и части моющей губки, закреплённых при помощи жгутовой нити. При использовании в рисовании поролоновой палочки, остаются аккуратные кружочки, что придаёт объём и лёгкость предмета. Используя данную технику в изодеятельности, можно нарисовать домашних и диких животных, птиц, они получаются объёмными, пушистыми и выразительными. Детям легко передать образ, почувствовать структуру.
Используя данные техники в изобразительной деятельности, можно выполнять любые рисунки и проводить тематические занятия по рисованию в рамках изостудии.
Задачи, которые решаются в данной технике рисования:
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;
- Учить строить рисунок на альбомном листе, используя нетрадиционные техники и его элементы;
- Формировать умения и навыки использования средств и материалов;
- Развивать творческое воображение, художественное мышление, зрение, память, координацию движения рук;
- Воспитывать любовь к окружающей нас природе;
Для организации занятий понадобится следующее оборудование и материалы: интерактивная панель, мольбертные столы, наглядный материал, альбомные листы, гуашь, салфетки, кисточка белка №5, 1\2 картофеля, 1\2 моркови, зубная щётка, поролоновые палочки, наглядный материал.
Приведём несколько примеров авторских занятий, которые проводятся с детьми 6-7 лет в технике нетрадиционного рисования на базе изостудии «Разноцветные пальчики» в МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области.
Занятие 1. «Белка на ветке»
Перед тем, как приступить к практической части, педагог совместно с детьми рассматривает игрушку белки. Затем, просмотр иллюстраций, где дикое животное изображено в зимнее время года в лесу. Проводится вступительное слово педагога, объяснение и демонстрация изображения белки, всё это сопровождается кратким пояснением педагога.
Во вступительной части занятия педагог сообщает, что данное животное живёт в дикой природе. Домик белки называется дуплом и сооружает она его на соснах. Таких домиков может быть несколько. Одно дупло служит спальней, а несколько других, кладовой, в них белочка хранит свои запасы. Поэтому, когда нет сильных морозов, белка, выходит из дупла, чтобы посетить свои кладовые. Педагог предлагает детям рассмотреть, как выглядит белка, называют строение её тела. Первым этапом в обучении изображению животных, это обозначение крупных частей тела. Распределить на альбомном листе так, чтобы вошли недостающие части. Например, если высоко нарисовать голову к верхнему краю листа, то не войдут ушки и т.д. поэтому первым делом с детьми распределяется соотношение белки по величине. Педагог концентрирует внимание детей на середину листа. Также в рисовании в технике «печать» играет важную роль соотношение гуаши и воды. Если много воды, то получится нечёткий водянистый круг, если мало гуаши, то форма не пропечатается, будет проглядываться альбомный лист.
После того, как дети усвоили принцип работы в технике «печать» научились чувствовать цвет, фактуру, педагог приступает к объяснению и показу способов рисования.
Давайте нарисуем белку при помощи овощей, картошки и моркови. Делим картофель пополам, одну часть плотно намазываем гуашью и оставляем отпечаток посередине альбомного листа, это будет туловище. Теперь в том же порядке рисуем голову, только используем часть моркови круглой формы. При помощи кисточки вытягиваем остренькую мордочку. Отпечатки получаются ровными и аккуратными, времени затрачивается меньше, что играет важную роль в поддержании эмоционального настроя детей. Они меньше устают, а значит, есть положительный настрой для дальнейшего творчества. После того, как основа туловища готова, можно переходить к рисованию недостающих частей. Хвост у белки большой, его можно нарисовать кисточкой, а вот мех, ворсинки будет удобней нарисовать зубной щёткой. Хвост рыжий, пушистый, ворс у щётки жёсткий и поэтому, как нельзя лучше подходит в изображении белого окраса на кончике хвоста. Набираем белую гуашевую краску на щётку и лёгкими движениями касаемся краёв хвостика, в такой же последовательности рисуем мех на грудке, ушках, лапках. Белка как - будто оживает, становится выразительной и привлекательной. При помощи ватной палочки дорисовываем коготки, глазки, носик, усики. Теперь проводим линию ветки сосны, на которой сидит белочка, это так же можно нарисовать зубной щёткой. Веточки в такой технике получаются схожими с оригиналом, добавляем немного оттенков красок и прорисовываем кору сосны. Так как белочки живут в гуще сосен, то предлагаю нарисовать несколько сосновых веточек. Они зелёного цвета и очень пушистые. Можно немного смешать краски, зелёную и белую, синюю и жёлтую. Дети очень любят экспериментировать с красками, смешивать их и получать оттенки. На завершённом этапе все рисунки вывешивают на доску для просмотра и анализа.
Занятие 2. «Лиса»
Подготовка к просмотру материала по данному заданию, начинается с чтения сказки и просмотра иллюстраций, репродукций художников, рисунков детей других групп.
Прежде чем приступить к работе, дети вспоминают, как выглядит лиса, строение её тела, окрас меха.
Педагог начинает занятие с эмоционального рассказа о том, как описывают авторы лису в разных стихах, сказках, загадках, потешках. Дети делятся впечатлениями, проявляют эмоции. Педагог делает акцент на том, что сказки интереснее читать с иллюстрациями, где хорошо виден внешний вид сказочных персонажей. Обращает внимание детей на пушистый мех лисицы, и какими изобразительными средствами можно это нарисовать. Затем, педагог предлагает детям ознакомиться с губкой, что ей можно не только мыть посуду, но и рисовать. Часть губки прикреплёна к деревянной палочке, что в свою очередь позволяет свободно удерживать двумя пальцами и рисовать. Основа губки небольшого размера, край имеет круглую форму, хорошо впитывает воду и оставляет круглые выразительные отпечатки на альбомном листе.
После этого следует показ педагога: как лучше разместить лису на альбомном листе, так, чтобы на мордочку можно было посадить колобка. После этого педагог приступает к практической части. Сначала при помощи простого карандаша выполняем наброски. Туловище овальное, голова круглая с вытянутой мордочкой, лапы овальные, вытянутый хвост с острым краем, похож на листик. На голове обозначаем треугольные ушки. После того, как сделали лёгкие наброски карандашом, приступаем к закрашиванию тела лисички. Поролоновой палочкой набираем гуашевую краску оранжевого цвета и начинаем закрашивать контур линии, затем полностью закрашиваем всю часть туловища. В такой же последовательности закрашиваем лапы, уши и хвост. После того, как краска высохнет можно приступать к прорисовыванию мелких деталей (глаз, носа, ушей). Также при помощи белой гуаши можно обозначить грудку и кончик хвостика. Ну и конечно рисуем колобка. Его можно нарисовать кисточкой, жёлтого цвета. На самом крае носика рисуем круглого колобка, ждём пока немного подсохнет. По желанию дети прорисовывают у колобка глаза, нос, рот. Следующим этапом в завершении работы будет служить фон. А это лес, тропинка, трава, можно также прорисовать небо, так же используя поролоновую палочку. Дети смешивают зелёный, жёлтый, белый цвета, получают оттенки зелёного цвета и рисуют тропинку, травку. После завершения работы организовывается выставка детских рисунков, проводится анализ иллюстраций к сказке.
Занятие 3. «Волк»
Волк тоже может быть сказочным персонажем в рисунке. Предлагаю нарисовать волка в зимнее время года в заснеженном лесу, используя поролоновую палочку и зубную щётку.
На подготовительном этапе дети знакомятся с произведениями художественной литературы о зиме и диких животных. Рассматривают репродукцию диких животных леса в зимнее время года. Отмечают, кто изображен, как выглядят животные. Затем педагог сообщает, что зимой многие животные в поисках пропитания. Это суровое время года и поэтому выжить удаётся не каждому зверю. Педагог обращает внимание детей на дикое, хищное животное – волка. Проводит краткую беседу и просмотр иллюстраций об образе жизни дикого и хищного животного. Волки живут стаями, но бывает так, что одного из волков могут прогнать, называется этот волк одиночка и всю свою жизнь он проживает один. Если вожак стаи погиб, то на смену приходит его волчица и вся стая подчиняется только ей. Про волков существует много сказок, рассказов, стихов и загадок, но отличительной чертой волка является осторожность и выносливость. С виду волк очень похож на большую собаку. Только хвост у него всегда опущен книзу да острые уши или торчат кверху, или прижаты к голове, но никогда не свисают вниз, как у собаки. Когда то люди истребили волков и стали происходить странные вещи. Поля и луга стали подвергаться нашествиям расплодившихся в огромных количествах зайцев, оленей, лосей. И тогда человек понял, что природа была мудра, создав волков. Так давайте и мы с вами создадим рисунок волка при помощи нетрадиционной техники, рисование поролоновыми палочками.
Педагог переходит к демонстрации практической части, дети наблюдают, запоминают понравившиеся моменты, проявляют эмоции, делятся впечатлениями. Альбомные листочки заранее закрашены в сине-голубой цвет. Так как волк будет наш главный герой рисунка его будем рисовать по середине альбомного листа. При помощи простого карандаша дети делают лёгкие наброски туловища животного. Туловище имеет овальную форму, голова круглая, хвост продолговатой овальной формы, как и у лисицы, кончик имеет острую форму, а еще тело волка покрыто густой шерстью. После того, как обозначили все части тела волка, переходим к закрашиванию частей. Набираем на поролоновую палочку гуашь и закрашиваем сначала по контурной линии, затем внутри контурной линии так, чтобы цвет альбомного листа не просвечивался. Затем дорисовываем нос, глаза, усы. И завершением в рисунке будет изображение елей при помощи зубной щётки, а также падающих с неба пушистых белых снежинок.
Педагог вместе с детьми рассматривает каждый рисунок и отмечает необычность образа каждого. После подведения анализа все рисунки помещаются на выставку.
Изображение рисунков в данных техниках привлекает детей своей необычностью, оригинальностью и доступностью, что благотворно влияет на развитие полноценной творческой личности.
1. Грошенкова В. А. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. – Москва : Сфера, 2012. – 25-26
2. Рослякова И. А. Развитие речи детей в процессе изодеятельности. URL: https://roslyakova-serpds6.edumsko.ru/articles/post/1444928 (дата обращения: 19.11.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"Советы родителям по музыкальному воспитанию в ДОУ"
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ .Уважаемые родители! Начните новый день с зарядки! Выполняйте с ребенком под веселую, ритмичную музыку различные физические упражнения. М...
Статья "Советы психолога родителям"
Советы для родителей...
Статья "Советы родителям на период адаптации"
Статья посвещена вопросам адаптации детей раннего возраста , поможет облегчить пребывание ребенка в саду....
Статья "Советы родителям на период адаптации"
статья поможет родителям помочь адаптировать ребенка к детскому саду...
Статья на тему"Идем в школу всей семьей"
Статья является методической рекомендацией для родителей первоклассников....
Статья для родителей "Идем в детский сад!"
Статья для родителей "Идем в детский сад"...