Мастер-класс "Граттаж"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)
Нетрадиционная техника рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_grattazh.docx | 21.94 КБ |
grattazh.pptx | 834.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ. ТЕХНИКА ГРАТТАЖ.»
Цель мастер-класса: Обучение нетрадиционной технике рисования – граттаж.
Задачи:
- познакомить с техникой рисования – граттаж;
- обучить технологии грунтовки листа;
- вызвать желание использовать данную технику в своей работе.
Раздаточный материал: картонные листы (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, маленькие листы для экспериментирования, салфетки.
Наглядные пособия: презентация «Граттаж»; работы в технике граттаж.
ХОД МАСТЕР – КЛАССА
1. вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами своим
опытом. Я создала свою педагогическую технологию «Эстетическое восприятие образов родной природы как технология развития творческих способностей, воспитания любви к малой родине детей старшего дошкольного возраста». Цель её ясна из самого названия. Основными методами технологии являются: наблюдение в природе, игровая мотивация, беседа о растительном и животном мире родного края во время прогулок в природу, проведение НОД по изобразительной деятельности по свежим впечатлениям. Использование данной технологии привело к высоким результатам: дети приобрели знания о родной природе, научились видеть и ценить её красоту; приобрели полезные навыки поведения в природе; полюбили рисование, отдают этому занятию много времени; развилась ручная умелость, стала богатой и образной речь. Дети участвуют в разнообразных конкурсах, получают достойную оценку своего творчества, хорошо учатся в школе.
В своей технологии я использовала различные нетрадиционные техники рисования такие, как пейзажная монотипия, рисование свечой, рисование по мокрой бумаге, граттаж. Сегодня я хочу научить вас использовать технику граттаж в своей работе.
2. основная часть.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
.
Слово «Граттаж» произошло от французского слова и означает - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография. Граттаж - это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом. | СЛАЙД 1, 2 |
В технике «граттаж» используется следующие материалы и инструменты: картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистка, стек. | СЛАЙД 3 |
Технику "Граттаж" можно выполнять в нескольких вариантах. Вариант № 1. (самый простой). 1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой. 2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов. Совет: Добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА), тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки. 3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, пластиковая вилка, зубочистку, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок | СЛАЙД 4, 5 |
Вариант № 2. 1 шаг. Делаем фон гуашью. В данном варианте белый лист картона я разделила на две части по горизонтали. На нижнюю нанесла гуашь синего цвета, а на верхнюю - гуашь жёлтого цвета. 2 и 3 шаг повторить, как в варианте № 1. Вот, какие рисунки можно получить. | СЛАЙД 6, 7, 8 |
Вариант № 3. Делаем фон восковыми карандашами. 1 шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковыми карандашами одного цвета или нарисовать цветные пятна. 2 и 3 шаг повторить, как в варианте № 1. Совет: если Вы хотите перенести на "Граттаж" рисунок из книги, то переведите его на кальку и аккуратно нанесите контур рисунка, слегка продавливая, а затем хорошо процарапайте. | СЛАЙД 9, 10, 11, 12, 13 |
Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на уже подготовленном листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. | СЛАЙД 14 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ А теперь, я приглашаю желающих принять участие в создании рисунков в технике граттаж. Я приготовила для вас уже покрытые тушью листы, вам нужно только выполнить рисунок. Итак, наш мастер-класс подошел к концу. | |
3. заключительная часть Уважаемые коллеги, я постаралась рассказать обо всех этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования «Граттаж». Если вам было интересно и у вас появилось желание применить полученный опыт в своей практике, поставьте оценку смайликом. Спасибо за активное участие, работы можете оставить себе на память, для этого я вам приготовила специальные папочки. В заключение хочу привести слова доктора педагогических наук, искусствоведа Нины Павловны Сакулиной «Дети, конечно, не делаются художниками, оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретаю опыт настоящего творчества, который в дальнейшем прилагается к любой области труда». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) Граттаж - графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.
Вариант № 1
Вариант 2
Вариант 3
Работа над созданием рисунка в технике граттаж воспитывает у ребенка чувства последовательности, внимания, усидчивости.
« Дети, конечно, не делаются художниками, оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретаю опыт настоящего творчества, который в дальнейшем прилагается к любой области труда». Д октор педагогических наук, Н. П. Сакулина