Картотека игр по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
картотека по рисованию (старшая группа)

МЕШКОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Картотека  игр по художественно-эстетическому развитию разработана в соответсвии с программным содержанием и ФГОС для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_risovaniyu.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр  по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Карточка № 1.Дидактическая игра «Составь натюрморт».

 Цель: создание условий для совершенствования  композиционных навыков, умения создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

 Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Карточка № 2.  Дидактическая игра «Радуга».  

Цель: создание условий для закрепления  умения рисовать радуги в определенной цветовой последовательности.

 Ход игры: дети делятся на группы по количеству цветов радуги. Каждому ребенку цепляется на одежду лента одного из цветов радуги. Воспитатель объясняет, что все они вместе - радуга, а каждый отдельно - капелька воды. Играет резвая музыка дождя - капельки бегают и играют. Музыка изменяется - выходит солнышко - полоски радуги собираются вместе, выстраиваясь за цветами в радугу. В игре принимает участие каждая группа детей по очереди.

Карточка № 3. Игра «Цвет размылся».

Цель: развития способности к дифференциации цвета.

Материалы: небольшие по размеру кусочки ткани, кожи, бумаги, однотонных цветов, но различных оттенков.

Ход игры: выбрать какой – либо оттенок цвета и выложить его от темного к светлому, (можно использовать одновременно разные материалы).

Картотека № 4. Игра «Цвет звучит».

Цель: развития у ребенка способности чувствовать звучание цвета: тихий, громкий, успокаивающий.

Материал: небольшие по размеру кусочки ткани, кожи, бумаги, однотонных, но различных оттенков. А также пиктограммы, с изображением различных, эмоциональных состояний.

Ход игры: ребенку предлагают сопоставить материал и пиктограмму, пояснить выбор.

Карточка №5.  Игра «Девочка Огонь и девочка Льдинка».

Цель:создание условий для знакомства детей с понятиями «тёплые» и «холодные» цвета; учить детей составлять тёплую и холодную цветовую гаммы.

МатериалКвадраты, ромбы, треугольники из разноцветной бумаги, разноцветные вырезки из журналов таких же форм, иллюстрации с изображением огня, солнца, воды, снега. Контурные изображения девочек Красок.

Ход игры: «Девочка Льдинка и девочка Огонь перепутали свои любимые цвета и просят детей помочь их разобрать. Девочка Льдинка любит «холодные» цвета и просит детей назвать, какие это цвета? А девочка Огонь любит «тёплые цвета», она просит назвать эти цвета. Затем детям даётся задание: разложить отдельно данный материал на «тёплые» и «холодные» цвета»

Карточка № 6. Игра «Хамелеон».

Цель: создание условий для запоминания названия цветов и придумывания различных сочетаний с ним, развития ассоциативно-образное восприятия цвета.

Материал: контурный рисунок хамелеона, туловище которого разделено линиями на шесть Цвета для квадратов: красный, чёрный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, оранжевый. Один маленький желтый квадрат. Фотографии, рисунки хамелеона.

Ход игры: «Мы можем сделать хамелеона разноцветным и узнать, как меняются одни цвета на фоне других цветов, (педагог прикрепляет вместе с детьми все шесть квадратов) и представить, что большие квадраты могут скрывать в себе необычные рисунки? Что бы это могло быть?  (педагог прикрепляет постепенно на каждый большой квадрат маленький жёлтый и последовательно рассуждает с детьми)».

Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия характера линии, формы в окружающем мире природы, вещей, материалов

Карточка №1. Игра «Линии в окружающем нас интерьере».

Цель: развитие восприятия характера линии в окружающих нас предметах интерьера, линий тела человека.

Ход игры: «Линии бывают разные: прямые, волнистые, ломанные. Давайте, ребята, внимательно рассмотрим предметы окружающего нас интерьера: нашу мебель, игрушки, портьеры, тюль, рисунки на коврах.  Потом посмотрим друг друга: нанашу одежду,прически, лица. Попробуем найти, во всём этом различные линии: прямые, ломанные, волнистые».

Карточка №2. Игра: «Я - линия».

Цель: создание условий для умения воспроизводить характер линий через пластику тела.

Материал:деревянная линейка, бусы, проволока, капроновая лента, тоненькая нить и т.д.

Ход игры: У меня есть разные предметы. Давайте попробуем определить, какие линии в них спрятались. Но отгадку не сказать, а показать через пластику своего тела. Вы должны превратиться в линию, заданную характером предмета».

Карточка № 3. Игра: «Загадочные дорожки».

Цель: распознание характера линии по тактильным ощущениям.

Материал: карточки размером 12 х 7 см, на которых наклеенные из тонкого картона или из кожи, или из наждачной бумаги линии различного характера (прямую, волнообразную, ломаную, дугу, петляющую).

Ход игры: перед вами, ребята, карточки с изображением различных линий.  Назовите эти линии. Потрогайте их пальчиками, «походите», поводите пальчиками по ним. Теперь мы закроем карточки тонкой тканью и давайте представим, что линии – это дорожки. Вы с закрытыми глазами должны пройти по дорожкам пальчиками и определить название этой линии – дорожки, описать её. А теперь, попробуйте отгадать, кто из сказочных героев, какую дорожку любит?»  

Карточка №4. Игра «Настроение линии»

Цель: создание условий для развития умениячувствовать «звучание» линии, наделять ее «настроением»

Материал: карточки с изображением разнообразных линий.

Ход игры: детей просят  найти  линии разные по «настроению»: «спокойную», «колючую», «ласковую» и пр.    

Игры и упражнения, направленные на восприятие характера фактуры материалов в окружающем мире природы, вещей, материалов

Карточка № 1. Игра «Путешествие слона (или другого животного) по фактурным фонам».

Цель: развития ассоциативно – образного восприятия фактуры материала, воображения.

Материалы: фактурные фоны – абстрактные композиции, выполненные на листе бумаги в различных техниках и стилях гуашью, акварелью, с включением различных дополнительных материалов (ткань, природный материал, и пр.), передающие различные настроения человека, состояний природы, контурное плоскостное изображение слона.

Ход игры:Детям предлагается отправиться в путешествие со слоном по фактурным фонам, перекладывая с одного фона на другой. Дети придумывают и рассказывают о том, как чувствует себя слон на каждом фоне. Детям помогают вопросами: «Куда попал слон?», «Как он себя здесь чувствует?»,

«Какое местечко на этом листе слону нравиться больше?», «Хочется ли ему здесь остаться, или скорее уйти?», «Может ли здесь с ним произойти, что-то необычное?», «Каким он здесь кажется, добрым слоном, злым?» и пр.

 Карточка№ 2. Игра «Магазин цветов».

Цель: способствование развитию восприятия фактуры и цвета материала и соотносить с характером, обликом присущим тому или иному сказочному герою; развивать ассоциативно-образное мышление.

Материал: карточки с изображением сказочных героев (Снежной Королевы, Мальвины, Аленушки, Бабы – Яги, Василисы, Кощея Бессмертного и др.), работы в технике коллажа с изображением букетов, выполненные из различных по цветовой гамме и фактуре материалов.

Ход игры: «Мы сегодня с вами будем продавцами цветов, но покупатели наши необычные – это герои различных сказок.  (Дети выбирают карточку с изображением сказочного героя). Подберите букеты так, чтобы герои остались довольны. Сначала, подумайте, какой характер, какое настроение у того или иного героя, его предпочтения. (Например, Снежной Королеве подойдет букет, выполненный из холодных цветов, из гладких блестящих материалов, напоминающие льдинки, сострыми лепестками, похожие на ледяные кристаллы и пр.). Затем подберите букет, поясните свой выбор».

Карточка№ 3. Игра «Фактура и цвет».

Цель: развития цветового зрения, цветовую чувствительность, образного мышления, воображения.

Материал: цветовые поля разных цветов и оттенков и либо:

1 вариант. Карточки к ним, изображающие какую-либо фактуру (кусочек ткани, каплю воды и т.д.)

2 вариант. Натуральные материалы: ткань, мех, вода и песок (в баночке), кора, камешки, кожа, плёнка, дерево и т.д.

Ход игры: игра происходит по принципу лото. Играть могут 5 - 6 человек. Дети выбирают игровые поля разного цвета, можно брать по 2-3 поля. Водящий предлагает карточку или материал. Играющим необходимо определить общий цвет фактуры и положить его на соответствующий цветовой фон.

 Карточка №4. Игра «Близко и далеко»

Цель: создание условий для развития умения моделировать композиции в сюжетном коллаже.

Материал: готовые детали: различные деревьев пеньки, кустарники, пучкитравы из разных материалов, либо вырезанные из журналов, силуэты домов - разных размеров, разноцветный фон.

Ход игры: педагог показывает образец пейзажа и задаёт вопросы:

- Близко берёзка (дуб, кустарник, домик) или далеко? Маленькая она поэтому или большая? Объясни, почему. (И так, о всех элементах пейзажа). Затем педагогпредлагает ребятам самим составить картинку (летнюю, весеннюю), но так, чтобы деревья, кустарники, которые растут близко, были большими, а которые далеко – маленькими.

Картотека № 5. Игра «Выставка картин».

Цель: создание условий дляразвития способностей детей воспринимать   произведения абстрактной живописи, находить их среди других картин.

Материал: репродукции картин реалистической и абстрактной живописи.

Ход игры: на выставку привезли картины, их должны распределить на два зала, в одном зале абстрактная живопись, а в другом – реалистическая.  Ребята должны, рассмотрев репродукции, разделить их на две темы.

 Карточка№ 6. Игра «Сочинение историй».

Цель: развития воображения, фантазии, чувство цвета, линии, фактуры.

Материал: фактурные фоны с абстрактным изображением моря или неба, которые передают их настроение или характер (спокойный, бушующий, взволнованный…)

Ход игры: детям дается задание придумать историю по картинкам: «Что могло произойти с морем или с небом и почему?»

Карточка №7. Игра «Путешествие цыпленка».

Цель: развития воображения, абстрактно-логическое мышления, чувство цвета, эмоционального отношения к цвету.

Материал: фактурные фоны, контур цыпленка.

Ход игры: детям предлагается отправиться вместе с цыплёнком в путешествие по фактурным листам, перекладывая его с одного фона на другой. Ребёнка просят рассказать, как чувствует себя цыплёнок на каждом фоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организованная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности  "Морковка нос, в руке метла, боится солнца и тепла"Цель: учить передавать в рисунке своё отношение к зи...

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста

Картотека состоит из игр и упражнений на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста. Целью является развитие внимания, воображения, слухоречевой памяти, навыков социальной адаптации, р...

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме «Дом, в котором я живу».

Предлагаемый комплекс речевых игр и упражнений даст возможность родителям в домашних условиях способствовать расширению словарного запаса и грамматического строя речи детей с ТНР старшего дошкольного ...