Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
статья по рисованию

Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу — необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Участие в методическом объединении «Юный художник», натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию?». Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

 Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение. Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: – снимает детские страхи; – увеличивает уверенность в своих силах; – формирует пространственное мышление; – подталкивает детей к творческим поискам и решениям; – знакомит с разными материалами; – развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; – развивает мелкую моторику рук; – развивает творческие способности, воображение и воображение. – формируется эстетическое восприятие. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка. В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А. В., Давыдова Г. Н.), доказали, что данные техники рисования развивают речь дошкольников, формируют у них фантазию, приносят дошкольником незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов. Нетрадиционные техники рисования также способствуют положительной динамике уровня развития зрительно-моторной координации, развитию мелкой моторики пальцев рук, способствует. Данные техники требуют от исполнителей точности, быстроты движений, усидчивости, мышления, воображения, памяти. Занятия с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания. Успех обучения нетрадиционным техникам зависит от того, какие способы и приемы применяет воспитатель, чтобы донести до детей содержание, выработать у дошкольников мастерство, умение [3, с.45]. Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем: – бумага разной формы и размера, цвета; – краски разного вида; – кисти разного размера; кисти из щетины; – восковые и цветные мелки; – маркеры, фломастеры, тестеры; – простые и цветные карандаши; – графитный карандаш, уголь, свечи и др. Практика использования нетрадиционных техник рисования в ДОО показывает, что данные техники приносят дошкольникам радость. Они с наслаждением выписывают различные фигуры, не ощущая при этом проблем в исполнении, нравится им сама процедура рисования. И чем правильнее и интереснее выходит движение и объект, тем им больше хочется изображать, показывая собственный результат, привлекая интерес взрослых.

 В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них. Кляксография заключается в том, чтобы научить дошкольника рисовать с помощью клякс (черные и разноцветные). Даже младший дошкольник может смотреть на кляксы и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?", «Кого или что она тебе напоминает?" — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение, а также речь дошкольника. После этого, не заставляя ребенка, а показывая, необходимо перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Выбор формата бумаги постоянно нужно менять, не нужно постоянно выбирать стандарт размера. В данном случае на длинном листе бумаги можно рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать отдельные как предметы, так и сюжеты, и при этом работать рядом. Потом можно коллективно рисовать. Все участники распределяют, кто и что будет изображать, чтобы получился сюжет. Тычок жесткой полусухой кистью. Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или можно использовать форму какого-нибудь животного. Дошкольник макает в краски кисть и опускает ее на бумагу, при этом кисть держа вертикально. При работе кисть в воду нельзя опускать. И так заполняется весь лист бумаги, контур или шаблон. Получается фигура животного. При рисовании пальчиками выбирают следующий материал: краски, уплотненная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребенка получается способом опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу. При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта. Материал используем в данном виде рисования такой, как краски, кисть, уплотненная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Изображение получается, когда ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисти, создает след на бумаге. Рисуют и правой и левой руками. Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует внимательность, способность изобразить так, чтобы было сходство по форме и цвету. Предложить нужно сначала нарисовать себя, смотря в зеркало. Потом ребенок сам выберет себе объект изображения. Это может быть любимая кукла, мишка или машинка. Оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце или пластиковая баночка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки и краски также можно использовать в нетрадиционных техниках рисования: восковые мелки, плотная белая бумага, краски, кисти. Дети рисуют восковыми мелками на чистой бумаге, потом закрашивают бумагу красками в один или несколько цветов, при этом рисунок мелками остается не закрашенным. Точечный рисунок дошкольникам нравится соей необычностью исполнения. Для изображения можно взять любые карандаши или маркеры, поставить его перпендикулярно к чистому листу и начать изображать. Но лучше всего точечные рисунки делать красками. Набрызг как вид нетрадиционной техники рисования предполагает использование бумаги, гуаши, жесткой кисти, кусочек плотного картона или пластика. Дети набирают краску на кисть и ударяют кистью о картон, который держат над бумагой, потом закрашивают все красками в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на по бумаге. Отпечатки листьев. Оборудование: бумага, краски, листья деревьев (желательно опавшие), кисти. Дети красят лист дерева красками разных цветов, потом прикладывают его окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Изображение можно дорисовать. Почему-то все склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно использовать поролон. Для этого необходимо вырезать из него самые разные маленькие геометрические фигурки, а затем привязать их тонкой проволокой к карандашу (не заточенному). Потом макаем в краску и методом штампов рисуем красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети вразброс будут рисовать геометрические фигуры. Потом можно предложить им сделать из фигурок объекты. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. Рисование мелками. Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Метод волшебного рисунка. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Разрисовывание маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных рисунков. В этом случае подходят морские камешки. Метод ниткографии. Сначала делают из картона экран величиной 25х25 см. На картон наклеивается бархатистая бумага либо однотонная ткань. К экрану хорошо бы подготовить красивый мешочек с комплектом шерстяных или полушерстяных ниток разных цветов. К фланели или бархатистой бумаге притягивается ниточки. Необходимо присоединить их легкими движениями указательного пальца. Из подобных ниток можно выполнять увлекательные сюжеты [4, с.98]. Рисование на влажной бумаге. Всегда считалось, что писать можно только лишь на сухой бумаге, ведь краска достаточно разведена водою. Однако имеется целый ряд объектов, сюжетов, типов, которые лучше писать на мокрой бумаге. Большую роль здесь играет загадочность, к примеру, малыш хочет показать следующие темы: «Городок в тумане», «Мне привиделись сны», «Идет дождь», «Темный город», «Цветочки за занавеской» и т. д. Необходимо обучить дошкольника сделать бумагу мокрой. Если будет бумага слишком влажной — рисунок может не получится. Тканевые изображения. В мешок кладем остатки тканей разного свойства. Необходимо продемонстрировать, как размещать изображение на ткани, помочь изобразить сюжет. Рисуем с помощью открыток. В каждом доме можно найти старые открытки. Переберите вместе с ребятами старые открытки, научите видеть нужные образы и приклеивать к бумаге, изображать сюжет. Коллаж. Название разъясняет значение этого способа: в него собираются несколько изображений. К примеру, кто-то из ребят решил изобразить лето, и он применяет многоточечный рисунок (цветочки), солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи вырезают из открыток, из тканей изобразят небо и тучи и т. д. Стоит отметить, что при выборе той или иной техники рисования необходимо учитывать возрастные способности дошкольника.

С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования: – рисование пальчиками; – оттиск печатками из картофеля; – рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: – тычок жесткой полусухой кистью. – печать поролоном; – печать пробками; – восковые мелки + акварель; – свеча + акварель; – отпечатки листьев; – рисунки из ладошки; – рисование ватными палочками; – волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: – рисование песком; – рисование мыльными пузырями; – рисование мятой бумагой; – кляксография с трубочкой; – монотипия пейзажная; – печать по трафарету; – монотипия предметная; – кляксография обычная; – пластилинография. Отечественные и зарубежные исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования приводит к развитию художественно-творческих способностей у дошкольников, улучшает уровень увлеченности темой и техникой, а также формирует способность дошкольников к лучшему восприятию цветовой гаммы. Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам самовыразиться. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу — необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Участие в методическом объединении «Юный художник», натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию?». Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

 Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение. Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке [2, с.18]. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: – снимает детские страхи; – увеличивает уверенность в своих силах; – формирует пространственное мышление; – подталкивает детей к творческим поискам и решениям; – знакомит с разными материалами; – развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; – развивает мелкую моторику рук; – развивает творческие способности, воображение и воображение. – формируется эстетическое восприятие. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка. В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А. В., Давыдова Г. Н.), доказали, что данные техники рисования развивают речь дошкольников, формируют у них фантазию, приносят дошкольником незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов. Нетрадиционные техники рисования также способствуют положительной динамике уровня развития зрительно-моторной координации, развитию мелкой моторики пальцев рук, способствует. Данные техники требуют от исполнителей точности, быстроты движений, усидчивости, мышления, воображения, памяти. Занятия с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания. Успех обучения нетрадиционным техникам зависит от того, какие способы и приемы применяет воспитатель, чтобы донести до детей содержание, выработать у дошкольников мастерство, умение [3, с.45]. Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем: – бумага разной формы и размера, цвета; – краски разного вида; – кисти разного размера; кисти из щетины; – восковые и цветные мелки; – маркеры, фломастеры, тестеры; – простые и цветные карандаши; – графитный карандаш, уголь, свечи и др. Практика использования нетрадиционных техник рисования в ДОО показывает, что данные техники приносят дошкольникам радость. Они с наслаждением выписывают различные фигуры, не ощущая при этом проблем в исполнении, нравится им сама процедура рисования. И чем правильнее и интереснее выходит движение и объект, тем им больше хочется изображать, показывая собственный результат, привлекая интерес взрослых.

 В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них. Кляксография заключается в том, чтобы научить дошкольника рисовать с помощью клякс (черные и разноцветные). Даже младший дошкольник может смотреть на кляксы и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?", «Кого или что она тебе напоминает?" — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение, а также речь дошкольника. После этого, не заставляя ребенка, а показывая, необходимо перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Выбор формата бумаги постоянно нужно менять, не нужно постоянно выбирать стандарт размера. В данном случае на длинном листе бумаги можно рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать отдельные как предметы, так и сюжеты, и при этом работать рядом. Потом можно коллективно рисовать. Все участники распределяют, кто и что будет изображать, чтобы получился сюжет. Тычок жесткой полусухой кистью. Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или можно использовать форму какого-нибудь животного. Дошкольник макает в краски кисть и опускает ее на бумагу, при этом кисть держа вертикально. При работе кисть в воду нельзя опускать. И так заполняется весь лист бумаги, контур или шаблон. Получается фигура животного. При рисовании пальчиками выбирают следующий материал: краски, уплотненная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребенка получается способом опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу. При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта. Материал используем в данном виде рисования такой, как краски, кисть, уплотненная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Изображение получается, когда ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисти, создает след на бумаге. Рисуют и правой и левой руками. Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует внимательность, способность изобразить так, чтобы было сходство по форме и цвету. Предложить нужно сначала нарисовать себя, смотря в зеркало. Потом ребенок сам выберет себе объект изображения. Это может быть любимая кукла, мишка или машинка. Оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце или пластиковая баночка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки и краски также можно использовать в нетрадиционных техниках рисования: восковые мелки, плотная белая бумага, краски, кисти. Дети рисуют восковыми мелками на чистой бумаге, потом закрашивают бумагу красками в один или несколько цветов, при этом рисунок мелками остается не закрашенным. Точечный рисунок дошкольникам нравится соей необычностью исполнения. Для изображения можно взять любые карандаши или маркеры, поставить его перпендикулярно к чистому листу и начать изображать. Но лучше всего точечные рисунки делать красками. Набрызг как вид нетрадиционной техники рисования предполагает использование бумаги, гуаши, жесткой кисти, кусочек плотного картона или пластика. Дети набирают краску на кисть и ударяют кистью о картон, который держат над бумагой, потом закрашивают все красками в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на по бумаге. Отпечатки листьев. Оборудование: бумага, краски, листья деревьев (желательно опавшие), кисти. Дети красят лист дерева красками разных цветов, потом прикладывают его окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Изображение можно дорисовать. Почему-то все склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно использовать поролон. Для этого необходимо вырезать из него самые разные маленькие геометрические фигурки, а затем привязать их тонкой проволокой к карандашу (не заточенному). Потом макаем в краску и методом штампов рисуем красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети вразброс будут рисовать геометрические фигуры. Потом можно предложить им сделать из фигурок объекты [1, с.96]. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают [2, с.52]. Рисование мелками. Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Метод волшебного рисунка. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Разрисовывание маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных рисунков. В этом случае подходят морские камешки. Метод ниткографии. Сначала делают из картона экран величиной 25х25 см. На картон наклеивается бархатистая бумага либо однотонная ткань. К экрану хорошо бы подготовить красивый мешочек с комплектом шерстяных или полушерстяных ниток разных цветов. К фланели или бархатистой бумаге притягивается ниточки. Необходимо присоединить их легкими движениями указательного пальца. Из подобных ниток можно выполнять увлекательные сюжеты [4, с.98]. Рисование на влажной бумаге. Всегда считалось, что писать можно только лишь на сухой бумаге, ведь краска достаточно разведена водою. Однако имеется целый ряд объектов, сюжетов, типов, которые лучше писать на мокрой бумаге. Большую роль здесь играет загадочность, к примеру, малыш хочет показать следующие темы: «Городок в тумане», «Мне привиделись сны», «Идет дождь», «Темный город», «Цветочки за занавеской» и т. д. Необходимо обучить дошкольника сделать бумагу мокрой. Если будет бумага слишком влажной — рисунок может не получится. Тканевые изображения. В мешок кладем остатки тканей разного свойства. Необходимо продемонстрировать, как размещать изображение на ткани, помочь изобразить сюжет. Рисуем с помощью открыток. В каждом доме можно найти старые открытки. Переберите вместе с ребятами старые открытки, научите видеть нужные образы и приклеивать к бумаге, изображать сюжет. Коллаж. Название разъясняет значение этого способа: в него собираются несколько изображений. К примеру, кто-то из ребят решил изобразить лето, и он применяет многоточечный рисунок (цветочки), солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи вырезают из открыток, из тканей изобразят небо и тучи и т. д. Стоит отметить, что при выборе той или иной техники рисования необходимо учитывать возрастные способности дошкольника.

С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования: – рисование пальчиками; – оттиск печатками из картофеля; – рисование ладошками [3, с.63].

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: – тычок жесткой полусухой кистью. – печать поролоном; – печать пробками; – восковые мелки + акварель; – свеча + акварель; – отпечатки листьев; – рисунки из ладошки; – рисование ватными палочками; – волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: – рисование песком; – рисование мыльными пузырями; – рисование мятой бумагой; – кляксография с трубочкой; – монотипия пейзажная; – печать по трафарету; – монотипия предметная; – кляксография обычная; – пластилинография [4, с.89]. Отечественные и зарубежные исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования приводит к развитию художественно-творческих способностей у дошкольников, улучшает уровень увлеченности темой и техникой, а также формирует способность дошкольников к лучшему восприятию цветовой гаммы. Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам самовыразиться. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...