Проект "Кляксы-Ляпсы"
проект по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики.
Проект на тему:
«Кляксы – Ляпсы»
Работу выполнила:
Воспитатель МБДОУ детский сад № 1 «Колосок»
Долгова Наталия Пантелеймоновна
Комсомольский район Чувашская Республика
с Комсомольское
Проект «Кляксы – Ляпсы»
1. Возраст детей: 3 – 4 года
2. Направление развития детей: художественно-эстетическое.
3. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
4. Актуальность темы:
«Ребёнок может всё, пока он не знает, что чего-то не может»- заметил в свое время известный русский педагог. Малыши чутко воспринимают цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребёнке способность к цветовому восприятию. Необходимо через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами.
Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не только сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета.
Проект даёт предпосылку для самостоятельного вхождения «детей» в большое искусство, способствует наполнению сенсорного опыта.
При знакомстве с особенностями разных техник у детей формируются необходимые навыки и умения для свободного владения в самостоятельной деятельности. Дети более решительно действуют при создании работ, радуются ярким и красочным изображениям.
В младшем возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребёнка большую роль. Малыши рисуют пальчиками, ладошкой, ваткой, пробками, соломинками и т.д. осваивая нетрадиционные техники рисования, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства.
Художественное развитие ребёнка протекает нормально, когда он осваивает «технологию искусства» не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда, приобретенный навык, становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения замыслов.
5. Принципы организации работы по проекту:
- учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания
работы;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей
через организацию практически и познавательно значимой для ребёнка
деятельности по проекту; личностно-ориентированного
взаимодействия;
- обеспечение логической последовательности в решении поставленных проблем через комплексный, интегрированный, развивающий и воспитывающий характер деятельности.
6. Цель проекта: Развитие художественно-эстетического восприятия через освоение нетрадиционных техник рисования.
Проблема: Можно ли рисовать без кисти и карандаша.
Гипотеза: Если мы не побоимся испачкать руки, воспользуемся разнообразными подручными средствами, то рисунки станут красивее, ярче и радостней.
7. Задачи для реализации проекта.
Образовательные:
знакомить с некоторыми видами нетрадиционных техник рисования, особенностями изобразительных материалов, средств и способов работы с ними. Упражнять в выборе изобразительных средств, способов изображения в соответствии с замыслом поставленной изобразительной задачи.
Развивающие:
развивать эстетическое восприятие и воображение, познавательные интересы; необходимые технические навыки и умения; творческую самостоятельность.
Воспитательные:
воспитывать эмоционально- положительные отношения к изобразительной деятельности, народному фольклору; прививать навыки аккуратного и бережного отношения к изобразительным средствам.
8. Сроки реализации проекта:
Начало работы по проекту: сентябрь
Завершение работы по проекту: май
Время работы: 1 раз в 2 недели.
9. Этапы работы:
Этапы работы | Время про- ведения | Содержание деятельности с детьми и родителями | Задачи на каждом этапе |
1. Подготовительный | Сентябрь | 1. Изучение и подбор методической литературы. 2. Разработка содержания тем изодеятельности 3. Проведение бесед - консульта- ций с родителями: - «Уголок изобразительной деятельности дома»; - «Вместе рисовать весело и интересно»; - Выполнение родителями- поручений по подбору художественных средств, разнообразных подручных материалов. | Сбор необходимых художественных и подручных материалов, наглядных пособий. Формирование проблемы проекта (с детьми и роди-телями). Ознакомление родителей с пред-полагаемой рабо-той по реализации проекта. |
2. Основной | С октября по май | Мотивация детей на осуществление проекта: «Волшебный сундучок» Реализация образовательных и воспитательных задач через предполагаемые занятия. | Помочь детям через освоение различных видов техник нетрадиционного рисования познать безграничные возможности в достижении навыков и умений реализации себя как творческой личности. |
3. Заключительный | 3-4 неделя мая | Подготовка и проведение выставки работ «Кляксы-ляпсы» | Дать детям возможность анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять полученные знания и творческие способности в ходе реализации проекта. |
10. Перспективный план реализации проекта.
Время проведен. | Темы | Тематика | Вид техники |
3-4 неделя сентября | 1 | Р я б и н а | Пальчики-пали-тра |
1-2 неделя октября | 2 | Петушок, петушок- золотой гребешок | Пальчики-пали- тра |
3-4 неделя октября | 3 | Кленовый листок | Монотипия |
1-2 неделя ноября | 4 | Разноцветные бусы | Пальчики-пали- тра |
3-4 неделя | 5 | Варежки для лисят | Печатка |
1-2 неделя декабря | 6 | С н е г о в и к | Тампонирование |
3-4 неделя декабря | 7 | Украсим ёлку к Новому году. | Пальчики пали- тра |
3-4 неделя января | 8 | Морозные узоры. | Восковые мелки или свеча |
1-2 неделя февраля | 9 | Зайка -побегайка | Тампонирование |
3-4 неделя февраля | 10 | Мишка - косолапый | Тампонирование |
1-2 неделя марта | 11 | В о р о б е й | Печатка |
3-4 неделя марта | 12 | Выйди солнце яркое, приди солнце красное. | Печатка |
1-2 неделя апреля | 13 | Бабочки красавицы, всем ребятам нравятся. | Монотипия |
3-4 неделя апреля | 14 | Г е с е н и ц а | Печатка |
1-2 неделя м а й | 15 | Божья коровка улети на небко. | Печатка |
3-4 неделя май | 16 | Выставка работ «Кляксы- ляпсы». |
11. Алгоритм действий:
1.Сюрпризный момент (волшебный сундучок)
2. Выявление противоречий.
3. Подбор способов решения проблемной ситуации.
4. Освоение (закрепление) нетрадиционной техники рисования.
5. Практическая работа.
12. Примерное содержание реализации проекта.
С Е Н Т Я Б Р Ь.
1. ТЕМА : «РЯБИНКА». вид техники «Пальчики палитра»/
ЦЕЛЬ: Учить создавать рисунки путем прикладывания кончиков пальцев,
набирать краску; группировать ягоды в виде грозди в определенном месте; радоваться полученному результату; закреплять представление о цвете (красный). Развивать чувство ритма, познавательные интересы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы.
МАТЕРИАЛЫ: изображение ветки рябины, рисунок образец, альбомный лист с нарисованной веткой рябины без ягод, гуашь красная в поддоне, салфетки/
ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ: беседа/
РАССМАТРИВАНИЕ..: уточнение расположения ягод в работе. Показ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: «Ягоды рябины».
О К Т Я Б Р Ь.
2. ТЕМА: «Петушок, петушок – золотой гребешок». Вид техники: пальчики - палитра.
ЦЕЛЬ: учить рисовать пальцами округлые линии, закреплять знания двух цветов: желтого и красного, побуждать называть их. Развивать творческие способности. Воспитывать желание помогать сказочным персонажам (тем, кто нуждается в помощи).
МАТЕРИАЛЫ : игрушка петушок или изображение петушка, альбомные листы с изображением петушка без хвоста, краска желтая и красная на каж-дого ребёнка, салфетки.
3. ТЕМА: «Кленовый листик». Вид техники: монотипия.
ЦЕЛЬ: познакомить с творческим процессом нетрадиционного рисования- монотипия. Учить правильно держать кисть в руке, самостоятельно выбирать краски для работы. Закреплять знания цветов (теплый, красный, зеленый). Развивать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
МАТЕРИАЛЫ: образец готового рисунка кленового листа, цветные картинки с изображением осенних листьев; вырезанный контур листа, сложенный помолам. Гуашь желтая, красная, зеленая (в палитрах), кисть с мягким ворсом № 10 на подставке, салфетки.
Н О Я Б Р Ь.
4. ТЕМА: «Разноцветные бусы». Вид техники: Пальчики – палитра.
ЦЕЛЬ: закреплять умение называть основные цвета (красный, желтый, си-
ний , зеленый). Совершенствовать навык рисования пальцами. Учить располагать «бусинки» по нарисованной нити. Развивать чувство ритма, зрительно – двигательную координацию. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
МАТЕРИАЛ: гуашь основных цветов, лист бумаги с изображением одной нити, таз с водой, салфетки.
5. ТЕМА: «Варежки для лисят». Вид техники : пластика.
ЦЕЛЬ: учить детей способу печатания, украшению силуэта варежки, располагая узор по кайме, пальчику, в центре. Закрепить названия основных цве-тов: жёлтый, красный, синий, зеленый. Стимулировать развитие восприятия: вычленять части предмета, некоторые качества и свойства. Воспитывать эстетическое наслаждение от полученных результатов.
МАТЕРИАЛЫ: мягкая игрушка Лиса, силуэты варежек для каждого ребёнка из бумаги, гуашь, штампы разных форм, выполненные из сырого картофеля, ластика.
Д Е К А Б Р Ь.
6. ТЕМА: «Снеговик». Вид техники: тампонирование.
ЦЕЛЬ: познакомить с техникой рисования-тампонирование. Учить закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (белый). Развивать зрительно-двигательную координацию при выполнении работы. Воспитывать желание помогать сказочным героям.
МАТЕРИАЛЫ: картинка с изображением Снеговика, альбомные тонированные листы с изображением контура снеговика, белая гуашь, тампоны – гигиенические палочки, салфетки, кисти тонкие для прорисовки дополнительных деталей.
7. ТЕМА: Украсим ёлку к Новому году. Вид техники: пальчики-палитра.
ЦЕЛЬ: продолжать учить использовать в работе нетрадиционные техники: пальчики-палитра, печатка. Развивать чувство ритма, зрительно-двигатель-ную координацию при выполнении работы. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
МАТЕРИАЛЫ: изображение ёлки на большом листе, гуашь основных цветов, штампы разных форм, салфетки, таз с водой.
Я Н В А Р Ь.
8. ТЕМА: Морозные узоры. Вид техники: рисование восковыми мелками или свечой
ЦЕЛЬ: Учить самостоятельно создавать узор, состоящий из разнообразных линий при помощи восковых мелков или свечи. Отрабатывать технику закрашивания (создание фона) – слева направо, начиная с верхней части листа. Развивать творчество и воображение. Воспитывать устойчивый интерес к рисованию в нетрадиционной технике.
МАТЕРИАЛЫ: восковые мелки, гуашь синяя, кисть с мягким ворсом № 10, салфетка.
Ф Е В Р А Л Ь.
9. ТЕМА: «Зайка – побегайка.» Вид техники: тампонирование.
ЦЕЛЬ: продолжать учить закрашивать по контуру тычком в технике тампонирование, на окрашенной плоскости не выходя за контур, находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату, Развивать изобразительные способности. Воспитывать желание и стремление выполнять работу самостоятельно.
МАТЕРИАЛЫ: игрушечный зайчик, рисунок- образец, альбомный лист с изображением контура зайчика, тампоны-палочки, гуашь белая и черная
( для носа, глаз, рта) , кисть тонкая, салфетки.
10. ТЕМА: «Мишка косолапый». Вид техники: тампонирование.
ЦЕЛЬ: учить рисовать медведя по контуру тычком, закрашивая равномерно
всю поверхность. Познакомить с коричневым цветом. Закреплять знание о строении животного (голова, туловище, лапы). Развивать желание заниматься
изобразительной деятельностью. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
МАТЕРИАЛЫ: образец готового рисунка медведя, контур медведя на альбомном листе. Игрушка плюшевого медведя. Гуашь коричневая, черная;
палочки-тампоны, кисть тонкая, салфетки.
М А Р Т.
11. ТЕМА: «Воробей». Вид техники: печатка.
ЦЕЛЬ: учить рисовать руками путем прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки (диаметр 3-4 см.), набирая краску с поддона; глаза, лапки и клюв кончиком тонкой кисти. Развивать аналитическую функцию ума при сходстве рисунка с птицей, радоваться полученному результату. Закреплять знание о строении птиц ( голова, туловище, хвост, клюв, глаза, лапки). Развивать воображение. Воспитывать любовь к птицам.
МАТЕРИАЛЫ: рисунок-образец; альбомный лист, гуашь коричневая на поддоне, черная в баночке; тонкая кисть, крышка, салфетка.
12. ТЕМА: «Выйди солнце яркое, приди солнце красное». Вид техники: печатка.
ЦЕЛЬ: совершенствовать умение печатать всей ладошкой на ограниченной плоскости, соблюдая направление и расстояние между отпечатками, приемом примакивание под словесное сопровождение (примакнуть, оторвать). Разви-
вать чувство ритма зрительно-двигательную координацию при выполнении работы. Воспитывать желание выполнять коллективную работу.
МАТЕРИАЛЫ: гуашь жёлтого цвета, диск солнца на ½ формата, лучик – полоска бумаги, таз с водой. Игрушка – герой любой потешки.
А П Р Е Л Ь.
13. ТЕМА: «Бабочки красавицы, всем ребятам нравятся». Вид техники: монотипия.
ЦЕЛЬ: продолжать знакомить с творческим процессом – рисованием. Самостоятельно выбирать краски для создания работы. Закрепить названия основных цветов. Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
МАТЕРИАЛЫ: образец готового рисунка бабочки, цветные картинки с изображением бабочек; вырезанный контур бабочки, сложенной пополам; гуашь красная, жёлтая, зелёная; кисть с мягким ворсом № 10 на подставке, салфетка.
14. ТЕМА: «Гусеница». Вид техники: печатка.
ЦЕЛЬ: продолжать учить рисовать штампами путем прикладывания их к листу бумаги. Составлять целое изображение по частям, дополнять изображение недостающими деталями (лапки, усики), используя в работе тонкую кисть; развивать умение в нахождении сходства и различия между нарисованной гусеницы и игрушкой. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
МАТЕРИАЛЫ: рисунок-образец, картинки с изображением гусениц; гуашь: черная, зелёная, коричневая; тонкая кисть, штампы (крышки), альбомный лист на каждого ребёнка с изображением листика, салфетка.
М А Й.
15. ТЕМА: «Божья коровка улети на небко...» Вид техники: печатка.
ЦЕЛЬ: продолжать учить использовать в работе штампы, составляя целое изображение из частей. Дополнять рисунок техникой пальчики-палитра.
Закреплять знание о строении насекомых. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать эстетическое наслаждение от полученных результатов.
МАТЕРИАЛЫ: рисунок-образец; игрушечная божья коровка; протонирован-ный альбомный лист; гуашь: черная, красная; штамп из картона; крышка, кисть тонкая, таз с водой, салфетки.
16. ТЕМА: Выставка работ «Кляксы – ляпсы».
ЦЕЛЬ: Дать детям возможность анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять полученные знания и творческие способности.
МАТЕРИАЛЫ: работы детей, выполненные в ходе проекта «Кляксы – ляпсы».
13. Предполагаемые результаты .
Умение детей владеть, определять и называть виды нетрадиционных техник - рисования. Умение видеть особенности выполнения каждой. Адекватно выбирать способы работы с материалами , в соответствии с замыслом поставленной изобразительной задачи. Умение различать и называть основные цвета. Проявление эстетического восприятия; необходимых навыков и умений, творческой самостоятельности и активности в выполнении работы.
Проявление эмоционально- положительного отношения к изобразительной деятельности; аккуратного и бережного отношения к изобразительным средствам и материалам.
14. Р е с у р с ы.
14.1. Рекомендуемая литература:
1. Дятлова О., Калинина Р., Варки Н. «Разноцветные песенки». г. Псков
Псковский Вольный институт.
2. Жукова О., Чистякова М. «Как у наших у ворот».// «Дошкольное воспи-
тание» № 2, 2002 г.
3. Сыромятникова Л. «Младшие дошкольники рисуют».// «Дошкольное вос-
питание». № 2, 2004 г.
14.2. Дополнительная литература:
1. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике».// «Дошкольное воспи-
тание». № 11, 1995 г.
2. Никольская О. «Волшебные краски». М. «АСТ-ПРЕСС», 1997г