«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.»
статья по рисованию
Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Становление разносторонне развитой, яркой, самодостаточной, творчески активной личности — ведущая задача образования, решение которой начинается с раннего детства. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность дошкольника новыми увлекательными видами художественной деятельности. Создание оригинальных композиций в нетрадиционной технике рисования в дошкольном возрасте является эффективным средством самовыражения, расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.
Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач развития дошкольников:
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;
- стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);
- развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать?);
- создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;
- интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.
Работа с использованием нетрадиционных техник должна вестись по принципу « от простого к сложному».
Нетрадиционные художественные техники
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• Рисование пальчиками;
• Рисование ватными палочками;
• Рисование тычком жесткой полусухой кисти;
• Рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками рисования:
• Оттиск печатками от картофеля;
• Тампонирование;
• Свеча и акварель;
• Печать по трафарету;
• Рисование пластилином;
• Набрызг;
• Скатывание бумаги.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
• Рисование зубочистками;
• Монотопия;
• Рисование нитками;
• Кляксография обычная;
• Кляксография с трубочкой;
• Рисование по-сырому;
• Рисование манкой;
• Рисование солью.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивать воображение, свободу для самовыражения, так же рисование нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию координации движений.
Рисование пальчиками:
ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Необходимые материалы: краска для рисования руками (можно использовать гуашь, салфетка на каждого ребенка, лист бумаги.
Возраст: от двух лет.
Рисование ватными палочками:
ребенок обмакивает ватную палочку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждого цвета берется отдельная ватная палочка.
Необходимые материалы: ватные палочки, лист бумаги, акварель или гуашь, салфетки.
Возраст: от двух лет.
Рисование ладошкой:
ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисти (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Необходимые материалы: краска для рисования руками (можно использовать гуашь, салфетка на каждого ребенка, лист бумаги.
Возраст: от трех лет.
Тычок жесткой полусухой кистью:
ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Необходимые материалы: гуашь, жесткая кисть, салфетка на каждого ребенка, лист бумаги.
Возраст: любой.
Оттиск печатками из картофеля:
ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Необходимые материалы: приготовленные заранее печатки из сырого картофеля, мисочка или пластиковая коробочка, в каждой вложена подушечка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага.
Возраст: от трех лет.
Тампонирование:
ребенок обмакивает палочку с поролоном на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.
Необходимые материалы: гуашь, кусочек поролона, закрепленный на конце карандаша, плотно привязанный нитками, плотная бумага.
Возраст: от трех лет.
Скатывание бумаги:
ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облако, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Необходимые материалы: бумага (любого цвета, картон, клей.
Возраст: от трех лет.
Печать по трафарету:
ребенок прижимает печатку или поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берут другие тампон и трафарет.
Необходимые материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена подушечка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, тампон из поролона, трафареты из картона.
Возраст: от трех лет.
Свеча и акварель «проявляющийся рисунок»:
ребенок рисует восковыми мелками или свечей на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, нанесенный воском, остается не закрашенным.
Необходимые материалы: восковые мелки или свеча, акварель, кисть, бумага.
Возраст: от четырех лет.
Набрызг:
ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.
Необходимые материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд.
Возраст: от четырех лет.
Рисование пластилином:
ребенок берет заготовленные небольшие шарики пластилина и составляет рисунок (цветок, отдельные шарики могут быть звездами, затем размазывает пластилин по листу в нужном направлении, можно использовать бусины или зубочистки для украшения.
Необходимые материалы: бумага или картон, пластилин (для младших дошкольников я заготавливаю комочки, а старшие могут сделать сами, бусины, зубочистки.
Возраст: от трех лет.
Кляксография с трубочкой:
ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно. Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.
Необходимые материалы: бумага, жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, трубочка для коктейля.
Возраст: от пяти лет.
Кляксография обычная:
ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Необходимые материалы: бумага, жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка.
Возраст: от пяти лет.
Рисование зубочисткой:
ребенок обмакивает зубочистку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждого цвета берётся отдельная зубочистка.
Необходимые материалы: бумага, зубочистки, акварель или гуашь, салфетки.
Возраст: от пяти лет.
Монотипия:
ребенок берет заготовленную нитку, обмакивает её в краску, потом водит ею по листу бумаги в разных направлениях.
Необходимые материалы: бумага, акварель или гуашь, нитки, салфетки.
Возраст: от пяти лет.
Рисование на сырой мятой бумаге:
лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить её водой. Рисуем задуманный образ способом по сырому. Хорошо удаются этой технике пейзажи.
Необходимые материалы: лист бумаги, акварель, кисти, вода, салфетки.
Возраст: от пяти лет.
Рисование манкой:
ребенок рисует клеем по заранее нанесённому рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Необходимые материалы: лист бумаги с заранее нанесённым рисунком, клей, манка.
Возраст: от пяти лет.
Рисование солью:
ребенок рисует клеем по заранее нанесённому рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей соль. Ребенок набирает кистью краску, капает её на рисунок из соли, краска, растекаясь, создает причудливый узор.
Необходимые материалы: лист бумаги с заранее нанесённым рисунком, клей, соль.
Возраст: от пяти лет.
Рисование нитками:
ребенок берёт заготовленную нить, обмакивает её в краску, потом водит по листу бумаги в разных направлениях
Необходимые материалы: лист бумаги, акварель или гуашь, нить, салфетки.
Возраст: от пяти лет.
Рисование с использованием нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используется как основная непосредственная деятельность детей, где они приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, а в старшем дошкольном возрасте проводится, как правило, после непосредственной деятельности с использованием традиционных методик.
Такая последовательность применения техник позволяет сформировать способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности.
Рисование с элементами нетрадиционных техник, основано на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они помогают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Не бояться отступить от образца, так как педагог выступает не как образец, а как соучастник творческой деятельности. Все работы индивидуальны.
Список литературы:
1. Под редакцией Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста» М. 2005
2. Н. В. Дубровская «Яркие ладошки» «Детство-пресс» 2004
3. Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» «Детство-пресс»2003
4. Г. В. Морозова «Ознакомление с окружающим миром» М. 2010
5. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Академия здоровья 2006
6. Т. А. Цквинтария «Нетрадиционные техники рисования» «Творческий центр «Сфера»» М. 2011
7. Интернет ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...