Кружковая работа " Умелые ручки"
календарно-тематическое планирование по рисованию
“Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программы Умелые ручки | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Малыш» Зерноградского района
Программа « Умелые ручки»
Выполнила
Воспитатель Косогова Е. А.
ст. Мечётинская 2014
Программа « Умелые ручки»
Цели и задачи программы.
Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
- Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
- Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета;
- Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;
- Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования;
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе посредством умения понимать и создавать художественные образы;
- Учить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки;
- Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
- Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.
- Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
- Организация образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.
Принцип интегральности.
Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Психологические условия.
Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
Интеллектуальные условия
создаются путём создания творческих задач.
Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов, эффекта неожиданности.
Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.
Организационно-методические пояснения
по проведению занятий с детьми 3-5 лет
Занятия с детьми проводятся в группе или в специально отведённом помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).
Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.
Дети рассаживаются за столы свободно.
Примерная структура занятий.
- Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы.
- Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
- Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить, как они это уже делали, приглашает к мольберту желающего показать знакомый приём.
- Во время процесса работы педагог следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги.
- Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
- По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю . Занятия проводятся во второй половине дня, по подгруппам из 6-8 человек. Продолжительность занятий: с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут, с детьми 4-5 лет — 15-20 минут. Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий с детьми 3-4 лет и такое же количество занятий — с детьми 4-5 лет.
Тематический план занятий с детьми 3-4 лет
Тема | Задачи |
Сентябрь | |
Мой любимый дождик | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показ приёма получения точек и коротких линий (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). |
Нарядный мухоморчик | Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки. |
Нарядный мухоморчик в травке | Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками. |
Октябрь | |
Дерево осенью | Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. |
Листопад, листопад листья желтые летят. | Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). |
Опята- дружные ребята (рисование грибочков) | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). |
Опята-дружные ребята (травка) | Упражнять детей в надрывании полосы зелёной бумаги (травка) и наклеивание ее на фон в определённой части листа (опята в травке). |
Ноябрь | |
Мои любимцы (коллективная работа) | Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). |
Варим , варим мы компот | Знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. |
«Шарики воздушные, ветерку послушные...» | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать при помощи пластилинографии, а ниточки прикрепить к ним . |
Рукавички для Снегурочки | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. |
Декабрь | |
Поиграем мы в снежки | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. |
«Маленькой ёлочке холодно зимой...» | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). |
Пушистое платье для ёлочки | Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева). |
Наряды для елочки | Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке». |
Январь | |
Снеговичок (планируется 2 занятия) | 1. Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). |
2. Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке). | |
Зимние узоры | Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. |
Снег кружится, летает, летает... | Упражнять детей в технике рисования ватными палочками: изображение снежка в воздухе. Развивать чувство ритма, самостоятельность. |
Февраль | |
Зима в лесу (коллективная работа) | Знакомство детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). |
Волшебные снежинки | Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. |
Снегири на веточке рябины (коллективная работа) | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). |
Чашечка для папы | Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма. |
Март | |
Красивые бусы для мамы | Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету. |
Разноцветные рыбки | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). |
Колобок-румяный бок (коллективная работа) | Продолжать развивать интерес к бумагопластике. Закреплять навык наклеивания (заполнение бумажными шариками контурного изображения личика колобка). |
Звонкая капель | Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли. |
Апрель | |
«Солнышко в окошке» (коллективная работа) | Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. |
Космос | Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). |
Веселый цирк (планируется 2 занятия) | 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма. |
2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. | |
Май | |
Подснежники | Упражнять в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка). Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка) |
День Победы (коллективная работа) | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. |
Гусеничка | Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). |
Одуванчики в травке | Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью (головки одуванчиков). Развивать эстетическое восприятие. |
Тематический план занятий с детьми 4-5 лет
Тема | Задачи | |
Сентябрь | ||
Бабочки на лугу (коллективная работа) | Знакомство с техникой предметной монотипии и приемами её выполнения (раскрашивание силуэта насекомого). Совершенствование пальчиковой техники рисования, умения рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки узором). Закрепления навыков аппликации (наклеивание бабочек на панно в виде цветочной поляны). | |
Яблочки румяные | Упражнять в рисовании дерева, используя различные приёмы и изоматериалы: ствол и ветки изображать кистью или сангиной, яблоки — в технике печатания (оттиск пробкой). | |
Волшебный лес | Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством — мятой бумагой и способом рисования ею. Развивать способность видеть и изображать состояние природы. | |
Осенний коврик (коллективная работа) | Занятие-эксперимент: знакомство детей с нетрадиционной изотехникой «эстамп» (оттиск засушенными листьями). Формировать аккуратность, поддерживать интерес к коллективной форме работы над общей композицией. | |
Октябрь | ||
Вазы на витрине (коллективная работа) | Знакомство детей с восковыми мелками и их свойствами. Украшение силуэтов ваз несложным узором. Наклеивание готовых ваз на лист ватмана, оформленный в виде витрины. | |
Деревенский дворик (дом) | Учить передавать особенности строения объекта с помощью аппликации: вырезывание и наклеивание стен, крыши на тонированный лист бумаги. Познакомить с приёмами печатания ластиком (оттиск им окошек в доме, трубы). | |
Деревенский дворик (пейзаж) | Продолжать формировать представление об особенностях сельского пейзажа. Закреплять приёмы рисования кистью (скамейка, забор...) и губкой (тампонирование травки на земле, дыма из трубы, облаков). | |
Шубка для овечки | Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида животных. Упражнять в передаче фактуры пушистой кудрявой шерсти овечки при помощи зубной пасты, оформляя фактуру при помощи коктельных трубочек. | |
Ноябрь | ||
«Грустная картина — дождик без конца» (подготовка фона) | Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые, зеленовато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски. | |
«Грустная картина — дождик без конца» (рисование пейзажа) | Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги. | |
Ёжик в лесу | Закреплять представление об особенностях строения животного. Передача образа ежа разными способами: оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного), картофельными матрицами (яблоки, грибы на колючках ежа), кистью дорисовывать недостающие детали. | |
Моей любимой мамочке (ко Дню матери) | Знакомство детей с веерной кистью и приёмами рисования ею. Рисование акварелью цветка на овале. Развитие цветовосприятия, аккуратности. | |
Декабрь | ||
Забавный снеговик | Передача выразительного образа снеговика, используя различные техники изображения: оттиск смятой бумагой, рисование кистью. Развитие цветовосприятия, творческой фантазии; развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. | |
Ёлочки зелёные встали в хоровод | Знакомство с техникой печатания поролоном по трафарету, передача в данной технике фактуры пушистых ёлок. Свободный выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными палочками, кистью). | |
«Ёлка наряжается — праздник приближается!» (коллективная работа, планируется 2 занятия) | 1. Упражнять в украшении силуэтов ёлочных игрушек различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами). | |
2. Упражнять в технике бумагопластики (бусы), наклеивание изготовленных бус на изображение ёлки, чередуя их по цвету. | ||
Январь | ||
Красивая шубка для Снегурочки | Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки). | |
Зимний лес (планируется 2 занятия) | 1. Вызвать эмоциональный отклик на произведения живописи, поэзии, передающие красоту зимней природы. Свободный выбор бумаги различных тонов. Выбор приёмов и средств для изображения снежного покрова на земле (рисование веерной кистью, тампонирование губкой, оттиск смятой бумагой). | |
2. Печатание поролоном по трафарету группы деревьев (лес); выбор или сочетание способов рисования падающих снежинок (концом кисти, ватными палочками). «Оживление» снежных сугробов блёстками. | ||
«Кружатся снежинки в воздухе морозном...» | Знакомство с техникой рисования ватой на бархатной бумаге. Рисование в данной технике снежинок в воздухе, предварительно сделав набросок простым карандашом. | |
Февраль | ||
Пушистый зайка | Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности. Передача в рисунке характерных особенностей животного. Упражнять в передаче фактуры пушистой шёрстки зайчика тычкованием полусухой жёсткой кистью. | |
Матрёшка | Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам дымковской росписи (круги, точки, пересекающиеся, волнистые линии), используя нетрадиционные техники: оттиск пробкой, рисование ватными палочками. | |
Самолет в небе | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка); закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе). | |
В цирке | Учить детей выполнять несложную рельефную композицию, сочетая различные способы изображения: дополнение аппликации, выполненной педагогом, пластическими элементами (лепка мячей и шаров, создавая выразительный образ слона-жонглёра). Украшение мячей узорами при помощи различных рельефных печаток. | |
Март | ||
Мимоза (коллективная работа) | Упражнять в технике бумагопластики и аппликации (наклеивание шариков из бумажных салфеток на силуэты цветка). Вызвать восторг от результата общего труда | |
Выглянуло солнышко | Продолжать знакомство со свойствами акварели (прозрачность), рисование по-сырому (прозрачная небесная лазурь). Закреплять приёмы рисования гуашью (солнышко в небе). | |
Я маленький подснежник для мамы принесу... | Знакомство с техникой резерва из восковых мелков в сочетании с акварелью («батик»); закрепление навыков рисования в технике резерва из свечи. Развивать положительные эмоции. | |
Вербочка пушистая | Рисование с натуры веточки вербы с бархатными почками, передача её выразительного образа путём комбинирования различных изоматериалов: фломастеров, ваты | |
Апрель | ||
Космос | Продолжать знакомство с техникой «батик». Развивать чувство цветосочетания. | |
Плывет кораблик | Учить изображать кистью кораблик (форма, цвет), украшать его. Рисование ручейка в виде волнистой линии, передача ряби на воде губкой. | |
Радуга-дуга (планируется 2 занятия) | 1. Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра. | |
2. Дополнение рисунка деталями (солнышком, облачками...), дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге. | ||
Май | ||
Открытка ко Дню Победы | Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким.Упражнять в сочетании приёмов и средств изображения: аппликация + «рисование» блёстками. | |
Яблонька белая (планируется 2 занятия) | 1. Передача строения дерева путём выбора и комбинирования разных изоматериалов и способов рисования (карандаш; тычкование; оттиск смятой бумагой; тампонирование губкой). | |
2. Продолжение работы над композицией: «конструирование» яблоневого цвета из бумажных салфеток (техника бумагопластики). | ||
Сказочные цветы | Закреплять навык рисования восковыми мелками и акварелью. Побуждать использовать цвет и необычную форму цветов как средства выразительности. |
Организационно-методические пояснения
по проведению занятий с детьми 5-7 лет
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
Примерная структура занятий.
- Педагог нацеливает детей на выполнение задания.
- Рассказывает о предстоящей работе.
- Демонстрирует 2-3 приёма работы.
- Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.
- Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.
- Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).
Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут с детьми 5-6 лет и 25-30 минут с детьми 6-7 лет, по подгруппам (8-10 человек). Общее количество занятий в год: 36 занятий с детьми 5-6 лет и 35 занятий — с детьми 6-7 лет.
Тематический план занятий с детьми 5-6 лет
Тема | Задачи |
Сентябрь | |
Чудесные бабочки | Упражнять в рисовании по-сырому (предметная монотипия). Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств выразительности образа бабочки. |
Цветочная полянка | Закрепление приёмов рельефной (полуобъёмной) лепки; знакомство с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне. |
В садах поспели яблоки | Учить рисовать яблоки на ветке крупным планом, закреплять умение наносить один слой краски на другой. Продолжать обучение детей технике тычкования полусухой жёсткой кистью. |
Золотая рыбка | Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики). |
Октябрь | |
Тарелочка для куклы Маши (дымковская роспись) | Украшение круглой формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи. Развитие цветовосприятия. |
Золотая осень (коллективная работа) | Познакомить с техникой печатания засушенными листьями - «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно. |
Гирлянда из осенних листьев (коллективная работа) | Развивать технические навыки смешивания красок на палитре. Формировать творческие способности, чувство цветосочетания. |
Скатерть-самобранка | Знакомство с жанром живописи — натюрмортом. Учить рисовать овощи, фрукты различными изобразительными средсвами (восковыми мелками, пастелью, фломастерами). |
Ноябрь | |
Волшебная бумага (зеркало) | Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса. |
Стройная сосна | Передача в рисунке красоты и особенностей внешнего вида хвойного дерева (высокий ствол, крона в верхней его части). Тампонирование хвои губкой. |
Выпал первый снег (рисование лесного пейзажа) | Вызвать у детей радостные переживания от встречи с первым снегом, скорым приближением зимы. Закреплять умение рисовать акварелью деревья, кусты, композиционно располагая их на листе бумаги. |
Зимние узоры на окне | Познакомить с техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности , как линия, штрих .Развитие аккуратности. |
Декабрь | |
Зима пришла | Развивать интерес к технике «эстамп»: печатание засушенными листьями лесного пейзажа. Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса. Дорисовка дополнительных деталей кистью. |
Снежинка | Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. |
В лесу родилась ёлочка (коллективная работа, 1-е занятие) | Выполнение изображения ели способом объёмной аппликации. |
Нарядим ёлку шариками (коллективная работа, 2-е занятие) | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования на фольге («гравюра», или «чеканка»). Сочетание рисования с аппликацией: украшение узором силуэтов ёлочных шариков и наклеивание их на изображение ели, выполненное на предыдущем занятии. |
Январь | |
В гостях у Снегурочки | Использование белого цвета как выразительного средства передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в царстве Снегурочки и их хозяев). Развитие творческой фантазии и воображения. |
Морозные узоры | Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу. |
Снегири прилетели | Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего вида снегирей; вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие зимних красавцев. Рисование снегирей на ветках в технике «батик». |
Полярное сияние | Передача образа красивого природного явления путём комбинирования приёмов и средств изображения: яркие сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льды на поверхности земли — в обрывной аппликации. Использование цветового контраста как средства выразительности. Развитие мелкой моторики рук. |
Февраль | |
Еловые шишки на ветке | Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка контуров простым карандашом. Закрепление навыка раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью. |
Берёзки, опушённые инеем (ознакомительное; рисование фона) | Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и оттенками (розоватым, желтоватым...), смешивая краски на палитре и создавая полутона. Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с наблюдениями за опушёнными инеем деревьями. |
Берёзки, опушенные инеем (рисование берёзки в инее) | Обратить внимание на способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы (серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви). Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным приемом. |
Весёлый снеговик | Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук. |
Март | |
Красивые цветы в подарок маме (планируется 2 занятия) | 1. Выполнение композиции различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию. Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы). |
2. Доведение работы до логического завершения: вырезывание симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (ваза), украшение её узором при помощи цветных карандашей. | |
Волшебный карандаш | Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима. |
Солнечный зайчик | Создание выразительного образа персонажа путём комбинирования приёмов изображения: прокатывание по трафарету поролоновым валиком; рисование кистью. Развитие творческой фантазии, воображения. |
Апрель | |
Букет цветов в вазе (планируется 2 занятия) | 1. Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии. Развитие навыков рисования гуашью, акварелью; «оживление» цветов фломастерами. |
2. Использование шаблона и простого карандаша для контурного изображения вазы к цветочному букету. Раскрашивание и роспись силуэта вазы пастелью. | |
Лети, ракета, к звёздам! | Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью. |
Подводный мир | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. Создание созвучного тона восковому рисунку с помощью акварели. |
Май | |
После дождя | Создание пейзажа в технике «батик» (радуга в небе, молодая травка, цветы, порхающие бабочки...). Развитие творческой фантазии, воображения. |
Праздничный салют Победы | Знакомство с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности. |
«Пушистые одуванчики, белые сарафанчики...» | Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изотехник : набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.). |
Сказочные цветы | Создание выразительного образа фантастического сказочного цветка в мозаичной технике рисования на темном картоне. |
Тематический план занятий с детьми 6-7 лет
Тема | Задачи |
Сентябрь | |
«Цветное коромысло над рекою повисло...» | Рисование речного пейзажа (небо, берег, река) в технике пейзажной монотипии. Изображение радуги веерной кистью. |
Бабочка на лужайке (рисование бабочки) | Передача в нетрадиционной технике «эстамп» внешнего вида насекомого. Дорисовывание деталей тонкой кистью (тельце, головка, усики). |
Бабочка на лужайке (рисование лужайки) | Доведение работы до логического завершения (изображение цветущей лужайки). Передача выразительности рисунка путём комбинирования различных изоматериалов (кисть, восковые мелки, пастель). |
Узор из ягод и веток рябины | Создание растительного узора: рисование ягод ягод губкой, последующая прорисовка деталей (пользование точкой, мазком, линией). |
Октябрь | |
Осенний натюрморт | Рисование в жанре живописи — натюрморт. Использование техники «батик» (восковые мелки+акварель), выделение в рисунке особенностей фруктов (форма, цвет, величина). |
Берёза в золотом наряде | Рисование пейзажа кистью и губкой. Развитие умения работать с палитрой, использование определённой цветовой гаммы в соответствии с настроением и временем года. |
«Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный...» | Использование шаблона кленового листа. Закрепление навыка аккуратного закрашивания предмета, не выходя за контуры; развитие умения выразительно сочетать тёплые тона, использование приёма вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой кистью. |
Яблоневый сад осенью | Закрепление представлений о пейзаже. Подготовка фона для будущего рисунка в технике «кляксография». Выбор средств для изображения пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь). |
Ноябрь | |
Осенний пейзаж | Закреплять представления о приметах осени. Использование техники тычкования для рисования осенней листвы. Формировать умение композиционно располагать предметы, используя приём «ближе-дальше». |
Вечерний город | Рисование многоэтажного дома в технике «батик». Развитие умения передавать в рисунке архитектурное строение здания. Формирование чувства цветосочетания |
Ёжик в ельнике | Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки — короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько рядов. Учитывать пропорцию между предметами. |
Первый снег | Рисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике пейзажной монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка; техника «набрызг»), а также их сочетание. Развивать чувство композиции. |
Декабрь | |
Цветы в вазе | Экспериментирование с цветной пряжей: создание образов цветов из обрезков ниток на бархатной бумаге. Развитие мелкой моторики рук. |
Белая пушинка- ажурная снежинка | Развивать интерес детей к такому виду бумажной пластики, как оригами. Активизировать детей к созданию узорных форм при помощи ножниц. |
Новый год в лесу | Изготовление в технике пластилинографии пейзажной композиции (пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде). Способствовать развитию силы кисти руки. Закреплять представления детей о приметах зимы. |
Новогодняя игрушка | Закрепление умения работать с фольгой (техника гравирования): рисование узора на силуэте по соственному замыслу. Развитие творческого воображения. |
Январь | |
«Что такое снеженика?» | Передача образа фантастического растения гуашью белого, «золотого», «серебряного» цветов, используя приёмы рисования разными материалами (веерная и тонкая кисти, ватные палочки, губка). Развитие творческого воображения. |
Ветка ели с шишками | Передача выразительного образа заснеженной ветки ели в технике пластилинографии. Развитие мелкой моторики рук. Аккуратности. |
Пингвины на льдине | Закреплять умение использовать простой карандаш для рисования контурного эскиза. Раскрашивание методом тычкования. Развитие представлений детей об обитателях Антарктиды. |
В цирке | Рисование фигуры человека в одежде в технике пальчиковой палитры, передача его пропорций. Свободный выбор материалов для печатания (катушки из-под ниток, пробки, пластиковые колпачки...). Создание выразительной композиции клоуна-жонглёра. |
Февраль | |
«Дремлет лес под сказкой сна...» | Закреплять навыки рисования в технике «граттаж» (процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса. |
Жар-птица (коллективная работа) | Закрепление навыков работы с фольгой: украшение перьев Жар-птицы в технике гравирования. |
«Сказка о золотой рыбке...» (море) | Воспитание интереса к книге и книжной графике. Выбор материалов для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка). |
«Сказка о золотой рыбке...» (рыбка) | Передача образа сказочной рыбки в рисунке и аппликации (вырезывание рыбки из фальги, используя шаблон; расписывание и наклеивание силуэта рыбки на фон — море). Развитие творческой фантазии, воображения. |
Март | |
Портрет моей мамы | Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью. |
Кружевные шляпы | Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения. Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами, гелевыми ручками. |
Царевна-лебедь | Закреплять навык тычкования щетинистой кистью. Учить передавать образ сказочной птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона). |
Расцвели подснежники | Рисование подснежников восковыми мелками и пастелью, обращая внимание на склонённую головку цветка. Развитие цветовосприятия. |
Апрель | |
«Уж верба вся пушистая...» | Упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки вербы с мохнатыми почками. |
Космические корабли (ознакомительное) | Знакомство с книжной графикой, изображающей форму, строение космического корабля, образ звёздного неба.Подготовка фона для будущей композиции в технике кляксографии. |
Космические корабли (продолжение) | Самостоятельность в выборе изобразительных средств (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и фантазию в изображении разных конструкций космических кораблей. |
Морское царство | Цветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря. Развивать фантазию, творческую инициативу. |
Май | |
Весеннее настроение | Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Совершенствовать умение пользоваться различными изоматериалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая кисть). |
Праздничный салют в городе | Совершенствование навыков рисования в технике «батик» (восковые мелки+акварель). Передача в рисунке строения городской улицы и выразительного образа салюта в вечернем небе. |
Одуванчики в траве | Закреплять навыки рисования штрихами полусухой жёсткой кистью: прямыми — при рисовании жёлтой головки цветка, и короткими вертикальными («выбивание») - при изображении пушистой белой головки одуванчика. Передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихах поэтов. |
Основные требования к уровню подготовки детей 3-7 лет по программе
Возраст | Дети должны знать | Дети должны уметь |
3-4 года | - материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры...), и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка...; - цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый). | - правильно работать карандашом, фломастером, кистью; - владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью,рисование ватными палочками, тампонирование губкой; - ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; - изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты; - владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики); - создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы; - творить в сотворчестве с воспитателем и детьми. |
4-5 лет | - новые цвета и их оттенки (розовый, светло-зелёный); - свойства акварели и её отличия от гуашевых красок; - характерные и отличительные признаки предметов быта и животных. | - изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования; - владеть приёмами нетрадиционных техник: “батик”, резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью; - использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; - комбинировать разные способы изображения и изоматериалы; - передавать строение предметов, соотнося их части по величине; - создавать несложные сюжетные композиции; - создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по цвету и форме; - творить в команде детей. |
5-7 лет | - виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика); - теплые и холодные оттенки спектра; - особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий. | - различать виды изоисксства; - владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика); - смешивать краски для получения новых оттенков; - передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий; - сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы; - рисовать самостоятельно; - создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем. |
Список используемой литературы
- Григорьева Г.Г. “Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности”, М.: Просвещение, 1995 г.
- “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- “Коллективное творчество дошкольников”, п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г.
- “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"
Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....
План кружковой работы "Умелые ручки"
Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.Развивать сенсорные способности детей.Формировать художественный вкус....
Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе.
Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе. Дата Тема Цель Материалы Июнь-Сентябрь Сбор природного и бросового материала. Для дальнейшей работы. Октябрь...
Отчет по кружковой работе "Умелые ручки"
Творческий отчёт работы руководителя кружка «Умелые ручки»Кулемина Ю.Ю.за 2014-2015 учебный год.По ФГОС одной из целей является развитие творческих способностей воспитанников.Занятия кружка «Уме...
Отчет по кружковой работе «Умелые ручки»
Всегда найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг.Мы чудо сотворить сумеем самиВот этими умелыми руками...
Кружковая работа "Умелые ручки"средняя группа
Кружковая работа"Умелые ручки"средняя группа...
Кружковая работа «Умелые ручки» (вязание крючком), «Бисероплетение» (Развитие мелкой моторики у девочек в продуктивных видах деятельности)
Эти виды рукоделия, пришедшие к нам из глубины веков, не только помогают нам в развитии мелкой моторики рук у девочек, но и успокаивают нервную систему, воспитывают усидчивость, вызывают желание созда...
- Мне нравится (1)