«ТРИЗ для дошкольников: развиваем творческие способности»
проект по рисованию (старшая группа)
Цель: повышение уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
РАССМОТРЕНО: Педагогическим советом Протокол № 2 от 27.11.2018
| УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «ДС «Сказка» __________________Т.С. Чегринец Приказ от _________2018 № _____ |
ПРОЕКТ
«ТРИЗ для дошкольников: развиваем творческие способности»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА
Автор-разработчик:
Кондратенко Л.В.,
воспитатель,
I кв. категория
МУРАВЛЕНКО 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта | 3 | |
Введение | 5 | |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 6 |
1.1. | Пояснительная записка (актуальность, новизна) | 6 |
1.2. | Цели и задачи реализации проекта | 7 |
1.3 | Ожидаемые результаты реализации проекта | 8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1. | Участники Проекта | 8 |
2.2. | Сроки и этапы реализации проекты | 9 |
2.3 | Виды деятельности, формы, способы реализации проекта | 9 |
2.4. | План мероприятий по реализации проекта | 13 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 13 |
3.1. | Материально-технические условия реализации Проекта | 13 |
3.2. | Программно-методическое обеспечение | 14 |
4 | Список использованной литературы | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «ТРИЗ для дошкольников: развиваем творческие способности» |
Вид проекта | долгосрочный |
Участники проекта | Дети, воспитатель, родители |
Сроки реализации проекта | 3 года |
Цели и задачи проекта | Цель: повышение уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ. Задачи: 1.анализ нормативной, методической литературы по проблеме повышения уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ; 2. разработка системы работы с участниками образовательного процесса, которая будет направлена на повышение уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ; 3. обеспечение положительной динамики качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и мышления детей; коэффициента оригинальности; высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»; 4. обоснование педагогических условий повышения уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ; 5. определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства повышения уровня творческого воображения. 6. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей у детей через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями |
Этапы реализации проекта | Первый этап - подготовительный: (декабрь 2018- февраль 2019) – Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей. Второй этап - внедренческий: (март 2019 – февраль 2021г). Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Третий этап - обобщающий: (март – май 2021г.). Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта. |
Результаты проекта |
- положительная динамика качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения; - положительная динамика качественных показателей высокого уровня коэффициента оригинальности у воспитанников, высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»; - преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития творческого воображения у старших дошкольников; • повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса (педагога, родителей); • информация о проекте будет представлена на заседаниях педагогического совета ДОУ. |
Представление результатов проекта |
Введение
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?
Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки". Дидактика, каноны которой были сформулированы ещё в XVII веке Я.А. Коменским, функционирует до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в д/с у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция. Психологическая инерция - это привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий (например, при формировании КГН, действий по определённым правилам и формулам), психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия…). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ. Цель исследования: изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ, обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. От того, как поставлено образование, в том числе дошкольное, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.
Дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой, в основе которой лежит социальный заказ, определенный государством, социальными институтами.
С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", изменилась цель образовательной работы дошкольной системы образования, где достижения воспитанников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а комплексом основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.
Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, формируются основные цели деятельности современного учреждения дошкольного образования.
В связи с этим, профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов к формированию творческого воображения детей. Применение лишь традиционных методов и средств является, в современных условиях, недостаточным, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.
Анализ состояния проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработано содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.
Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий:
- между необходимостью организации индивидуально-дифференцированного обучения в ходе непосредственно-образовательной деятельности по развитию творческого воображения и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного направления работы;
- между необходимостью повышения качества совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах формирования творческого воображении;
- между необходимостью индивидуализации обучения в вопросах формирования творческого воображении у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью средств, которые способствуют развитию базовых психических процессов, повышению самооценки ребенка и созданию игровых ситуаций, в которых он почувствовал бы себя успешным.
Актуальность педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
1.2 Цели и задачи реализации проекта
Цель: повышение уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ.
Задачи:
1. анализ нормативной, методической литературы по проблеме повышения уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
2. разработка системы работы с участниками образовательного процесса, которая будет направлена на повышение уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
3. обеспечение положительной динамики качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и мышления детей; коэффициента оригинальности; высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;
4. обоснование педагогических условий повышения уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
5. определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства повышения уровня творческого воображения.
6. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей у детей через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями
1.3 Ожидаемые результаты реализации проекта
- будут обеспечены:
- положительная динамика качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения;
- положительная динамика качественных показателей высокого уровня коэффициента оригинальности у воспитанников, высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;
- преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития творческого воображения у старших дошкольников;
• повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса (педагога, родителей);
• информация о проекте будет представлена на заседаниях педагогического совета ДОУ.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Участники Проекта
Воспитанники группы, воспитатель, родители
2.2 Сроки и этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный: (декабрь 2018- февраль 2019) – Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей.
Второй этап - внедренческий: (март 2019 – февраль 2021г). Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Третий этап - обобщающий: (март – май 2021г.). Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
2.3 Виды деятельности, формы, способы реализации проекта
Объект исследования – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня творческого воображения детей.
Предмет исследования – процесс повышения уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ.
Методологическая основа проекта
Методологическую основу данного опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили
-методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.);
-алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности;
-разработки С.Н.Котова, А.И.Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» (опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ), которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога и т.д.;
-разработки А.М.Страунинг, А.И.Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии».
Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Гин С.И., Мурашковская И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Хоменко Н.Н.
Принципы реализации проекта:
-принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;
-принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей детей;
-принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания сферы образовательной области «Познавательное развитие»;
-принцип системности; -принцип интегративности; -принцип комплексно-тематического планирования;
-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
-принцип преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).
Принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:
-принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора);
-принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);
-принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);
-принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);
-принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).
Методы и технологии ТРИЗ используемые в работе с детьми:
-психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие;
-«Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
-метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь.
- проблемный метод и «мозговой штурм» учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его, формирует задатки диалектического мышления.
Опыт, эксперимент также играют важную роль в развитии мышления: когда изменения и преобразования с объектом осуществляет сам ребенок, формируется самостоятельность, гибкость, подвижность детского мышления.
Практика показывает, что применение ТРИЗ всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных способностей и творческого воображения у детей.
Одним из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ. Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира (диких животных с приходом зимы), со свойствами воды, на занятиях по математике – с геометрическими фигурами. Чтобы придумать что-либо новое, необходим какой-то толчок, идея. Где их взять? Это метод фокальных объектов – метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.
Постоянно открываем перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Играем с детьми в такие игры: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», «Зато». Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие.
Играем с детьми в игры: «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» – игры на системный анализ. Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи звездочка и облако? На прогулках используем приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, эмпатия.
Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик?», «О чем ты мечтаешь?», «Кого ты боишься?» и т.д.
В результате проводимых с детьми игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые являются основой развивающего обучения, дети преодолевают чувство скованности, застенчивости. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появляется видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появляется проявление творчества, дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.
Методы и приемы ТРИЗ технологии использую в разделах основной программы «Истоки». Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации ТРИЗ-технологии в детском саду.
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей. В творческих заданиях, предложенных детям, учитываются основные принципы и дидактические возможности ТРИЗ.
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер; использовать специальную игрушку - героя занятия, которая «помогает» воспитателю.
Одним из действенных методов развития творческого воображения и мыслительной активности детей является разрешение проблемных ситуаций.
Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении становится продолжением игры, развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, существенно улучшает коммуникативное взаимодействие педагога с детьми, и позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Соответственно, улучшается качество образования. Использование компьютерных игр и презентаций в процессе образовательной деятельности становится для педагога неотъемлемым помощником, так как способствует организации коллективной работы детей, повышению интереса к занятиям, воспитывает усидчивость, обеспечивают более наглядное, совершенно новое восприятие материала. С помощью презентаций и игр каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык, а у воспитателя есть возможность проконтролировать характер выполнения задания.
Средства обучения, используемые при работе с детьми:
наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).
В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы
-с родителями: анкетирование, беседы, консультации («Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей», памятки («Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей»), буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ТРИЗ, родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников».
2.4 План мероприятий по реализации проекта
1.Изучение методической и специальной литературы по проблеме формирования творческого воображения и мыслительной активности детей дошкольного возраста. (декабрь 2018г.- февраль 2019г.)
2.1. Отбор содержания и материала игровых упражнений. (март 2019г.)
2.2. Разработка плана применения комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий. (декабрь 2018г-январь 2019г.)
2.3.Апробация комплекта. (январь 2019г.- февраль 2019г.)
2.4. Внедрение в образовательный процесс. (декабрь 2018 -февраль 2020г.)
2.5. Разработка методических рекомендаций по применению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в формировании творческого воображения детей дошкольного возраста. (2020г.)
2.6. Проектирование работы по проблеме повышения компетентности педагогов в вопросах развития творческого воображения у детей (март 2019г.)
2.7. Проектирование работы по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития творческого воображения у детей. (апрель 2019г.)
2.8. Организация работы по включению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в образовательный процесс. (сентябрь 2019-2020)
2.9.Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями работы по формированию творческого воображения дошкольников
- выступления на родительских собраниях,
- консультации, беседы в течении всего года
III этап. Аналитико-обобщающий (март – май 2020г.): сбор и обработка методических, практических материалов, обобщение материалов проекта.
3.1. Анализ полученных данных, их систематизация, теоретическое осмысление полученных результатов. (май 2020г.)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально-технические условия реализации Проекта
− методическая литература;
− наглядно-методические пособия.
3.2 Программно-методическое обеспечение
1.М.А. Страунинг «Росток»: Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. –Обнинск, 1996
2.С.И. Гин Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. –Минск: ИВЦ Минфина, 2007
3.Т.А. Сидорчук Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. –2-е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2010
4.Ю.Г. Тамберг Развитие творческого мышления ребёнка. –СПб.: Речь, 2002
5.В.А. Михайлов,П.М. Горев, В.В. Утёмов Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие. –Изд. второе, испр. и доп. –Киров: Изд-во МЦИТО, 2014
6.Т.А. Сидорчук Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. –АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2011.
7.Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович Формирование системного мышления дошкольников. –АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2010.
8.Т.А. Сидорчук, Э.Э. Байрамова Технология развития связной речи дошкольников. –АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2010.
9.Т.А. Сидорчук, Н.Ю. Прокофьева Технология развития интеллекта дошкольников. –АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2010.
10.Т.А. Сидорчук Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. –АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2011.
11.Т.В. Владимирова Шаг в неизвестность (Формирование способов естественно-научного познания у детей дошкольного возраста)/под ред. И.Я Гуткович. –АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2010.
12.Т.А. Сидорчук, С.В Лелюх Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3 –7 лет. М.: АРКТИ, 2011.–40
4. Список использованной литературы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003
Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантазии. СПб.: Детство-Пресс, 2003
Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ДРАЗНИТСЯ И РУГАЕТСЯ", «КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ДРАЗНИТСЯ И РУГАЕТСЯ»...
«Как развивать творческие способности дошкольников» консультация для родителей
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует ...
"Как развивать творческие способности дошкольников"
В данном материале предложен вариант стендовой информации для консультирования родителей детей дошкольного возраста...
«Как развивать творческие способности дошкольников»
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников»...
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников»
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает неч...
ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных за...
«ТРИЗ для дошкольников: развиваем творческие способности»
Цель проекта: повышение уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ....