Мастер - класс "Учимся рисовать портрет"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш» Зерноградского района
Мастер – класс
Тема: «УЧИМСЯ РИСОВАТЬ ПОРТРЕТ»
Разработала:
Пархомова Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Проблема и причины: Дети восприимчивы к художественной форме, известно стремление маленьких художников быть похожими в изобразительной манере на своего педагога. На занятии по изобразительному искусству педагог не должен руководствоваться принципом «делай как я», а формировать в сознании детей представления о многогранности средств выражения, которые порождены историей искусств, которые всякий художник открывает для себя сам, а, следовательно, и маленький рисовальщик должен стремиться быть оригинальным, создать свою палитру изобразительно – выразительных средств.
Ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить. Важно отмечать то особенное, что отличает работу ребенка от работы взрослого - непосредственность, искренность, условность и схематичность образов.
Именно это всё можно увидеть в детских рисунках при изображении портрета своих родственников, друзей. Психологи пытаются разгадать отношение портретиста к модели. Часто мы слышим такие вопросы - как ты относишься к бабушке? Кого ты больше любишь папу или маму? С кем ты дружишь? Несомненно, это всё можно распознать в рисунке, но зачастую можно и ошибиться. Самая главная причина – это неумение рисовать портрет. Многие взрослые считают, что это трудная и непосильная задача.
Сегодня я докажу вам обратное, и мы попытаемся научиться рисовать портрет.
Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние – гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей- фараонов. В истории искусства жанр портрета никогда не угасал, процветал во все времена, потому что всегда находились заказчики. В Россию жанр портрета пришёл только в XVIII веке вместе с европейскими художниками, приглашёнными Петром Первым.
Наверное, вам не терпится взять в руки карандаш и нарисовать поскорее чей- нибудь портрет или же автопортрет. Не спешите, ведь вы не знаете ещё, в каких видах можно изображать человека. Вот они.
- Голова. Её изображение занимает практически всю картину.
- Голова с плечевым поясом. Погрудное изображение позволяет нарисовать часть одежды.
- Полуфигура. Это изображение человека по пояс даёт возможность нарисовать и руки модели, и то, что в них находится.
- Фигура. Она изображается полностью в положении сидя, стоя или лёжа, что позволяет воспроизвести не только всю одежду, но и осанку модели, её местоположение ( роща, сад, зал, комната) и окружающие предметы ( мебель, посуда, книги).
Рисовать фигуру гораздо сложнее, чем голову.
Поэтому для начала предлагаю «поиграть в куклы»
Впрочем, это скорее не кукла, а конструктор. Здесь есть все детали, необходимые для того, чтобы сложить фигурку. По нашему желанию «кукла» встанет на руки, побежит, сядет, ляжет, сделает шпагат. Главное, не перепутать руки и ноги.
Можно, конечно, просто обвести фигурку на свой рисунок, сложив нужное движение. Но тогда она каждый раз будет одинаковой по размеру. Да и не всегда под рукой наша «кукла».
Я предлагаю свой, самостоятельный, способ рисования фигуры человека. Прежде чем приступить, нужно «разбить» фигуру на геометрические фигуры:
- голова-круг, овал;
- туловище- трапеция, « ведёрко»;
- руки, ноги- прямоугольники.
Приступаем к рисованию.
- Фигура стоящего человека.
- Фигура идущего человека.
- Фигура по желанию( наклон, бежит).
Научившись правильно передавать пропорции, размер, движение при изображении фигуры человека, можно приступить к «округлению» форм. Здесь важно учитывать зрительную наблюдательность и форму модели или натуры.
Задание. Обвести на своё усмотрение любую нарисованную фигуру, вырезать и наклеить на общий фон. Получилась – толпа. Проявим фантазию - и толпа людей любуется, к примеру, салютом.
Вряд ли портрет получится ярким и запоминающимся, если ничего не знать о мимике и жесте.
Жест – это движение тела, которое передаёт душевное состояние человека. С помощью жеста можно выразить самые разнообразные чувства – презрение, отчаяние, отвращение, сострадание, горе, гордость, восторг.
Мимика – это движение, изменение лица. Она выражает различные чувства. Мимических мышц много, однако их не видно – они находятся под кожей.
Наблюдая за мимикой и жестами модели, можно лучше понять её характер. Это поможет передать не только внешнее, но и внутреннее сходство, что для портрета гораздо важнее.
Я предлагаю пронаблюдать за эмоциями и мимикой, выполнив самые простые упражнения.
(раздаю карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, гнева, удивления)
Предлагаю произнести фразу «У меня есть собака» нескольким участникам, с разной интонацией, показать мимикой:
радостно,
грустно,
испуганно,
сердито,
удивлённо.
Остальные демонстрируют соответствующие карточки.
Посмотрите вокруг себя. Вы не увидите двух одинаковых людей. Даже близнецы чем-то да отличаются друг от друга. Всё дело в деталях.
Глаза, носы, рты, уши при внешнем сходстве имеют самые различные формы. И располагаются они на лицах по-разному. Художник должен разглядеть эти особенности, которые называются чертами или характером лица. Приглядитесь повнимательнее, ведь наши черты лица это не скобки, крючочки, чёрточки и линии.
Мастера Возрождения, много сил отдавшие изучению человека, его физического строения, создали канон (образец) лица и тела.
Я познакомлю вас с каноном лица.
(Попрошу повторять на мини-мольбертах).
- Очертания головы лица. Постарайтесь уловить его форму: круглую, вытянутую, угловатую.
- Вертикальная линия делит лицо на левую и правую части.
- Линия глаз расположена горизонтально, точно посередине головы.
- Обозначить волосы, причёску, другие детали.
- Линии бровей и носа делят лицо на три части.
- Линия губ на 1/3 от линии носа до подбородка.
- Уголки глаз расположены на одной вертикали с крыльями носа. Форма глаз.
- Зрачки на одной вертикали с уголками глаз.
- Размер уха- верх на линии бровей, низ на линии носа.
Пользуясь каноном, можно без труда нарисовать лицо. Старайтесь, чтобы части лица не только «стали» на место, но и были похожи по форме и размеру, потому что не у всех черты лица соответствуют канону. Теперь, когда вы узнали об особенностях лица, можно смело приступать к работе.
Помните, успех будет целиком зависеть от вашего внимания и наблюдательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям по теме "Рисуем портрет"
Материал для родителей с рекомендациями Т.Г. Казаковой по ознакомлению детей с портретным жанром и с советами по изображению с детьми портрета в изобразительной деятельности дома....
Рисуем портрет моей мамы
К Дню мамы дети рисовали портрет своей мамы. Вот какие наши мамы красивые....
Мастер-класс для педагогов "Рисуем портрет"
Рассказано о правильном рисовании портрета....
Мастер-класс для педагогов «Как мы рисуем портрет»
Повысить компетентность педагогов ДОУ в обучении дошкольников рисованию портрета....
Мастер-класс "Рисуем портрет"
"Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, - Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, - Обязательно картина Называется п...
Мастер-класс для педагогов "Как мы рисуем портрет"
Мастер-класс для педагогов "Как мы рисуем портрет"...