Роль цвета в развитии ребенка
консультация по рисованию
Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живет чувственным восприятием. Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль цвета в развитии ребенка
Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живет чувственным восприятием. Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.
Мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет – это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети. Если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то выделение цвета требует сосредоточенности и возникновения чувства интереса. За яркую игрушку или занавеску малыш словно цепляется взглядом.
Цвет и эмоции детей
Сильнее всего цвет оказывает влияние на эмоциональную сферу. Это замечают даже взрослые, не говоря уже о детях. У малышей неустойчивая нервная система, они еще пока не умеют управлять своими чувствами и чутко реагируют на все происходящее вокруг них. Контролировать с помощью волевых усилий свои эмоции они тоже пока не могут – плохо у них развита волевая сфера. Это не недостаток, а объективный факт, особенность их возраста, с которой взрослому нужно считаться.
Вот как раз цветовое окружение детей во многом и выступает как регулятор их эмоционального состояния. Правда, с точки зрения эмоциональной, цветовосприятие детей отличается от взрослого. То, что красный и оранжевый возбуждают, а синий и фиолетовый успокаивают – общеизвестный факт. Но если говорить о детях, то здесь все не так просто.
Особенности цветового воздействия, характерные для взрослых, нельзя механически переносить на детей.
- Например, в некоторых популярных изданиях или на сайтах интернета можно встретить советы оформлять детские комнаты чрезмерно возбудимых, гиперактивных детей в холодных сине-голубых тонах. Однако психологи, серьезно занимающиеся вопросами воздействия цвета на детей, не рекомендуют злоупотреблять в окружении малышей такими цветами, как синий и фиолетовый. Ведь они угнетают их чувствительную нервную систему и даже могут привести к депрессии.
- А вот красный и оранжевый, возбуждающе действующие на взрослых, детей часто успокаивают, несут ощущение тепла и уюта.
Как считает ведущий специалист в области психологии цвета Б. А. Базыма, нервная система здорового ребенка «объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (красный, оранжевый и желтый цвета); яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может».
Разноцветные игры
Эффективность детских развивающих игр во многом зависит от степени участия в них взрослых. Это игры, которые требуют взаимодействия, ведь ваш ребенок – социальное существо, и контакт с вами — лучший стимул для его развития. А многие игры с цветом предполагают и совместное изготовление «пособий». Подарите своему ребенку радость творчества – творите вместе с ним.
Игра «Разноцветные полянки» (2,5–4 года)
Постелите на пол коврик (салфетку, пеленку или лист цветной бумаги) определенного цвета. Лучше, чтобы это был чистый цвет, без сложных оттенков (красный, зеленый, синий, желтый). Это у вас будет полянка. Попросите малыша найти и принести игрушки соответствующего цвета.
Вначале, возможно, потребуется ваша помощь. Даже не потому, что ребенок не понимает, что от него требуется, а потому, что ему скучно играть одному, и он не чувствует «вкуса» игры. Его нужно увлечь. Можно даже устроить веселое соревнование – кто больше найдет и принесет игрушек нужного цвета. (Разумеется, здесь надо подыграть малышу.) В процессе игры не забывайте называть цвет вещей.
Игра «Цветы и бабочки» (2,5–4 года)
Вырежьте из цветной бумаги красные, синие, желтые и зеленые цветы и приклейте их на белый лист. Попросите малыша назвать цвета. Если ребенок уже хорошо ориентируется в этих четырех цветах, то можно добавить оранжевые и фиолетовые цветы.
Спросите, где растут цветы, и какой краской надо закрасить полянку? Предложите ему нарисовать травку нужным цветом (карандашом или фломастером).
Затем из бумаги тех же цветов вырежьте бабочек. Бабочки у вас прилетели на полянку, и надо посадить их на цветы нужного цвета. Попросите это сделать малыша.
Не забывайте предлагать ребенку называть цвета. Если он затрудняется, не настаивайте, просто называйте сами. Знание цветов придет со временем.
Игра «Что не так?» (3–4 года)
Берем раскраски со знакомыми ребенку предметами и раскрашиваем их неправильно, используя нехарактерные для этих предметов цвета, например, огурец – красным, клубничку — синим. Показываем ребенку и спрашиваем, правильно ли все нарисовано? Что не так? Как должно быть?
Игра «Цвета природы» (4–6 лет)
В эту игру можно играть и дома, и на прогулке. Она очень разнообразна, поэтому вы и сами можете придумывать новые вариации этой игры. Вот два примера.
- Упражнение «Какого цвета мир зимой (летом)».
Попросите ребенка вспомнить или просто заглянуть в окно и сказать, какой цвет главный зимой. Он, несомненно, назовет белый, но вы попросите присмотреться внимательнее (заодно и сами посмотрите). И, конечно, вы заметите на белом снегу голубые, сиреневые, серые тени, и коричневые стволы деревьев, и синее или жемчужно-синее небо, и еще много-много разных оттенков. Такое же упражнение можно провести и летом, и весной, и осенью.
- Упражнение «Какой цвет в огороде растет?»
А правда, какой? Дети с удовольствием вспоминают «огородные» цвета: зеленый огурец, оранжевая морковь, желтая дыня, фиолетовая слива и т. д.
Можно еще придумать массу таких игр-упражнений, ориентируясь на интересы и увлечения своих детей. Например, с девочкой играть в оттенки цветочков, а с мальчиком в цвета автомобилей.
Но играя с ребенком, помните, что любые игры только тогда будут ему полезны и интересны, когда и вы сами в них играете с интересом и увлечением. Наши дети очень эмоционально чувствительны, и мы своими эмоциями их подпитываем, настраиваем на деятельность, учебу, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...
Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»
конспект родительского собрания в 1мл.группе...
Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, участвует в формировании личности. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его...
Консультация "Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка".
Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка....
Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.
Описание форм развития общения у детей раннего возраста....
Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»
Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предостави...
Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»
Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предостави...