Использование нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте
статья по рисованию (младшая, средняя группа)
Практика показывает, что дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения же позволяют избежать этого, так как взрослый вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Всё это способствует развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_risovanie_kolchugtna.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте
Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Кольчугина Елена Михайловна
Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Эффективное средство для развития творческой личности дошкольника – это изобразительная деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник рисования.
Техникой рисования, которой должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребёнок способен выразить своё отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Показатель владения техникой рисования при этом – способность ребёнка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.
Классическими техниками в изобразительно искусстве принято называть такие виды работы, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер). Применимы техники в любой возрастной группе.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование педагогами материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Применение нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте способствует обогащению представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.
Малыши с удовольствием рисуют ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость). Как следствие, развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, цветоразличение.
Практика показывает, что дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения же позволяют избежать этого, так как взрослый вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Всё это способствует развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Вместе с тем, нетрадиционные техники рисования стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимают страх перед процессом рисования.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малыша, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение рисунка. Нетрадиционные техники рисования позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Виды нетрадиционных техник рисования для детей младшего дошкольного возраста:
1. «Тычок жесткой полусухой кистью»;
2. «Рисование пальчиками»:
3. «Рисование ладошкой»;
4. «Оттиск пробкой»;
5. «Оттиск поролоном»;
6. «Оттиск смятой бумагой».
Рисование в детском саду – художественно-творческая деятельность. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет.
Таким образом, одним из средств развития художественно-творческих способностей дошкольников являются нетрадиционные изобразительные техники. В повседневную практику работы широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения нетрадиционным изобразительным техникам в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
Возможности детей младшего дошкольного возраста не совершенны, желания детей очень часто не соответствуют реальным возможностям. «Хочу» очень часто больше чем «могу». И, когда ребенок видит несовершенность своих работ, он может потерять интерес к изобразительной деятельности. От ребенка, понявшего что у него не получается задуманное очень часто можно услышать «У меня не получается», «Я не умею, не буду рисовать», «У меня ничего не получится». Именно в этом возрасте важно научить ребенка разнообразным, в том числе нетрадиционным техникам рисования. Данные техники помогут ребенку создавать задуманное, что-то новое, оригинальное, необычное, даже если технические навыки ребенка несовершенны.
Список литературы
- Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. ФГОС, 2014.
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. Новосибирск, Издательство: НГПИ, 2011.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2009.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
- Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. Изд. Цветной мир, 2012.
- Цквитария Т. В.: Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: Сфера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник (для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
Очень интересная картотека занятий по нетрадиционным техникам рисования с детьми младшего дошкольного возраста....
Картотека занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник (для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
Конспекты занятий...
Картотека занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник (для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
Занятие № 1 (сентябрь).Тема: «Мухомор — лекарство для животных».Техника: рисование пальчиками.Цели занятия:Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;обучать нан...
Картотека конспектов по рисованию с использованием нетрадиционных техник ( для детей младшего дошкольного возраста 3 - 4 лет).
создание условий для формирования художественных способностей в процессе рисования....
Презентация к опыту работы "Использование нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте"
Данная презентация предназначена для педагогов дошкольного образования. В ней показан опыт работы применения нетрадиционных техник рисования, с помощью которых решаются следующие задачи:познакомить де...
Конспект по рисованию с использованием нетрадиционной техникой (для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет)
Цель: создания условий для формирования художественных способностей в процессе рисования.Задачи:Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.Учить использовать точку как средство выразит...