Занятие «Русский народный костюм - хранитель истории»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Ознакомление детей с русским народным костюмом, через художественное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_r.n.kostyum_hranitel_istorii.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Русский народный костюм - хранитель истории»
Возрастная группа: старшая компенсирующей направленности (5-6 лет)
Воспитатель:
Спицына О.Н.,
воспитатель, 1к.к.
Тема: «Русский народный костюм - хранитель истории»
Возрастная группа: старшая.
Образовательная область «Познавательное развитие»(ПСМ)
Цель: создание условий для формирования уважительного отношения к русской традиционной одежде, через художественное творчество.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления детей с русским народным костюмом;
- Создать условия для ознакомления детей с элементами орнамента русского народного костюма;
- Создать условия для развития умения украшать изделия одежды русским народным орнаментом;
- Создать условия для развития речевой активности, через пословицы и поговорки русского народа;
- Обеспечить условия для обогащения словаря детей новыми словами (косоворотка, порты, кушак)
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, плакатов и лэпбука на тему русский народный костюм; чтение русских народных сказок; разучивание пословиц, поговорок о труде, Родине.
Оборудование и материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, шаблоны одежды из бумаги, пояс (для игры)
ТСО: музыкальная колонка, флешка, ноутбук, аудиозапись русских народных мелодий.
Организация детских видов деятельностей: общение ребенка со взрослым, общение ребенка со сверстниками, продуктивная деятельность.
Методы и приемы:наглядные (показ, демонстрация), словесные (беседа, вопросы), проблемные (создание проблемных ситуаций), игровой (использование сюрпризного момента).
Педагогические технологии: гуманно-личностные, игровые.
Обогащение словаря: Косоворотка, порты, кушак.
Здоровьесберегающие технологии: смена видов деятельности, динамическая пауза, игра малой подвижности, .
Интеграция: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводный этап | В группе на столе стоит ноутбук, музыкальная колонка. Дети на ковре в игровой зоне. | Воспитатель обращается к детям: Ребята, к нам пришло письмо из художественной школы от детей подготовительного класса. Хотите послушать, что они нам написали? Воспитатель читает: «Здравствуйте ребята! В нашей школе будет проходить выставка «Орнамент русского национального костюма». Мы приглашаем вас, принять участие в этой выставке, для этого мы отправляем вам эскизы одежды, которые нужно украсить орнаментом» Ребята, вы хотите принять участие в выставке? А для этого нам нужно больше узнать об особенностях орнамента русского национального костюма. Хорошо! Тогда отправляемся в музей «Русского национального костюма» | Дети отвечают; Да
Дети отвечают; Да | Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для развития самостоятельности и инициативы. |
Основной этап | В игровой зоне на столе стоит ноутбук, детей встречает экскурсовод. На столах приготовлены шаблоны одежды из бумаги , ИЗО материал. | Чем я могу вам помочь? Хорошо, проходите садитесь! Добро пожаловать в музей русского костюма. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Шили одежду из хлопковой и льняной ткани. Эта ткань экологически чистая, ведь нити, спрядены из растения: изо льна и хлопка. В одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит». Значит можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранить здоровье. Воспитатель: Обязательным предметом одежды наших предков была рубаха – косоворотка. Воротник такой рубахи расположен сбоку, как бы косо, поэтому ее так и называли – косоворотка. А для того, чтобы одежда была красивой и нарядной её украшали вышитым орнаментом. Обратите внимание, что орнамент на косоворотке расположен по краю воротника, и краю рукава. Скажите ребята, как называли рубаху с разрезом с боку? Послушайте, о какой следующей одежде русских людей эта загадка «Один вход, два выхода»? Дети: Штаны Экскурсовод: Правильно, Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты…… Экскурсовод: Послушайте следующую загадку Надену - ободом сведёт, Сниму - змеёй упадёт, Тепла не даёт, А без него холодно. Дети: Пояс Экскурсовод: Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Раньше на одежде не было карманов, на кушак подвешивали нож, расческу, ложку, мешок для денег. Пояс - кушак тоже украшали разным вышитым орнаментом. Экскурсовод: Ребята я вам предлагаю с играть в русскую народную игру, которая называется «Кушак» (дети играют). Экскурсовод: Дети вспомните как назывался пояс? Дети: Кушак Экскурсовод: Послушайте следующую загадку. Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом (Сарафане) Экскурсовод: Посмотрите, как женщины украшали свои сарафаны? Дети: Вышивкой, лентами. Экскурсовод: Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный вышитым орнаментом: цветами, птицами и просто крестиком. Собирались вечером девицы в горнице, пели песни и вышивали узорами свою одежду. Как можно назвать народ, который много трудится, работает? Дети: Трудолюбивый, работящий Экскурсовод: Вспомните пословицы о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом. Дети. «Терпение и труд все перетрут!», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Труд человека кормит, а лень портит», «Ремесло есть — пить не просит, а само кормит» «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Экскурсовод: Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Дети отвечают. Экскурсовод: Да ребята, всю одежду люди изготавливали сами. женщинам не было, скучно они занимались рукоделием и вышивали орнаменты на одежде. Экскурсовод: Орнамент делал одежду красивой и более нарядной. Ребята у каждого народа есть свой национальный орнамент. Обратите внимание, как расположен орнамент на русском костюме, вдоль выреза и по низу рукавов. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. Экскурсовод: Я вам хотела подарить памятку о русских народных орнаментах, она вам поможет. Ну, всё ребята наша экскурсия закончилась. Воспитатель: Спасибо, вы нам очень помогли. Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали в музее? Воспитатель: Ребята, вы много узнали о русской народной одежде, и каким орнаментом она украшена. И теперь вы смело можете рисовать орнамент к одежде. Экскурсовод подарила нам эскизы элементов орнамента, которые помогут нам в работе. Вот помощники мои Воспитатель: Молодцы ребята! Одежда получилась, красивая и нарядная. А сейчас мы всё уберём в конверт и отправим на выставку. - Что вам понравилось больше всего? | Дети рассказывают, что они хотят узнать Дети отвечают Дети отвечают Дети отвечают Дети предлагают варианты. . Дети самостоятельно находят материал, из которого, будут делать флаг. Располагаются за столами и приступают к изготовлению флага. Дети предлагают варианты. Дети выполняют динамическую паузу. Дети садятся за столы, самостоятельно выбирают материал которым будут рисовать и заготовки одежды которую будут украшать. Дети рисуют. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла» | Условия для проявления речевой активности. Условия для проявления речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей Условия для проявления речевой активности. Условия для формирования навыков взаимодействия. Условия для проявления инициативы и самостоятельности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для проявления речевой активности. |
Рефлексивно-оценочный этап. | -Кому вы сегодня помогали? Что вы делали? Молодцы ребята, можете отдохнуть. | Дети делятся своими впечатлениями. | Условия для выражения детьми своих мыслей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"
Презентация "Русский народный костюм-хранитель истории"...
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"...
Русский народный костюм - хранитель истории
Для реализациии проекта "Народные истоки" решила показать детям свою коллекцию кукол в народных костюмах разных губерний. ...
Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
Презентация на тему "Русский народный костюм - хранитель истории"
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры ру...
Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....