Занятие «Русский народный костюм - хранитель истории»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Ознакомление детей с русским народным костюмом, через художественное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_r.n.kostyum_hranitel_istorii.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русский народный костюм -  хранитель истории»

Возрастная группа: старшая компенсирующей направленности (5-6 лет)

        Воспитатель:

                Спицына О.Н.,

воспитатель, 1к.к.

Тема: «Русский народный костюм -  хранитель истории»

Возрастная группа: старшая.

Образовательная область «Познавательное развитие»(ПСМ)

Цель: создание условий для формирования уважительного отношения к русской традиционной одежде, через художественное творчество.

Задачи:

  • Создать условия для ознакомления детей с русским народным костюмом;
  • Создать условия для ознакомления детей с элементами орнамента русского народного костюма;
  • Создать условия для развития умения украшать изделия одежды русским  народным орнаментом;
  • Создать условия для развития речевой активности, через пословицы и поговорки русского народа;
  • Обеспечить условия для обогащения словаря детей новыми словами (косоворотка, порты, кушак)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, плакатов и лэпбука на  тему русский народный костюм;  чтение русских народных сказок;  разучивание пословиц, поговорок  о труде, Родине.

Оборудование и материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, шаблоны одежды из бумаги, пояс (для игры)

ТСО: музыкальная колонка, флешка, ноутбук, аудиозапись русских народных мелодий.

Организация детских видов деятельностей: общение ребенка со взрослым, общение ребенка со сверстниками, продуктивная деятельность.

Методы и приемы:наглядные (показ, демонстрация), словесные (беседа, вопросы), проблемные (создание проблемных ситуаций), игровой (использование сюрпризного момента).

Педагогические технологии: гуманно-личностные, игровые.

Обогащение словаря: Косоворотка, порты, кушак.

Здоровьесберегающие технологии: смена видов деятельности, динамическая пауза, игра малой подвижности, .

Интеграция: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводный этап

В группе на столе стоит ноутбук,

музыкальная колонка. Дети на ковре в игровой зоне.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, к нам пришло письмо из художественной школы от детей подготовительного класса. Хотите послушать, что они нам написали?

Воспитатель читает:  «Здравствуйте ребята! В нашей школе будет проходить выставка «Орнамент русского национального костюма». Мы приглашаем вас, принять участие в этой выставке,  для этого мы отправляем вам эскизы одежды, которые нужно украсить орнаментом»  

Ребята, вы хотите принять участие в выставке?

А для этого нам нужно больше узнать об особенностях орнамента русского национального костюма.

Хорошо! Тогда отправляемся в музей «Русского национального костюма»

Дети отвечают; Да  

 

Дети отвечают; Да  

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Основной этап

В игровой зоне на столе  стоит ноутбук, детей встречает экскурсовод.

На столах приготовлены шаблоны одежды из бумаги , ИЗО материал.  

Чем я могу вам помочь?

Хорошо, проходите садитесь! Добро пожаловать в музей русского костюма.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Шили одежду из хлопковой и льняной ткани. Эта ткань экологически чистая, ведь нити, спрядены из растения: изо льна и хлопка. В одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит». Значит можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранить здоровье. Воспитатель: Обязательным предметом одежды наших предков была рубаха – косоворотка. Воротник такой рубахи расположен сбоку, как бы косо, поэтому ее так и называли – косоворотка.  А для того, чтобы одежда была красивой и нарядной её украшали вышитым орнаментом.

Обратите внимание,  что орнамент на косоворотке расположен по краю воротника, и краю рукава. Скажите ребята, как называли рубаху с разрезом с боку?

Послушайте, о какой следующей одежде русских людей эта загадка 

«Один вход, два выхода»?

Дети: Штаны

Экскурсовод:   Правильно, Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты……

Экскурсовод:   Послушайте следующую загадку

Надену - ободом сведёт,

Сниму - змеёй упадёт,

Тепла не даёт,

А без него холодно.

Дети: Пояс

Экскурсовод:  Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Раньше на одежде не было карманов, на кушак подвешивали нож, расческу, ложку, мешок для денег. Пояс - кушак тоже украшали разным вышитым орнаментом.

 Экскурсовод:  Ребята я вам предлагаю с играть в русскую народную игру, которая называется «Кушак» (дети играют).

Экскурсовод:  Дети вспомните как назывался пояс?

Дети: Кушак

Экскурсовод:  Послушайте следующую загадку.  

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом (Сарафане)

Экскурсовод:  Посмотрите, как женщины украшали свои сарафаны?

Дети: Вышивкой, лентами.

Экскурсовод:  Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный вышитым орнаментом: цветами, птицами и просто крестиком. Собирались вечером девицы в горнице, пели песни и вышивали узорами свою одежду. Как можно назвать народ, который много трудится, работает?

Дети: Трудолюбивый, работящий

Экскурсовод:  Вспомните пословицы о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом.

Дети. «Терпение и труд все перетрут!», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Труд человека кормит, а лень портит», «Ремесло есть — пить не просит, а само кормит» «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Экскурсовод:  Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Дети отвечают.

Экскурсовод:  Да ребята, всю одежду люди изготавливали сами. женщинам не было, скучно они занимались рукоделием и вышивали орнаменты на одежде.

 Экскурсовод:  Орнамент  делал одежду красивой и более нарядной. Ребята у каждого народа есть свой национальный орнамент. Обратите внимание, как расположен орнамент на русском костюме, вдоль выреза и по низу рукавов.  

Полоса означала – землю, 

крестик – воду, 

кружочек – солнышко – защиту. 

Экскурсовод:  Я вам хотела подарить  памятку о  русских народных орнаментах, она вам поможет. Ну, всё ребята наша экскурсия закончилась.

Воспитатель: Спасибо, вы нам очень помогли.

 Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали в музее?  

Воспитатель: Ребята, вы много узнали о русской народной одежде, и каким орнаментом она украшена. И теперь вы смело можете рисовать орнамент к одежде.

Экскурсовод подарила нам эскизы элементов орнамента, которые помогут нам  в работе.
А что бы нам легко работалось, наши пальцы разомнём и работу мы начнём.

Вот помощники мои
Их как,  хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так,
Не обидятся никак.
Наши пальчики готовы, будем рисовать узоры.

Воспитатель: Молодцы ребята! Одежда получилась, красивая и нарядная. А сейчас мы всё уберём в конверт и отправим на выставку.

- Что вам понравилось больше всего?

Дети рассказывают, что они хотят узнать

Дети отвечают

    Дети отвечают

Дети отвечают

Дети предлагают варианты.

 .

Дети самостоятельно находят материал, из которого, будут делать флаг. Располагаются за столами и приступают к изготовлению флага.

Дети предлагают варианты.

Дети выполняют динамическую паузу.

Дети садятся за столы, самостоятельно выбирают материал которым будут рисовать и  заготовки одежды которую будут украшать.

Дети рисуют. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»

Условия для проявления речевой активности.

Условия для проявления речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для проявления речевой активности.

Условия для формирования навыков взаимодействия.

Условия для проявления инициативы и самостоятельности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления речевой активности.

Рефлексивно-оценочный этап.

-Кому вы сегодня помогали? Что вы делали? Молодцы ребята, можете отдохнуть.

Дети делятся своими впечатлениями.

Условия для выражения детьми своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"

Презентация "Русский народный костюм-хранитель истории"...

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"...

Русский народный костюм - хранитель истории

Для реализациии проекта "Народные истоки"  решила показать детям  свою коллекцию кукол в народных костюмах разных губерний. ...

Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Презентация на тему "Русский народный костюм - хранитель истории"

   Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.  Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры ру...

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....