Проект "Царство рыб"
проект по рисованию
Проект «Царство рыб» для второй младшей группы
Подготовила: Дерябина О.Г.
Тип проект та: познавательный, практико-оздоровительный.
Длительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи: 1. Формировать представление о внешнем виде рыбки (есть рот, глаза, плавники), о некоторых повадках (живёт в воде, плавает, хватает корм ртом).
2.Познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
3.Развивать умения всматриваться и любоваться рыбками, проявлять наблюдательность; поддерживать любознательность, активность и самостоятельность детей; развивать воображение, наглядно-образное мышление детей.
4.Воспитывать: бережное отношение к обитателям аквариума; радость от восприятия результата своей и общей работы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Деятельность воспитателя:
-подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
-составить план реализации проекта;
-подобрать иллюстрированный материал по данной теме;
-организовать предметно-развивающую среду по теме проекта;
-разработать дидактические игры;
-вызвать интерес у детей к изучению данной темы.
Деятельность детей:
-рассматривание иллюстраций;
-раскрашивание раскрасок по данной теме;
-просмотр мультфильмов: «В поисках Немо», «Осьминожки».
Деятельность родителей:
-изучение энциклопедий;
-беседа с детьми о подводном мире;
-просмотр телепередач о подводном мире;
Основной этап.
- Утренняя гимнастика - комплекс упражнений «Морское царство».Цель: активизировать двигательные навыки, создать заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.
- Беседа «Домашние питомцы: аквариумные рыбки»,
наблюдение за золотой рыбкой. Вопросы к детям: Кто это? Какого она цвета? Большая или маленькая? Вы знаете, как её зовут? Давайте рассмотрим рыбку внимательно. Что у неё есть? (голова, глазки, ротик, спинка, хвост) А у вас есть голова? (дети показывают). А глазки? А ротик? А спинка? А хвост? (нет) У человека нет хвоста, а у рыбки есть. На что похоже тело рыбки? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать? Как вы думаете, рыбка нас видит? На что похожи её глаза? А зачем вам ротик? (чтобы есть) А как вы думаете, рыбке зачем? (ответы детей) Рыбкам тоже нужно есть, они питаются кормом. Давайте покормим рыбку специальным кормом для рыб, посмотрим, что будет делать рыбка. Чем она хватает корм? Какой у неё ротик? Что рыбке помогает увидеть корм? А кто знает, как называется дом, в котором живёт рыбка? А умеет рыбка говорить? Что делает рыбка ртом, глазами?
- Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Цель: развивать зрительное внимание и память, познавательный интерес.
- Настольная игра. Разрезные картинки «Обитатели океана».Цель: продолжать учить детей составлять из части целое изображение.
Игры, самостоятельная деятельность детей.
Загадывание загадок по теме. Цель: обогатить словарный запас детей, вызвать интерес к морским обитателям.
-Дидактическая игра «Кто, где живёт?»Цель: закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Игра-эксперимент «Как плавает рыбка» (1. Попробуем плавать как рыбка медленно, сложив ручку в кулачок. Удобно? 2.Теперь поплаваем ладошкой вперёд. А теперь удобно? 3.Давайте сложим ладошки лодочкой и попробуем поплавать, похожи мы на рыбок? На что похожи наши ладошки? На тело рыбки. А какое у рыбки тело? У рыбки тело овальное и продолговатое.)
Пальчиковая гимнастика «В банке чистая вода»
П/и «Летает, плавает, бегает» (воспитатель говорит: птица-дети летают, рыба - дети изображают движения рыбки, собака - дети бегают…).
- Изобразительная деятельность. Рисование на тему «Осьминожки из ладошки».Цель: познакомить с многообразием подводного мира, обогащать словарный запас детей названиями рыб и морских животных, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры, развивать воображение, воспитывать самостоятельность и аккуратность, создавая коллективную композицию.
Физкультминутка
Прогулка.
- Творческая игра «Путешествие по морю».Цель: продолжать учить детей принимать воображаемую ситуацию, участвовать в ней. Развивать творческое воображение.
- Подвижные игры - «Море волнуется раз…», «Найдем жемчужину», «Поиграем с морским коньком».Цель: развитие двигательной активности на прогулке, заинтересовать детей данной темой.
- Наблюдение за ветром.Цель: предложить детям определить, откуда дует ветер, какое море в такую погоду? Развивать наблюдательность, интерес к природе.
Комплекс гимнастики после дневного сна «Кораблик».Цель: привлекать детей к здоровому образу жизни, создать хорошее настроение и заряд бодрости.
Чтение художественной литературы.
- А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке».
- С. Сахаров «Морские сказки».Цель: познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Игры, самостоятельная деятельность детей.
-В. Бианки «Рыбий дом».
- В. Татаринов «И рыба клюет».
- Пазлы «Морские обитатели».Цель: продолжать учить детей составлять из частей целое изображение, развитие мелкой моторики рук.
- Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка».Цель: предложить детям обыграть различные ситуации, учить детей объединяться в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Консультации:
Консультация «Воспитание у детей любви к природе».
Наблюдение за рыбками в аквамодуле. В ходе наблюдения обратить внимание детей на то, что: у рыбок есть свой дом - аквариум. Рыбки живые, плавают, хватают корм ртом. В аквариуме есть камушки, ракушки, растения, улитки. Рыбки другие, не золотые, разные, тоже красивые, блестящие. Спросить, какая вода в аквариуме? (Чистая, в грязной воде рыбки жить не смогут.) Нужно ли её менять? (Выяснили, что воду менять необходимо, а аквариум чистить.) Спросить, как вы дома ухаживаете за своими рыбками?
Изобразительная деятельность (рисование: печать по трафарету), коллективная работа «Рыбки в аквариуме»
Речевая игра с мячом «Назови ласково» (рыба-рыбка, сом-…, песок-…, вода-…, трава-…, улитка-…, ракушка-…, лист-…).
Игры с водой «Поймай рыбку», «Достань ракушку».
П/и «Караси и щука»
Рассматривание ракушек, игрушечных морских обитателей.
Разрезные картинки: рыбки.
Д/и «Собери рыбку» (из геометрических форм на ковролине), «Найди и назови».
Этюд «Море волнуется»
Рассматривание картинок, открыток с рыбками
Слушание песни «Рыбка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой), выполнение танцевальных движений под музыку
Рекомендации «Посещение зоомагазина»,«Заводить или нет аквариумных питомцев?»
Изобразительная деятельность Раскрашивание раскрасок «Аквариумные рыбы». Вырезание изображений рыб.
Совместное рассматривание игрушечных рыбок: Воспитатель приносит детям на подносе много разноцветных рыбок (на каждого ребёнка по рыбке), предлагает найти рыбок определённого цвета, потом выбрать рыбку, какая нравится (себе берёт самую большую рыбку). Предлагает внимательно рассмотреть рыбок: Посмотрите, у рыбки впереди голова, сзади хвост, вверху спинка, снизу брюшко. (Педагог предлагает рассмотреть рыбок со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести все части тела.) А что у рыбки есть на голове? (Глаза, рот.) А ножки у рыбки есть? (Нет, у рыбки нет ножек, она не умеет ходить, но зато у рыбки есть плавники и хвост, они помогают рыбке плавать в воде. Рыбка шевелит плавниками и хвостиком и плывёт.) Понравились вам рыбки, которые я принесла? А вы хотите поиграть с игрушечными рыбками? (Игры детей с рыбками.)
Беседа на тему: «Такие разные рыбки». Цель: познакомить детей с разновидностью рыб, местами их обитания (аквариум, река) .
Речевая игра «Что делает рыбка?» (Кто больше назовёт действий: рыбка плавает, ныряет, смотрит, хватает корм ртом, ест корм)
Игра «Где спряталась рыбка?»
Дыхательное упражнение «Воздух для рыбок» (выдувать воздух через трубочку в воду).
Пальчиковая гимнастика «В банке чистая вода»
П/и «Ловля рыбок (Рыбаки и рыбки)»
Игры с игрушечными рыбками, морскими обитателями.
Д/и с бельевыми прищепками «Разноцветные рыбки», игра с игрушками-морскими обитателями «Узнай, кто я?» (с завязанными глазами, на ощупь), «Рыбалка».
Д/и «Сложи рыбку» (из геометрических фигур)
Рассматривание модели «Строение рыбы»
Консультация «Влияние животных на полноценное развитие личности ребёнка»
3 этап. Заключительный. Подведение итогов.
Цель проекта достигнута: дети стали больше обращать внимания на животных и растения ближайшего природного окружения, замечать цветущие растения, эмоционально реагировать (присматриваться, улыбаться, стараться приблизиться, потрогать), больше задавать вопросов (Что это такое? Кто это? Что делает? Как называется?); в лепке, рисовании стараются выделить особенности рыбки: цвет, величина, красивые плавники, хвост.
Задачи проекта были выполнены: дети различают рыбок, называют золотую рыбку, сомика, других обитателей аквамодуля (рачков, улиток); определяют основное строение, характерные особенности, знают признаки живого (рыбка ест, плавает, смотрит), называют рыбкин дом-аквариум, понимают, что рыбкам нужна чистая вода-аквариум надо чистить, воду менять, за рыбками надо ухаживать-кормить специальным кормом. Дети испытывают радость от наблюдения за живыми объектами, от общения с рыбками, эмоционально сопереживают, проявляют заботу. Дети в самостоятельной деятельности раскрашивают рыбок, других морских обитателей, стараются лепить рыбок и угощение для них, с удовольствием рассматривают книжки, картинки, слушают музыку, играют «в рыбок». Малышам понравилась техника рисования: рисование - аппликация, печать по трафарету. Те ребята, у которых дома есть аквариумы, рассказывают, какие у них рыбки, как они помогают за ними ухаживать. Некоторые родители, познакомившись с материалами в родительском уголке и выслушав своих детей, заинтересовались аквариумными рыбками, решили подумать об установлении дома аквариума. Совместная работа в проекте помогла детям лучше узнать друг друга, ещё больше сдружиться, быть доброжелательными и к своим товарищам, и к живым существам.
Как итог проекта: Выставка творческих работ детей, выполненная в технике рисования-аппликация: «Нальём воду в аквариум, где спрячется рыбка»), коллективной работы «Рыбки в аквариуме» для детей.
Материал к проекту
ООД
Беседа «Домашние питомцы: аквариумные рыбки»
П/с: формировать первоначальные представления о рыбах и их среде обитания; закреплять знания о частях тела, внешнем виде, развивать интерес к познавательной деятельности, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование, материалы:, таз с водой, рыбки (игрушки),корм для золотой рыбки.
Предварительная работа: в свободное время воспитатели читают детям о домашних любимцах, загадывают загадки; дети рассматривают фотографии, иллюстрации, слушают песни и музыку, смотрят клипы о домашних питомцах, играют с игрушками – кошками, собачками, рыбками, раскрашивают рыбок.
Вопросы к детям: Ребята, у вас дома есть домашние животные? Вы умеете за ними ухаживать? Смогут они прожить без человека? Вы любите играть с кошкой, собачкой? Вам интересно наблюдать за рыбками.Что особенно интересно?
Загадка: Стеклянный домик на подставке
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. Что это за домик? (аквариум)
Вопросы к детям: У кого дома есть аквариум? Что там рыбки делают? (Живут, плавают.) Что ещё есть в аквариуме? (камушки, песок, улитки, растения, вода).
Как вы заботитесь о рыбках? (насыпаете корм, доливаете чистую водичку).
Затем проводится наблюдение за золотой рыбкой (ход наблюдения расписан в таблице).
ООД «Нальём воду в аквариум, где спрячутся рыбки» (рисование).
Оборудование: трафареты аквариумов, аппликация рыбок на каждого ребёнка.
П/с: Вызвать интерес к работе с гуашью; познакомить с техникой рисования, заинтересовать сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков; учить своевременно насыщать ворс кисти краской, не допускать, чтобы дети тёрли кистью по бумаге, учить правильно работать с клеем
Воспитатель обращает внимание на аквариум и говорит: аквариум -дом для рыбок твоих. Позаботьтесь сейчас вы о них! Предлагает поменять воду в аквариумах – налить свежую. Воспитатель показывает, как ворсом кисти нужно гладить бумагу. А не тереть её, как щёткой.
Совместная деятельность педагога с детьми (рисование, коллективная работа) «Рыбки в аквариуме» (печать по трафарету)
П/с: познакомить с нетрадиционными техниками рисования (печать по трафарету), воспитывать аккуратность в работе с красками.
Оборудование: гуашь, трафареты рыбок, губки, трафарет аквариума (большой лист бумаги с нарисованными камешками, водорослями).
Дети малыми группами (по 2-3 человека) по очереди рисуют на большом трафарете аквариума: окунают губку в разведённую гуашевую краску выбранного цвета, аккуратно заполняют трафарет рыбки.
«Где живут рыбки?» (вторая младшая группа)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Сложи рыбку». Цель: учить складывать рыбку из геометрических фигур, закреплять знание цвета, формы, величины.
«Кто, где живёт?». Цель: учить определять с помощью картинок с изображением места обитания (нора, берлога, аквариум, дупло, гнездо, конура и т.д.), где какое животное обитает.
«Посели животное». Цель: познакомить детей с представителями водных животных. Выбрать из набора карточек с животными тех, кто живёт в воде.
«Где спряталась рыбка?» Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. Рыбка «прячется» за растение или любой другой предмет. Воспитатель загадывает детям этот предмет, по его описанию они отгадывают.
Разрезные картинки «Рыбки» (или кубики). Цель: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путём примеривания.
«Рыбалка», «Ловись, рыбка!» (несколько вариантов игры). Цель: развивать координацию движения рук. Ребёнок ловит рыбок удочкой с магнитом или сачком (игра с водой).
«Спасаем рыбок» (игра с водой). Цель: развивать координацию движений. Нужно принести в таз («озеро») с игрушечными рыбками воды, «спасти» рыбок, не пролив при этом воду; потом поиграть с рыбками в тазу с водой.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: Что делает рыбка? Назови ласково; Угадай по описанию (см. описания игр в таблице).
ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ (см. описания в таблице).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Превращение». Цель: учить детей изображать способы передвижения, звукоподражания объектов живой природы (котят, щенят, попугайчиков, рыбок).
«Мы - стайка рыбок (Караси и щука)». Цель: учить детей входить в роль героев игры. Педагог - «щука» ловит рыбок-детей, они быстренько уплывают.
«Кто где любит спать?» Цель: учить детей входить в роль героев игры. Пока играет музыка, дети изображают котят, щенят, попугайчиков, рыбок, как только музыка перестаёт играть, все ложатся спать по своим домикам (котята на подушке, щенята на коврике, попугайчики в клетке, рыбки в аквариуме- места обозначены условными обозначениями).
«Рыбки». Рыбки плывут, плавничками гребут. (дети передвигаются мелкими шажками, опускают руки вдоль туловища, движения только руками вперёд-назад), а теперь наоборот (поворачиваются в другую сторону).
«Мы -рыбки». Цель: учить детей входить в роль героев игры. Детям предлагаются лоскуты тонкой ткани, и под музыку Сен-Санса (или без музыкального сопровождения) они имитируют движения плавников.
ЭТЮДЫ
«Море волнуется». Море волнуется раз (ноги на ширине плеч, покачивание руками справа -налево, изображая волны),
Море волнуется два, Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи.
Рыбки плавали, ныряли (руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближения, расхождения, приседание)
В голубой морской воде.
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Качаю рыбку на волне. То вверх (вдох),
То вниз (выдох) Плывёт ко мне.
Рыбки дышат под водой воздухом, который качает специальный насос. Давайте и мы побудем такими насосами. (Детям раздаются трубочки для коктейля, стаканчики с водой. Они набирают воздух в лёгкие и выдувают его через трубочку в воду, получаются пузырьки.)
Художественная литература, используемая в ходе реализации проекта, предлагается в материалах для родителей (на моём мини-сайте в социальной сети работников образования).
Литература:
Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации работы экологического образования в детском саду. Методические советы к программе «Детство». СПб: Детство-пресс, 2001, с. 280-300.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2004.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2006.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2005.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.: Просвещение, 1982.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2006.
Интернет-ресурсы: рекомендации, советы, консультации родителям http://fanfishka.ru/news/akvarium-dlja-detej/2013_03_05_611
Картинки и раскраски для детей: http://kartinki-raskraski.ru
Фотографии, картинки http://akvariumt.boom.ru/page39.html
Рушанского на стихи И. Токмаковой «Где спит рыбка?» http://rushanskiy-spb.narod.ru/files/rushanskiy_gde_spit_rybka.mp3