Изотерапия в ДОУ
рабочая программа по рисованию

Шемонаева Елена Александровна

Программа по изобразительному искусству в ДОУ на тему: "Изотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoterapiya.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка 
“Мир будет счастлив только тогда, когда у 
каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своём труде”.

Роден 
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последние годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

В настоящее время многие занимаются арт-терапией, по своей сути - это способ развития внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства.

Для детей же арт-терапия особо важна. В этом случае терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать свое предназначение. Через арт-терапию ребёнок может бережно исследовать себя, переделывать то, что скрыто в его подсознании.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с нетрадиционным искусством рисования  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Вариативная часть программы «Изо-терапия» рассчитана на возраст детей от 2 до 7 лет. Особенностью данной программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года.  Методики этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом,  создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.

Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков.

Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.

Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, а также дидактические игры и упражнения. Игры с красками, водой и бумагой, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Рисование способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Рисование имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Рисование активизирует мыслительные процессы.

Рисование совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Рисование способствует созданию игровых ситуаций.

В процессе рисования дети познакомятся с основными понятиями, одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  изобразительному искусству.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что рисование развивает мелкую моторику рук, а следовательно и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).



Актуальность:

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.



На основании мониторинга исследования детей ДОУ, нами выявлены проблемы: 


  • Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук. 

  • Недостаточный уровень речевой активности детей. 

  • Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости. 


Донеся информацию до родителей воспитанников, о проводимом анализе мониторинга, проведя анкетирование с родителями, по их запросу, нами была создана программа по нетрадиционной технике рисования "Изо-терапия" (образовательная область «Художественное творчество»).

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства с изобразительным искусством за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием и техникой для занятий совместной деятельности.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей рисованию, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

В плане подготовки детей к школе работа по нетрадиционному рисованию ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

- умение слушать воспитателя

- принимать умственную задачу и находить способ ее решения

- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

- развитие самоконтроля и самооценки

- осознание собственных познавательных процессов. 

Цель: Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. 

Задачи: 

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. 

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.



Принципы реализации программы 

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы. 

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. 

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата. 

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. 

Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. 

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

– наблюдения с детьми;


– обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о 
предметах и явлениях
– объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова; 
– показ способов действия; 
– упражнения; 
– игровые приемы; 
– совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.



Организационно-методическое обеспечение программы 

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп) 
Программа «Изо-терапия» рассчитана на 5 лет (для детей с 2 до 7 лет). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня, кроме подготовительной к школе группы, которая проводит в первую половину дня. Продолжительность занятий для:

1 младшей группы - 10 минут

2 младшей группы – 15 минут

Средней группы – 20 минут

Старшей группы – 25 минут

Подготовительной группы – 30 минут.



Год 
обучения 


Количество занятий 


Кол-во 
детей 
в группе 


В месяц 


в год 


1 младшая группа 



36 


Привлекаются все дети 


2 младшая группа 



36 


Привлекаются все дети 


средняя группа 



36 


Привлекаются все дети 


старшая группа 



36 


Привлекаются все дети 


подготовительная группа 



36 


Привлекаются все дети 



В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей 

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. 

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе. 

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. 

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. 

Здоровье: физкультминутки. 

Музыка: прослушивание музыкальных произведений. 

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; 

Безопасность: формирование основ безопасности жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности; 

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.



Общий план образовательной деятельности

Почти все НОД строятся по одному плану. На каждом НОД используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом образе или явлении.

Подготовка к НОД (установка на работу).

Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).

Введение в новую тему.

Практическая часть:

показ воспитателем процесса рисования (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков)

Анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).



Работа с родителями

Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы. 

Формы подведения итогов реализации программы

- Составление альбома лучших работ.

- Проведение выставок детских работ.

- Совместные с родителями и детьми работы.



Оценка результативности программы

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных занятий 2 раза в год: в начале - сентября и в конце - мае учебного года, предусмотренных программой «От рождения до школы».


Для выявления степени выраженности тех или иных параметров развития необходимо использовать внимательное, целенаправленное наблюдение за проявлениями различных психических функций в разных условиях деятельности и общения. 
При проведении диагностики необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и вели себя естественно в предлагаемой ситуации. С помощью наблюдения можно составить представление о 
волевых качествах ребёнка, о его способах реагирования на трудности, стратегии поведения при столкновении с трудностями. Это важно, для получения наиболее объективных сведений 
Целью диагностики является выявление умений и навыков воспитанников для построения коррекционной работы, которую необходимо осуществлять в дальнейшем. 
Результаты диагностики подскажут педагогу, в каком направлении следует вести развивающую работу с каждым ребенком. Кроме того, необходимо учитывать, что возможно продвижение ребенка в сторону повышения степени выраженности тех или иных показателей, расширение зоны его ближайшего развития по мере активного включения в освоение воспитательно-образовательной программы или в результате индивидуальной работы педагога с ребенком. 

Место проведения: помещение группы ДОУ 

Используемый материал: различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др.), миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера. 

Форма подведения итогов: мониторинг обследование детей по усвоению программы (Приложение 2)

Предполагаемый результат 


  1. Дети освоят правила безопасности во время работы. 

  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции. 

  3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами. 

  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности. 

  5. У 
    детей будут развитые интегративные качества: научатся сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображать формообразующие линии; изображать предметы по памяти; использовать цвет для создания различных образов; создавать композицию на листах бумаги разной формы; передавать настроение в творческой работе; использовать разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментировать свою творческую работу. 


К программе прилагается комплексно-тематическое планирования для каждой возрастной категории (с 2 до 7 лет)
 (Приложение 1) 

Методическое обеспечение: 


  1. Т.С. Комарова
     «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Мозайка-Синтез, 2006 г. 

  2. Т. С. Комарова, А.И. Савенков «Коллективное творчество детей» - М.: Педогогическое общество России, 2000 г. 

  3. О.А. Соломенникова Радость творчества. – М.: Мозайка-Синтез, 2006 г. 


4. Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009г.

5. Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

6. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет». - М.: Мозаика - Синтез, 2008г.

7. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007 г.

8. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий», 2008 г.

9. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007 г.

10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

11. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 г.



12. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотерапия, как одна из граней арттерапии.

Опыт использования изотерапии в работе с детьми - дошкольниками....

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Консультация для родителей на тему: «Изотерапия с детьми старшего дошкольного возраста»

Элементы арт технологий и арт терапии очень интересуют специалистов детского сада и родителей. Это кладезь идей! Родители с легкостью могут их использовать дома, на даче, на прогулке. Элементы арт тер...