Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Киреева Валентина Куатовна

План работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет»

Киреева Валентина Куатовна
План работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет»

Детский сад «Росинка»   р.п.Благовещенка .

План работы по самообразованию

2019 – 2020 учебный год

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»

Воспитатель: Киреева В. К.

Содержание:

1. Тема.

2. Актуальность.

3. Пояснительная записка.

4. Цель.

5. Задачи.

6. Изучение методической литературы.

7. Работа с детьми.

8. Работа с родителями.

9. Самореализация.

10. Итог.

11. Игры на развитие художественного воображения.

12. Перспектива.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источ-ник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда» В.А.Сухомлинский.                                                                                                                        

      Актуальность

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое важное самовыражаться. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

 Пояснительная записка.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

 Виды нетрадиционных техник рисования с детьми младшего до – школьного возраста:

1.Рисование пальчиками.

2.Рисование ладошкой.

3.Оттиск пробкой.

4.Оттиск печатками из картофеля.

5.Рисование ватной палочкой.

Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство. Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования доступными младшему дошкольному возрасту и их приминение в раз –личных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные

- Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

- формировать у детей изобразительные навыки и умения, эстетический вкус, творчество и фантазию;

- учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

-изучить необходимую справочную и методическую литературу.

Развивающие

-развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус;

- развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

- формировать координацию движений;

- закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;

- развивать навык работать с разным изобразительным материалом.

Воспитательные

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность.

-содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

План работы

     1.Изучение методической литературы. сентябрь 2019г – май 2020г Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования:

1. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.

2.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

3. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.

5.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.

6. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с.: цв. вкл. ; Комарова Т. С.

7.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)

8. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования.

Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

Никологорская О. А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

Фатеева А. А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г. Анализ изученной литературы плане по самообразованию).

     2 Работа с детьми Рисование пальчиками.

Сентябрь

«Цветные пальчики».

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики. «Этот пальчик в лес пошёл».

Материалы: Образец, гуашь с основными цветами, альбомного листа, влажные салфетки.

Оформление выставки с работами детей.

«Сшили Тане сарафан».

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Предварительная работа: Рассматривание одежды.

Материалы: Образец, гуашь с основными цветами, шаблон сарафана, влажные салфетки. Выставка детских работ.

«Дождик, дождик пуще».

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Предварительная работа: Просмотр видео записи про дождь.

Материалы: Образец, гуашь голубого цвета, албьмного листа, влажные салфетки. Оформление выставки с работами детей.

Октябрь

Техника – «печать листьями». «Горошинки на зонтике».

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением зонтиками разной величины, раскраски.

Материал: Шаблон зонтика,образец, гуашь с основными цветами, влажные салфетки.

«Осенний ковёр».

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями». Изготовить с детьми чудесную осеннюю полянку с красивыми листочками

«Разноцветные горошки».

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Предварительная работа: Вместе с ребятами рассматривали и закрепляли основные цвета.

Материал: Образец, гуашь с основными цветами, альбомного листа, влажные салфетки.

«Бусы для Кати».

Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.

Предварительная работа: Рассматривание бус разной величины и цвета.

Материал: гуашь трех цветов, половинка листа альбома с нарисованной ниточкой, кукла, коробочка, настоящие бусы, "волшебная палочка", салфетки

Ноябрь

Штамп. (оттиск кубиками)

(Оттиск мятой бумагой)

Оттиск печаткой из картофеля (круги разной величины)

«Кубики для Вани»

Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.

Предварительная работа: Игры с конструктором разного размера, повторение цвета.

Материал: Штампы, образец рисунка, альбомный лист, кубики разной величины, влажные салфетки. Оформление выставки для родителей.

«Мячики»

Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.

Предварительная работа :Повторение формы круг, игры с мячами разного цвета и размера.

Материал: штампы. Образец рисунка,1\2 альбомного листа, мячики разного размера, влажные салфетки.

«Первый снег».

Оттиск печатками из салфетки. Закреплять умение изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками.

Оформление выставки с работами детей.

«Ягоды на тарелочке».

Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Оформить с детьми большой коллаж.

Декабрь

Оттиск поролоном. «Спрячь зайку»

Создать условия для развития творческих способностей.

Предварительная работа: Знакомство с губкой ее свойством.

Материал: разведеннаягуашь зеленого цвета, плотная бумага с контурным рисунком, губки, вода, салфетки, игрушка-лиса.

«Солнышко»

Способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, ватными палочками-лучики.

Оформление выставки с работами детей.

«Плюшевый медвежонок»

Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).

«Колобки»

Помочь детям освоить новый способ изображения-рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект.

Январь

Тычок «Ёлочка пушистая, нарядная».

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Рисование ёлочек.

«Мои любимые домашние животные»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного. Оформление выставки с работами детей.

«Снег идет»

Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.

Предварительная работа: Показ иллюстраций в книжках, картин о зиме.

Материал: Альбомный лист синего цвета бумага, жёсткие кисти; белая гуашь,

Оформить с детьми большой коллаж.

«Весёлый снеговик»

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Рассматривание всех работ. Выставка.

Март

Рисование ладошками «Цветные ладошки»

Учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для рисования красками большого формата для коллективного рисунка, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Изготовление общей композиции на большом ватмане.

«Птички»

Учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Оформление выставки с работами детей.

«Весёлые рыбки»

Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение.

«Солнышко».

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Выставка работ.

Апрель

Рисование ватными палочками

Рисование манкой, скатывание салфеток

«Бабочка»

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. Оформление выставки с работами детей.

«Ночь звёзды»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Материал: лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки Рассматривание всех работ. Определение у кого какая картинка получилась.

Оттиск печатками

Май

Разное «Нарядные матрешки».

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Материал: Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки..

«Закат»

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

Материал: Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки.

«Картинки на песке»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиком на песке. Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечаток ладошки на влажном песке.

Материалы: Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки

«Цветочек радуется солнышку»

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками, травкой вокруг. Развивать чувство композиции. Оформление выставки с работами детей.

«Котенок».

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка. Закреплять навык печати кистью по трафарету. Рассматривание котят, определить то, что все котята разные и не похожи друг на друга. Выставка работ.

«Вот какой у нас салют!»

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. Создание красивой коллективной композиции

Работа с родителями.                                                                        Сентябрь     Познакомить родителей с ФГОС ДО. Папка-передвижка. «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»,

Октябрь   Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Изготовление папки-передвижки. Папка-передвижка «Игры с красками».

Ноябрь

Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования». Сбор и анализ информации.

Декабрь Привлечение родителей к созданию центра «Юные художники»: оборудовать центр, собрать природный материал. Создание и оборудование центра «Юные художники».

Январь Консультации для родителей:

«Развитие творчества у детей дома», «Нетрадиционные техники рисования». Изготовление папок-передвижек.

Февраль Оформление выставки.

Март Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». Изготовление папки-передвижки.

Апрель Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей.

Изовыставка «Всей семьей рисуем дома». Оформление выставки.

Май Индивидуальные беседы о нетрадиционных приемах в рисовании. Беседы с родителями.

Самореализация                                                                            Сентябрь     Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. Создание своей картотеки.

Октябрь

Март «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Изготовление презентации.

Апрель Оформление результатов работы. Фото-отчёт – «Наш вернисаж».

Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

Итог: фото отчет в виде презентации: «Наш вернисаж».

Игры на развитие художественного воображения

«На что это» , «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки»,  «Закорючки», «Продолжи рисунок»,  «Точка, точка».

Перспектива:

      -Снятие детских страхов,

     -уверенность в своих силах,

     -работа с разнообразным материалом,

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...

План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

Использование разнообразных техник рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста

   Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень ин...

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....