Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет»
Киреева Валентина Куатовна
План работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет»
Детский сад «Росинка» р.п.Благовещенка .
План работы по самообразованию
2019 – 2020 учебный год
Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
Воспитатель: Киреева В. К.
Содержание:
1. Тема.
2. Актуальность.
3. Пояснительная записка.
4. Цель.
5. Задачи.
6. Изучение методической литературы.
7. Работа с детьми.
8. Работа с родителями.
9. Самореализация.
10. Итог.
11. Игры на развитие художественного воображения.
12. Перспектива.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источ-ник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда» В.А.Сухомлинский.
Актуальность
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое важное самовыражаться. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Пояснительная записка.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Виды нетрадиционных техник рисования с детьми младшего до – школьного возраста:
1.Рисование пальчиками.
2.Рисование ладошкой.
3.Оттиск пробкой.
4.Оттиск печатками из картофеля.
5.Рисование ватной палочкой.
Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство. Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования доступными младшему дошкольному возрасту и их приминение в раз –личных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные
- Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- формировать у детей изобразительные навыки и умения, эстетический вкус, творчество и фантазию;
- учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;
-изучить необходимую справочную и методическую литературу.
Развивающие
-развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус;
- развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- формировать координацию движений;
- закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;
- развивать навык работать с разным изобразительным материалом.
Воспитательные
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность.
-содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
План работы
1.Изучение методической литературы. сентябрь 2019г – май 2020г Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования:
1. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.
2.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.
3. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.
5.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.
6. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с.: цв. вкл. ; Комарова Т. С.
7.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)
8. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования.
Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Никологорская О. А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А. А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
2 Работа с детьми Рисование пальчиками.
Сентябрь
«Цветные пальчики».
Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики. «Этот пальчик в лес пошёл».
Материалы: Образец, гуашь с основными цветами, альбомного листа, влажные салфетки.
Оформление выставки с работами детей.
«Сшили Тане сарафан».
Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.
Предварительная работа: Рассматривание одежды.
Материалы: Образец, гуашь с основными цветами, шаблон сарафана, влажные салфетки. Выставка детских работ.
«Дождик, дождик пуще».
Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.
Предварительная работа: Просмотр видео записи про дождь.
Материалы: Образец, гуашь голубого цвета, албьмного листа, влажные салфетки. Оформление выставки с работами детей.
Октябрь
Техника – «печать листьями». «Горошинки на зонтике».
Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.
Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением зонтиками разной величины, раскраски.
Материал: Шаблон зонтика,образец, гуашь с основными цветами, влажные салфетки.
«Осенний ковёр».
Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями». Изготовить с детьми чудесную осеннюю полянку с красивыми листочками
«Разноцветные горошки».
Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.
Предварительная работа: Вместе с ребятами рассматривали и закрепляли основные цвета.
Материал: Образец, гуашь с основными цветами, альбомного листа, влажные салфетки.
«Бусы для Кати».
Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.
Предварительная работа: Рассматривание бус разной величины и цвета.
Материал: гуашь трех цветов, половинка листа альбома с нарисованной ниточкой, кукла, коробочка, настоящие бусы, "волшебная палочка", салфетки
Ноябрь
Штамп. (оттиск кубиками)
(Оттиск мятой бумагой)
Оттиск печаткой из картофеля (круги разной величины)
«Кубики для Вани»
Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.
Предварительная работа: Игры с конструктором разного размера, повторение цвета.
Материал: Штампы, образец рисунка, альбомный лист, кубики разной величины, влажные салфетки. Оформление выставки для родителей.
«Мячики»
Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.
Предварительная работа :Повторение формы круг, игры с мячами разного цвета и размера.
Материал: штампы. Образец рисунка,1\2 альбомного листа, мячики разного размера, влажные салфетки.
«Первый снег».
Оттиск печатками из салфетки. Закреплять умение изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками.
Оформление выставки с работами детей.
«Ягоды на тарелочке».
Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.
Оформить с детьми большой коллаж.
Декабрь
Оттиск поролоном. «Спрячь зайку»
Создать условия для развития творческих способностей.
Предварительная работа: Знакомство с губкой ее свойством.
Материал: разведеннаягуашь зеленого цвета, плотная бумага с контурным рисунком, губки, вода, салфетки, игрушка-лиса.
«Солнышко»
Способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, ватными палочками-лучики.
Оформление выставки с работами детей.
«Плюшевый медвежонок»
Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
«Колобки»
Помочь детям освоить новый способ изображения-рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект.
Январь
Тычок «Ёлочка пушистая, нарядная».
Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.
Рисование ёлочек.
«Мои любимые домашние животные»
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного. Оформление выставки с работами детей.
«Снег идет»
Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.
Предварительная работа: Показ иллюстраций в книжках, картин о зиме.
Материал: Альбомный лист синего цвета бумага, жёсткие кисти; белая гуашь,
Оформить с детьми большой коллаж.
«Весёлый снеговик»
Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Рассматривание всех работ. Выставка.
Март
Рисование ладошками «Цветные ладошки»
Учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для рисования красками большого формата для коллективного рисунка, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.
Изготовление общей композиции на большом ватмане.
«Птички»
Учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.
Оформление выставки с работами детей.
«Весёлые рыбки»
Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение.
«Солнышко».
Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Выставка работ.
Апрель
Рисование ватными палочками
Рисование манкой, скатывание салфеток
«Бабочка»
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. Оформление выставки с работами детей.
«Ночь звёзды»
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.
Материал: лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки Рассматривание всех работ. Определение у кого какая картинка получилась.
Оттиск печатками
Май
Разное «Нарядные матрешки».
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.
Материал: Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки..
«Закат»
Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.
Материал: Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки.
«Картинки на песке»
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиком на песке. Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечаток ладошки на влажном песке.
Материалы: Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки
«Цветочек радуется солнышку»
Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками, травкой вокруг. Развивать чувство композиции. Оформление выставки с работами детей.
«Котенок».
Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка. Закреплять навык печати кистью по трафарету. Рассматривание котят, определить то, что все котята разные и не похожи друг на друга. Выставка работ.
«Вот какой у нас салют!»
Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. Создание красивой коллективной композиции
Работа с родителями. Сентябрь Познакомить родителей с ФГОС ДО. Папка-передвижка. «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»,
Октябрь Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Изготовление папки-передвижки. Папка-передвижка «Игры с красками».
Ноябрь
Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования». Сбор и анализ информации.
Декабрь Привлечение родителей к созданию центра «Юные художники»: оборудовать центр, собрать природный материал. Создание и оборудование центра «Юные художники».
Январь Консультации для родителей:
«Развитие творчества у детей дома», «Нетрадиционные техники рисования». Изготовление папок-передвижек.
Февраль Оформление выставки.
Март Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». Изготовление папки-передвижки.
Апрель Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей.
Изовыставка «Всей семьей рисуем дома». Оформление выставки.
Май Индивидуальные беседы о нетрадиционных приемах в рисовании. Беседы с родителями.
Самореализация Сентябрь Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. Создание своей картотеки.
Октябрь
Март «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Изготовление презентации.
Апрель Оформление результатов работы. Фото-отчёт – «Наш вернисаж».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.
Итог: фото отчет в виде презентации: «Наш вернисаж».
Игры на развитие художественного воображения
«На что это» , «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Точка, точка».
Перспектива:
-Снятие детских страхов,
-уверенность в своих силах,
-работа с разнообразным материалом,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....
Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста
В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...
План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....
Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...
Использование разнообразных техник рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень ин...
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (в технике эбру)
Статья будет полезна не только педагогам но и родителям....