Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Осень»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Метелькова Ольга Александровна

Познакомить детей с содержанием картин В. Поленова и И. Левитана «Золо­тая осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_osen.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в подготовительной

к школе группе «Осень»

Программное содержание:

  • Познакомить детей с содержанием картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень»;
  • формировать умение сравнивать два похожих пейзажа;
  • закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы;
  • упражнять в смешивании красок  для получения новых оттенков;
  • воспитывать у детей любовь к родной природе.

Словарная работа: багрянец, увяданье, контраст.                

Предварительная работа: Беседы о цветовой гамме в осенней палитре природы, чтение стихов А.С. Пушкина; рассматривание осенних пейзажей других художников.

Материал к НОД:

У воспитателя:  иллюстрации картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».

У детей: тонированная бумага, краски гуашь, кисточки, палитра, банка с водой, салфетка, подставка под кисть.

Оборудование: Мольберт, указка, музыкальное сопровождение.

Методика проведения НОД:

Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».

Воспитатель выставляет на стенде репродукции картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень», читает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». Воспитатель читает отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Осень в лесу»:

«Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень...

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни летает над землей, садится на лицо липкая паутина».

Воспитатель - Как вы думаете, какие названия дали художники своим картинам?

  • Давайте рассмотрим пейзаж Исаака Левитана. Что вы видите на картине?

Дети – На этой картине изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета.

Воспитатель - Какие деревья на картине?

Дети - Трепетные багряные осины, золотые березы.

Воспитатель – Да вы правы, у левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев  берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают «яркое и звучное пятно», по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной. Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов.

  • Какое настроение охватывает вас, когда вы смотрите на эту картину?

Дети - Праздник золота и синевы, радостный праздник красоты, и немного грустный, ведь это – прощание с прекрасной порой перед наступлением суровой зимы.

Воспитатель – Обычно осень  время увядания природы вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и тёплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И неслучайно, глядя на эту картину, мы вспоминаем стихи А.С. Пушкина «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…»

Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берёз и травы усиливает праздничное настроение.

Вниманию детей предлагается репродукция картины В. Поленова.

Воспитатель – Теперь, давайте рассмотрим пейзаж Василия Поленова. Что вы видите на картине?

Дети – Дорожка, которая  ведёт нас в глубину картины, мы  огибаем речку и поднимаемся по плавным  линиям холмов — до горизонта, где стоит белая церковь с колокольней.

Воспитатель – Какое впечатление производит картина Поленова? Какие пробуждает в вас чувства?

Дети – Замерла природа с её изумительно чистыми красками ранней осени — с мягкой пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев, прозрачной голубизной реки и нежными красками неба от серо-зелёного и голубого к палево-жёлтым и розовым тонам.

Воспитатель – Дети, сравните эти осенние пейзажи. Чем они похожи, чем различаются?

Дети – На обеих картинах запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем. Художники нашли выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачные воды рек и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущих рек еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реках, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо.

На картине И. Левитана яркая изумрудная зелень озимого поля вдали, а на картине В. Поленова могучий зеленый дуб-великан.

Дидактическая игра «Найди картину на палитре».

Цель – Учить детей видеть цветовую гамму на картине.

Ход игры

Каждому ребёнку дают карточки из цветного картона, воспитатель предлагает, глядя на картину отобрать те карточки, цвета  которых они видят (до 12 цветов, в том числе не присутствующих в картине).

Практическая работа

Дети намечают линию горизонта. В палитре смешивают краски для рисования осенней листвы, реки и неба. Дети по желанию рисуют различные деревья на переднем и дальнем плане.

Анализ детских работ

Воспитатель предлагает найти работы, которые похожи на картину Василия Поленова, на картину Исаака Левитана.

Рефлексия

Воспитатель – Дети, сейчас мы познакомились с двумя прекрасными картинами, двух великих русских художников. Назовите название картин? И кто их написал?

Дети – «Золотая осень». И. Левитан и  В. Поленов.

Вы тоже старались, и у вас получились  красивые осенние рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Портрет друга»

Программное содержание: Дать представление о жанре портрета; развивать в детях способностьвглядываться в человеческие лица; учить рисовать портрет друга,правильно изображать черты его лица; разв...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе "Гжельская сказка".

Конспект НОД  по рисованию в подготовительной к школе группе "Гжельская сказка".Автор составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №10» Кузнецова Наталья Владимировна.Тема: «Гжельская сказка...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования

Цель и задачи занятия:1. Развивающее.Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразитель...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Голубь мира»

Цель: Формировать у детей гражданскую принадлежность и патриотические чувства. Программное содержание: - Воспитывать у детей патриотические чувства. - Развивать познавательный интерес. - П...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе "Осенний натюрморт"

Вид художественной деятельности: рисование с натуры. Знакомство с жанром живописи - натюрморт....