Кружок "Разноцветный мир"
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая, средняя, старшая группа)

Елена Васильевна Недбайло

    Согласитесь со мной, что каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Я уверена, чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идёт их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.

 Изобразительная деятельность приносит много радости  маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.

       Считаю, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного  развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

       Поэтому на кружке «Разноцветный мир», я знакомлю детей с нетрадиционными техниками изображения, манипуляциями с разнообразными материалами. Это даёт возможность детям экспериментировать с изобразительным материалом, помогает выразить своё творческое начало и собственное «Я». У детей развивается познавательный интерес, усидчивость, хорошая координация движений, уверенность в себе.

      Цель: Расширять умения детей в использовании нетрадиционных техник изображения, способствующих, как развитию познавательной деятельности и творческой активности, так и  коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_raznotsvetnyy_mir_dlya_detey_3-5let_4-6let.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

            Кружок  «Разноцветный мир»

                                                                       Воспитатель: Недбайло Е. В.

                           Пояснительная записка.

     Согласитесь со мной, что каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Я уверена, чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идёт их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.

 Изобразительная деятельность приносит много радости  маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.

       Считаю, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного  развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

       Поэтому на кружке «Разноцветный мир», я знакомлю детей с нетрадиционными техниками изображения, манипуляциями с разнообразными материалами. Это даёт возможность детям экспериментировать с изобразительным материалом, помогает выразить своё творческое начало и собственное «Я». У детей развивается познавательный интерес, усидчивость, хорошая координация движений, уверенность в себе.

      Цель: Расширять умения детей в использовании нетрадиционных техник изображения, способствующих, как развитию познавательной деятельности и творческой активности, так и  коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника в целом.

     

                             (для детей 3-5лет)

       Октябрь.

  1 неделя.

 Тема: «Мир цвета». Цель: Познакомить с богатейшим миром цвета, с миром ярких и чистых красок. Учить промывать кисточку перед тем, как набирать другую красочку. Способствовать формированию чувства цвета, представлений о гармоничных цветовых сочетаниях. Развивать моторику рук, речь, знания о цвете. Воспитывать чувство удовлетворения от своей работы.

  Материал:   кисть,  гуашь разного цвета, салфетка, альбомный лист.  Репродукции картин осенней природы,  кукла – Осень. Гимнастика для глаз «Дождик», запись - шум дождя,    упражнение – игра «Мы к лесной лужайке вышли».

 2 неделя.

 Тема: «Разноцветная осень» Цель: Учить делать оттиск осеннего листа. Развивать умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты.

 Материал: гербарий осенних  листочков  разных деревьев;  гуашь,  вода, кисть, салфетка, альбомный лист,  клеёночка для оттиска. Волшебная шкатулка от Осени.  Релаксация «листопад», упражнение – игра «Мы – листики осенние».

 3неделя

 Тема «Картошка».Цель: Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки, ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»). Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знание о цвете. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы.

 Материал:   картофель, коричнева гуашь, печатки картофельные,  ватная палочка, салфетка, альбомный лист в виде силуэта мешка. Игрушка – крот, пальчиковая гимнастика  «Мешочки» (завязать верёвочку на мешочке)

  4неделя 

  Тема: «Морковь, апельсины для нас витамины!» Цель: Учить  смешивать на палитре красную краску с жёлтой  и получать оранжевую. Закреплять умение правильно держать кисть, раскрашивать силуэты моркови и апельсинов. Развивать речь, аккуратность, моторику рук, знание о цвете. Воспитывать старание, усидчивость.

 Материал:   гуашь  красная и жёлтая,  палитра, кисть, вода, альбомный

 лист в форме корзинки.  Морковь, апельсин, игрушка -  зайка, игра на вкус  «Что ты съел?»

 Ноябрь

 1 неделя.

 Тема:  «Гусеница» Цель: Учить рисовать гусеницу сгибом кулачка, глаза и рот ватной палочкой.  Закреплять умение пользоваться гуашью, ватными палочками и салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Воспитывать интерес к творчеству.

 Материал: гуашь, альбомный тонированный лист, ватные палочки, салфетка, картинки с гусеницами,   металлофон. Упражнение «Гусеница».

 2неделя.

 Тема «Цветы» Цель: Учить рисовать цветы с помощью печаток –  высохших головок спелого мака. Закреплять умение покрывать весь лист, вокруг гусеницы разными цветами, составляя композицию. Развивать речь, знание о цвете, аккуратность. Воспитывать положительные эмоции от работы.

 Материал:  разная гуашь,  головки  высохшего мака, вода, салфетки,  альбомный лист с гусеницей  с прошлого занятия.  Рассказ  куклы – Осень о цветах, пальчиковая игра «Наши алые цветы», «Цветочная зарядка»;  прослушивание  музыки– П. Чайковского «Вальс  цветов»  из балета «Щелкунчик».

 3неделя

 Тема «Заготовки на зиму» Цель: Учить изображать ягоды вишню, виноград, смородину, клубнику, смешивая краски красную с синей,  получая отличая, красный и тёмно красный (бордовый), синий и темно синий, фиолетовый цвет. Закреплять аккуратность в работе. Развивать речь,  мышление, умение работать поролоновым тампоном, «пальчиковой живописью», ориентироваться на листе, моторику рук. Воспитывать

радость от рисования, самостоятельность, желание рассказать о рисунке.

 Материал: красная и синяя гуашь, палитра; альбомные листы в виде силуэта баночки, тампоны. Картинки, баночка с вареньем, игрушка – Мишка – сластёна. Игра на релаксацию и мимику «Сладкое и кислое варенье»

 4 неделя 

 Тема «Небо». Цель:  Учить изображать явления природы – небо,

 передавая  характерные особенности – от цвета синего до светло синего  (ряд по светлоте), смешивая на палитре краски -  синюю с белой, обозначая словами – синее небо, светлее, еще светлее.

Материал:   гуашь синего и белого цвета, палитра,  вода, поролоновые тампоны, кисточки. Кукла  - Осень, художественное слово, Игра «Разложи полоски  от самой темной до самой  светлой», листы бумаги.

 Декабрь.

1 неделя

 Тема «Дерево в инее» Цель: Учить изображать иней кончиком кисти на ветвях дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь – украсить дерево.

 Материал: клей ПВА, манка, коричневая и черная гуашь, ватная палочка, салфетка, альбомный лист с прошлого занятия,  на котором дети рисовали небо, иллюстрации -   деревья в инеи, игрушка – Лесовичок. Пальчиковая гимнастика  «Дерево».

  2неделя.

Тема: «Горка» Цель: Учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её, тонировать поролоном землю. Закреплять знание о белом цвете, снеге. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

  Материал:   белая гуашь,  кисть,  губка, вода; иллюстрация горки, иллюстрация зимних забав , тонированный лист, вырезанные саночки из цветной бумаги, пластилин, поролоновый тампон. Песенка игра – «Саночки»

  3 неделя.

  Тема «Ах, какая ёлочка – зелёная иголочка!» Цель: Учить рисовать ёлочку, прорисовывая иголочки кончиком кисточки, смешивать краски, получая зелёный цвет, пользоваться палитрой. Закреплять умение ориентироваться, рисовать крупно на всём листе. Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, точность прорисовки, умение

пользоваться изобразительным материалом. Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

 Материал:  синяя, желтая,  коричневая гуашь, тонированный   альбомный  лист, палитра, кисть, вода, салфетка. Игрушка – Зайка, иллюстрация ёлочки, веточка ели.  Пальчиковая игра «Ёлочка».

 4неделя

 Тема «Белый снег пушистый…» Цель: Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке, пользоваться в изображении приёмом «набивка салфеткой». Закреплять знание о цвете. Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, моторику рук. Воспитывать эстетические чувства,  желание работать самостоятельно.

Материал: салфетки, зубная паста, альбомный лист с нарисованной ёлочкой с прошлого занятия иллюстрации зимней природы, письмо от ёлочки. Упражнение «Погреем руки».

   Январь

   2неделя

 Тема «Снеговик» Цель: Учить изображать снеговика из круглых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять  рисунок деталями из природного и бросового  материала, дорисовки ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы гуашью. Развивать мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук. Обогащать словарь (снег, снежная земля, снеговик, снежная баба, снегурочка). Воспитывать дружелюбие, сочувствие, старание, желание помочь.

Материал: белая гуашь, ватные палочки, альбомный  тонированный лист;  губковые тампоны,  трафареты;  природный материал -  веточки; иллюстрации снеговика,  зимних забав; игрушка – снегурочка.  Игра  «Снеговики».

  3неделя

  Тема «Белый медведь» Цель: Учить изображать белого медведя с помощью трафарета. Закреплять умение аккуратно раскрашивать, не

выходя за контур, пользоваться, гуашью. Развивать моторику рук, аккуратность, внимание.

  Материал: альбомный  тонированный лист, белая гуашь, кисть, салфетка, иллюстрация белого медведя, игра «У медведицы и у медведя есть сыночек – медвежонок Федя».

  4 неделя

  Тема «Слон» Цель: Учить рисовать слона с помощью ладони и гуаши, смешивать серый цвет, пользоваться палитрой. Закреплять умение пользоваться гуашью,  ватной палочкой, салфеткой. Развивать моторику рук, мышление, аккуратность, внимание. Воспитывать творчество, радость от игр с красками.

 Материал:   белая, черная, зелёная гуашь, альбомный тонированный лист, кисть, салфетка, ватные палочки. Иллюстрация, на которой изображен слон. Музыка. Упражнение  «Головой кивает слон, он ребятам шлёт поклон».

  Февраль

  1 неделя

  Тема «Автомобиль» Цель: Учить дорисовывать машине детали: окна, колёса, двери, закрашивать аккуратно, внутри контура. Закреплять умение рисовать мелками, фломастерами; тонировать дорогу щетинистой кистью и коричневой разведенной акварелью. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, аккуратность в работе, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими части легковой машины.

  Материал: альбомный лист с контурным изображением автомобиля, мелки, фломастеры, иллюстрации машин, щетинистая кисть, разведенная коричневая акварель.  Дидактическая игра: «Сложи части машины», подвижная игра. «Мы едем, едем, едем».

  2неделя

  Тема «Пушистый зайка» Цель: Учить рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой головке удлиненное тело, изображая шерсть в технике «Набивка» щетинистой кистью. Закреплять умение дорисовывать детали пальчиком. Развивать творчество, аккуратность в работе, моторику и силу рук, внимание, ориентировку. Воспитывать старание, желание помочь.

  Материал:  щетинистая и тонкая кисть, белая и чёрная гуашь тонированный лист,  зайка – игрушка, иллюстрация, салфетка. Игра «Зайка беленький…», пальчиковая игра «Зайцы», загадка, упражнение – игра «Зайчик».

   3неделя

  Тема «Весёлый и грустный мишка» Цель: Учить рисовать медведя в технике «симметричная  монотипия». Рисовать быстро, смешивать коричневую краску. Закреплять умение в работе с палитрой, водой. Развивать речь, навык работы с гуашью, губковым тампоном, умение дорисовывать детали ватной палочкой. Воспитывать желание делать подарок папе, чувство неожиданности и радости.

   Материал:  тонированный альбомный лист бумаги,  красная и зелёная гуашь, кисть, ватная палочка, палитра,  игрушка - мишка, образец. Игра  на эмоции «Грустный , веселый.»

   4 неделя.

  Тема «Кисть рябины» Цель: Учить изображать кисть рябины с помощью ладони, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать гуашью, кистью. Развивать речь, аккуратность, умение дорисовывать веточки кистью, внимание, ориентировку на листе, точность действий  руки. Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества.

  Материал:   гуашь,  кисть, салфетка,  веточка рябины или иллюстрация;  тонированный альбомный лист. Игры «Мы – деревья», «Ветер дует нам в лицо».

   Март.

  1неделя.

  Тема «Звонкие сосульки» Цель: Учить рисовать сосульки, заострённых форм, смешивать фиолетовый цвет. Закреплять умение пользоваться палитрой, водой, кистью. Развивать цветовосприятие, речь, умение ориентироваться на листе бумаги, точно действовать кистью, внимательно проводить линии. Воспитывать любознательность, старание,  положительные эмоции.

  Материал:  белая, синяя,  красная гуашь,  палитра,  тонированный лист бумаги с изображением крыши дома, кисть, вода, салфетка. Иллюстрация, на которой изображены сосульки. Песенка «Капель», металлофон, релаксация «Сосульки».

  2 неделя.

  Тема «Ваза с мимозой» Цель:  Учить изображать мимозу приёмом «набивка салфеткой», сминать салфетку, содержать рабочий стол в чистоте. Закреплять умение аккуратно работать с гуашью. Развивать моторику рук. Воспитывать желание порадовать маму, сделать для неё приятное.

  Материал: тонированный лист бумаги с вазой, желтая и зелёная гуашь, салфетки, вода, кисть, иллюстрация с мимозой. Игра и релаксация «Цветочек».

  3неделя

  Тема «Плывёт, плывёт кораблик» Цель: Учить изображать море с помощью парафина, разведённой акварели, зубной щетки; умению тонировать половину листа. Закреплять умение закрашивать карандашами, не выходя за контур. Развивать речь, моторику рук, внимание, аккуратность, умение ориентироваться на листе, понимать положение неба, земли.  Воспитывать творчество, желание обыграть свой рисунок корабликом из оригами.  

  Материал: парафин,  разведённая акварель, зубная щетка, тонированный на половину альбомный лист; кораблик из оригами, иллюстрация с морем, образец. Запись  звуков шума моря, пальчиковая игра «Пароход и лодочка».

   4 неделя

  Тема «Подводное царство» Цель: Учить изображать рыбок с помощью ладони, дорисовывать остальные детали ватной палочкой. Закреплять умение тонировать разведённой акварелью и щетинистой кистью воду в аквариуме. Развивать навык аккуратной работы гуашью. Воспитывать интерес к творчеству, желание обыграть рисунок, поселив в аквариум рыбок.

  Материал: альбомные листы в виде аквариума с водорослями, гуашь, разведённая акварель, иллюстрации рыбок, загадка, упражнение на релаксацию «Золотая рыбка».

  Апрель

  1неделя

 Тема «Птицы». Цель:  Учить рисовать птиц с помощью ладони и трафаретов, гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, ватными палочками и салфеткой. Развивать моторику рук, мышление,

аккуратность, внимание. Воспитывать творчество, радость от игр с красками.

  Материал:  гуашь, альбомный тонированный лист; ватные палочки,

 салфетки; иллюстрации с птицами; сюрприз, музыка. Пальчиковая игра «Чудо – лебеди».

 2 неделя

 Тема»Далёкое небо» Цель: Учить изображать звёзды, используя способ рисования – набрызги (гуашь, зубная щетка, расческа). Развивать речь, внимание, любознательность, творчество. Воспитывать умение содержать рабочий стол в аккуратности.

  Материал: альбомный тонированный лист, иллюстрации о космосе, звёздах, сюрпризный момент, упражнение на релаксацию «Звёздочка».

  3 неделя.

 Тема «Солнышко улыбается» Цель: Продолжать рисовать пятном, замкнутой линией, неотрывным движением. Закреплять умение свободно держать кисть, мыть её по мере необходимости, рисовать в любой части листа. Развивать творчество, умение дополнять рисунок по собственной инициативе. Воспитывать умение самостоятельно выбирать цвет (желтый, красный, оранжевый).

 Материал: альбомный лист, гуашь разного цвета, кисть, салфетки. Художественное слово, упражнение на релаксацию «Лучики солнца», игра «Солнышко и туча», гимнастика для глаз «Солнышко»,«Солнечный зайчик»

  4 неделя

 Тема « Весёлый клоун» Цель: Учить рисовать клоуна при помощи оттиска босой ножки ребёнка, дорисовывать различные детали пальчиками, ватными палочками, кистью. Развивать моторику рук, речь,  мышление. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

 Материал: разная гуашь, вода, салфетки, ватные палочки, кисти, альбомный  лист. Иллюстрации с изображением цирка, клоунов, игрушка – забава «Клоун». Игра – упражнение «Тюша – Плюша, толстячок», стихотворение  А. Зверевой  «Клоун».

  Май.

  1 неделя

  Тема «Весенняя веточка» Цель:  Учить, смешивая краски, получать светло – зелёный цвет и изображать листочки к веточкам в технике «примакивание». Закреплять умение работать с палитрой и гуашью, сохранять рабочее место  в порядке. Развивать цветовосприятие, ориентировку на листе в соответствии с нарисованными заранее деталями. Обогащать словарь. Воспитывать самостоятельность, старание, уверенность в себе, желание украсить группу, чувство красоты.

Материал: тонированный альбомный лист с нарисованными веточками детьми, гуашь (синяя, желтая, белая), кисть, салфетка, палитра, вода, веточки  с распустившимися листиками.  Игра на обоняние «Чем пахнет?»

 2неделя

 Тема «Бабочка – красавица» Цель: Учить рисовать бабочку, используя технику  «Симметричная монотипия». Закреплять умение смешивать зелёный, коричневый, оранжевый цвет, пользоваться палитрой. Развивать любознательность, интерес к играм с красками, чувство красоты. Воспитывать, аккуратность, уверенность в себе.

 Материал:    палитра,  гуашь  (синяя,  желтая,  красная), кисть, вода; салфетка, иллюстрации  с бабочками, вырезанный контур бабочки, сложенной пополам, информация о насекомых. Подвижная и пальчиковая игра «Бабочка».

 3 неделя.

 Тема «Подснежник» Цель:  Учить  смешивать  голубой цвет, изображать подснежник с помощью  «пальчиковой живописи». Закреплять умение смешивать зелёную краску и отпечатывать листочки печатками из овощей,  пользоваться палитрой. Развивать умение создавать композицию на листе, ориентируясь по подготовленным деталям. Воспитывать чувство красоты, желание порадовать солнышко.

  Материал:  белая, желтая, синяя гуашь, палитра, альбомный  лист,  ватные  палочки,  кисть,  вода, салфетка.  Иллюстрация с подснежником. Релаксация  «Цветочек».  Пособие – солнышко.

  4неделя

  Тема «Радуга» Цель: Учить рисовать радугу из цветных полосок. Закреплять умение смешивать краски, пользоваться палитрой

 Развивать творчество, цветовосприятие, точность действий при нанесении полосок радуги, ориентировку на листе, умение дорисовывать композицию. Воспитывать положительные эмоции от работы с красками, уверенность в себе.

  Материал: тонированный  альбомный  лист, белая, желтая, красная,  синяя,  гуашь ,картинки, сюрприз. Подвижная игра  «Вот мы руки развели».

                                    (для детей 4 – 6лет)

 Октябрь.

 1 неделя.

 Тема: «Что нам осень подарила» Цель: Учить  рисовать фрукты в вазе  (лимон, яблоко, сливы, виноград, вишни) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой, смешивать краски на палитре – красную с синей, получая бардовую и фиолетовую. Развивать речь, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

 Материал:  альбомный лист,  на котором ребенок заранее наклеил вазу,  разная гуашь, салфетка, вода, кисть, ватная палочка. Персонаж – белочка, муляжи  фруктов.  Релаксация «Здравствуй, осень», игра на обоняние «Что за фрукт?»

   2неделя.

   Тема: «Картина». Цель: Учить изображать небо в технике «по мокрому фону», смешивая краски, воду. Закреплять навык аккуратной работы с изобразительным материалом в технике «примакивания», изображая листву на земле. Развивать речь, умение знать и  подбирать осенние краски,  работать щетинистой, тонкой кистью, ориентироваться на листе. Воспитывать интерес к рисованию, чувство красоты от природы.

 Материал: разная гуашь, вода, кисть, альбомный тонированный лист, салфетка. Игрушка – лесовичок,  репродукции картин осенней природы. Релаксация «Жарко – холодно».

 3 неделя.

  Тема: «Деревья и ёлочки в осеннем лесу». Цель: Учить  изображать обобщенный образ лиственного дерева, елочку. Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе, подбирать нужный цвет к деталям. Обогащать словарь: вверх, вниз, высокое,  низкое. Воспитывать интерес к рисованию, творчество, активность в работе.

 Материал:  лист с прошлого занятия, коричневая, белая,  черная, зелёная гуашь,  салфетка, ватная палочка, кисть, вода, образцы деревьев,  игрушка - Лесовичок,  репродукции картин -  пейзажей, веточки с деревьев. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»

  4 неделя.

  Тема: « Осенняя листва на деревьях». Цель: Учить изображать осеннюю листву приёмам «набивка салфеткой», сминать салфетку, содержать рабочий стол в чистоте. Закреплять умение смешивать краски, аккуратно работать гуашью. Развивать ориентировку на листе, чувство цвета, моторику рук. Воспитывать чувство красоты от природы в разное время года, желание работать самостоятельно.

 Материал: салфетка,  альбомный лист  с прошлого занятия, гуашь (желтая, красная, при смешивании этих красок оранжевая), кисть.  Репродукции картин осенней природы, листья с деревьев, игрушка -  Лесовичок. Физкультминутка  «Мы листики осенние…».

 Ноябрь.

 1 неделя.

Тема: «Лесные животные» (осенняя выставка). Цель: Учить работать печатками и тушью, создавать законченную композицию картины,

                 

 располагая животных на картине. Закреплять умение сохранять рабочее место  чистым. Развивать моторику рук, внимание, аккуратность, ориентировку на листе. Воспитывать интерес к работе с печатками, дружелюбие в работе с товарищами, желание создать красивую  осеннюю выставку.

 Материал:  тушь (черная, красная, синяя), салфетки, пластилин. Печатки, картинки лесных животных  репродукции картин осеннего пейзажа с животными.  Пальчиковая игра   «Вот помощники мои…»

 2неделя.

 Тема: «Домик». Цель: Учить изображать домик с помощью мелков из разных прямых линий, закрашивать плотно и ровно, метель с помощью разведенной акварели щетинистой кисти. Закреплять навык аккуратной работы кисточкой, карандашами, опрятности на столе. Развивать творчество, моторику рук, речь, воображение.  Воспитывать интерес к рисованию, желание работать самостоятельно, видеть красоту в картинах, желание помочь зверям.

 Материал:  альбомный лист с изображением  лесного зверя,  разведенная синяя акварель,  щетинистая кисть, мелки,   репродукции картин поздней осени, домик (наглядность), образец, письмо из леса, аудиозапись звуков ветра. Пальчиковая игра «Строим дом».

 3 неделя.

  Тема: «Подарки для кошки Мурки» Цель: Продолжать детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи ватных палочек. Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур. Закреплять знания о геометрических фигурах, о цвете (основные и оттенки). Развивать диалогическую речь, активизировать словарь. Воспитывать аккуратность при работе с красками, клеем; вызвать желание помочь герою.

 Материал:  альбомный лист,  геометрические фигуры разного цвета, клей,  салфетки, клеевые кисточки, ватные палочки, гуашь разного цвета. Пальчиковая  гимнастика «Котята», пение песенки «День рождение».

 4неделя.

 Тема: «Первый снег» Цель: Учить детей рисовать деревья и кусты. Закреплять умение работать кистью, водой и гуашью, ватной палочкой рисовать снег. Развивать умение составлять композицию на альбомном листе.

 Материал:  тонированный альбомный лист,  гуашь -  черная, коричневая,

серая, белая; кисти, вода, ватные палочки, зимняя иллюстрация. Гимнастика для глаз «Деревья». Пальчиковая гимнастика «Дерево», кукла «Зима».

 Декабрь.

 1 неделя.

  Тема: «Снежинки на варежке» Цель: Учить рисовать варежку, аккуратно её закрашивать, не выходя за контур; рисовать снежинки с помощью печаток – головок спелого мака. Развивать моторику рук, речь. Воспитывать аккуратность, положительные эмоции от работы.

 Материал:  тонированный альбомный лист, кисть, поролоновый тампон, головки мака, разная гуашь. Пальчиковая игра «Где мой пальчик?», кукла в зимней одежде, упражнение – игра «Мы – снежинки».

 2неделя.

Тема: «Маленькой ёлочке холодно зимой». Цель: Учить рисовать ёлочку, применяя технику «набивка салфеткой, сминать салфетку, содержать рабочий стол в чистоте. Закреплять умение аккуратно работать гуашью. Развивать ориентировку на листе, моторику рук. Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

Материал:  тонированный  лист бумаги, кисть, салфетки, вода,  гуашь коричневая, зелёная, белая, образец, иллюстрации -  ёлочки зимой. Пение песенки «Маленькой ёлочки холодно зимой…», упражнение – игра «Ёлочка»

3неделя

 Тема: «Бусы на ёлку». Цель: Учить рисовать бусы на ёлку, используя технику «пальчиковая живопись». Закреплять умение смешивать краски на палитре. Развивать творчество, точность движений. Воспитывать желание помочь украсить дерево.

Материал:   лист с прошлого занятия, разная гуашь, палитра, кисти. Игрушки – заяц, белочка,  письмо из леса.  Хоровод «Висят на ёлке бусы…», пальчиковая игра «Ёлка».

 4 неделя.

Тема: «На Севере». Цель: Учить изображать  горы, животных севера с помощью  печати по трафарету.  Закреплять умение прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносить краску на бумагу с помощью трафарета. Развивать моторику рук, аккуратность, внимание. 

Материал:  альбомный  тонированный лист, пластиковая коробочка, в

 которую  вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,

пропитанная   гуашью, тампон из  поролона, трафареты из полукартона,

салфетка, иллюстрация  «На севере». Игра «У медведицы и у медведя есть сыночек – медвежонок Федя».

Январь.

1неделя.

Тема:  «Снегирь». Цель: Учить изображать птицу  снегиря; рябинку – «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать жесткой кистью , пальчиками. Развивать речь, аккуратность, умение дорисовывать деталь ватной палочкой, внимание, ориентировку на листе, точность действий руки. Воспитывать чувство красоты, положительные эмоции от творчества.

Материал: гуашь, жесткая кисть салфетки, картинки птиц, ягодки с рябины, тонированный альбомный лист. Пальчиковая игра «В гнезде», упражнение – игра «Стань птицей».

 2неделя.

 Тема: «Снежная баба». Цель: Учить изображать снежную бабу  жесткой кистью и гуашью, дорисовывать ватной палочкой разные детали. Дополнять рисунок природным и бросовым материалом. Закреплять навык аккуратной работы. Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук. Обогащать словарь (снег, снежная баба, снеговик, снегурочка). Воспитывать дружелюбие, сочувствие, желание помочь, старание.

 Материал: разная гуашь, жесткая кисть, ватные палочки, картинки снежной бабы, зимних забав, игрушка–снегурочка, альбомный тонированный лист.  Игра  «Снежная баба».

 Февраль.

 1неделя.

 Тема: « Метель». Цель: Учить рисовать зимний пейзаж, метель с помощью парафина, разведенной акварели, зубной щетки. Закреплять умение тонировать лист. Развивать умение ориентироваться на листе, моторику рук, речь. Воспитывать чувство красоты к  природным   явлениям зимней погоды.

 Материал:    лист бумаги,   парафин, акварель, зубная щетка, репродукция  картины «Метель».   Художественное слово «Большая пурга».

2неделя.

Тема: «Зайчик». Цель: Учить рисовать зайчика с помощью среднего и указательного пальцев, а также всей  ладони. Закреплять умение дорисовывать недостающие детали  ватной палочкой. Развивать речь, творчество, воображение. Воспитывать интерес к работе.

Материал:   белая гуашь,   тарелочки, вода,  ватные палочки, игрушка – зайчик.  Хороводная игра  «Заинька беленький, что сидишь…»

3неделя

Тема:  «Лошадка»  Цель:  Учить рисовать лошадку с помощью ладони. Закреплять умение дорисовывать голову, гриву, хвост, копыта кистью или ватной палочкой, дополнять рисунок другими предметами. Развивать аккуратность, моторику рук, творчество. Воспитывать уважение к животным, умение отгадывать загадки и изображать отгадки.

Материал:  лист,  разная гуашь, кисть, ватная палочка, вода, салфетки образец, сюрприз,  разные картинки. Песенка « У меня лошадка Зорька».

4 неделя.

Тема: «Танк» Цель:  Учить рисовать гусеницы танка сгибом кулачка, дорисовывать детали кистью или ватной палочкой. Развивать умение аккуратно работать гуашью. Обогащать словарь словами, обозначающими части танка. Воспитывать желание сделать подарок папе.

Материал:  тонированный лист бумаги, зелёная и красная гуашь, кисть, ватные палочки, вода. Салфетки, картинки с военной техникой. Песня « У стен кремлёвских шёл парад, за строем строй, за рядом ряд…»

Март.

1неделя.

Тема: «Зима недаром злится…» Цель: Учить задумывать содержание своего рисунка. Закреплять умение применять нетрадиционные техники рисования. Развивать воображение, речь, творчество. Воспитывать удовольствие от работы изобразительными материалами.

Материал:   тонированные  и простые листы  бумаги,  разная гуашь,   ватные палочки,  разные печатки, салфетки, вода, парафиновые свечи. разные  картинки  с изображением наступления  весны. Зрительная гимнастика «Солнышко»,  стихотворение «Зима, недаром  злится».

2 неделя

Тема: «Букет цветов для мамы». Цель:  Учить  рисовать букет цветов  для мамы,  используя разные печатки  (головки мака, смятые салфетки, 

разные колпачки от бутылочек, срезы репчатого лука и пекинской

 капусты), дорисовывать стебли, листья разными способами. Развивать умение ориентироваться на листе, моторику рук, речь. Воспитывать желание порадовать маму, сделать ей приятное.

Материал:  Разная гуашь, кисти, ватные палочки, различные печатки из природного и бросового материала, вода.  Игра «Помощники», стихи,  песня  «Лучше всех на свете – мамочка моя!»

3 неделя.

Тема: « Большая вода». Цель:  Учить изображать небо и воду в технике  «по мокрому фону». Закреплять умение изображать деревья в технике «симметричная  монотипия».  Развивать речь, навык работы гуашью, губковым тампоном, ватной палочкой, воспитывать интерес к рисованию, творчество, активность в работе.

Материал:  лист бумаги,  разная гуашь,  поролоновые тампоны, ватные палочки, вода, салфетки, игрушка – Лесовичок, репродукция картины «Большая вода».  Игра «Солнышко».

 4 неделя.

  Тема: «Подводное царство» Цель:  Учить рисовать рыбок обычной кляксографией, дорисовывать подводное царство разными печатками, ватными палочками, кистью. Развивать воображение. Воспитывать интерес к творчеству.

  Материал:   тонированный лист бумаги,  разная жидкая гуашь, печатки из картофеля, пробочек, кисти, ватные палочки. Картинки рыбок,  загадка,  упражнение на релаксацию «Золотая рыбка».

  Апрель.

 1неделя

  Тема: «Весёлый клоун».  Учить рисовать клоуна при помощи  оттиска босой ножки  ребёнка, дорисовывать различные детали пальчиками, ватными палочками, кистью. Развивать моторику рук, мышление, речь. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

  Материал:   разная гуашь,  вода, салфетки,  ватные палочки,  кисти, альбомный лист.  Картинки - «Цирк», «Клоуны»,  игрушка – забава «Клоун», игра – упражнение «Тюша – Плюша, Толстячок», стихотворение  «Клоун».   А. Зверевой.

 2неделя.

 Тема: «В космосе» Цель:  Учить рисовать планеты, летающие тарелки, ракеты с помощью печаток, звёзды с помощью зубной щетки и мелкой

расчески, дорисовывать мелкие детали разными изобразительными средствами. Развивать фантазию и воображение.   Воспитывать терпение, любознательность, творчество.

 Материал: тонированный лист бумаги , разная гуашь, печатки, зубные щетки, расчески, картинки о космосе, портрет Ю. А. Гагарина., кисти, салфетки, вода, игра « Мы – космонавты».

 3 неделя.

 Тема: «Грачи прилетели» Цель:  учить рисовать грачей с помощью оттиска ладоней, дорисовывая недостающие детали ватными палочками или кистью. Развивать аккуратность в работе, моторику рук. Воспитывать старание, желание работать самостоятельно.

 Материал:  тонированный лист бумаги, гуашь, вода, салфетку мелки, квачи.

 4 неделя.

 Тема: «Весенний день» Цель:  Учить детей самостоятельно продумывать и рисовать несложную композицию по заданной теме. Закреплять навыки детей использовать в рисовании разные материалы. Развивать умение задумывать  интересные темы для рисунков. Воспитывать радость от творчества, умение доводить начатое дело до конца.

 Материал: репродукции весенних пейзажей,  альбомные листы, различные изобразительные средства, загадка, игра «Веснянка».

 Май.

 1неделя.

 Тема: «Цветущее дерево». Цель:  Учить рисовать цветущее дерево при помощи оттиска босой ножки ребёнка, смятых салфеток. Закреплять умение работать гуашью. Развивать  цветовосприятие,  моторику рук, речь, умение ориентироваться на листе. Воспитывать чувство красоты, творческий интерес к играм с красками.

Оборудование: тонированный лист бумаги, салфетки, гуашь, вода, картинки. Веточки распустившейся черёмухи, игра на обоняние «Чем пахнет?»

 2неделя

 Тема: «Волшебные бабочки». Цель:  Учить рисовать бабочку в технике « монотипия». Закреплять умение аккуратно работать с гуашью. Развивать творческие способности, фантазию. Эстетическое и образное восприятие, ручную умелость и мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней  отношение.

 Материал: разная гуашь, вода, салфетки, ватные палочки, кисти,  альбомный лист. Аудиозапись  «Звуки природы», разные  картинки. Игра «Бабочки – красавицы».

  3неделя.

 Тема: «Цветущий сад» Цель: Упражнять в  рисовании  цветущего  сад с помощью оттиска осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать с засушенным листом, гуашью, водой, кистью, салфеткой, чувством композиции.  Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

 Материал:  листочки от  разных деревьев,  гуашь, вода, кисть, палитра для смешивания красок, альбомный лист, волшебная шкатулка от весны, «Весенняя песенка».  Игра  «Как на яблоньке цветы небывалой красоты».

  4неделя.

Тема «Платье весны». Цель: Учить детей украшать платье весны несложным орнаментом. Совершенствовать умение рисовать гуашью, разными нетрадиционными техниками. Развивать творчество, старание. самостоятельность. Воспитывать детей на народных традициях, чувство красоты. Положительные эмоции от работы с красками.

Материал: альбомный лист с силуэтом платья для весны, разная гуашь,

ватные палочки,  разные печатки,  кисти, вода, салфетки.