Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста.
статья по рисованию (младшая группа)
Данная статья описывает и раскрывает важность изобразительной деятельности на развитие ребенка раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.razvitie_navykov_izobrazitelnoy_deyatelnosti_detey_rannego_vozrasta.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Автор: Ильюшенкова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №41
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Дата публикации:
Раздел: дошкольное образование
Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты.
Масару Ибука.
Малыши, как юные исследователи, познают окружающий мир чувственным путём, благодаря разнообразным действиям. Именно в детстве закладывается ядро творческой личности. Ребенок, не умея читать и писать, не может выразить все то, что он чувствует, поэтому рисование – один из методов общения ребенка с окружающими его людьми.
С самого раннего возраста ребенок начинает творить. Если заблаговременно создать условия для появления и совершенствования художественной деятельности, она станет яркой и благодатной почвой для самовыражения и развития ребенка в дальнейшем. Но ребенок в одиночку не может овладеть этими навыками. Без общения и без помощи взрослых он не познает все свои возможности. Детей привлекают не только действия с различными материалами, но и результаты, которые у них получаются. Малыш восхищается следом от мелка, удивляется акварельной кляксе, его поражают возможности пластилина. Эти средства помогают ребенку изобразить знакомые образы окружающего его мира.
Творчество детей – это мир ярких неповторимых образов, с помощью которых они выражают свои впечатления от увиденного и услышанного. Малыши беспрерывно познают окружающий их мир. Роль изобразительной деятельности невозможно недооценить для становления личности ребенка. Очень важно с самого раннего возраста приучать детей к прекрасному. Рисование для ребенка- это чудо и вдохновение, радость, способ выразить себя, и очень важно поощрять и поддерживать стремление малыша к творчеству, потихоньку открывая для него мир новых возможностей в изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность ребенка – познавательный и интересный вид детской деятельности, в ходе которого разными способами с использованием разнообразных материалов создаются маленькие шедевры. Изобразительная деятельность знакомит малышей с миром прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить себя единым целым с окружающим миром.
Изобразительная деятельность побуждает детей к творчеству, учит видеть мир субъективно, в живых красках и неповторимых образах. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте. При грамотной организации занятий и учете физиологических и психологических особенностей детей 1-3 лет изобразительная деятельность может стать любимым занятием для малышей.
Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение - это создание новых образов на основе прошлого опыта. Любая творческая деятельность служит сильнейшим средством развития. В связи с этим воображение играет огромную роль в творчестве ребенка, оно объединяет отдельные элементы рисунка в единое целое. Развитие воображения тесно связано с развитием мышления малышей. При осуществлении изобразительной деятельности у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что способствует созданию собственных интересных образов. Изобразительная деятельность активно влияет на формирование эмоциональной сферы ребенка. Во время творчества у ребенка развивается чувство цвета, он может выразить собственное эмоциональное состояние через палитру. Во время рисования развиваются все виды памяти: образная, двигательная, кратковременная и долговременная.
При обучении детей изобразительной деятельности формируется и развивается речь: освоение и название фигур, красок и их оттенков, представление о предметах, и дети, со временем, подсознательно начинают определять и называть эти свойства, сравнивать предметы, находить разницу, то есть ребенок начинает анализировать. Изобразительная деятельность содействует сенсорному восприятию, целостному отражению в сознании малыша предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. В процессе знакомства детей с разными видами изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, конкретизируются знания об окружающем их мире. Рисование играет важную роль в психическом развитии ребенка. Оно формирует уверенность в себе, своих способностях, помогает реализоваться в творческой работе, получить результат и закрепить успех. Главное значение изобразительной деятельности –это действенное средство эстетического воспитания: знакомство с изобразительным искусством, собственная творческая деятельность детей формируют у детей раннего возраста интерес к этой области искусства, воспитывают вкус, мотивируют к совершенствованию навыков.
В процессе изобразительной деятельности совмещается интеллектуальная и физическая инициативность. Для сотворения рисунка ребенку нужно приложить немало усилий, чтобы исполнить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность детей раннего возраста учит их преодолевать трудности, овладевать трудовыми навыками.
Для начала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, которые они оставили на бумаге; далее возникают новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение. При обучении детей раннего возраста активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, например, привлекает внимание малышей небольшой театральной постановкой, сопровождает рисование эмоциональными комментариями, использует стихи, загадки, потешки и прочее. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимое настроение и атмосферу. Кроме того, в игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов, выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Чтобы увлечь малыша, необходимо показать ребенку способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого - научить ребенка действовать, а затем направлять его активность. Но следует давать определенную свободу выбора и действий, ведь объект может быть любого цвета, размера и формы.
Задача педагога - подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи различных материалов можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки. В игровой форме можно побуждать к повторению действий, которые были изучены ранее. При этом следить, чтобы ребенок использовал материал разумно. Контроль со стороны взрослых и упражнения помогают вырабатывать правильный навык. Освоение элементарной техники рисования может быть не только познавательным, но веселым и радостным открытием для ребенка. Педагог должен так построить свою обучающий процесс, чтобы в результате рисование стало любимым видом творчества малышей и приносило им удовольствие. Осваивая изобразительную деятельность, ребенок обретает самостоятельность в ней.
Условия занятий по изобразительному искусству очень важны. Атмосфера доверия и заинтересованного общения помогает ребенку раскрыться. Создатель такой атмосферы - педагог, который может импровизировать, перевоплощаться и использовать различные средства педагогического воздействия. Способы вовлечения дошкольников в творчество разнообразны. Ведущими должны стать ролевые игры, сказочно-игровые формы преподнесения нового материала, игровые ситуации, игры-импровизации. Перевоплощение ребенка в художника придадут занятиям загадочность, динамичность, интригу.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно- моторной координации, развитию мелкой моторики. Деятельность рисования и лепки с самого начала требует развития мелкой мускулатуры, по преимуществу движений кистей рук. Поэтому, перед началом занятия можно проводить пальчиковую гимнастику.
Дети младшего дошкольного возраста не могут еще использовать весь арсенал изобразительных средств в полной мере. Малышам еще трудно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование этих средств не позволяет детям в полной мере, несмотря на свое желание и старание, раскрыть свои творческие способности. А ведь способов изобразить что-то огромное множество! Особое значение в группах для детей 1-3 лет в дошкольных учреждениях приобретает использование нетрадиционных техник рисования. Малышам легче приобрести и закрепить эти навыки. Их радует возможность быстрого достижения результата. Это несомненное преимущество нетрадиционного рисования: получение яркого изображения за короткое время. Выбор средств практически не ограничен: рисовать можно чем и как угодно! Кроме того эти техники не ограничивают фантазию ребенка. Никаких правил, рамок, шаблонов. Только воображение ребенка, его желание, его самовыражение. Нетрадиционные техники рисования способствуют выражению индивидуальности у малышей. Вне зависимости от художественных способностей ребенка, каждая работа будет уникальна.
На занятиях по изобразительной деятельности следует давать детям различные материалы: цветные карандаши, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета, губки.
Рисование нетрадиционной техникой:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
На сегодняшний день в группах раннего возраста в дошкольных учреждениях используются такие приемы как:
- Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается стилизация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с помощью взрослого) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.
- Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к краске и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и картофель.
Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста имеет социальную направленность. Очень важно, чтобы в семье позитивно относились к творчеству детей. Дети рисуют не только для себя, но и для окружающих их людей. Своим рисунком они хотят передать свои чувства и желания.
Показателями положительного влияния изобразительной деятельности на развитие ребенка раннего возраста можно считать следующее
- проявляет интерес к рисованию, лепке;
- проявляет желание рисовать карандашами, красками, лепить;
- эмоционально реагирует в процессе деятельности;
- находит сходство в изображениях с предметами окружающего мира;
- проявляет свое отношение к изображаемому в речи, жестах, мимике.
Готовые рисунки педагогу следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, похвалить, а маленького автора попросить научить взрослого.
Разнообразие техник благоприятствует выразительности образов в детских работах, а также содействует проявлению инициативности и самостоятельности. Знакомство с техниками изображения доставляет детям настоящее удовольствие. Дети смело берутся за художественные материалы, их не страшит многообразие выбора. Дети приходят в восторг от процесса выполнения рисунка. Они готовы многократно повторять его. И чем лучше у него получается, тем больше они его повторяют, демонстрируя окружающим свои успехи.
Творите вместе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития изобразительной деятельности детей раннего возраста.
В статье последовательно рассмотрена методика обучения детей ранненго возраста изобразительной деятельности. Даны методические рекомендации педагогам при работе изобразительной деятельностью с детьми,...
Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей раннего возраста
В статье рассматривается специфика становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте и ее связь с развитием других видов детской деятельности....
Статья на тему: Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста
Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возрастаДети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только де...
«КАЛЯКИ-МАЛЯКИ» или развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста (2-3 года).
Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».Дени Дидро Расскажу Вам о неко...
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности
Развитие навыков самообсуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в соответствии ФГОС
Одним из любимых занятий дошкольников является рисование. Оно способствует творческому развитию. Специально для детей в группе воспитаьтель организуют уголок рисования(детского творчества).В статье я ...