Педагогические чтения " Детский рисунок. Диагностика и интерпретация"
материал по рисованию
Рисование- одно из самых любимых детских занятий. Не менее известно, что рисунки содержат множество полезной информации. О чем можно узнать из детских рисунков,как "читать" эти сообщения, как исползовать их в работе с детьми?!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное частное учреждение «Детский сад «ЮНЭК» 143986, Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Юбилейная, д. 32 пом. 2 тел. 8(910) 430 99 35, факс 8(498) 304 40 08, www. unekplanet.ru |
Выступление на педагогических чтениях.
Тема «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация» по книге Джона Дилео.
Педагог-психолог: Дмитриева Д.С
Балашиха, 2018
Исследователи дают следующие ответы на вопрос «Что рисуют дети?»:
1. То, что для них важно: значимые люди, потом животные, дома, деревья.
2. Что-то, но не все, известное им о предмете.
3. То, что в этот момент вспомнилось.
4. Идея, окрашенная эмоциями.
5. То, что видят (в том смысле, который вкладывает в эти слова Арнхейм).
6. Внутреннюю, незримую реальность.
Следовательно, дети — экспрессионисты, для которых предмет служит исключительно ориентиром или катализатором. Результат не зависит от того, рисует ли ребенок по памяти или срисовывает с образца.
Одной из первых значимых работ по рисункам детей стала публикация в Болонье в 1887 г. крошечной книжки «Искусство ребенка» Коррадо Риччи, выдающегося искусствоведа и критика. Возросший интерес к этой теме на Западе приводит к обнаружению стадий или этапов в графическом изображении того, что исследователи из Франции, Англии, Соединенных Штатов, Германии и Норвегии признают за любимую тему ребенка: рисование человеческой фигуры. Рисование начинается с «мараний», которые В. Штерн остроумно соотносит с рисунком как детский лепет с речью. В возрасте 3,5 лет ребенок обнаруживает, что его каляки похожи на то, что он видит. Следующие за этим стадии были описаны Г. Роумом (G. Rouma) в классической работе, которая появилась в Париже в 1913 г. После обзорных изучений Риччи, Салли (Sully) (1898), Робера (Roubier) (1901), Бернеса (Barnes) (1893), Партриджа (Partridge) (1897), Левинштейна (Levinstein) (1897), Керхенштей-нера (Kerschensteiner) (1903), Клапареда (Clapared) (1906), Лампрехта (Lamprecht) (1906), Бенчини (Bencini) (1908) и других Роума представляет собственный взгляд на развитие детского рисунка
Шесть выделенных им стадий были неоднократно подтверждены другими исследователями (опровержения и по сегодняшний день не найдено). Согласно Роуму, динамика рисунка человека такова:
1. Самые ранние попытки изображения, принимающие неузнаваемую форму.
2. Стадия «головастиков», в которой схема человека состоит из ног, выходящих из непропорционально огромной головы.
3. Переходная фаза, в которой головастик приобретает туловище и дополнительные черты.
4. Полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела.
5. Переходная стадия, на которой ранние попытки изображения профиля приводят к «смешанному» профилю (представлены 2 глаза, 2 носа), голова в профиль, в то время как тело и конечности изображены фронтально, обе руки выходят с каждой стороны фронтально изображенного туловища.
6. Правильная профильная ориентация, начало изображения движения.
Очевидно, что продвижение от стадии к стадии являлось выражением зрелости. В 1913 г. Г. X. Ликвет доказал, что рисунки ребенка представляют логический реализм, а не попытку нарисовать то, что видно.
Внешний объект просто подсказка, а то, что рисует ребенок, — его внутренняя модель. На самом деле ребенок рисует человека одинаково, независимо от того, присутствует ли этот человек, или он рисует его по памяти. Дети рисуют то, что они знают, а не то, что видят. Их реализм точнее назвать умственным, а не визуальным.
Следующим шагом было соотнесение эволюции человеческой фигуры в рисунке со взрослением, умственным возрастом. Эта задача была решена Ф. Гуди-наф, предложившей первую шкалу для оценки изображения человека при определении уровня умственного развития. Тест получил широкое распространение в Соединенных Штатах, так как он нравился детям, был экономичен и удобен в проведении, отличался стабильностью результатов для дальнейшего сопоставления и высокой степенью корреляции со стандартными IQ-те-стами. В 1963 г. Д. Б. Харрис (D. В. Harris) доработал шкалу и установил отдельные нормы для мальчиков и девочек. Между 1963 и 1965 гг. тест, известный как Рисуночный тест Харриса—Гудинаф, был проведен на репрезентативной национальной выборке, составившей более 7000 американских детей. В результате было рекомендовано дальнейшее усовершенствование теста в бюллетене 1970 г. Национального центра статистики по здоровью.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ
Проведение рисуночных тестов важно начать со спонтанного рисования. Исследователь просто кладет бумагу, фломастер или карандаш перед ребенком. Большинство детей начнут сразу же рисовать; другим нужно предложить: «Сделай что-нибудь»; некоторые скажут: «Я не могу», — а затем начнут действовать после небольшого поощрения; и только некоторые не отреагируют. Эта последняя поведенческая реакция сама по себе показательна, ее следует отметить и соотнести с другими аспектами поведения ребенка.
Спонтанный рисунок ребенка минимально структурирован, на него ничего не влияет извне и, таким образом, это самый аутентичный рисунок.
С ребенком старше трех лет после спонтанного рисунка исследователь переходит к тесту «Нарисуй человека». Если первая нарисованная фигура — мужская, то затем ребенка просят нарисовать женщину на другом листе бумаги. Экспериментатор отмечает, какой из двух рисунков был сделан первым и представлены ли половые различия (обычно это большее количество волос на голове у женщины; одежда и очертания тела). Этот рисунок обычно является отражением интеллекта, а потому коррелирует с IQ-тестами Стэнфорд—Бине и Векслера. Несоответствие умственного возраста по тесту «Нарисуй человека» и по IQ-методикам типично для эмоционального
расстройства или органического поражения мозга и имеет диагностическое значение.
Затем ребенка просят нарисовать его семью, когда мобилизуются чувства ребенка по отношению к самым важным людям в его жизни. Результат часто точно отражает отношение образа «я» ребенка к другим членам его семьи. Особое значение имеет преувеличение размера: значимые люди нарисованы большими, в отличие от менее значимых. Отвергнутые члены семьи могут быть пропущены, ребенок может даже не нарисовать себя — проявление чувства отверженности, неполноценности. Он нарисует себя близко с любимым родителем и в стороне от угрожающих членов семьи. Он может нарисовать себя больше, чем сиблингов, которые на самом деле старше и физически сильнее. Дошкольники нарисуют членов семьи, повернутых анфас и выстроенных в ряд. Размер, порядковая позиция, включение или пропуск — все это принципиальные, значимые диагностические индикаторы.
Старшие дети могут выполнить инструкцию: «Нарисуй каждого члена твоей семьи, включая тебя, что-либо делающими». Но эта ситуация не должна заменять предшествующую, т. к. отсутствие члена семьи, и особенно отсутствие самого ребенка, очень значимо. Кинетический рисунок семьи интенсивно использовался Бернсом и Кауфманом, позволяя узнать мнение ребенка о членах семьи и семейной патологии. При работе со школьниками и подростками этот метод особенно эффективен.
Копирование проводится в конце серии. Эти структурированные ситуации не должны предъявляться раньше, так как они могут нарушить свободу выражения, которую экспериментатор старается сохранить в предшествующих ситуациях.
При копировании фигур Бендер младших просят скопировать круг, крест, треугольник, квадрат и ромб. Эти тесты помогают в установлении перцептивно-моторных нарушений, некоординированности мелкой моторики и других проявлений синдромов церебральной дисфункции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы выступления на педагогическом совете на тему "Диагностика развития детей на основе рисунка человека"
В материале описаны этапы формирования детского рисунка....
Презентация педагогической деятельности: "Педагогические условия развития представлений об образе человека в детском рисунке на основе портретной живописи"
Представляю презентацию работы проводимой с детьми по развитию представлений детей об образе человека на основе портретной живописи и научное исследование по этой теме....
Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка
УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ ИОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки Вселенной (приурочен...
Обобщенный педагогический опыт: «Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения как средство развития выразительности детских рисунков»
В работе представлена система работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания...
Детский рисунок ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ДЖОН ДИЛEOДетский рисунокДИАГНОСТИКАИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯИзвестно, что рисование — одно из самых любимых детских занятий Не менее известно, что рисунки содержат множество полезной информации. О чем мо...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Как понимать и ценить детские рисунки?»
Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными....
Психолого- педагогический взгляд на детский рисунок
Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих пережи...