Технология «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Сонникова Анна Геннадьевна

Технология «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: Способствовать развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру.

Этапы работы:

  • Подготовительный этап:

1) Диагностика знаний детей по развитию элементарных математических представлений

2) Изучение методической литературы по теме.

3) Разработка и внедрение перспективного плана использования игр с математическим содержанием.

4) Составление картотеки дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.

5) Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видеороликов.

6)  Организация развивающей среды в группе.

7) Консультация для родителей, папка-передвижка.

  • Основной этап:

1). Организованная образовательная деятельность.

3) Использование математических игр в организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, на прогулке.

2)  Дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.          

  • Заключительный этап:                                                                                                   

1) Диагностика уровня знаний

Пояснительная записка

Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. «Игровая технология» соответствует требованиям ФГОС ДО по использованию игровых ситуаций в обучающем процессе детского сада. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Обучение математики в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным.         Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходят становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности - игре. Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. «Занятия математикой – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость человека» (Н. Випер).

Актуальность

        Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.

        На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему в образовательной деятельности и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

        Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

        Мой опыт работы с дошкольниками показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

        Использование комплекса специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

        Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты образовательной деятельности на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, направляла, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям, было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр и их содержание.

        Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

 

Планирование игр по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Месяц

Дидактическая игра

Цель

сентябрь

Дидактическая игра «Матрешки».

Цель: Составлять множества из отдельных элементов и делить его на отдельные элементы: «один», «много», «ни одного».

Дидактическая игра «В гости к игрушкам».

Цель: Составлять множества из отдельных предметов и делить его на отдельные элементы: «один», «много», «ни одного».

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?».

Цель: познакомить детей с кругом и квадратом; учить детей различать круг и квадрат.

Дидактическая игра «Соберем шишки для мишки».

Цель: Находить «один» и «много» предметов в окружающей обстановке.

Октябрь

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?».

Цель: познакомить детей с фигурами; учить детей обследовать геометрические фигуры

Дидактическая игра «У Петрушки день рождения».

Цель: Деление и складывание множества.

Дидактическая игра «Дом для матрешки».

Цель: учить детей воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.

 Дидактическая игра «Что нам привез Мишутка?».

Цель: формировать представление о геометрических формах.

ноябрь

Дидактическая игра «Кто внимательный?».

Цель: формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить по подражанию действиям взрослого и по образцу

Дидактическая игра «Веселые матрешки».

Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Дидактическая игра «Длинное - короткое».

Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?».

Цель: закрепить представление о двух формах: круг, квадрат. учить детей обследовать геометрические формы.

декабрь

Дидактическая игра «Подбери фигуру».

Цель: Закреплять представление детей о геометрических фигурах; упражнять детей в их назывании; учить детей подбирать геометрические фигуры по образцу; закрепить навык обследования геометрических фигур приемами обведения и накладывания.

Дидактическая игра «Три квадрата».

Цель: учить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «меньше», «больше» и т. д.

Дидактическая игра «Сделай картинку».

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Мишка спрятался».

Цель: развивать зрительное восприятие, учить детей последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

январь

Дидактическая игра «Почтовый ящик».

Дидактическая игра «Спрячем и найдем».

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, методом проб и примеривания.

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве помещения, развивать внимание, память.

Дидактическая игра «Широкое и узкое».

Цель: развивать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры».

Цель: познакомить детей с новыми фигурами: овал, треугольник.

февраль

Дидактическая игра «Поможем зайке посадить огород».

Цель: закрепить понятие: «один», «много»; складывание множества.

Дидактическая игра «Кому какая форма?».

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Дидактическая игра «Больше - меньше».

Цель: упражнять детей в различии и сравнении величины предметов (больше, меньше, равно); воспитывать внимание, быстроту реакции на воспитателя.

Дидактическая игра «Нарядные зверюшки».

Цель: формировать отношение к величине, как к значимому признаку; обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

март

Дидактическая игра «Соберем бусы».

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине).

Дидактическая игра «Наш день».

Цель: формировать представление о частях суток; учить детей правильно употреблять слова: «утро», «день», «вечер», «ночь».

Дидактическая игра «Украсим коврик».

Цель: учить детей формировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

апрель

Дидактическая игра «Составь предмет».

Цель: учить детей составлять силуэт предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Дидактическая игра «Три медведя».

Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Дидактическая игра «Справа, как слева».

Цель: освоение умения ориентироваться на листе бумаги.

май

Дидактическая игра «Игра с обручем».

Цель: Различение и нахождение геометрических фигур.

Дидактическая игра «Спрячем и найдем».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве помещения, развивать внимание, память.

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предмету по геометрическому образцу.

Дидактическая игра «Клоуны».

Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом.

Перспективный план использования познавательных игр математического содержания в средней группе.

СЕНТЯБРЬ.

I неделя

«Сколько?» (количество и счет) Цель: упражнять детей в счете, развивать слуховое внимание

«Сделай так» (пространство) Цель: развивать внимание, учить находить изменения места 2-х предметов в пространстве.

II неделя

«Какое время года?» (время) Цель: учить соотносить описания природы с определением времени года.

III неделя

«Какой предмет?» (величина)

Цель: уточнить представления детей о величине предметов, развивать быстроту мышления.

«Что сажают в огороде?» (классификация) Цель: учить детей классифицировать предметы по опред. признакам, развивать быстроту мышления.

IV неделя

«Чье число больше» (количество и счет) Цель: учить из двух групп предметов выбирать большую.

«Что дальше?» (время)

Цель: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

ОКТЯБРЬ

I неделя

«Что бывает широкое (длинное, высокое)» (величина) Цель: учить находить сходство предметов по признаку величины.

«Какой предмет?» (классификация)

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величине, цвет, форме)

II неделя

«Что там?» (количество и счет)

Цель: закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине (составление матрешки)

«Сделай так» (пространство)

Цель: развивать внимание, учить находить изменения места 2-х предметов в

III неделя

«Узнай, чего больше?» (количество и счет)

Цель: развивать внимание, умение пользоваться терминами «больше», «меньше»

IV неделя

«Кто работает рано утром?» (время)

Цель: вспомнить что делают утром дети и взрослые.

НОЯБРЬ.

I неделя

«Найди свою пару» (количество и счет)

Цель: упражнять в счете, развивать внимание.

«Дойди до флажка» (пространство) Цель: упражнение в пространственных ориентировках и понимание слов, их обозначающих

II неделя

«Концовки» (величина)

Цель: закрепить умение пользоваться математическими терминами (ниже, выше, длиннее и др.) в речи.

«Путешествие ночью» (время)

Цель: вспомнить профессии людей, работающих ночью.

III неделя

«Где художник нарисовал животных?» (пространство) Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, закрепить понятие «середина»

«Из чего сделано?» (классификация) Цель: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны, развивать внимание.

IV неделя

«Кто быстрее соберет?» (классификация) Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитать быстроту реакции на слово воспитателя.

ДЕКАБРЬ.

I неделя

«У кого столько же?» (количество и счет) Цель: учить считать в пределах 10. Развивать внимание, умение сравнивать карточки с образцом.

«Сравни два плана» (пространство) Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивать внимание.

II неделя

«Не ошибись» (величина) Цель: учить действовать последовательно, пользоваться терминами (самая длинная, короче, самая короткая).

«Что лишнее?» (классификация) Цель: Развивать умение доказывать правильность своего суждения.

III неделя

«Сосновые и еловые шишки» (классификация) Цель: Учить классифицировать предметы по незначительным отличиям.

IV неделя

«Рассеянный художник» (количество и счет)

Цель: закреплять умение соотносить рисунок с цифрой, развивать наблюдательность.

«Было – будет» (время) Цель: уточнить представление детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

ЯНВАРЬ.

I неделя

«Узнай, чего больше?» (количество и счет)

Цель: развивать внимание, умение пользоваться терминами «больше», «меньше»

«Добавь слово» (пространство) Цель: упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

II неделя

«Сколько? Какой?»

(количество и счет) Цель: закреплять счет в пределах 10, закреплять знание отвечать на вопрос: какой по счету?

«Вчера, сегодня, завтра» (время)

Цель: Закрепить знание понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

III неделя

Игра с двумя наборами» (величина)

Цель: закрепить умение сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить одинаковые.

«Раздели пуговицы по цвету» (классификация)

Цель: Закрепить знание цвета, умение делить на группы.

IV неделя

«Зоологическое лото» (классификация)

Цель: Закрепить знания о домашних и диких животных, умение классифицировать предметы.

ФЕВРАЛЬ.

I неделя

«Найди игрушку» (пространство) Цель: учить пользоваться планом определять свое место в комнате.

«Найди, что подходит» (классификация) Цель: Учить обосновывать свои действия.

II неделя

«Картинный диктант» (количество и счет) Цель: закрепить навыки записи числа цифрами, развивать внимание.

III неделя

«Спортсмены строятся» (величина)Цель: закрепить умение упорядочивать предметы по величине.

«Разговор по телефону» (пространство) Цель: Развивать пространственные представления (вниз, вверх, направо, налево)

IV неделя

«Когда это бывает?» (время) Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

МАРТ.

I неделя

«Сосчитай и построй» (количество и счет)Цель: Закреплять навыки счета, закреплять зрительную память.

II неделя

«Добавь слово» (пространство) Цель: закреплять умение обозначать положение предмета по отношению к себе.

«Назови одним словом» (классификация) Цель: нацелить на употребление и усвоение обобщенных названий.

III неделя

«Найди флажок» (пространство) Цель: Учить передвигаться в пространстве в соответствии со словесными инструкциями.

IV неделя

«Зоопарк» (величина) Цель: Закрепить понятие: величина – понятие относительное.

«Какое время?» (время) Цель: начать работу по освоению детьми часов.

АПРЕЛЬ

I неделя

«Разложи правильно» (количество и счет) Цель: учить разлаживать карточки в возрастающей последовательности.

«Не ошибись» (классификация) Цель: развивать умение подбирать картинки под слово, обозначающее группу предметов.

II неделя

«Отгадай где спрятали» (пространство) Цель: отрабатывать понятие: вперед – назад, стоп, под, над, выше, ниже.

III неделя

«Куда вставить карточку?» (количество и счет) Цель: закреплять умение считать предметы и обозначать их цифрами.

«Четвертый лишний» (классификация) Цель: закрепить навыки классифицировать и умение выделять из данной совокупности, те, которые отлич. Каким – либо свойств.

IV неделя

«Расскажи о животных, использовав слова длиннее, короче» (величина) Цель: учить употреблять сравнительные выражения при составлении рассказа.

«Было – будет» (время) Цель: Содействовать уточнению представлений детей о прошлом, настоящем, будущем.

МАЙ

I неделя

«Что изменилось?» (пространство) Цель: учить определить пространственное расположение предметов: впереди, сзади, сбоку, около и др.

II неделя

«Мальчики» (количество и счет) Цель: закрепить счет и порядковые числительные. Учить рассуждать.

«Когда это бывает?» (время) Цель: упражнять в составлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.

III неделя

«Измерь длину дорожки» (величина) Цель: учить с помощью ниточки измерять длину нарисованной дорожки.

«Новоселье цветных человечков» (пространство) Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить знание цвета.

IVнеделя

«Кто быстрее разделит на группы» (классификация) Цель: развивать внимание, умение действовать быстро.

Аналитическая справка

          В результате работы по этой методике у детей сформированы мыслительные операции. Дети научились анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.    Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами   Умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Развитие умения устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам, развитие умения сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)), определять местонахождения объекта в ряду (второй, третий); определять последовательность событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.

 Дети имеют чёткие представления о геометрических фигурах.

В результате проведенного мониторинга были получены следующие данные:

 

Младшая группа (на конец года) 16-высокий уровень, 41-средний, 43- низкий уровень.

Средняя группа (на конец года) 31-высокий, 37-средний, 32- низкий.

Старшая группа (начало года) 33- высокий, 40- средний, 27- низкий уровень.

Список использованной литературы:

1. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н.

2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989

3. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит.

5. В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика Синтез 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мелки, карандаши...Детишки - маленькие магиНо столько вложено душиВ их мир прекрасный на бумаге!...

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную р...

Районный семинар- практикум по теме:«Нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного возраста»

В непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. в процессе работы, у детей формируютс...

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игровой процесс. Первое время ребенок с удовольствием рисует пальчиками, потом - карандашами и кисточ...

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

В данном проекте указано перспективное планирование на год по развитию художественно-творческих способностей  для детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рис...