Технология «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Технология «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Цель: Способствовать развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру.
Этапы работы:
- Подготовительный этап:
1) Диагностика знаний детей по развитию элементарных математических представлений
2) Изучение методической литературы по теме.
3) Разработка и внедрение перспективного плана использования игр с математическим содержанием.
4) Составление картотеки дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.
5) Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видеороликов.
6) Организация развивающей среды в группе.
7) Консультация для родителей, папка-передвижка.
- Основной этап:
1). Организованная образовательная деятельность.
3) Использование математических игр в организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, на прогулке.
2) Дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.
- Заключительный этап:
1) Диагностика уровня знаний
Пояснительная записка
Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. «Игровая технология» соответствует требованиям ФГОС ДО по использованию игровых ситуаций в обучающем процессе детского сада. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Обучение математики в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходят становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности - игре. Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. «Занятия математикой – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость человека» (Н. Випер).
Актуальность
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему в образовательной деятельности и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Мой опыт работы с дошкольниками показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Использование комплекса специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты образовательной деятельности на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, направляла, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям, было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр и их содержание.
Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Планирование игр по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Месяц | Дидактическая игра | Цель |
сентябрь | Дидактическая игра «Матрешки». | Цель: Составлять множества из отдельных элементов и делить его на отдельные элементы: «один», «много», «ни одного». |
Дидактическая игра «В гости к игрушкам». | Цель: Составлять множества из отдельных предметов и делить его на отдельные элементы: «один», «много», «ни одного». | |
Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?». | Цель: познакомить детей с кругом и квадратом; учить детей различать круг и квадрат. | |
Дидактическая игра «Соберем шишки для мишки». | Цель: Находить «один» и «много» предметов в окружающей обстановке. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?». | Цель: познакомить детей с фигурами; учить детей обследовать геометрические фигуры |
Дидактическая игра «У Петрушки день рождения». | Цель: Деление и складывание множества. | |
Дидактическая игра «Дом для матрешки». | Цель: учить детей воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого. | |
Дидактическая игра «Что нам привез Мишутка?». | Цель: формировать представление о геометрических формах. | |
ноябрь | Дидактическая игра «Кто внимательный?». | Цель: формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить по подражанию действиям взрослого и по образцу |
Дидактическая игра «Веселые матрешки». | Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. | |
Дидактическая игра «Длинное - короткое». | Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины. | |
Дидактическая игра «Какие бывают фигуры?». | Цель: закрепить представление о двух формах: круг, квадрат. учить детей обследовать геометрические формы. | |
декабрь | Дидактическая игра «Подбери фигуру». | Цель: Закреплять представление детей о геометрических фигурах; упражнять детей в их назывании; учить детей подбирать геометрические фигуры по образцу; закрепить навык обследования геометрических фигур приемами обведения и накладывания. |
Дидактическая игра «Три квадрата». | Цель: учить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «меньше», «больше» и т. д. | |
Дидактическая игра «Сделай картинку». | Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из геометрических фигур. | |
Дидактическая игра «Мишка спрятался». | Цель: развивать зрительное восприятие, учить детей последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы. | |
январь | Дидактическая игра «Почтовый ящик». Дидактическая игра «Спрячем и найдем». | Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, методом проб и примеривания. Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве помещения, развивать внимание, память. |
Дидактическая игра «Широкое и узкое». | Цель: развивать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины. | |
Дидактическая игра «Какие бывают фигуры». | Цель: познакомить детей с новыми фигурами: овал, треугольник. | |
февраль | Дидактическая игра «Поможем зайке посадить огород». | Цель: закрепить понятие: «один», «много»; складывание множества. |
Дидактическая игра «Кому какая форма?». | Цель: учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины. | |
Дидактическая игра «Больше - меньше». | Цель: упражнять детей в различии и сравнении величины предметов (больше, меньше, равно); воспитывать внимание, быстроту реакции на воспитателя. | |
Дидактическая игра «Нарядные зверюшки». | Цель: формировать отношение к величине, как к значимому признаку; обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий». | |
март | Дидактическая игра «Соберем бусы». | Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине). |
Дидактическая игра «Наш день». | Цель: формировать представление о частях суток; учить детей правильно употреблять слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». | |
Дидактическая игра «Украсим коврик». | Цель: учить детей формировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов. | |
апрель | Дидактическая игра «Составь предмет». | Цель: учить детей составлять силуэт предмета из отдельных частей (геометрических фигур). |
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы». | Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. | |
Дидактическая игра «Три медведя». | Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. | |
Дидактическая игра «Справа, как слева». | Цель: освоение умения ориентироваться на листе бумаги. | |
май | Дидактическая игра «Игра с обручем». | Цель: Различение и нахождение геометрических фигур. |
Дидактическая игра «Спрячем и найдем». | Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве помещения, развивать внимание, память. | |
Дидактическая игра «Геометрическое лото». | Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предмету по геометрическому образцу. | |
Дидактическая игра «Клоуны». | Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом. |
Перспективный план использования познавательных игр математического содержания в средней группе.
СЕНТЯБРЬ.
I неделя
«Сколько?» (количество и счет) Цель: упражнять детей в счете, развивать слуховое внимание
«Сделай так» (пространство) Цель: развивать внимание, учить находить изменения места 2-х предметов в пространстве.
II неделя
«Какое время года?» (время) Цель: учить соотносить описания природы с определением времени года.
III неделя
«Какой предмет?» (величина)
Цель: уточнить представления детей о величине предметов, развивать быстроту мышления.
«Что сажают в огороде?» (классификация) Цель: учить детей классифицировать предметы по опред. признакам, развивать быстроту мышления.
IV неделя
«Чье число больше» (количество и счет) Цель: учить из двух групп предметов выбирать большую.
«Что дальше?» (время)
Цель: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
ОКТЯБРЬ
I неделя
«Что бывает широкое (длинное, высокое)» (величина) Цель: учить находить сходство предметов по признаку величины.
«Какой предмет?» (классификация)
Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величине, цвет, форме)
II неделя
«Что там?» (количество и счет)
Цель: закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине (составление матрешки)
«Сделай так» (пространство)
Цель: развивать внимание, учить находить изменения места 2-х предметов в
III неделя
«Узнай, чего больше?» (количество и счет)
Цель: развивать внимание, умение пользоваться терминами «больше», «меньше»
IV неделя
«Кто работает рано утром?» (время)
Цель: вспомнить что делают утром дети и взрослые.
НОЯБРЬ.
I неделя
«Найди свою пару» (количество и счет)
Цель: упражнять в счете, развивать внимание.
«Дойди до флажка» (пространство) Цель: упражнение в пространственных ориентировках и понимание слов, их обозначающих
II неделя
«Концовки» (величина)
Цель: закрепить умение пользоваться математическими терминами (ниже, выше, длиннее и др.) в речи.
«Путешествие ночью» (время)
Цель: вспомнить профессии людей, работающих ночью.
III неделя
«Где художник нарисовал животных?» (пространство) Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, закрепить понятие «середина»
«Из чего сделано?» (классификация) Цель: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны, развивать внимание.
IV неделя
«Кто быстрее соберет?» (классификация) Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитать быстроту реакции на слово воспитателя.
ДЕКАБРЬ.
I неделя
«У кого столько же?» (количество и счет) Цель: учить считать в пределах 10. Развивать внимание, умение сравнивать карточки с образцом.
«Сравни два плана» (пространство) Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивать внимание.
II неделя
«Не ошибись» (величина) Цель: учить действовать последовательно, пользоваться терминами (самая длинная, короче, самая короткая).
«Что лишнее?» (классификация) Цель: Развивать умение доказывать правильность своего суждения.
III неделя
«Сосновые и еловые шишки» (классификация) Цель: Учить классифицировать предметы по незначительным отличиям.
IV неделя
«Рассеянный художник» (количество и счет)
Цель: закреплять умение соотносить рисунок с цифрой, развивать наблюдательность.
«Было – будет» (время) Цель: уточнить представление детей о прошлом, настоящем и будущем времени.
ЯНВАРЬ.
I неделя
«Узнай, чего больше?» (количество и счет)
Цель: развивать внимание, умение пользоваться терминами «больше», «меньше»
«Добавь слово» (пространство) Цель: упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
II неделя
«Сколько? Какой?»
(количество и счет) Цель: закреплять счет в пределах 10, закреплять знание отвечать на вопрос: какой по счету?
«Вчера, сегодня, завтра» (время)
Цель: Закрепить знание понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
III неделя
Игра с двумя наборами» (величина)
Цель: закрепить умение сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить одинаковые.
«Раздели пуговицы по цвету» (классификация)
Цель: Закрепить знание цвета, умение делить на группы.
IV неделя
«Зоологическое лото» (классификация)
Цель: Закрепить знания о домашних и диких животных, умение классифицировать предметы.
ФЕВРАЛЬ.
I неделя
«Найди игрушку» (пространство) Цель: учить пользоваться планом определять свое место в комнате.
«Найди, что подходит» (классификация) Цель: Учить обосновывать свои действия.
II неделя
«Картинный диктант» (количество и счет) Цель: закрепить навыки записи числа цифрами, развивать внимание.
III неделя
«Спортсмены строятся» (величина)Цель: закрепить умение упорядочивать предметы по величине.
«Разговор по телефону» (пространство) Цель: Развивать пространственные представления (вниз, вверх, направо, налево)
IV неделя
«Когда это бывает?» (время) Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.
МАРТ.
I неделя
«Сосчитай и построй» (количество и счет)Цель: Закреплять навыки счета, закреплять зрительную память.
II неделя
«Добавь слово» (пространство) Цель: закреплять умение обозначать положение предмета по отношению к себе.
«Назови одним словом» (классификация) Цель: нацелить на употребление и усвоение обобщенных названий.
III неделя
«Найди флажок» (пространство) Цель: Учить передвигаться в пространстве в соответствии со словесными инструкциями.
IV неделя
«Зоопарк» (величина) Цель: Закрепить понятие: величина – понятие относительное.
«Какое время?» (время) Цель: начать работу по освоению детьми часов.
АПРЕЛЬ
I неделя
«Разложи правильно» (количество и счет) Цель: учить разлаживать карточки в возрастающей последовательности.
«Не ошибись» (классификация) Цель: развивать умение подбирать картинки под слово, обозначающее группу предметов.
II неделя
«Отгадай где спрятали» (пространство) Цель: отрабатывать понятие: вперед – назад, стоп, под, над, выше, ниже.
III неделя
«Куда вставить карточку?» (количество и счет) Цель: закреплять умение считать предметы и обозначать их цифрами.
«Четвертый лишний» (классификация) Цель: закрепить навыки классифицировать и умение выделять из данной совокупности, те, которые отлич. Каким – либо свойств.
IV неделя
«Расскажи о животных, использовав слова длиннее, короче» (величина) Цель: учить употреблять сравнительные выражения при составлении рассказа.
«Было – будет» (время) Цель: Содействовать уточнению представлений детей о прошлом, настоящем, будущем.
МАЙ
I неделя
«Что изменилось?» (пространство) Цель: учить определить пространственное расположение предметов: впереди, сзади, сбоку, около и др.
II неделя
«Мальчики» (количество и счет) Цель: закрепить счет и порядковые числительные. Учить рассуждать.
«Когда это бывает?» (время) Цель: упражнять в составлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.
III неделя
«Измерь длину дорожки» (величина) Цель: учить с помощью ниточки измерять длину нарисованной дорожки.
«Новоселье цветных человечков» (пространство) Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить знание цвета.
IVнеделя
«Кто быстрее разделит на группы» (классификация) Цель: развивать внимание, умение действовать быстро.
Аналитическая справка
В результате работы по этой методике у детей сформированы мыслительные операции. Дети научились анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами Умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Развитие умения устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам, развитие умения сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)), определять местонахождения объекта в ряду (второй, третий); определять последовательность событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
Дети имеют чёткие представления о геометрических фигурах.
В результате проведенного мониторинга были получены следующие данные:
Младшая группа (на конец года) 16-высокий уровень, 41-средний, 43- низкий уровень.
Средняя группа (на конец года) 31-высокий, 37-средний, 32- низкий.
Старшая группа (начало года) 33- высокий, 40- средний, 27- низкий уровень.
Список использованной литературы:
1. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н.
2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989
3. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит.
5. В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика Синтез 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мелки, карандаши...Детишки - маленькие магиНо столько вложено душиВ их мир прекрасный на бумаге!...
«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную р...
Районный семинар- практикум по теме:«Нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного возраста»
В непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. в процессе работы, у детей формируютс...
«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
буклет для родителей...
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста
Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игровой процесс. Первое время ребенок с удовольствием рисует пальчиками, потом - карандашами и кисточ...
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста
В данном проекте указано перспективное планирование на год по развитию художественно-творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рис...
Консультация для педагогов на тему: «Чем хороши нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...