Филимоновская игрушка
план-конспект занятия по рисованию
конспект занятия с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_filimonovskaya_igrushka.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Филимоновская игрушка».
Цель: формировать знания детей о народном промысле – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.
Задачи:
- Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту изделий прикладного творчества.
- Формировать эстетический вкус.
- Продолжать учить детей расписывать узором по филимоновским мотивам
- Продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора
- Воспитывать любовь к народным промыслам
Материал: гуашь, кисти, дощечки, салфетки матерчатые, схема с показом узоров, игрушки филимоновские.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю –как камень.
Размочат -как тесто. Податливой буду.
Могу превращаться в игрушки, посуду.
Лечебными свойствами очень богата.
Меня отыскать вам поможет лопата.
Я белая, красная, голубая.
Узнали, ребята, кто я такая?
О чём стихотворение? (о глине)
2.Основная часть
- По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки.
История Филимоновской игрушки началась много столетий назад. В те времена на Руси правил царь Иван Грозный.
В одной из легенд сказано, что пришёл в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки, игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Лепили такие игрушки из мягкой глины мастера, да мастерицы только с добрым сердцем и тёплыми умелыми руками. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно.
Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли игрушками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.
Расписывались игрушки просто: незамысловатые полоски, палочки, веточки.
Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна, потом их обводят красным, затем зеленым. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем
Физминутка.
Раз, два, раз, два.
Спали дети мастера.
Сели встали, сели встали.
Мы работать не устали.
Ручки хлоп-хлоп- хлоп.
Ножки топ –топ- топ.
Раз, два, раз, два.
Наши дети мастера.
Вот вы и превратились в мастеров, предлагаю занять свои места за столами (дети садятся).
Кого мы будем с вами росписывать?
А вы сначала должны отгадать загадку, и тогда вы поймете кого будете расписывать.
(Звучит русская народная музыка «Птичий двор».)
- Ну тогда слушайте внимательно:
Важная походка,
Красная бородка,
Шпоры, алый гребешок
— Это Петя… (Петушок)
-Молодцы, мы будем расписывать с вами петушка.
- Кисточку возьмите тремя пальчиками, сядьте удобно.
- Краской какого цвета будем рисовать сначала? (Желтой).
Дети, опираясь на полученные знания, приступают к самостоятельному рисованию узора желтой краской
3.Заключительная часть.
- Молодцы, какие красивые петушки у вас получились, быстрее несите их на свободный стол.(выставка работ).
4.Рефлексия.
- Вам понравилось занятие?
- Что вам понравилось больше всего? Спасибо вам большое, вы были молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)
Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...
Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...