«Знакомство дошкольников с хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества»
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федосеева Елена Александровна

Программа «Знакомство дошкольников с Хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества» ориентирована на  приобщение дошкольников к народным традициям и промыслам России. Настоящая программа представляет дополнительный образовательный курс по получению знаний о народных промыслах и обучению детей декоративно-прикладному искусству - хохломская  роспись.  Прежде  чем приступить к разработке данной программы, была изучена  методическая литература по теме. В результате проведенной работы, в основу написания программы легло методическое пособие «Радость творчества»  О.А. Соломенниковой /Москва, «Мозаика-синтез», 2005г./, рекомендованное библиотекой «Программы воспитания  и  обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой,  В.В.Гербовой,  Т.С.Комаровой  /Москва, «Мозаика-синтез», 2005г./

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hohloma_4_goda.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

1.1 Направленность:

Программа «Знакомство дошкольников с Хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества» ориентирована на  приобщение дошкольников к народным традициям и промыслам России. Настоящая программа представляет дополнительный образовательный курс по получению знаний о народных промыслах и обучению детей декоративно-прикладному искусству - хохломская  роспись.  Прежде  чем приступить к разработке данной программы, была изучена  методическая литература по теме. В результате проведенной работы, в основу написания программы легло методическое пособие «Радость творчества»  О.А. Соломенниковой /Москва, «Мозаика-синтез», 2005г./, рекомендованное библиотекой «Программы воспитания  и  обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой,  В.В.Гербовой,  Т.С.Комаровой  /Москва, «Мозаика-синтез», 2005г./

1.2 Цель и задачи программы:

Цель программы - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства.  

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирования у них познавательного интереса к окружающему миру, предметам и явлениям, к декоративно-прикладному искусству народных мастеров на примере хохломской росписи.

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщить детей к культурному наследию России.
  • Расширить знания и кругозор детей о происхождении хохломской росписи.
  • Формировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве России.  
  • Учить элементарным способам изготовления плоскостных и объёмных изделий с последующим обучением приёмам    изображения, узоров  хохломской росписи.
  • Закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи;
  • Формировать навыки технического  исполнения хохломской росписи.

Развивающие:

  • Развивать интерес детей к традициям и промыслам России.
  • Развивать умение детей эстетически воспринимать красоту окружающего мира.
  • Развивать творчество и воображение  детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение детей к культурному  прошлому  России.
  • Воспитывать интерес и уважение к труду людей, создающих изделия  хохломы.
  • Воспитывать чувство   гордости за свою Родину.

1.3 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт.

Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем ярче становится его духовное обнищание. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуры. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только

в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Хохломская роспись является одним из средств эстетического воспитания. Хохлома, как декоративное рисование, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного искусства близки детям красочностью и простотой композиции. Рассматривая изделия хохломской росписи, ребёнка невольно привлекает красочная яркость изделия. При рассказе о росписи детей поражает то, каким образом начинается путь превращения деревянного  бревна в конечное золотое изделие хохломы. Красота росписи заставляет увидеть прекрасное вокруг себя, т.к. все элементы росписи взяты из природы (травка, цветы, гроздья ягод, яблок). При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы. Развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности,  осуществляется в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Декоративно-прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты, испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов, богатство и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.  Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве.

Одна из важнейших потребностей ребенка – потребность в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности. Предоставляя детям возможности заниматься художественно-прикладной деятельностью,  дети осознают свое «Я», свои способности, выражают себя в детской деятельности, проявляют творчество, инициативность, самостоятельность, вызывается чувство радости и уверенности в своих силах, расширяется круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя  его значимым содержанием, мы в итоге формируем у них основы общей культуры, накопление собственного социального опыта, ценностных ориентаций, поднимаем их на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

1.4 Отличительные особенности:

Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс факультативных занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники изготовления, росписи изделий, и основных композиционных приемов. Данное направление не ограничивает творческую деятельность детей, т.к. специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира дошкольника.                              Современный хохломской орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм флоры и создании на этой основе художественных хохломских изображениях. Виртуозность выполнения достигается различными способами письма, а некоторые тонкие элементы с помощью тоненькой кисточки. Данная программа предназначена для дополнительного образования по ознакомлению и изучению изготовления изделий, народной росписью - хохломой. Программа поможет изучить историю возникновения хохломы, а также будет способствовать расширению мировоззренческих представлений у дошкольников. Содержание программы также позволит детям получить знания об основных видах росписи, таких как, Городецкая, Гжельская роспись, Дымковская роспись. Декоративно-прикладное искусство-это удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности детям.

Предлагаемая   мною программа начинает обучение со второй младшей группы — одно из педагогических условий развития детского творчества.   Дети познают красоту и нравственный смысл образа художественной вещи в русском народном искусстве. На каждом занятии ребёнка ожидает открытие одной из тайн орнаментального искусства, а рисунки народного мастера помогают ему постигать добрые символы красоты родной земли.

 Программа вводит детей в мир красоты русского узора. С этой целью показываются различные художественные предметы, бытующие в народном искусстве.   Ребенок не только любуется произведениями народных мастеров, но и участвует в творческой работе, познает виды народного узора (геометрический, растительный, зооморфный). Он прикасается к традициям народного творчества — созданию в орнаменте знаков- символов, отражающих представления наших предков о природе (солнце, земле, воде, свете). Силуэт, ритм, симметрия, цвет и композиция рассматриваются на примерах росписи по дереву русского народа, мастера которого донесли до нас через многие века образы-символы. Практическая направленность заданий   связана с первыми шагами по обучению элементарным    элементам хохломского орнамента.  Главное внимание уделяется мотивам травного орнамента. Это древний вид росписи — символ вечно обновляющихся сил природы, гимн торжества жизни и света на земле.  Дети выполняют элементы травного орнамента, рисуют ягодки кистью и печаткой- «тычком».

Детей этого возраста привлекают яркие и крупные предметы и поэтому  знакомить  детей  с  хохломской  росписью  в  этом  возрасте  можно  в  игровой  форме,  при  помощи  игровых ситуаций  и   игровых  упражнений.  Игра, как творческое состояние ребенка, будет иметь успех, если и взрослые смогут легко и непринужденно принять правила игры.

1.5 Возраст детей.

Сведения об участниках программы:

Программа рассчитана на детей  от 3 до 7 лет (4 года обучения). При приеме детей в данный кружок дополнительного образования определяется путём письменного согласия родителей. Программа предполагает активное участие родителей, детей и педагогов согласно тематическому плану.

  1. Методика проведения работы

по знакомству с хохломской росписью.

Методика ознакомления дошкольников с хохломской росписью предусматривает комплекс дидактических тенденций, включающих обучающую систему занятий, ознакомление с ремеслом хохломских мастеров, творческими принципами хохломской росписи. Очень важно практическое выполнение детьми элементов, мотивов и композиций хохломского орнамента, а также как логическое завершение, воплощение их в материале.

Последовательность изучения хохломского народного орнамента должна быть строго продумана, отбор содержания изучаемого материала необходимо систематизировать с учетом возрастных особенностей дошкольников и их художественной подготовленности.

Принято считать, что детей дошкольного возраста знакомить с Хохломской росписью надо с 5 лет, т.е. в старшем дошкольном возрасте. Однако мы рекомендуем начинать знакомство детей с хохломской росписью постепенно с 3-лет, опосредованно. Для этого в  развивающей предметно-пространственной среде поместить предметы с орнаментом «Хохлома», это могут быть в игровом уголке детские стульчики, столы, кроватки для кукол, детская игровая посуда. На обеденном столе – подставки под салфетки. В уголке изобразительной деятельности – семеновские матрешки, книжки-раскраски по мотивам хохломской росписи.
       В совместной деятельности с детьми, индивидуально или с подгруппой детей (с учетом интересов детей): игра в дидактические игры «Подбери цветок (листок) по цвету» (на фоне хохломского узора), «Пазлы с элементами хохломской росписи», можно использовать, пожеланию детей, раскраски с крупными формами росписи (хохломские цветы, листочки, ягодки).
      В конце учебного года во второй младшей группе можно использовать рисование элементов хохломской росписи нетрадиционными техниками (ватными палочками, пальчиками, штампами) дорисовывая узор (часть узора рисует педагог заранее)
       С детьми 4-х лет (средний дошкольный возраст) продолжаем
использовать раскраски, добавляя мелкие элементы и более сложные (смородинки, птицы, несколько цветов). Дидактические игры типа «Дополни узор» на различных фонах (красном, черном, желтом). В совместной образовательной деятельности делаем аппликацию с элементами хохломской росписи из готовых форм.
       Педагог дает на слух название элементов росписи, строя игровые сюжеты в двигательной деятельности детей, рассказывая различные истории и сказки.
Этот  
подготовительный  этап  обучения  рисованию  элементов  хохломской  росписи  включает  задачи:

-  овладение  техникой  рисования  печаткой – «тычком»  держа  его  в  вертикальном  положении,  а  также  печатками  из  других  материалов;

-  овладение  несложными  приёмами  работы  кистью.

-  ознакомление  с  элементарными  элементами  Хохломской  росписи  (ягодка,  листочек,  веточка,  травинка).

Для  решения  этих  задач на  подготовительном   этапе  мне   необходимо  было:

-  подобрать  предметы – образцы  наиболее  высокого  качества,  доступные  для  восприятия  детьми  младшей  группы.

-    уточнить  методику  художественного  исполнения Хохломской росписи  в  обучении  детей  декоративному  рисованию;

-    уточнить  последовательность  усложнения  элементов  и  композиций  узора  при  обучении;

Для  индивидуального  рассматривания  на  занятиях  ребёнок  получал  крупные  по  величине  изделия – образец  с  чётко  нарисованным  узором.  Но  узор  располагается  в  различных  композициях.

Главная  схема  композиций  узора  заключается  в  том,  что  орнамент  имеет  центральную  линию – завиток,  или  как  называют  его  мастера  «кривуль».  На  нём  располагается  самый  крупный  элемент  рисунка – цветок,  затем  листья,  ягоды,  а  потом  идёт  «раживка» – травка,  мелкие  ягодки,  штрих.  Всё  это  рисуется  на  изделии  изящным  росчерком  концом  кисти,  точным  мазком  умелой  руки.

На  занятиях  по  рисованию  дети  постепенно  приобрели  простейшие  знания  об  особенностях  хохломской  росписи.  Они  научились  выделять  предметы  прикладного  искусства  Хохломы  в  интерьере  детского  сада,  или  у  себя  дома.

Постепенно дети   начали  обучаться  и  техническим  навыкам:  проводить  широкие  линии  всей  кистью,  а  узкие  линии  и  точки  -  концом  кисти,  держать  кисть  тремя  пальцами  -  вертикально  по  отношению  к  листу  бумаги, рисовать  простейшие  элементы: рисовать  ягоды  смородины,  листья,  ромашку.

Таким  образом,  только  к  концу  года  дети  младшей  группы  освоят  рисование  мазков,  составляя  из  них  веточку,  нанося  на  неё  листья,  ягоды  на  различных  формах  -  силуэтах  из  бумаги  в  виде  чаши,  блюда,  тарелки,  вазы.  Однако  следует  заметить,  что  научить  детей  младшей и средней  группы  рисовать  кистью  мазки  сразу  по  всей  форме  не  просто.  Ребёнок  должен  научиться примакивать  кистью  аккуратно, последовательно, затем  повторяют  мазки,  но  ставят  кисть  иначе,  т. е.  в  разное  положение,  вначале  концом,  затем  нажимая  всей  кистью  и  подняв  её   чуть  вверх  (получается  мазок  словно  листик).  Дети  учатся  располагать  мазки  в  узор,  ориентируясь  на  центральную  линию.  К  концу  года  я  предлагаю   детям   располагать  мазки  в  композицию  на  круглой,  квадратной  формах,  составлять  цветы  листья  и  другие  узоры.

В  узорах,  выполненных  умельцами,  ребёнок  с  радостью  узнаёт  знакомые  силуэты  ягод,  листьев,  птиц  и  зверей.  Декоративная  травка  (плоскостное  изображение,  локальность  цвета,  контурность  рисунка,  ритмичность  нанесения  теней  и  мазков)  соответствует  возрастным  особенностям  изобразительной  деятельности  ребёнка.

«Знакомство  детей  с народными  орнаментами,  формирования  у  них   некоторых  приёмов  народной  росписи    вызывали  бурное  развитие  декоративного  творчества  детей  относительно  простая  изобразительная  основа  орнамента   - многократно  повторяющиеся  растительные мотивы    позволяют   детям  сосредоточить  внимание  на  построение  пространственно – цветовой  композиции  рисунка».

Для  того  чтобы  начать  знакомить  детей  с  тем  или  иным  декоративным  видом  росписи,  в  данном  случае – хохломской,  воспитатель  должен  сам  хорошо  знать  значение  декоративного  рисования,  историю  Хохломы,  затем  уже  непосредственно,  методы  ознакомления  с  Хохломой.      

Должен  уточнить  последовательность  усложнения   элементов  и  композиций узора  при  обучении.  Подобрать  предметы – образцы  наиболее  высокого  качества,  доступные  для  восприятия  дошкольников.  А  затем  можно  начинать  работу  с детьми.

Со старшего дошкольного возраста (5-6 лет) начинаем активное знакомство воспитанников с историей хохломской росписи, знакомим с элементами росписи (осочки, завитки и т.п.), используя такую форму организации как игровые, сюжетные занятия, интегрируя с различными видами детской деятельности. Начинаем учить рисовать сложные элементы – усики, завитки, используя образовательные обучающие ситуации.
          С детьми 6-7 лет – «капельки», соединяя два приема рисования: концом кисти и «примакивание» (нажим на всю кисточку), «кустики». Начинаем учить рисовать узоры «травка», «ягодка», «золотые узоры», «кудрявые ветки и кустики». Используем как фоны заготовки, так и рисование по трафарету и на

целом листе бумаги.
           Во время знакомства с хохломской росписью, постоянно, для самостоятельной детской деятельности в уголках книги, изобразительной деятельности располагаем альбомы с репродукциями, фотографии, репродукции предметов хохломской росписи.
             Постепенное усвоение старшими дошкольниками основ орнаментального искусства рекомендовано строить в строгой методической последовательности, обусловленной исторически выработанными и отточенными творческими принципами народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Повтор – это первый этап, где дети знакомятся с образцами хохломского орнамента на изделиях народных мастеров и занимаются рисованием достаточно простых элементов узора, типичных и характерных для изделий хохломских   ремесел. В процессе копирования этих деталей общего орнамента дошкольники спонтанно изучают, усваивают основные элементы, составляющий общий декоративный рисунок.

Вариации – это второй этап, когда старшие дошкольники выполняют сравнительно несложные орнаментальные композиции из нескольких различных элементов, варьируя их ритмической декоративной трактовкой. По сравнению с предыдущим это задание более сложно, требует композиционного чутья, чувства меры и определенного художественного вкуса.

Импровизация – это третий завершающий этап, когда дошкольники в процессе творческих упражнений графически импровизируют, создают самостоятельные вариации разного рода композиций по изобразительным сюжетам и мотивам хохломских орнаментов, применимые в различных видах изделий хохломского прикладного искусства. Таким образом на этом этапе перед дошкольниками ставится уже по-настоящему творческое задание, требующее определенных эвристических художественных решений.

Цель занятий – расширить, обогатить и систематизировать накопленные старшими дошкольниками сведения об орнаментальном искусстве хохломских мастеров, развить их творческое воображение с использованием стилизованных форм и творческих принципов народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение хохломского орнаментального искусства дает возможность дошкольникам не только приобрести графические навыки построения орнаментов разного типа, стиля и назначения, но и действенно помогает детям усваивать и осваивать приемы рисования достаточно сложных орнаментальных мотивов, применяемых хохломскими мастерами.

Разрабатывая и определяя структуру занятия, педагог должен четко решить, на каком этапе занятия какие конкретно орнаменты будут использованы и применены в качестве наглядного пособия, образца и т.д. Последовательность изучения искусства орнамента хохломской росписи должно быть строго продумано и надежно подкреплено обоснованной методикой применения соответствующих наглядных пособий.  

Также должна быть спланирована методика реализации искусства хохломского орнамента в процессе обучения изобразительному и декоративному искусству в детском саду.

Из всего богатства предметов хохломской росписи, имеющихся в краеведческих и художественных музеях, а также воспроизведенных в книгах и альбомах по народному искусству, необходимо выбрать доступный для рассматривания материал. Необходимо тщательно отбирать образцы для детских декоративных работ.  Наряду с альбомами необходимо иметь в детском саду предметы, украшенные хохломскими узорами, изделия народных мастеров и постепенно создавать художественный фон, использование которого обогащает представления детей о декоративном творчестве.

Желательно не ограничивать декоративные работы по хохломской росписи только рисованием на бумаге, а по возможности учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда это могут быть готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают).

Основная цель работы – приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. Знакомство с  произведениями искусства Хохломы дает возможность знакомить детей с новыми для них явлениями в истории своего народа, природе, быту. В то же время изобразительное искусство обогащает представление об известных предметах.

С произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. Примерно 1 - 2 раза в  месяц  целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, предметы прикладного искусства.

        Во время беседы воспитатель обращается к художественному слову, к произведениям русских поэтов. Обычно он предлагает детям вспомнить знакомые стихи. Все это создает у ребенка эмоциональное настроение, вызывает стремление самому участвовать в творческой деятельности.

        Постепенно продолжая ознакомление детей с искусством, воспитатель главный акцент делает на том, какими средствами художник, народный мастер передает окружающую действительность. Все внимание уделяется характеру изобразительно-выразительных средств. Показывая предметы хохломы, педагог дает более точное их обозначение,  то есть дети к подготовительной к школе группе узнают термины «завиток», «раживка», «кривуль», «мазок» и т.д.

Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская роспись и другие). Для рассматривания можно давать сложные росписи, но воспроизводят дети более простые элементы. Важно поставить цель работы – определить, для чего создается узор (для платка, косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т.д.). Предварительно дети могут сделать несколько эскизов и выбрать лучшие из них, по которым расписывают вещи.

Систематическая работа по ознакомлению дошкольников с произведениями декоративного искусства, развитие умения рассматривать узоры оказывает большое влияние на их декоративное творчество.

         На занятиях декоративным рисованием по мотивам хохломской росписи дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об итогах работы над общей композицией рисунка.

        При планировании занятий учитывается вся воспитательно-образовательная работа, проводимая по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, чтению художественной литературы, а так же музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства.

                В процессе рисования по мотивам хохломской росписи они могут самостоятельно составить цвет из двух трех красок, использовать различный формат бумаги, подбирая ее по фактуре, сочетанию оттенков. Работа с разными материалами расширят представления детей о художественных возможностях материалов.

        Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы изделий хохломских мастеров служат содержанием детских работ. В рисовании по мотивам хохломской росписи образ раскрывается в определенной композиции на плоскости листа в двухмерном измерении.

        Ознакомление дошкольников с различными видами декоративного искусства (живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры народного декоративно-прикладного искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них появляется интерес, предпочтение при выборе орнамента, иллюстрации, народной игрушки.

К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание художественного произведения, запоминают и узнают знакомые художественные картины, иллюстрации, народные игрушки, замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию, и другое), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

1.7 Сроки реализации, продолжительность программы:

Цикл занятий рассчитан на 4 года обучения.  Занятия проводятся в форме кружковой работы с сентября по май- во второй младшей группе, средней, старшей группах 18 занятий - 1 раз  в две недели, а в подготовительной 36 занятий - 1 раз в неделю. Занятия проводяться   по подгруппам во 2-й половине дня.  Оптимальное количество детей 7– 8 человек, т.к. при большем количестве человек, педагог не сможет индивидуально работать с каждым. Продолжительность – 10-15 минут с детьми второй младшей группы, 15-20 минут с детьми средней группы 20-25 минут с детьми 5-6 лет, 25-30 минут с детьми 6-7 лет. Воспитательно-образовательные задачи решаются как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе, а также на экскурсиях в старших группах.    

Теоретические знания даются на  занятиях    в виде экскурсий,  чтения художественной литературы, рассматривания образцов. Практические знания даются и закрепляются на занятиях, по изготовлению изделий  из «Папье-маше» с последующей их росписью и росписью изделий из «бросового» материала и изделий из дерева, разных видов трафаретов  на занятиях по рисованию.  Объем содержания определяется тематическим планом, где количество практических занятий – 80%, теоретических-20%.

                             

1.8 Принципы  проведения  занятий

  • Безопасность (создание  атмосферы  доброжелательности,  принятия  каждого  ребёнка)
  • Преемственность  (каждый  следующий  этап  базируется  на  уже  сформированных  навыках  и,  в  свою  очередь,  формирует  «зону  ближайшего  развития»)
  • Сочетание  статистического  и  динамического  положения  детей.
  • Рефлексия  (совместное  обсуждение  понятого,  увиденного прочувствованного  на  занятии.)

1.9 Структура  занятия для проведения  занятий

1.Сюрпризный  момент

2.Чтением  стихотворений  или  рассказывание  сказки

3. Основная  часть

4. Пальчиковая  гимнастика

5. Итог  занятия

6. Обыгрывания  ситуации

1.9.1. Ожидаемые результаты:

К концу обучения   ребёнок может:

  • Эмоционально воспринимают содержание произведения.
  • Проявлять знания о декоративно-прикладном искусстве.
  • Проявлять знания о сходствах и отличиях росписей  (Хохломской, Городецкой, Гжель, Дымка)
  • Запоминают и узнают знакомые народные игрушки и росписи.
  • Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
  • С помощью средств выразительности создают образ  композиции.
  • Оценивают то, что получилось.
  • Отмечают выразительность формы, линий, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
  • Проявлять знания детей о происхождении хохломской росписи.
  • Изготавливать плоскостные и объёмные изделия  техникой «папье-маше»  с последующим   изображением на них, а так же на изделиях из «бросового» материала и дерева, узоров хохломской росписи.
  • Проявлять интерес детей к традициям и промыслам России.
  • Уметь  эстетически воспринимать  красоту окружающего мира.
  • Проявлять творчество через изготовление и украшение изделий.
  • Проявлять интерес и уважение  культурному прошлому России.
  • Проявлять интерес и уважение к труду людей   создающих промысел хохломы.
  • Проявлять чувство  гордости за свою Родину.
  • У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

(Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение).                  

Ожидаемые результаты детей 3-4- лет.

  • развить интерес  к  различным  видам  искусства,  а  именно,  декоративно  -  прикладному  искусству  (Хохломской  росписи);
  • сформировать  художественно  -  образные  представления,  эмоционально  чувственные  отношения  к  предметам  и  явлениям  действительности;
  • воспитать  эстетический  вкус,  эмоциональную  отзывчивость  к  прекрасному;
  • развить сенсорные  способности    восприятия,  чувства  цвета,  ритма,  композиции;
  • создание  необходимых  условий  для  самовыражения  ребёнка  в  творческой  деятельности.
  • учить  создавать  узоры  по  мотивам  хохломской  росписи,  передавать  цветовую  гамму
  • правильно  держать  кисть,  обмакивать  в  краску,  отжав  одним  движением  о  край;
  • промывать  кисть  в  воде,  и  осушить  её  легким  прикладыванием  к  салфетке;
  •  рисовать  лёгкими  округлыми  движениями,  регулировать  силу  нажима  на  кисть;
  • прием  техники  «мазка» использовать  в  рисовании  разные  материалы  и  способы  создания  изображения;

Ожидаемые результаты 4-5 лет.

  • Иметь представление о народном промысле, узнавать его (хохломская роспись;
  • выделять элементы узора и составлять из них простейшую композицию;
  • самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.
  • подбирать и передавать колорит нужной росписи;
  • пользоваться несколькими способами рисования (Концом кисти, всем ворсом, тычок);
  • самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях;
  • правильно пользоваться кистью при рисовании;
  • отличать изделия Хохломского промысла.

Ожидаемые результаты детей 5-6 лет.

  • Иметь представление о народном промысле, узнавать его

выделять простые элементы узора и составлять из них композицию;

  • самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;
  • подбирать и передавать колорит нужной росписи;
  • пользоваться несколькими способами рисования (концом кисти, всем ворсом, тычок, примакивание, прикладывание);  
  •  освоить орнамент «травка»;
  • рисовать листочки, ягодки, цветочки;
  • самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

Ожидаемые результаты 6-7 лет.

  • Знать историю возникновения хохломской росписи;
  • названия основных видов росписи  и иметь представление о народных  промыслах;
  • уметь различать изделия разных народных промыслов;
  • выполнять основные элементы и приемы хохломской росписи;
  • выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен симметричный узор композиции;
  • рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;
  • использовать в рисовании разные способы  (концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом, тычок, примакивание,  прикладывание т.д.);
  • уметь самостоятельно провести анализ рисунка и изделия по народному декоративно-прикладному искусству.
  • Уметь пользоваться свободно кистью, уметь намечать последовательность изготовления         изделия, выполнять изделия самостоятельно, уметь контролировать свои действия со         словесным объяснением.
  • должны уметь последовательно вести работу;
  • должны уметь видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления и эмоциональное отношение через свое творчество;
  • должны уметь эстетично оформлять свою работу.

1.9.2. Способы отслеживания результатов:

Итоговыми результатами являются:

  • Опрос, где дети показывают теоретические знания;
  • показ детьми «Мастер-класса» по росписи изделий из папье-маше,  на трафаретах и деревянных изделиях;
  • показ детьми «Мастер-класса» по украшению хохломской росписью самостоятельно изготовленных изделий, а также изделий из «бросового» материала, деревянных изделий;
  • Организуется выставка детских работ за 4  года обучения, где выясняются практические умения детей.

1.9.3 Результаты знаний и умений по ознакомлению детей

с хохломской росписью оценивается по критериям:

  • Ребёнок проявляет устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству - хохломе.
  • Ребёнок проявляет знания  о происхождении   хохломской росписи и традициях родного края.
  • Ребёнок проявляет знания о сходствах и отличиях росписей (Хохломской, Городецкой, Гжель, Дымка)
  • Ребёнок проявляет знания  о последовательности изготовления  изделия из дерева
  • Правильно называет профессии связанные с изготовлением хохломы.
  • Знает характерные особенности промысла хохломы (цвет, роспись).
  • В декоративном рисовании на изделиях использует яркие цвета, которые соответствуют народному характеру хохломской росписи.
  • Имеет навык работы кистью и тычком.
  • Умеет украшать плоскостное и объёмное изделие папье-маше, бросового материала, дерева элементами хохломской росписи.
  • Самостоятельно выбирает художественный материал, технические и изобразительные приемы.
  • В процессе декоративного рисования пользуется приемами народной росписи.
  • Умеет самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении сюжета.
  • Самостоятельно осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков в целях совершенствования изображений.
  • Обогащает предварительный замысел на основе наблюдений, рассматривания иллюстраций и произведений изобразительного искусства.
  • Стремится к оригинальному решению, интересной деталировке изображений предметов и явлений.
  • Эмоционально относится к процессу создания изображения.
  • Рисует самостоятельно, без помощи взрослого.
  • Адекватно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей.
  • В процессе работы не обращается за помощью к педагогу.

В результате суммируются показатель уровня по 1 баллу, в итоговой сумме проявляется уровень отслеживания результатов умений и знаний детей:

Высокий уровень- от 18 до 21 баллов

Средний - от 14 до 18 баллов

Низкий – ниже 14 баллов

 1.9.4. Формы работы с родителями:

  • Анкетирование
  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Фотоэкспозиции
  • Папки – передвижки
  • Открытые занятия
  • Мастер – класс
  • Семинары-практикумы

2. Условия реализации программы:

  • Создание развивающей среды – «уголок в мастерской хохломы».
  • Специально организованные экскурсии в местный краеведческий музей
  • Экскурсии в парк  для рассматривания и наблюдения за растительностью и животным миром.
  • Теоретические занятия с детьми в системе по разделам данной программы.
  • Практическая деятельность детей на занятия по изготовлению изделий из бумаги, «папье маше» для дальнейшей последующей их росписи.
  • Наличие  дидактических игр по теме.
  • Наличие картотеки подвижных  народных игр.
  • Наглядный материал  представленный набором иллюстраций, альбомов о Хохломе, мастерах, открыток о хохломе, предметов русского быта

расписанных хохломой прошлого времени, образцами и изделиями современного  народного промысла.

  • Библиотека народных сказок, преданий, легенд, колыбельных,           частушек, песен и стихов о хохломском промысле и крае.
  • Наличие материалов для практической деятельности и инструментов.
  • Изображения предметов народного  творчеств (Хохлома, Гжель,  Дымка,    Городецкая роспись) для изучения и сравнения росписей.
  • Разработанные консультации для родителей по значению приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
  • Привлечение детей и родителей к народным праздникам и        развлечениям, где они – непосредственные участники, а так же к пополнению среды уголка мастерской.

2.1 Предметная и эстетическая развивающая среда:

         Занятия, состоящие из разнообразных видов художественно-продуктивной деятельности  проводятся  в специально оборудованном помещении изостудии.   Потолки, стены и полы в помещении безопасны для пребывания детей и окрашены в пастельные тона. Специальное оборудование и мебель: стулья, столы, мольберт, полки, стеллаж  отвечают всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию (выполнены из экологически чистого материала, легкие и удобные в обращении). Столы  расставляются  в зависимости от темы и формы проведения НОД, при этом свет должен падать слева. Рисуют и изготавливают изделие дети сидя за столами. Наглядные пособия демонстрируются на уровне глаз ребенка. Показ способов рисования необходимо  осуществлять сидя за столом, когда дети находятся рядом с педагогом или народным мастером, либо на мольберте, когда дети находятся напротив показываемого - за столами.

           Интерьер изостудии украшен картинами, изделиями народного искусства (золотой хохломы, Городецкой росписи, Гжель, Дымка),

народными игрушками, а так же работами детского  «хохломского» творчества. Особый интерес представляют яркие, красочные и зрелищные крупные детские коллективные работы. Подбирая репродукции, учитывается место в оформлении интерьера,  площадь, освещенность стены, на которой будут они висеть, а также местное и общее окружение.

           Для ознакомления с музыкальным и устным фольклором о хохломе  имеются: магнитофон, записи народной музыки, попевок, частушек, сказок о хохломе, а так же детская литература, альбомы.  В доступном для детей месте  находятся различные предметы декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, бумажные силуэты, материал для изготовления и росписи изделий. Для анализа детских работ  используются столы, мольберты, панно. Пособия  отвечают гигиеническим и эстетическим требованиям.

   

3. Методическое обеспечение программы

3.1 Дидактический материал:

  • Альбом «Золотая хохлома»
  • Набор открыток о хохломе
  • Фото заслуженных художников хохломской росписи
  • Набор открыток о народных росписях.
  • Набор открыток о народных игрушках.
  • Образцы народно-прикладного искусства
  • Изделия хохломы разных времён
  • Библиотека детских книг с народными сказками, преданиями, легендами, колыбельными о хохломском промысле и крае.
  • Образцы рисования элементов росписи
  • Образцы последовательности росписи изделия
  • Таблица «Этапы появления хохломы»
  • Демонстрационный материал
  • Картотека народных подвижных игр
  • Дидактические игры
  • Альбом с частушками и песнями о хохломе
  • Методические пособия

3.2 Техническое обеспечение:

  • Магнитофон  
  • Фонотека народной музыки, песен и частушек, сказок и стихов о хохломе
  • Экран
  • Проектор
  • Ноутбук
  • Медиатека заданий для демонстрации презентаций детям.

3.3 Материал и инструменты  для творчества и практической

деятельности детей

3. 3.1 Материал для рисования:

  • Гуашевые краски – это непрозрачные кроющие краски, легко накладываются. Для получения более светлого тона гуашь разводится белилами. После работы необходимо плотно закрывать крышки баночек, чтобы гуашь не высыхала.
  • Палитра – небольшая доска фабричного изготовления из белого пластика, которая имеет углубления для красок. В качестве палитры можно использовать белое блюдце, кафельную плитку или лист бумаги. Палитра должна быть белой или прозрачной, чтобы своим цветом не влиять на получение нужного цвета. Любую палитру (кроме бумажной) нужно часто мыть теплой водой.
  • Кисти  двух видов: жесткие (их называют щетинными, потому что их делают из щетины животных) и мягкие (их делают из мягкого волоса животных). Кисти различаются также по размерам, которые обозначены цифрами на черенках. Чем меньше цифра, тем меньше кисть: 1-6 – тонкие, 6-10 – средние, 10 и выше – толстые. Кисти маленького размера используют для рисования мелких пятен и мазков, тонких линий и деталей изображения. Кисти большего размера – для рисования больших пятен и фонов. По форме кисти бывают круглыми и плоскими. Плоские кисти используют для широкого мазка, круглые – для работы над линиями разной толщины и пятном. Мазок нарисованный круглой кистью, имеет овальную форму. Во время рисования кисть нельзя оставлять в воде, так как от этого портится ворс. По окончании работы кисти нужно вымыть теплой водой.
  • «Непроливайка с водой» - пластиковый стаканчик со специальной насадкой с прорезью для кисточки – очень полезная вещь: малыш не разольет воду и научится мыть кисточку. Воду в процессе рисования нужно часто менять, иначе все краски в баночках утратят свой основной цвет.
  • Салфетки. Под рукой у ребенка во время рисования всегда должна быть матерчатая или  бумажная салфетка (вытереть руки, кисть, стол и т.д.).
  • Подставка под кисти. Во время работы кисти не должны оставаться в воде.
  • Простой карандаш необходим для рисования контуров завитка.
  • Тычок толстый и тонкий используется при прорисовывании деталей узора. Толстый тычок- изготовлен из деревянных палочек с намотанной ватой. Тонкий тычок -ватные палочки, поролоновые кисти №1, №2, №3, №4, №5
  • Готовые деревянные изделия для  росписи.
  • Изделия из бросового материала для  росписи.
  • Лак для блеска готового украшенного изделия из глины, солёного теста  или дерева. Детские работы обрабатывает лаком педагог, без присутствия детей в подсобном помещении.

3.3.2 Материал для изготовления изделий «Папье – маше»:

  • Бумага газетной фактуры – используется для изготовления  изделий «папье-маше».
  • Картон используется в том случае, если нужно наклеить бумагу на плотную основу.
  • Клейстер  варится из крахмала или пшеничной муки с добавлением воды.
  • Кисть нужна для того, чтобы намазывать клейстер на бумагу.
  • Простой карандаш необходим для рисования контуров изображения будущей аппликации.
  • Салфетка матерчатая или бумажная,  должна быть под рукой у  каждого ребенка во время работы  для необходимости вытереть лишний клейстер,  руки, стол.
  • Подставка под кисти. Во время работы кисти не должны оставаться в клейстере, поэтому имеются специальные подставки, на которые кладут  кисти.
  • Клеёнка  применяется для  того, чтобы на ней намазывать бумажные детали.

3.4 Требования по безопасности

3.4.1 Безопасность при организации  

развивающей среды в  изостудии:

  • Помещение, в котором организуется кружковая деятельность детей, должны быть чистыми, светлыми, хорошо проветренными.
  • Все шкафы и полки должны быть надежно закреплены.
  • Оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности детей, необходимо размещать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка.
  • Любая деятельность детей, и особенно труд связанный с использованием инструментов, может осуществляться лишь под непосредственным контролем взрослого.
  • Воспитатель обязан перед началом любого вида  деятельности детей провести с ними инструктаж (объясняя и показывая безопасные методы и приемы выполнения работы).
  • Обучая детей навыкам и приемам работы, владению инструментом при изготовлении изделий из бумаги, а также их росписи,  воспитатель должен обеспечить четкий и грамотный  показ, объяснение по тем или иным действиям детей при выполнении работ.
  • Освещенность рабочего места, занимаемого каждым ребенком, должно    соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.

3. 4.2 Инструкция по правильной посадке детей

во время работы:

  • При посадке ноги  ребёнка должны твердо опираться всей подошвой об  

пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.

  • Нельзя опираться грудью на стол.
  • Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
  • Расстояние от глаз до изделия или  должно быть 30-40 см.
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

3.4.3 Правила работы с клейстером и клеевой кисточкой

  • Объясните малышу, для чего предназначен клейстер, из чего он   сделан и, что его нельзя пробовать на вкус.
  • При работе с клейстером необходимо пользоваться клеевой кисточкой.
  • Необходимо брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на  данном этапе.
  • Намазывать клейстер на бумагу строго на клеёнке.
  • Необходимо использовать подставку для клеевой кисти.
  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
  • По окончании работы нужно убрать свое рабочее место.

3.4.4 Правила работы с художественной кисточкой:

  • Нельзя оставлять кисточку в воде, необходимо использовать подставку для  кисти.
  • После работы нужно промывать кисточку в воде, затем просушить её  о салфетку.
  • Ставить кисть необходимо ворсом вверх.
  • По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки с мылом.

3.4.5. Правила работы с тычком:

  • Необходимо брать то количество краски, которое требуется для выполнения работы на  данном этапе.
  • Нельзя оставлять тычок в краске, используй подставку для тычка.
  • По окончании  использования тычок выбрасывается (утилизируется).
  • По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки с мылом.

3.4.6 Правила работы с гуашевыми красками:

  • Необходимо объяснить ребёнку, для чего предназначена гуашевая краска, что её нельзя пробовать на вкус.
  • Смешивать гуашь рекомендуется на палитре.

После работы с гуашью необходимо плотно закрывать крышки баночек, чтобы краска не высохла.

  • По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки с мылом.

Заключение.

          Мы познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного о хохломской росписи, у детей появился интерес к творчеству хохломских мастеров.

4. Список литературы:

Для педагогов:

  1. Бедник Н.И. Цветы на подносе. СПб. Художник, 1986г.
  2. Викулина М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе ДОУ. Нижний Новгород, 1995.
  3. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
  4. Емельянова Т. Золотые травы России. Горький. Волго-Вятское книжное издательство,1973г.
  5. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  6.   Корабельников В.А.  Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
  7.   Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  8.   Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  9.   Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  10. Коновалов А.Е. Городецкая роспись.  Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1988г.
  11. Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.
  12. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
  13. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Комаровой Т.С. Москва. Мозаика-синтез, 1997г.
  14. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
  15. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в ДОУ. Волгоград. Учитель, 2007.
  16. Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
  17. Программа воспитания  и  обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой,  В.В.Гербовой,  Т.С.Комаровой. Москва. Мозаика-синтез, 2005г.
  18. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
  19. Родина Хохломы. Под ред. Харичева И.С., Аветисян В.Б. Нижний Новгород. Литера, 2000г.
  20. Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
  21. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  22. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
  23. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
  24. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
  25. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.
  26. Художественные промыслы Подмосковья. Под ред. Разиной Т. Москва. Московский рабочий, 1982г.
  27. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
  28. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

Для детей:

  1. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Малыш, 1988.
  2. Бедник Н.И. Хохлома. СПб. Художник, 1986г.
  3. Журнал сказок. Нижегородская сказка. Под ред. Прунцовой Л. Москва. ООО Журнал сказок, 2009г.
  4. Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. М. Малыш, 1982.
  5. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001.
  6. Вохринцева С. В. Гжель. Книжка-раскраска. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.
  7. Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Екатеринбург.Страна фантазий, 2002.
  8. Вохринцева С. В. Матрешки. Книжка-раскраска.  Екатеринбург. «Страна фантазий».2001.
  9. Вохринцева С. В. Хохлома. Книжка-раскраска. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.
  10. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие. М. Мозаика-Синтез,  1999.
  11. Дрожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез, 1999.
  12. Золотая хохлома. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.  Мозаика-синтез, 2008г.
  13. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
  14. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
  15. Куприн В. В дымковской слободе .Москва. Малыш, 1989г.
  16. Альбом для раскрашивания. Под ред. Поливанова Ю., Москва, Малыш, 1986г.
  17. Лепим народную игрушку. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Москва. Мозаика-синтез, 2008г.
  18. Маленькие чудеса. Под ред. Колпаковой Н.П. СПб. Детская литература,1981г.
  19. Орлова Л. В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. «Мозаика-Синтез», 1999.
  20. Толстой Л.Н. Три медведя. М. ДетГиз, 1961.
  21. Хохлома. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие. М. Мозаика-Синтез, М. 1999.
  22. Хроменькая уточка, М., Малыш, 1989г.
  23. Чуковский К.И. Федорино горе. М. Малыш, 1985г.
  24. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез,1998.

                                                                                                 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка - передвижка "Знакомство детей с хохломской росписью"

Предлагаю материалы из опыта работы по изобразительной деятельности, папки-передвижки для стендов....

Разработка конспекта для детей старшего возраста с использованием ЭОР по теме: «Знакомство с историей хохломской росписи»

Готовый конспект НОД для воспитателй старших групп ДОО по ознакомлению детей с историей возникновения хохломской росписи....

Консультация для родителей знакомство детей с Хохломской росписью

Эта  консультация  поможет  родителям,  познакомить  детей  с  Хохломской  росписью....

Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»

Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»...

Знакомство детей с хохломской росписью

Всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ею, русские люди издавнане только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простыепредметы обихода, украшенные яркой народной росписью, в кот...