Дополнительная платная услуга "Песочная сказка"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию сенсорно - творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста «Песочная сказка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»,
ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
(ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА», ФИЛИАЛ ДЕТСКОГО САДА «СВЕТЛЯЧОК»)
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогический совет директор Детского сада «Чебурашка»,
протокол № филиал Детского сада «Светлячок»
от « »_________2019 ______________А.В. Сухинина
« »_________ 2019 г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
по развитию сенсорно - творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
«Песочная сказка»
Составитель: Исакова И. А.,
воспитатель первой квалификационной
категории
г. Заводоуковск, 2019
Оглавление
3. Учебно – тематический план 4
4. Содержание образовательной программы 16
5. Годовой календарный учебный график 17
6. Организационно-педагогические условия реализации программы 18
8. Оценочные и методические материалы 20
10. Критерии отслеживания усвоения программы 20
11. Условия реализации программы 20
13. Формы взаимодействия с родителями 21
14. Литература 22
15. Приложение 1 Диагностический инструментарий 23
Пояснительная записка
Актуальность.
Игры с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира.
Рисование на песке не является привычной формой передачи образа, песок у детей скорее ассоциируется с играми в песочнице. Обучение детей приемам рисования на песке и песком расширяет возможности развития детской фантазии и воображения. Быстрота и легкость перемены изображения позволяет создавать преобразовывать образы и менять сюжет, при этом все действия можно проговаривать и составлять небольшие описательные рассказы, истории, сказки.
Концептуальное обоснование.
Песок для детей это природный материал, играя с песком и небольшими предметами, рисуя, ребенок входит в диалог с окружающим миром.
Перенос традиционных педагогических занятий в «песочницу» дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в «песочнице» мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в рисовании, как и в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Цель, задачи.
Развитие творческих способностей детей через игру с песком и обучение техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:
- Развитие зрительно-моторной координации, владение кистями обеих рук;
- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- Развитие воображения, творческого мышления;
- Развитие высших психических функций;
- Гармонизация внутреннего состояния;
- Развитие художественно-эстетического вкуса.
Учебно – тематический план
Тематический план занятий для второй младшей группы
Месяц | Кол – во часов | Тема | Цель, задачи |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Выявить уровень умений и знаний детей в начале учебного года. |
1 | Правила Песочной страны. Расскажи о песке | Настроить на работу, помочь составить рассказ о песке, его свойствах, где его можно встретить, повторить правила игр с песком. Продолжаем учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, горизонтальные и вертикальные, длинные и короткие, ломаные) на песке. Закреплять умение равномерно наносить песок на ограниченную поверхность. Снимать тонус кистей рук. | |
1 | Мы волшебники | Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, горизонтальные и вертикальные, длинные и короткие, ломаные) на песке. Учить медленно, а затем быстро сыпать песок из кулачка на свою ладонь, на ладонь соседа (друга), в песочницу. Закреплять умение равномерно наносить песок на ограниченную поверхность. Снимать тонус кистей рук. | |
1 | Следы на песке | Развивать моторику рук, тонких тактильных ощущений при взаимодействии с песком. Развивать эмоциональную сферу, творческое воображение (предлагаем нарисовать различные варианты узоров на песке, отмечаем следы большие и маленькие). | |
1 | Солнышко и дождик | Закреплять умения заполнять фон и рисовать прямые линии разной длины в разных направлениях на песке. Закреплять умение рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, засыпанной песком. | |
1 | На лугу пасется….. Овечка! | Учить рисовать спираль, закручивающуюся к центру и раскручивающуюся наружи указательным пальцем на поверхности, засыпанной песком. Познакомить с динамичным выполнением движения пальцем руки. | |
1 | Стадо овец | Учить рисовать спираль, закручивающуюся к центру и раскручивающуюся наружи указательным пальцем на поверхности, засыпанной песком. Познакомить с динамичным выполнением движения пальцем руки. | |
1 | Волшебный лес | Закреплять умение проводить прямые линии в разных направлениях на поверхности, засыпанной песком. Показать прием рисования листьев на деревьях – отпечаток пальца. Закреплять навыки нетрадиционного рисования. | |
Октябрь | 1 | Падают листья | Совершенствовать умение рисовать одним и несколькими пальцами листья различной формы на песке. Развивать память, внимание, ориентировку в пространстве. Развивать чувство композиции и ритма. |
1 | Песочный ветер | Учить дышать в трубочку не затягивая в нее песок. Показать, как с помощью выдувания может получиться рисунок. | |
1 | Кучки – закорючки | Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Учить наблюдать за педагогом, многократно повторять полученные навыки. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. | |
1 | Подружки - насыпушки | Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе. | |
1 | Заборчик | Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук на поверхности, засыпанной песком. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдать за педагогом, многократно повторять полученные навыки. | |
1 | Ёжик – ежик ни головы, ни ножек | Закреплять умение проводить прямые линии в разных направлениях на поверхности, засыпанной песком. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Закреплять навыки нетрадиционного рисования. | |
1 | Грибы в лукошко | Учить детей рисовать корзинку с грибами приемом насыпания песка. Упражнять в рисовании предметов овальной формы, ребром ладони. Закрепить умение украшать предметы простым узором, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
1 | Колеса | Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм - пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца на поверхности, засыпанной песком. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы. | |
Ноябрь | 1 | День рождения котенка | Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
1 | В гостях у Песочной Феи | Познакомить с новой техникой рисования песком (щепоткой, рисования симметрично двумя руками). Развивать желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. | |
1 | В гостях у Песочной феи | Закреплять знакомые техники рисования на поверхности, засыпанной песком. Развивать чувство композиции, тактильной чувствительности. Повышение самооценки, совершенствование коммуникативных навыков. | |
1 | Знакомство с Песочным Человечком | Продолжать знакомить с техникой рисования песком. Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук, эмоционального напряжения. | |
1 | Я пеку, пеку, пеку | Продолжать учить проводить круг – замыкая линию в кольцо. Развивать мелкую моторику, координацию в системе «глаз - рука. Вызвать интерес к созданию изображения на песке. | |
1 | Путешествие в страну Вообразилию | Закреплять знакомые способы рисования на песке. Развивать фантазию, интерес к творчеству. Учить украшать рисунок, используя мелкие игрушки. | |
1 | Волшебный цветок для мамы | Закреплять знакомые техники рисования на песке (ребром ладони, подушечками пальцев). Учить передавать в рисунках свое настроение. Учить украшать рисунок, используя мелкие игрушки, цветочки, бантики. Развивать чувство композиции. | |
1 | Неваляшка | Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности. Снижение психоэмоционального напряжения. | |
Декабрь | 1 | Пироги пекла лиса | Совершенствовать приемы рисования (пальцем, ладонью, щепоткой, всем пальцами) на песке. Развивать воображение, внимание, тактильную чувствительность, мелкую моторику. Формировать навыки произвольного слушания. |
1 | Норки для мышки | Закреплять знакомые техники рисования на песке (ребром ладони, подушечками пальцев). Развивать воображение детей, тактильную стимуляцию. | |
1 | Снежинка | Закреплять умение рисовать прямые, длинные и короткие, пересекающиеся линии указательным пальцем, кистью, ватной палочкой на поверхности, покрытой песком. | |
1 | А снег идет, а снег идет…. | Закреплять умение рисовать прямые, длинные и короткие, пересекающиеся линии указательным пальцем, кистью, ватной палочкой на поверхности, покрытой песком. | |
1 | В лесу родилась елочка, в лесу она росла… | Закреплять умение рисовать прямые, длинные и короткие линии указательным пальцем, кистью, ватной палочкой на поверхности, покрытой песком. Учить рисовать ствол дерева на песке, используя ребро ладони (отпечаток). | |
1 | Новогодняя игрушка | Продолжаем учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, покрытой песком. Закреплять навыки нетрадиционного рисования. Развивать чувство композиции. | |
1 | Праздничные украшения | Продолжаем учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем, кисточкой, ватной палочкой на поверхности, покрытой песком. Закреплять навыки нетрадиционного рисования. Развивать чувство композиции. | |
1 | Что такое Новый год? | Закреплять знакомые техники рисования на песке (ребром ладони, подушечками пальцев). Развивать воображение детей, тактильную стимуляцию. Формировать навыки произвольного слушания. | |
Январь | 1 | Приключения зайчонка | Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение на песке. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
1 | Где живут игрушки? | Закреплять умение рисовать прямые вертикальные линии на поверхности, засыпанной песком. Развивать мелкую моторику, творческое мышление. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | |
1 | Путешествие на паровозике | Продолжать знакомить с техникой рисования песком. Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. | |
1 | Веселые фигуры | Формировать умение детей способу рисованию - отпечаток ладони на песке. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. | |
1 | Кот с усами | Закреплять знакомые техники рисования на песке (ребром ладони, подушечками пальцев). Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности. Снижение психоэмоционального напряжения. | |
1 | Нарисуй, что хочешь (свободная тема) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами, фантазию. Создать радостное настроение. | |
Февраль | 1 | Самолет большой и маленький | Учить рисовать способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони на песке. Учим сравнивать нарисованные на песке предметы (по размеру, длине). |
1 | Рисую настроение на песке | Показать способы рисования несколькими пальцами симметрично. Развивать воображение и творческое мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. | |
1 | Сердечко | Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. | |
1 | Путешествие к гномам в горы | Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук при рисовании на песке. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. | |
1 | Мой город | Продолжать знакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев на поверхности, заполненной песком. Развивать воображения и творческого мышление. Вызывать положительный эмоциональный настрой. | |
1 | Городской пейзаж | Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование одним пальцем телевизионные антенны). Развивать воображение, тактильную стимуляцию. Вызвать интерес к созданию изображения на песке. | |
1 | Папина машина | Продолжаем учить рисовать на песке способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони. Украшаем готовое изображение (пуговицами, семенами и другими мелкими предметами). | |
1 | Красивые бусинки | Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. | |
Март | 1 | Бусы для мамы | Продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения рисунка на песке. |
1 | Цветы для мамы | Учить детей проводить четкие прямые линии на поверхности, заполненной песком в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. | |
1 | Песочные прятки | Учить создавать позитивное настроение, справляться с грустью. Развивать воображение, тактильную стимуляцию. Воспитывать аккуратность при работе с песком. | |
1 | Волшебные отпечатки | Формировать умение наносить извилистые и прямые линии непрерывно, дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать воображения и творческого мышление. Воспитывать аккуратность при работе с песком. | |
1 | Песочный праздник | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы; всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони на поверхности, засыпанной песком. Воспитывать эстетическое восприятие. | |
1 | Опыты и эксперименты с песком. Игры с ситом | Показать и рассказать, как просеивать песок через сито (с сюрпризами). Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности. | |
1 | Опыты и эксперименты с песком. Свойства мокрого песка | Научить делать песок влажным, используя воду, рассказать, как можно поступить, если воды слишком много. Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности. Закрепить приемы лепки из влажного песка. | |
1 | Куличи, куличики | Закрепить приемы лепки из влажного песка. Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности. Воспитывать эстетическое восприятие. | |
Апрель | 1 | Солнечная сказка | Учить детей рисовать песком сюжетную картину со сменой настроения: солнечно - радостно, пасмурно, ветрено – грустно. Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности. |
1 | Деревенский пейзаж | Совершенствовать умения в рисовании, учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. | |
1 | Необыкновенные следы на песке | Показать, как с помощью отпечатков сделать следы разных животных: Идут медвежата – кулачками и ладонями с силой надавливать на песок. Прыгают зайцы – кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. Ползут змейки – расслабленными (напряженными) пальцами рук делать поверхность песка волнистой (в разных направлениях). Бегут жучки – паучки – двигать всеми пальцами, имитируя движения насекомых. | |
1 | Что за предмет, оставил свой след? | Учить соотносить предмет с отпечатком, который он оставляет на песке. Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение. | |
1 | Фрукты | Учить создавать изображение на стекле, используя трафарет. Закрепить прием нетрадиционного рисования способом: насыпание из кулачка. Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение. | |
1 | Овощи | Учить создавать изображение на стекле, используя трафарет. Закрепить прием нетрадиционного рисования способом: насыпание из кулачка. Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение. | |
1 | Параллельное рисование | Продолжать учить рисовать обеими руками одновременно. Закрепить рисование линий на песке в разном направлении. | |
1 | Мудрая сова | Научить рисовать сову на поверхности, заполненной песком уже знакомыми способами: кончиком пальца, вытирание кулачком, насыпание из кулачка. Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение. | |
Май | 1 | Веселая история | Показать способ рисования - насыпание песка из кулачка. Продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов. Воспитывать интерес к творчеству с песком. |
1 | Божьи коровки на лужайке | Упражнять в технике рисования пальчиками на песке. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку, используя знакомые приемы. | |
1 | По лесным дорожкам….. | Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, засыпанной песком. Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение. | |
1 | Приключения лягушонка Квака | Формировать умения рисования (способ - отпечаток ладони). Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. | |
1 | Веселый огород | Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. | |
1 | Ветер | Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы на поверхности, засыпанной песком. Воспитывать самостоятельность в работе. | |
1 | Дождик | Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. | |
1 | Улиточки | Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера на песке. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. | |
Июнь | 1 | Бабочка (превращение ладоней) | Развивать моторику рук, тонких тактильных ощущений при рисовании на песке. Развивать эмоциональную сферу, творческое воображение (предлагаем превратить отпечатки ладоней рук на песке в бабочку, дорисовав недостающие элементы пальчиком или кистью). |
1 | Радуга – дуга | Упражнять в развитии чувства симметрии при рисовании на песке. Учить рисовать дуги на поверхности, засыпанной песком. | |
1 | Полянка | Развивать моторику рук, тонких тактильных ощущений при рисовании на песке. Развивать эмоциональную сферу. Продолжаем развивать творческое воображение при рисовании на песке пальцем, кистью и ладонями рук. | |
1 | Мячики | Закреплять умение рисовать круги на песке с использованием декоративных элементов. Развивать композиционные умение. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. | |
1 | Петушок | Учить рисовать петушка, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования на поверхности, засыпанной песком, развивать фантазию. Воспитывать аккуратность. | |
1 | Цыпленок | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток на песке (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение, фантазию. | |
1 | Сказка о глупом мышонке | Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на песке. Продолжать развивать творческое воображение при рисовании на песке пальцем, кистью и ладонями рук. | |
1 | Первые ягодки – земляничка и клубничка | Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, заполненной песком. Продолжать развивать творческое воображение при рисовании на песке пальцем, кистью и ладонями рук. | |
Июль | 1 | Морская сказка | Учить рисовать прямые вертикальные линии на песке. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности. |
1 | Рыбки | Продолжать учить детей рисовать на поверхности, засыпанной песком, способом - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. | |
1 | Морской мир «Огромный кит» | Закреплять умение равномерно наносить песок. Учить рисовать способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Продолжаем учить сравнивать нарисованные на песке предметы (по размеру). | |
1 | Морской мир «Осьминог» | Закреплять умение равномерно наносить песок. Учить рисовать способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Продолжаем учить сравнивать нарисованные на песке предметы (по размеру). | |
1 | Путешествие золотой рыбки | Учить рисовать волнистые линии, завитки на песке. Развивать воображение, тактильную восприимчивость пальцев. Формировать навыки коммуникативной компетенции. Повышать групповую сплоченность, эмоциональную восприимчивость. | |
1 | Котик - коток | Развивать моторику рук, тонких тактильных ощущений при рисовании на песке. Упражнять в развитии чувства симметрии при рисовании на песке. Учить рисовать дуги на поверхности, засыпанной песком. | |
1 | Тарелочки для трех медведей | Закрепить рисование на песке приемом - втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – тарелочек. Продолжать учить сравнивать нарисованные на песке предметы (по размеру). | |
1 | Корзинка для грибов и ягод | Упражнять в рисовании дуги на поверхности, засыпанной песком. Продолжать учить рисовать способом втирания кулачком, пальцем, одной и двумя руками. | |
Август | 1 | Арбуз | Продолжать знакомить с приемом рисования на песке - насыпание из кулачка большой круг. Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, заполненной песком. Учить группировать предметы по форме, цвету, величине. |
1 | Белый гриб | Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на песке и способом втирания кулачком или ребром ладони. Продолжаем развивать творческое воображение при рисовании на песке пальцем, кистью и ладонями рук. | |
1 | Мухомор | Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх. Стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники. Формирование навыка экспериментирования с песком. | |
1 | Раз ступенька, два ступенька будет лесенка | Закрепляем умение наносить ритмично и равномерно ломаные линии на песке. Закрепляем умение равномерно наносить крупу на ограниченную поверхность. Снимаем тонус кистей рук. | |
1 | Приключения в зоопарке (слон) | Учить создавать изображение на стекле, используя трафарет. Закрепить прием нетрадиционного рисования способом: насыпание из кулачка. Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение. | |
1 | Приключения в зоопарке (жираф) | Показать разные способы изображения жирафа на поверхности, засыпанной песком: с помощью трафарета, приемом насыпания песка из кулака, пальчиком. | |
1 | Фантазеры | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании и рисовании песком. Развивать способность работать парами, фантазию. Создать радостное настроение. | |
1 | Диагностика | Выявить уровень умений и знаний детей в конце учебного года. |
Содержание образовательной программы
Дети засыпают фон самостоятельно.
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей 2 раза в неделю по 15 мин. в соответствии с тематическим планом.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование: стол со стеклом для рисования и игр, размером 50 х 50 с подсветкой, мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
В работе используются нетрадиционные техники рисования
которые предусматривают:
- Развитие плавности, изящества и точности движений;
- Умения работать кистью и пальцами обеих рук;
- Координации руки и глаза;
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).
Обязательным является проведение физкультминутки (в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.
В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 01.09.2019 – 31.08.2020 |
Продолжительность учебного процесса | 48 недель |
Режим работы | 2 раза в неделю, во второй половине дня |
Выходные | суббота, воскресенье, праздничные дни |
Каникулы | 30.12.2019 – 09.01.2020 |
Количество занятий | 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 94 занятия всего |
Расписание занятий
Дни недели | Время занятий |
Вторник, Четверг | 15:10-15:25 |
Использование песка в изобразительной и игровой деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д.
В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Использование песка в ходе изобразительной и игровой деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.
Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, играя с песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в кабинете, имеющем световые песочные столы. Для рисования используется мелкий песок. Режим занятий - 8 занятий в месяц. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 мин, в зависимости от возраста и темпа работы ребёнка +диагностика - первое и последнее занятие.
Для более эффективного решения поставленных задач в каждое занятие включены разные виды деятельности: двигательные упражнения, песочное рисование и обсуждение результатов.
Условия взаимодействия с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
З. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь Песочной фее убрать все на свои места.
После игры в песке надо помыть руки.
Набор игрового вспомогательного материала:
- Лопатки;
- Широкие кисточки;
- Сита;
- Воронки;
- Ватные палочки;
- Массажный мяч;
- Декоративные украшения (камни, палочки);
- Коктейльные трубочки;
- Мелкие игрушки;
- Разнообразные трафареты разной величины.
Способы работы с песком:
- Способы засыпания рабочего стола:
- просеивание (сквозь пальцы);
- расхлопывание ладошкой;
- дождик (сыпем из кулачка);
- торнадо (сыпем из двух кулачков);
- волна;
- веером из бугорка.
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем, отсекая лишнее, щепотью, насыпая из кулачка струйкой разной ширины;
Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.
Особенности в работе с песком на световых столах:
- Рисование отличается простотой;
- Песочное рисование это – КРАСОТА!
- Пластичность;
- Уменьшение стресса;
- Воздействие со светом, музыкой.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовленности воспитанников
- Научатся использовать световой стол и песок для создания изображений;
-Отличать приёмы создания фона (просеивание сквозь пальцы, расхлопывание ладошкой, сыпем из кулачка, сыпем из двух кулачков);
- Научатся работать кистью и пальцами обеих рук;
- Улучшится координация руки и глаза.
Оценочные и методические материалы
Формы контроля
В начале и в конце учебного периода осуществляется диагностика, определяющая уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.
А так же применяются такие формы контроля, как:
- наблюдение;
- беседа.
Критерии отслеживания усвоения программы
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей результатов программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, диагностики развития творческого мышления, воображения, восприятия и мелкой моторики пальцев рук.
Условия реализации программы
Развивающая предметно - пространственная среда в кабинете обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья.
Предполагает наличие необходимых условий для занятий:
- кабинета;
- методических пособий;
- дидактического материала;
- материально-техническое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение процесса;
- информационно-методическое обеспечение.
Обеспечение систематических занятий:
- календарно-тематическое планирование.
Перечень основных средств обучения
1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
- световые столы.
2. Материалы и инструменты:
- просеянный песок;
- цветные камни;
- кисточки;
- трубочки;
- музыкальное сопровождение;
- тематические фигурки.
- подборка сюжетных картинок в соответствии с темой.
3. Инструкция по технике безопасности.
4. Специальная литература.
Воспитательная работа
Обучение детей технике рисования песком включает в себя задачи:
- Развитие зрительно-моторной координации, владение кистями обеих рук;
- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- Развитие воображения, творческого мышления;
- Развитие высших психических функций;
- Гармонизация внутреннего состояния;
- Развитие художественно-эстетического вкуса.
Формы взаимодействия с родителями
- Организация выставок детских работ для родителей.
- Творческий отчет педагога – руководителя кружка.
Литература
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2010. - 176 с.
- Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
- Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
Приложение 1
Диагностический инструментарий
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, экспресс-диагностика Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко и тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо" проективная диагностика детей (для детей 4-5 лет)
и О.Н. Гончаренко (для детей 3-4 лет), результаты которых показывают уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | Уровни развития |
| ||
Развитие воображения | Развития восприятия | Развитие моторики руки | Уровень тревожности | |||
|
|
|
|
|
|
|
Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№ | Ф.И. ребенка | Уровни развития |
| |||||||
Развитие воображения | Развития восприятия | Развитие моторики руки | Уровень тревожности | |||||||
Нач.г. | Конец г. | Нач.г. | Конец г. | Нач.г. | Конец г. | Нач.г. | Конец г. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»
СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная записка71.1.1.Цели и задачи реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к формированию Программы101.1.3.Значимы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-144380-1354050510.jpg)
Предоставление дополнительных платных услуг за рамками основной образовательной деятельности воспитанникам МБДОУ №1 «Солнышко» в 2012-2013 уч.г.
На основании:- Устава МБДОУ № 1 «Солнышко»,- Положения «О предоставлении дополнительных платных услуг за рамками основной образовательной деятельности воспитанникам МБДОУ № 1 «Солнышко»,- ...
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/11/picture-651282-1605117841.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-1146254-1582492896.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"
Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/18/picture-806712-1471511234.jpg)
Создание рабочей группы по разработке дополнительных платных образовательных услуг в МАДОУ ДСКВ "Сказка"
quot;Волшебные буквы"...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»
Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательн...