Дополнительная платная услуга "Песочная сказка"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Исакова Ирина Андреевна

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию сенсорно - творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста «Песочная сказка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

(ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА», ФИЛИАЛ ДЕТСКОГО САДА «СВЕТЛЯЧОК»)

СОГЛАСОВАНО:                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет                                                                          директор Детского сада «Чебурашка»,

протокол №                                                                                            филиал Детского сада «Светлячок»

от «    »_________2019                                                                                ______________А.В. Сухинина

                                                                                                                  «  »_________ 2019 г.

Дополнительная

общеразвивающая программа

по развитию сенсорно - творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

«Песочная сказка»

Составитель: Исакова И. А.,

воспитатель первой квалификационной

категории

г. Заводоуковск, 2019

Оглавление

1. Пояснительная записка        3

2. Цель, задачи.        4

3. Учебно – тематический план        4

4. Содержание образовательной программы        16

5. Годовой календарный учебный график        17

6. Организационно-педагогические условия реализации программы        18

7. Планируемые результаты        19

8. Оценочные и методические материалы        20

9. Формы контроля        20

10. Критерии отслеживания  усвоения программы        20

11. Условия реализации программы        20

12. Воспитательная работа        21

13. Формы взаимодействия с родителями        21

14. Литература        22

15. Приложение 1  Диагностический инструментарий        23

Пояснительная записка

Актуальность.

Игры с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира.

Рисование на песке  не является привычной формой передачи образа,  песок у детей скорее ассоциируется с  играми  в песочнице. Обучение детей  приемам рисования на песке и песком расширяет возможности развития детской фантазии и воображения. Быстрота и легкость   перемены  изображения позволяет создавать преобразовывать образы и менять сюжет, при этом  все действия можно проговаривать и составлять небольшие описательные рассказы, истории, сказки.

        

Концептуальное обоснование.

Песок для детей это природный материал, играя с песком и небольшими предметами, рисуя, ребенок входит в диалог с окружающим миром.  

Перенос традиционных педагогических занятий в «песочницу» дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно  усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в «песочнице» мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в рисовании, как и в играх  с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Цель, задачи.

Развитие творческих способностей детей  через игру с песком и обучение техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи

  • Развитие зрительно-моторной координации, владение кистями обеих рук;
  • Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
  • Развитие воображения, творческого мышления;
  • Развитие высших психических функций;
  • Гармонизация внутреннего состояния;
  • Развитие художественно-эстетического вкуса.

Учебно – тематический план

Тематический план занятий для второй младшей группы

Месяц

Кол – во часов

Тема

Цель, задачи

Сентябрь

1

Диагностика

Выявить уровень умений и знаний детей в начале учебного года.

1

Правила Песочной страны. Расскажи о песке

Настроить на работу, помочь составить рассказ о песке, его свойствах, где его можно встретить, повторить правила игр с песком. Продолжаем учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, горизонтальные и вертикальные, длинные и короткие, ломаные) на песке.

Закреплять умение равномерно наносить песок на ограниченную поверхность. Снимать тонус кистей рук.

1

Мы волшебники

Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, горизонтальные и вертикальные, длинные и короткие, ломаные) на песке.

Учить медленно, а затем быстро сыпать песок из кулачка на свою ладонь, на ладонь соседа (друга), в песочницу.

Закреплять умение равномерно наносить песок на ограниченную поверхность. Снимать тонус кистей рук.

1

Следы на песке

Развивать моторику рук, тонких тактильных ощущений при взаимодействии с песком.

Развивать эмоциональную сферу, творческое воображение (предлагаем нарисовать различные варианты узоров на песке, отмечаем следы большие и маленькие).

1

Солнышко и дождик

Закреплять умения заполнять фон и рисовать  прямые линии разной длины в разных направлениях на песке.

Закреплять умение рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, засыпанной песком.

1

На лугу пасется….. Овечка!

Учить рисовать спираль,

закручивающуюся к центру и

раскручивающуюся наружи указательным пальцем на поверхности, засыпанной песком.  

Познакомить с динамичным выполнением движения пальцем руки.

1

Стадо овец

Учить рисовать спираль,

закручивающуюся к центру и

раскручивающуюся наружи указательным пальцем на поверхности, засыпанной песком.  

Познакомить с динамичным выполнением движения пальцем руки.

1

Волшебный лес

Закреплять умение проводить прямые линии в разных направлениях на поверхности, засыпанной песком.

Показать прием рисования листьев на деревьях – отпечаток пальца.

Закреплять навыки нетрадиционного рисования.

Октябрь

1

Падают листья

Совершенствовать умение рисовать одним и несколькими пальцами листья различной формы на песке.

Развивать память, внимание, ориентировку в пространстве.

Развивать чувство композиции и ритма.

1

Песочный ветер

Учить дышать в трубочку не затягивая в нее песок.

Показать, как с помощью выдувания может получиться рисунок.

1

Кучки – закорючки

Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки.

Учить наблюдать за педагогом, многократно повторять полученные навыки.

Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

1

Подружки - насыпушки

Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой.

Воспитывать аккуратность в работе.

1

Заборчик

Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук на поверхности, засыпанной песком.

Развивать чувство формы и ритма.

Наблюдать за педагогом, многократно повторять полученные навыки.

1

Ёжик – ежик ни головы, ни ножек

Закреплять умение проводить прямые линии в разных направлениях на поверхности, засыпанной песком.

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы.

Закреплять навыки нетрадиционного рисования.

1

Грибы в лукошко

Учить детей рисовать корзинку с грибами приемом насыпания песка.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, ребром ладони.

Закрепить умение украшать предметы простым узором, используя рисование пальчиками.

Развивать чувство композиции.

1

Колеса

Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм - пятна.

Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца на поверхности, засыпанной песком.

Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.

Ноябрь

1

День рождения котенка

Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего.

Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

1

В гостях у Песочной Феи

Познакомить с новой техникой рисования песком (щепоткой, рисования симметрично двумя руками).

Развивать желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

1

В гостях у Песочной феи

Закреплять знакомые техники рисования на поверхности, засыпанной песком.

Развивать чувство композиции, тактильной чувствительности.

Повышение самооценки, совершенствование коммуникативных навыков.

1

Знакомство с Песочным Человечком

Продолжать знакомить с техникой рисования песком.

Учить передавать в рисунке целостный образ.

Закрепить умение равномерно наносить песок.

Снятие тонуса кистей рук, эмоционального напряжения.

1

Я пеку, пеку, пеку

Продолжать учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

Развивать мелкую моторику, координацию в системе «глаз - рука.

Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

1

Путешествие в страну Вообразилию

Закреплять знакомые способы рисования на песке.

Развивать фантазию, интерес к творчеству. Учить украшать рисунок, используя мелкие игрушки.

1

Волшебный цветок для мамы

Закреплять знакомые техники рисования на песке (ребром ладони, подушечками пальцев).

Учить передавать в рисунках свое настроение.

Учить украшать рисунок, используя мелкие игрушки, цветочки, бантики.

Развивать чувство композиции.

1

Неваляшка

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно.

Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Декабрь

1

Пироги пекла лиса

Совершенствовать приемы рисования (пальцем, ладонью, щепоткой, всем пальцами) на песке.

Развивать воображение, внимание, тактильную чувствительность, мелкую моторику.

Формировать навыки произвольного слушания.

1

Норки для мышки

Закреплять знакомые техники рисования на песке (ребром ладони, подушечками пальцев).

Развивать воображение детей, тактильную стимуляцию.

1

Снежинка

Закреплять умение рисовать прямые, длинные и короткие, пересекающиеся линии указательным пальцем, кистью, ватной палочкой на поверхности, покрытой песком.

1

А снег идет, а снег идет….

Закреплять умение рисовать прямые, длинные и короткие, пересекающиеся линии указательным пальцем, кистью, ватной палочкой на поверхности, покрытой песком.

1

В лесу родилась елочка, в лесу она росла…

Закреплять умение рисовать прямые, длинные и короткие линии указательным пальцем, кистью, ватной палочкой на поверхности, покрытой песком.

Учить рисовать ствол дерева на песке, используя ребро ладони (отпечаток).

1

Новогодняя игрушка

Продолжаем учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, покрытой песком.

Закреплять навыки нетрадиционного рисования.

Развивать чувство композиции.

1

Праздничные украшения

Продолжаем учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем, кисточкой, ватной палочкой на поверхности, покрытой песком.

Закреплять навыки нетрадиционного рисования.

Развивать чувство композиции.

1

Что такое Новый год?

Закреплять знакомые техники рисования на песке (ребром ладони, подушечками пальцев).

Развивать воображение детей, тактильную стимуляцию.

Формировать навыки произвольного слушания.

Январь

1

Приключения зайчонка

Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение на песке.

Развивать творческое мышление.

Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

1

Где живут игрушки?

Закреплять умение рисовать прямые вертикальные линии на поверхности, засыпанной песком.

Развивать мелкую моторику, творческое мышление.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

1

Путешествие на паровозике

Продолжать знакомить с техникой рисования песком.

Учить передавать в рисунке целостный образ.

Закрепить умение равномерно наносить песок.

1

Веселые фигуры

Формировать умение детей способу рисованию - отпечаток ладони на песке.

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы.

Воспитывать самостоятельность в работе.

1

Кот с усами

Закреплять знакомые техники рисования на песке (ребром ладони, подушечками пальцев).

Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности.

Снижение психоэмоционального напряжения.

1

Нарисуй, что хочешь (свободная тема)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком.

Развивать способность работать парами, фантазию.

Создать радостное настроение.

Февраль

1

Самолет большой и маленький

Учить рисовать способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони на песке.

Учим сравнивать нарисованные на песке предметы (по размеру, длине).

1

Рисую настроение на песке

Показать способы рисования несколькими пальцами симметрично.

Развивать воображение и творческое мышление.

Снижение психоэмоционального напряжения.

1

Сердечко

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего.

Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

1

Путешествие к гномам в горы

Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук при рисовании на песке.

Развивать чувство формы и ритма.

Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

1

Мой город

Продолжать знакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев на поверхности, заполненной песком.

Развивать воображения и творческого мышление.

Вызывать положительный эмоциональный настрой.

1

Городской пейзаж

Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование одним пальцем телевизионные антенны).

Развивать воображение, тактильную стимуляцию.

Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

1

Папина машина

Продолжаем учить рисовать на песке способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони.

Украшаем готовое изображение (пуговицами, семенами и другими мелкими предметами).

1

Красивые бусинки

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего.

Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

Март

1

Бусы для мамы

Продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт.

Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в процессе выполнения рисунка на песке.

1

Цветы для мамы

Учить детей проводить четкие прямые линии на поверхности, заполненной песком в заданном направлении при помощи обеих рук.

Развивать чувство формы и ритма.

Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

1

Песочные прятки

Учить создавать позитивное настроение, справляться с грустью.

Развивать воображение, тактильную стимуляцию.

Воспитывать аккуратность при работе с песком.

1

Волшебные отпечатки

Формировать умение наносить извилистые и прямые линии непрерывно, дополнять рисунок декоративными элементами.

Развивать воображения и творческого мышление.

Воспитывать аккуратность при работе с песком.

1

Песочный праздник

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы; всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони на поверхности, засыпанной песком.

Воспитывать эстетическое восприятие.

1

Опыты и эксперименты с песком. Игры с ситом

Показать и рассказать, как просеивать песок через сито (с сюрпризами).

Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности.

1

Опыты и эксперименты с песком. Свойства мокрого песка

Научить делать песок влажным, используя воду, рассказать, как можно поступить, если воды слишком много.

Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности.

Закрепить приемы лепки из влажного песка.

1

Куличи, куличики

 Закрепить приемы лепки из влажного песка.

Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности.

Воспитывать эстетическое восприятие.

Апрель

1

Солнечная сказка

Учить детей рисовать песком сюжетную картину со сменой настроения: солнечно - радостно, пасмурно, ветрено – грустно.

Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности.

1

Деревенский пейзаж

Совершенствовать умения в рисовании, учить передавать в рисунке целостный образ.

Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие).

Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

1

Необыкновенные следы на песке

Показать, как с помощью отпечатков сделать следы разных животных:

Идут медвежата – кулачками и ладонями с силой надавливать на песок.

Прыгают зайцы – кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Ползут змейки – расслабленными (напряженными) пальцами рук делать поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Бегут жучки – паучки – двигать всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

1

Что за предмет, оставил свой след?

Учить соотносить предмет с отпечатком, который он оставляет на песке.

Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение.

1

Фрукты

Учить создавать изображение на стекле, используя трафарет. 

Закрепить прием нетрадиционного рисования способом: насыпание из кулачка.

Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение.

1

Овощи

Учить создавать изображение на стекле, используя трафарет. 

Закрепить прием нетрадиционного рисования способом: насыпание из кулачка.

Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение.

1

Параллельное рисование

Продолжать учить рисовать обеими руками одновременно.

Закрепить рисование линий на песке в разном направлении.

1

Мудрая сова

Научить рисовать сову на поверхности, заполненной песком уже знакомыми способами: кончиком пальца, вытирание кулачком, насыпание из кулачка.

Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение.

Май

1

Веселая история

Показать способ рисования - насыпание песка из кулачка.

Продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов.

Воспитывать интерес к творчеству с песком.

1

Божьи коровки на лужайке

Упражнять в технике рисования пальчиками на песке.

Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку, используя знакомые приемы.

1

По лесным дорожкам…..

Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, засыпанной песком.

Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение.

1

Приключения лягушонка Квака

Формировать умения рисования (способ - отпечаток ладони).

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы.

Воспитывать самостоятельность в работе.

1

Веселый огород

Учить рисовать круги нужного размера.

Развивать комбинаторные и композиционные умения.

Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

1

Ветер

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы на поверхности, засыпанной песком.

Воспитывать самостоятельность в работе.

1

Дождик

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего.

Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

1

Улиточки

Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера на песке.

Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Июнь

1

Бабочка (превращение ладоней)

Развивать моторику рук, тонких тактильных ощущений при рисовании на песке.

Развивать эмоциональную сферу, творческое воображение (предлагаем превратить отпечатки ладоней рук на песке в бабочку, дорисовав недостающие элементы пальчиком или кистью).

1

Радуга – дуга

Упражнять в развитии чувства симметрии при рисовании на песке.

Учить рисовать дуги на поверхности, засыпанной песком.

1

Полянка

Развивать моторику рук, тонких тактильных ощущений при рисовании на песке.

Развивать эмоциональную сферу. Продолжаем развивать творческое воображение при рисовании на песке пальцем, кистью и ладонями рук.

1

Мячики

Закреплять умение рисовать круги на песке с использованием декоративных элементов.

Развивать композиционные умение. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

1

Петушок

Учить рисовать петушка, ребром ладони, одним пальцем.

Закрепить навыки рисования на поверхности, засыпанной песком, развивать фантазию.

Воспитывать аккуратность.

1

Цыпленок

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток на песке (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону).

Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать воображение, фантазию.

1

Сказка о глупом мышонке

Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на песке.

Продолжать развивать творческое воображение при рисовании на песке пальцем, кистью и ладонями рук.

1

Первые ягодки – земляничка и клубничка

Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, заполненной песком.

Продолжать развивать творческое воображение при рисовании на песке пальцем, кистью и ладонями рук.

Июль

1

Морская сказка

Учить рисовать прямые вертикальные линии на песке.

Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности.

1

Рыбки

Продолжать учить детей рисовать на поверхности, засыпанной песком,  способом - отпечаток ладони.

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы.

Воспитывать самостоятельность в работе.

1

Морской мир «Огромный кит»

Закреплять умение равномерно наносить песок.

Учить рисовать способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Продолжаем учить сравнивать нарисованные на песке предметы (по размеру).

1

Морской мир «Осьминог»

Закреплять умение равномерно наносить песок.

Учить рисовать способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Продолжаем учить сравнивать нарисованные на песке предметы (по размеру).

1

Путешествие золотой рыбки

Учить рисовать волнистые линии, завитки на песке.

Развивать воображение, тактильную восприимчивость пальцев.

Формировать навыки коммуникативной компетенции.

Повышать групповую сплоченность, эмоциональную восприимчивость.

1

Котик - коток

Развивать моторику рук, тонких тактильных ощущений при рисовании на песке.

Упражнять в развитии чувства симметрии при рисовании на песке.

Учить рисовать дуги на поверхности, засыпанной песком.

1

Тарелочки для трех медведей

Закрепить рисование на песке приемом - втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – тарелочек.

Продолжать учить сравнивать нарисованные на песке предметы (по размеру).

1

Корзинка для грибов и ягод

Упражнять в рисовании дуги на поверхности, засыпанной песком.

Продолжать учить рисовать способом втирания кулачком, пальцем, одной и двумя руками.

Август

1

Арбуз

Продолжать знакомить с приемом рисования на песке - насыпание из кулачка большой круг.

Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на поверхности, заполненной песком.

Учить группировать предметы по форме, цвету, величине.

1

Белый гриб

Продолжать учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем на песке и способом втирания кулачком или ребром ладони.

Продолжаем развивать творческое воображение при рисовании на песке пальцем, кистью и ладонями рук.

1

Мухомор

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх.

Стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.

Формирование навыка экспериментирования с песком.

1

Раз ступенька, два ступенька будет лесенка

Закрепляем умение наносить ритмично и равномерно ломаные линии на песке. Закрепляем умение равномерно наносить крупу на ограниченную поверхность. Снимаем тонус кистей рук.

1

Приключения в зоопарке (слон)

Учить создавать изображение на стекле, используя трафарет. 

Закрепить прием нетрадиционного рисования способом: насыпание из кулачка.

Развивать эмоциональную сферу и творческое воображение.

1

Приключения в зоопарке (жираф)

Показать разные способы изображения жирафа на поверхности, засыпанной песком: с помощью трафарета, приемом насыпания песка из кулака, пальчиком.

1

Фантазеры

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании и рисовании песком.

Развивать способность работать парами, фантазию.

Создать радостное настроение.

1

Диагностика

Выявить уровень умений и знаний детей в конце учебного года.

Содержание образовательной программы

Дети засыпают фон самостоятельно.

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей   2 раза в неделю по 15 мин. в соответствии с тематическим планом.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование: стол со стеклом для рисования и игр, размером 50 х 50 с подсветкой,  мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе.

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. 

В работе используются нетрадиционные техники рисования

которые  предусматривают:

 - Развитие плавности, изящества и точности движений;

 - Умения работать кистью и пальцами обеих рук;

 - Координации руки и глаза;

Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Обязательным является проведение физкультминутки (в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.

В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

01.09.2019 – 31.08.2020

Продолжительность учебного процесса

48 недель

Режим работы

2 раза в неделю, во второй половине дня

Выходные

суббота, воскресенье, праздничные дни

Каникулы

30.12.2019 – 09.01.2020

Количество занятий

2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 94 занятия всего

Расписание занятий

Дни недели

Время занятий

Вторник, Четверг

15:10-15:25

Использование песка в изобразительной и игровой деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рукКроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Использование песка в ходе изобразительной и игровой деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. 

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, играя с песком,  ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. 

Организационно-педагогические условия реализации программы

Занятия проводятся в кабинете, имеющем световые песочные столы. Для рисования используется мелкий песок. Режим занятий - 8 занятий в месяц. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 мин, в зависимости от возраста и темпа работы ребёнка +диагностика - первое и последнее занятие.

Для более эффективного решения поставленных задач в каждое занятие включены разные виды деятельности: двигательные упражнения, песочное рисование и обсуждение результатов.

Условия взаимодействия с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

З. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо помочь Песочной фее убрать все на свои места.

После игры в песке надо помыть руки.

Набор игрового  вспомогательного материала:

 - Лопатки;

 - Широкие кисточки;

 - Сита;

 - Воронки;

 - Ватные палочки;

 - Массажный мяч;

 - Декоративные украшения (камни, палочки);

 - Коктейльные трубочки;

 - Мелкие игрушки;

 - Разнообразные трафареты  разной величины.

Способы работы с песком:

  1. Способы засыпания рабочего стола:

- просеивание (сквозь пальцы);

 - расхлопывание ладошкой;

 - дождик (сыпем из кулачка);

 - торнадо (сыпем из двух кулачков);

 - волна;

 - веером из бугорка.

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;

Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем, отсекая лишнее, щепотью, насыпая из кулачка струйкой разной ширины;

Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.

Особенности в работе с песком на световых столах:

 - Рисование отличается простотой;

 - Песочное рисование это – КРАСОТА!

 - Пластичность;

 - Уменьшение стресса;

 - Воздействие со светом, музыкой.

Планируемые результаты

Требования к уровню подготовленности воспитанников

 - Научатся использовать световой стол и песок для создания изображений;

 -Отличать приёмы создания фона (просеивание сквозь пальцы, расхлопывание ладошкой, сыпем из кулачка, сыпем из двух кулачков);

- Научатся работать кистью и пальцами обеих рук;

 - Улучшится координация руки и глаза.

Оценочные и методические материалы

Формы контроля

В начале и в конце учебного периода осуществляется диагностика, определяющая уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.

А так же применяются такие формы контроля, как:

- наблюдение;

- беседа.

Критерии отслеживания  усвоения программы

Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей результатов программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, диагностики развития творческого мышления, воображения, восприятия и мелкой моторики пальцев рук.

Условия реализации программы

Развивающая предметно - пространственная среда в кабинете обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья.

Предполагает наличие необходимых условий для занятий:

-  кабинета;

-  методических пособий;

-  дидактического материала;

-  материально-техническое обеспечение;

-  программно-методическое обеспечение процесса;

-  информационно-методическое обеспечение.

Обеспечение систематических занятий:

-  календарно-тематическое планирование.

Перечень основных средств обучения

1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:

  • световые столы.

2. Материалы и инструменты:

  • просеянный песок;
  • цветные камни;
  • кисточки;
  • трубочки;
  • музыкальное сопровождение;
  • тематические фигурки.
  • подборка сюжетных картинок в соответствии с темой.

3. Инструкция по технике безопасности.

4. Специальная литература.

Воспитательная работа

Обучение детей технике рисования песком включает в себя задачи:

- Развитие зрительно-моторной координации, владение кистями обеих рук;

 - Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

 - Развитие воображения, творческого мышления;

 - Развитие высших психических функций;

 - Гармонизация внутреннего состояния;

 - Развитие художественно-эстетического вкуса.

Формы взаимодействия с родителями

 - Организация выставок детских работ для родителей.

 - Творческий отчет педагога – руководителя кружка.

Литература

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2010. - 176 с.
  2. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
  3. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
  4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

Приложение 1

Диагностический инструментарий

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, экспресс-диагностика Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко и тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо" проективная диагностика детей (для детей 4-5 лет)
и О.Н. Гончаренко (для детей 3-4 лет), результаты которых показывают уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.

Таблица для фиксации результатов мониторинга

Ф.И. ребенка

Возраст

Уровни развития

 

Развитие воображения

Развития восприятия

Развитие моторики руки

Уровень тревожности

 

 

 

 

 

 

 

Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

Таблица для фиксации результатов мониторинга

Ф.И. ребенка

Уровни развития

 

Развитие воображения

Развития восприятия

Развитие моторики руки

Уровень тревожности

Нач.г.

Конец г.

Нач.г.

Конец г.

Нач.г.

Конец г.

Нач.г.

Конец г.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»

СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная  записка71.1.1.Цели   и задачи  реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к  формированию  Программы101.1.3.Значимы...

Предоставление дополнительных платных услуг за рамками основной образовательной деятельности воспитанникам МБДОУ №1 «Солнышко» в 2012-2013 уч.г.

На основании:- Устава МБДОУ № 1 «Солнышко»,- Положения «О предоставлении дополнительных платных услуг за рамками основной образовательной деятельности воспитанникам МБДОУ № 1 «Солнышко»,- ...

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников»  за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"

Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»

Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой  и дыхательн...