Мастер-класс для педагогов «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «батик»
консультация по рисованию

Пучкова Людмила Валерьевна

Конспект мастер-класса для педагогов

«Развитие образного мышления

детей 6-7 лет посредством

росписи ткани в технике «Батик»

Автор: Пучкова Людмила Валерьевна

С. Кетово 2019

Цель:

Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой росписи по ткани – «Батик»

Материалы и оборудование: хлопчатобумажная ткань, резиночки для плетения, кисть (белака №4, гуашь; стаканчик с водой, пуговицы разных размеров, или камушки, ёмкость с водой для увлажнения ткани.

Вводная часть.

Доброе утро коллеги. Тема моего мастер-класса «Развитие образного мышления детей 6-7 лет посредствам росписи ткани в технике «Батик».

Что такое образное мышление?

Образное мышление — это процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная зрительными и заканчивая осязательными и звуковыми.

Для развития образного мышления детей я выбрала технику холодный батик. Потому что батиком я занимаюсь уже давно. Мне нравится эта техника своей необычностью, красотой и доступностью для понимания не только взрослыми, но и детьми. Что же такое батик?

Батик- это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи по ткани. В основе всех этих приёмов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.

Искусство росписи ткани зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока, его родиной считают Индонезию.

Все известные программы росписи по ткани разработаны для детей школьного возраста и взрослых. И так как разработанной для ДОУ программы росписи по ткани нет, для разработки программы факультатива «Батик», я основывалась на рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ, а также с учетом педагогического опыта в области декоративно-прикладного творчества. Факультатив провожу 1 раз в неделю с детьми подготовительных групп с подгруппой из восьми человек. Длительность факультативного занятия – 30 минут.

Цель факультатива: Развитие образного мышление детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционное рисование в технике «Батик»

Задачи:

• Формировать композиционные навыки;

• Развить образное мышление детей посредствам росписи ткани; воображение, творчество, фантазию;

• Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность.

На факультативных занятиях по батику я знакомлю детей с различными техниками росписи по ткани, такими как:

• Холодный батик - техника росписи по ткани. Для неё использует специальный резервирующий состав, который ограничивает растекание краски по ткани.

• Свободная роспись – техника, которая выполняется без использования резерва. Эта техника позволяет проявить большую фантазию в выборе рисунка. Такую роспись можно выполнять и по-сырому, для лучшей растекаемости краски по ткани.

• Свободная роспись с применением солевого раствора - сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань пропитывают раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, изменяя форму и степень насыщенности цвета.

• Техника шибори - так называемый складной батик. Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания ткани. Ткань складывается таким образом, какой рисунок хочет в последствии получить художник. Эта техника имеет японские корни.

Самый древний вид росписи из вышеперечисленных – узелковый батик «бандан» - роспись ткани с использованием узелков. И на сегодняшнем мастер классе я хочу показать вам, как с детьми можно изготовить подарок любимым мамам в этой древней технике.

Возьмите из коробочки камушки на Ваш выбор, но не более пяти штук. Камушки нам помогут изобразить на ткани цветы. Сколько Вы возьмёте камушков, столько и будет цветов. Присаживайтесь за столы.

(Обязательно приучайте детей сразу быть аккуратными в работе. Держите наготове воду и бумажные полотенца, тряпочки. Рабочий стол застилайте, подворачивайте рукава, если они длинные, надевайте фартуки.

Эта техника чрезвычайно результативна в руках детей - она им очень нравится тем, что можно от души поупражняться в цветовой окраске, в композиции узоров, показать свои способности художника по росписи ткани. Проявить фантазию.)

1. Берём ткань (хлопок, или ситец).

2. Карандашом помечаем, где у нас будут цветы.

3. Где пометили карандашом, вставляем камушек или пуговицу и заматываем резинкой, не туго, чтобы краска могла перетекать.

4. Отступаем и еще заматываем пониже.

5. Узелок готов.

6. Так же делаем второй и третий.

7. Смачиваем ткань водой, для того, чтобы краски лучше растекались по ткани.

8. Берём краски и закрашиваем только верхнюю часть (Цвет на ваш выбор).

8. Другими цветами окрашиваем серединку и нижнюю часть.

9. Окрашиваем второй и третий узелок.

10. Снимаем резинки и разворачиваем ткань. Вот, что получается. У всех рисунок будет разный.

11. Дорисовываем кистью стебель, листья.

12. Сушим. Дома можно использовать утюг, фен. В условиях детского сада это запрещено, поэтому мы просто сушим на подоконнике.

13. Работа готова.

Рефлексия

Завершая свой мастер-класс, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, выразить своё отношение к содержанию матер – класса, понравился ли он Вам? А чтобы проголосовать, положите в коробочку камушки – красные, если понравился, и черные – если не понравился.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов"Развитие логического мышления детей 3-5 лет посредством игр Воскобовича"

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами....

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр"

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Взрослый должен помогать ребенку осмысливать события  и явления , искать их причины и следствия....

Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления детей посредством игр и упражнений»

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности....

МАСТЕР - КЛАСС на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»

Мастер - класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» направлен на знакомство коллег - воспитателей со своим опытом ра...