Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в старшей группе "Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект содержит материал по ознакомлению с народно - прикладным искусством - "Гжель", являющийся итоговым мероприятием реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_-_gzhel.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 – центр развития ребёнка»
Открытое занятие на тему:
«Синеглазая посуда, как весною небеса»
(старшая группа)
Подготовила и провела воспитатель:
1 квалификационной категории
Шутак М.В.
Цели:
-Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской росписи.
- Расширять знания детей об истории гжельского промысла.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом.
- Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор.
-Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу- гжельский сервиз.
- Расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, папье-маше и т. д.).
-Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи.
- Продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора, совершенствовать технику выполнения гжельского узора.
-Развивать чувство композиции, умение оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи.
-Развивать интерес к народно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
Материалы:
Аудиозапись для физкультминутки и танца, гжельские изделия для создания выставки и наглядного пособия , презентация «Гжель»,костюм «Гжель», гуашь синяя, голубая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), тарелочки из папье-маше.
Предварительная работа.
-Знакомство с народно-прикладным искусством- «Гжель».
-Знакомство с историей возникновения гжельской керамики.
- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий.
- Знакомство с декоративными приемами рисования.
- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки.
- Рассматривание альбома, книг, гжельской посуды, игрушек, сувениров.
-Разучивание танца «Сказочная Гжель».
-Расписывание силуэтов изделий ,используя шаблоны.
-Расписывание бумажных тарелочек.
Ход занятия.
- Ребята, тему нашего занятия вы узнаете после того, как отгадаете мою загадку.
Загадка про Гжель:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Дети: Это Гжель.
Показ слайда: гжельская посуда.
Ребенок:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белом фоне – это гжельская роспись.
Воспитатель:
-Ребята, к нам сегодня на занятие придет еще одна гостья. Думаю, вы ее узнаете.
Воспитатель: Какие мастера расписывают такими узорами керамические изделия?
Дети: Гжельские мастера.
Показ слайда: гжельские мастера.
Ребенок читает стихотворение о гжельских мастерах.
Вот так художники из Гжели,
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы,
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!
Воспитатель: А где живут и работают эти мастера?
Дети: в Подмосковном поселке – Гжель.
Показ слайда: поселок Гжель.
Дети читают стихи про поселок Гжель.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Воспитатель: «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: посуду, сувениры, игрушки. Это уникальные и самобытные произведения искусства.
Показ слайда: гжельские изделия .
Ребенок читает стихотворение.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Воспитатель: А сейчас, ребята, послушаем рассказ об истории возникновения гжельской росписи.
Рассказ ребенка о Гжели.
- Давным-давно жители поселка Гжель нашли белоснежную глину, из которой научились делать – фарфор. Издавна говорили Гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» Из поколения в поколение передавали местные мастера свое умение. А дело это не простое - надо правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. И уже 5 веков работают там мастера, которые расписывают неповторимую посуду.
Физминутка:
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Входит красавица Гжель (ребенок в народном костюме « Гжель»)
Гжель: Здравствуйте, ребята. Узнали меня?
Посмотрите на меня
Платье с гжелью у меня
Сине-белые цветы
чудо сказочной красы.
Гжель:
-А вы знаете, про меня люди даже потешку сочинили:
Если в Гжели вы бывали,
То посуду там видали.
Всюду синие просторы!
И картины, и узоры.
Гжель: Слышала, вы про меня стихи знаете.
Дети читают стихи.
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Воспитатель:
-Людям так полюбилась «Гжель», что они сочиняли и стихи, и потешки, и песни, ставили танцы. Наши девочки приготовили танец, который называется «Сказочная Гжель». Они нам сейчас его покажут.
Исполнение девочками танца под русскую песню «Гжель».
Гжель: Ребята, давайте вспомним названия элементов гжельской росписи.
Показ презентации с комментариями детей (точки, завитки, сеточка, капелька, прямые линии, листочки, бутоны)
Воспитатель:
Ребята, настало время переходить к практической части нашего занятия.
Давайте с вами вспомним приемы рисования элементов гжельской росписи.
Дети:
– Тонкие спирали, травинки, волнистые и прямые линии, сеточку надо рисовать кончиком кисти, а лепестки цветов и капельки –боковой стороной ворса; если нажимать сильнее на кисть, получается темный цвет, если слабее -светлый оттенок.
Воспитатель:
-Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и начнем расписывать наши тарелочки.
Ребенок:
- У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Воспитатель следит за ходом работы детей.
Воспитатель:
Ребята, вы закончили свои работы, берите тарелочки и вставайте полукругом, чтобы мы посмотрели на ваши произведения искусства.
- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Чашки, тарелочки и блюдца так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
-За то, что вы так хорошо сегодня поработали, вам полагается приз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме: «А на ярмарке краски яркие!»
Данный конспект разработан по НОД для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость приобщения дете...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме: «А на ярмарке краски яркие!»
Данный конспект разработан по НОД для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость приобщения дете...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе- лепка "Наш пруд"
Цели и задачи:· Закреплять название и строение птиц.·...
Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе "Какая же ты, осень?"
Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе "Какая же ты, осень?"...
Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе на тему "Рисование портрета мамы"
Рисование на тему « Портрет мамы» старшая группаПрограммное содержание:Учить рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волосУчить соблюдать последовательность при рисо...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Морские обитатели».
Цели:- Продолжить знакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком; - Пополнить знания о подводном мире, его обитателях, расширить словарный запас...
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...