Проект "Монотипия"
проект по рисованию (средняя группа)

Хисматова Екатерина Владимировна

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monotipiya.docx104.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

«Монотипия»

                                                    Выполнил:Власова Е.В.

                                                                    Квалификационная категория: не имею

                                                                              Стаж работы в данной должности:10 месяцев

2019г.

Направленность: формирование представлений  детей  о нетрадиционных техниках рисования.

Предпосылки: Знакомство детей с       нетрадиционными способами рисования.                                                                                                

Проблема:  Исходя из того, что детям в раннем возрасте нравиться краски, я детям предложила рисовать ладошками. Есения   спросила: «Как можно нарисовать одно крыло, а получить целую бабочку?» вследствие чего, возникла проблема, и я решила разработать проект «Монотипия».

Вид проекта: Художественно-творческий.

Продолжительность: с 10июня  по 25июня

Актуальность:

Выбирая тему для  проекта, я опиралась на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент.  Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством ее решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из любимых видов деятельности дошкольников. Яркие краски дают приятные ощущения. Изодеятельность необходима ребенку для полноценного развития. Она является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности ребенка. Использование изодеятельности способствует развитию творческих способностей, воображения,   наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном.Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д..

Участники:  дети средней группы, воспитатель группы, родители детей.

По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.    

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средней группы ,посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:                                                                                                                

Образовательные:    

1.Познакомить   детей с нетрадиционной техникой рисования (монотипия)

2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;

3.Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги)  

Развивающие:                                                                                                                                                      

1.Развивать творческое мышление через нетрадиционные способы

рисования.

2.Развивать внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

3.Способствовать формированию связной речи.

4.Совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Воспитательные:                                                                                                                                                1.Воспитывать аккуратность, трудолюбие.                                                                                   2.Воспитывать интерес к изобразительной деятельности

Формы совместной деятельности с детьми: проведение ООД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений,  рекомендации  для родителей.                                                                          

Ожидаемый результат: формирование у детей 4-5 лет знаний о нетрадиционных способах рисования, владение детьми простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской.

Материальная база: слайды,  учебно – методические пособия, компьютер, фотоаппарат.

Организация проекта.

План график мероприятий в рамках реализации проекта «Монотипия»

I этап подготовительный                    (Приложение № 1)

Цель. Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.

Дата

Мероприятия

ответственный

10

июня

Разработка плана реализации проекта «монотипия», консультации  для родителей:

«Нетрадиционные приёмы рисования с детьми 4-5 лет"

Воспитатель

11

июня

Разработка перспективного плана, конспекты.

Подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.

Воспитатель

II этап основной     (Приложение № 2)

Цель. Развивать художественно-творческие способности у детей средней группы  с помощью нетрадиционной техники рисования

Дата

Тема

Цель

Средства

Способы

13

июня

Травка

Упражнять в технике рисования по технике монотипия. Закрепить умения заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество.

Альбомный

лист   акварель,

образец, баночка с водой, влажные салфетки, игрушка

Рисование с помощью наложения

14 июня

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

флажки

Подвижная игра

17 июня

Бабочки, которых я видел летом

учить детей рисовать нетрадиционным способом –монотипия ,используя яркие краски.

Альбомный

лист, акварель, образец, баночка с  водой,

влажные салфетки,

Рисование

18 июня

Зайка беленький сидит

накопление и обогащение двигательного опыта детей

Игрушка – зайчик, лисичка.

Подвижная игра

19

июня

Цветные ладошки

познакомить  с нетрадиционной техникой рисования- рисование ладошками  

Альбомный

лист, гуашь, образец, баночка с водой,

влажные салфетки

Рисование ладошками

20

ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Развивать у детей ВНИМАНИЕ, УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ СИГНАЛУ. Упражнять детей в беге, ходьбе.

свисток

Подвижная игра

21июня

Виталий Бианки "Лето"

Познакомить с произведением Виталием Бианки

«Полечу-ка я нынче по всем местам: и в лес, и в поле, и на реку… Всё осмотрю».

Чтение

Сказки

24июня

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Поставить на пути преграды.

Подвижная

игра

III этап заключительный                    (Приложение № 3)

Цель: Выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

 

Дата

Тема

Цель

Средства

Способы

25

июня

«Бабочка»

Познакомить с техникой монотипия

Альбомный лист, гуашь (жёлтого цвета), салфетки, иллюстрация с изображением бабочки влажные салфетки.

Коллективная работа рисование

Итогом  проекта стала выставка рисунков. По итогам можно сделать вывод, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута, что и подтверждают детские работы.

Список использованной литературы:

1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2017.

2. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2019год.

3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2015.

4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2015.

5. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие, «пед. Общество России. М., 2018.

4 «Развитие речи в детском саду» В.В.Гербова2018

5. Интернет - ресурсы

Приложения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №6 г.Туймазы
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект
организованной образовательной деятельности

                     Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
                    Раздел: Рисование              

                     Тема: «Бабочка-красавица»
                    Возрастная группа: средняя

                                                             

                                                      Выполнил: воспитатель Власова Е.В.
                                                     Квалификационная категория: не имею
                                                     Стаж работы в данной должности: 10 месяцев

2019

Цель: Ознакомление с нетрадиционной техникой изображения –монотипией.

Задачи:

Образовательные:

-Расширить представления детей о представителях фауны нашей

страны, познакомить с жизнью бабочек, опыляющих растения и

собирающих нектар.

-Обратить внимание на форму, строение бабочек, на узор крыльев,

формировать в детях способность «смотреть и видеть».

Развивающие:

-Закрепить понятие «симметричные предметы»

-Учить узнавать предмет по его половине.

-Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии,

смелости в изложении собственных замыслов.

Воспитывающую

-Развивать творческую индивидуальность

(свободное творчество).

Материалы: Вырезанный контур бабочки; набор гуашевых красок;

кисть; стаканчик с водой; карандаш (палочка);салфетка.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми во время прогулок,

чтение и разучивание стихов о насекомых, рассматривание репродукций

картин, иллюстраций насекомых, прослушивание музыкальных

произведений о насекомых, беседа с детьми на тему: «Какого цвета бабочки?» .

Ход:

Воспитатель: Ребята, кто-то в дверь стучится, пойду посмотрю !смотрите в нашу группу пришла телеграмма.

Хотите узнать, от кого эта телеграмма?

Тогда отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

- Правильно, это бабочка. А почему бабочку сравнивают с цветком?

(показ картинки бабочки)

Воспитатель: Бабочки летом весело порхают в саду, на лугу, в поле, радуя

нас всеми цветами радуги.

(рассматривание и описание бабочки)

 Воспитатель: Давайте прочитаем, что написано в телеграмме.

«Дорогие ребята, я бабочка-красавица, осталась на лугу одна, остальные бабочки почему-то потерялись. Помогите, пожалуйста, найти мне моих подружек  бабочек!»

- Поможем бабочке?

Дети:  Да

Воспитатель: А как мы можем помочь ей

Дети :Нарисовать подружек

Воспитатель: Но прежде чем мы начнем рисовать ,давайте рассмотрим бабочку!

Воспитатель: Из каких частей состоит тело бабочки?

Дети: Крылья, туловище, головка, усики.

Воспитатель: Какой формы крылья?

Дети: Округлой.

Воспитатель: Какие крылья по размеру?

Дети: Вверху –крылья побольше, а внизу –поменьше.

Воспитатель: Давайте прикроем левую часть бабочки, а теперь –

правую. Что вы заметили?

Дети: Если бабочку разделить пополам, то видно, что её левая и правая

стороны одинаковы, их называют симметричными.

Воспитатель: Для чего бабочкам нужны крылья?

Дети: Чтобы передвигаться.

Воспитатель: Как они передвигаются?

Дети: Порхают, плавно машут крыльям

и, перелетая с цветка на цветок.

Воспитатель: Давайте покажем как бабочки машут крыльями

Воспитатель: Проходите на места

Воспитатель: Какие краски вы возьмете, рисуя бабочку?

Дети: Разноцветные, яркие

Воспитатель:Сегодня мы превратимся в волшебников. Мы не будем рисовать так, как мы это делаем всегда. Рисунок у нас получится почти сам собой. Ребята, а так бывает? Как это может быть?

Физкультминутка:

Ах, красавица какая

Эта бабочка большая

Над цветами полетала

И мнгновенно вдруг пропала

Просто мы на одной половине нашего листа бумаги нанесем краску разных цветов .

Воспитатель наносит две капли краски на бумагу. Дети выполняют данное действие, выбирая краску по желанию.

Воспитатель:  А теперь закроем кляксы второй половинкой листа бумаги и аккуратно прижмем ее.  Осторожно откроем и посмотрим, что же у нас получилось.

Дети: Наш рисунок стал одинаковый

Воспитатель: (Такой прием рисования называется монотипия)

Если подрисовать голову и усики, то получится красивая бабочка.

Итог:Воспитатель: Ребята ! Что мы сегодня с вами делали?, Зачем делали?

Перспектива:Воспитатель: А когда мы пойдем с вами на прогулку  украсим бабочками нашу веранду.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №6 г.Туймазы
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект
организованной образовательной деятельности

                     Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
                    Раздел: Рисование              

                     Тема: «Зелёная трава»
                    Возрастная группа: средняя

                                                             

                                                      Выполнил: воспитатель Власова Е.В.
                                                     Квалификационная категория: не имею
                                                     Стаж работы в данной должности: 10 месяцев

2019

Цель:закреплять умение правильно держать кисточку, рисовать короткие прямые отрывистые линии, рассматривать рисунок; учить различать зелёный цвет; учить узнавать домашних животных по голосу.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация.

Материалы: игрушечные домашние животные, кисточки, гуашь, баночки с водой, салфетки, листы бумаги, ширмочка.

Ход:

1. Организационный момент.

В гости к ребятам приходит корова Зорька.

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает детям поиграть с коровой.

Воспитатель прячет корову за ширмой, в то же время там находятся другие домашние животные.

-Ребята, послушайте, как корова кричит: "Ме-е-е-е!" Так? (Нет.) А кто так кричит? (Ответы детей.)

Воспитатель достаёт из-за ширмы игрушку козы.

-А вот теперь послушайте: "Гав-гав-гав!" Это корова так говорит? (Нет.) А кто же это? (Ответы детей.)

Воспитатель достаёт игрушку собаки.

-Ну а теперь точно корова: "Мяу-мяу!". Нет? Тогда кто же так говорит? (Ответы детей.)

Воспитатель показывает игрушечную кошку.

-"Му-у-у-у!"-раздаётся из-за ширмы. Кто так сказал? Правильно, так прокричала корова, - говорит воспитатель, доставая из-за ширмы игрушечную корову.

-Почему коровка мычит? (Ответы детей.)

-Наверное она голодная. А что ест корова? (Ответы детей.)

-Давайте нарисуем траву для коровы.

-Краску какого цвета нужно взять? (Ответы детей.)

-Посмотрите, как я нарисую траву.

Показ приёмов рисования штрихов и коротких линий кистью.

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь.

3. Заключительная часть.

Рассматривание рисунков.

-Какая свежая зелёная травка у нас получилась. Для кого мы её вырастили?

-Теперь корове Зорьке есть где погулять и что поесть.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №6 г.Туймазы
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект
организованной образовательной деятельности

                     Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
                    Раздел: Рисование              

                     Тема: «Весёлые ладошки»
                    Возрастная группа: средняя

                                                             

                                                      Выполнил: воспитатель Власова Е.В.
                                                     Квалификационная категория: не имею
                                                     Стаж работы в данной должности: 10 месяцев

2019

Задачи:    

•        Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно придумывать композицию рисунка.

•        Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

•        Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, вызывать положительный эмоциональный настрой в течение всего дня.

Оборудование:  белые листы бумаги с контурами ладошек; простой карандаш; акварельные краски; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки, ватные палочки.

Предварительная работа: чтение стихотворений, раскрашивание ладошек, оттиск на бумаге.

Ход работы: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости поздоровайтесь с ними, улыбнитесь гостям, друг другу.

Давайте поиграем нашими пальчиками.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Мы делили апельсин».

 «Мы делили апельсин (сжимают кулак),

Много нас (показывают все пальцы),

А он один (показывают один палец).

Эта долька для чижа (отгибают мизинец),

Эта долька для ежа (отгибают безымянный палец),

Эта долька для утят (отгибают средний палец),

Эта долька для котят (отгибают указательный палец),

Эта долька для бобра (отгибают большой палец),

А для волка – кожура (трясут кистями рук).

Он сердит на нас, беда,

Разбегайтесь, кто куда (перебирают пальчиками по столу)!»

Воспитатель:

Какие веселые и ловкие у нас пальчики и ладошки!

А что они еще умеют, для чего они еще нужны? (могут рисовать, лепить, есть, играть на музыкальных инструментах).

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам новый способ рисования.  Мы будем обводить ладошки и придумывать из них интересные рисунки.

(Далее показываю схемы для рисования.)

***

Лучшие качели –

 Гибкие лианы!

Это с колыбели

Знают обезьяны.

 

Кто весь век качается, –

(Да-да-да!) –

Тот не огорчается

Никогда!  (В. Берестов)  

 

***

Курочка — наседка

Вывела цыплят.

Маленькие детки

Целый день пищат.

***

Лебедь плавал на пруду,

Шею изгибая,

Крылья белые свои,

Ветру подставляя.

***

Удивляется лягушка:

«Почему же я толстушка,

Тело в форме шарика?

В день ем три комарика!

***

Сидят на ветках снегири,

Сияют, словно фонари.

Их тёплый, розоватый цвет-

Как будто солнышка привет.

***

Говорят, что не бывает,

Говорят их нет вообще,

Что драконы только в сказках,

Прилетают лишь во сне.

С этим можно и поспорить,

Потому, что лично сам,

Я дракона в зоопарке,

Только вот вчера встречал!

Автор: Леонов В.А.

Воспитатель:- А вы хотите попробовать? Внимательно посмотрите на свои руки. У вас на листах бумаги нарисованы контуры ваших ладошек. Поворачивайте их, подвигайте. Вы сейчас станете настоящими волшебниками.

- Посмотрите! Представьте! Пофантазируйте! Ваши ладошки могут превратиться в кого захотите! Придумали? Теперь дорисуйте недостающие детали.

- Ну а теперь можно раскрасить свой рисунок при помощи  красок

(Во время работы при необходимости оказать детям помощь)

 Молодцы, ребята! Посмотрите, мы с вами постарались, и у нас получились красивые рисунки. Ребятки, вам понравилось превращать ладошку? (Ответы детей). Сегодня мы устроим выставку, для того чтобы родители, тоже могли полюбоваться на ваши работы.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-554863-1459171889.jpg