Обучение детей росписи в технике гжель
консультация по рисованию
Обучение детей росписи в технике гжель — это эксперимент, который может воспитать творческие способности у детей, приобщить с малых лет к народно-прикладному искусству. Развитие у дошкольников интереса к гжельской росписи прививают через занятия по технике росписи на простых предметах. Занятия способствую не только развитию творческих способностей у ребят, но и открывают детям истоки народного промысла и родной культуры. Технически дети обучаются правильно наносить мазок кистью с нужным нажимом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_rospisi_v_tehnike_gzhel.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей росписи в технике гжель
Обучение детей росписи в технике гжель — это эксперимент, который может воспитать творческие способности у детей, приобщить с малых лет к народно-прикладному искусству. Развитие у дошкольников интереса к гжельской росписи прививают через занятия по технике росписи на простых предметах. Занятия способствую не только развитию творческих способностей у ребят, но и открывают детям истоки народного промысла и родной культуры. Технически дети обучаются правильно наносить мазок кистью с нужным нажимом.
История гжельского промысла
Гжельское керамическое производство зародилось недалеко от Москвы. Примерно в 60 км находится так называемый гжельский куст, образование из 27 деревень. Эта местность всегда славилась своими чистейшими глинами, которые были даже приписаны к царскому двору для аптекарских и медицинских нужд. На заводах из белой глины мастера делали керамическую посуду и множество изделий, игрушек для детей. Роспись была в характерной манере местности и включала в себя холодные оттенки: голубой, синий, белый и своеобразные сочные широкие мазки. Благодаря удивительно самобытной технологии росписи гжель легко узнаваема за пределами России и является ее богатством и народным достоянием.
Сюжетом этого народного промысла являются цветы, композиции трав и растений, сценки из деревенской жизни.
Очень большое внимание уделяется миниатюрным изделиям для детей. Из белой глины изготавливают игрушки и сувениры небольшого размера и декорируют их в технике гжель. В настоящее время можно встретить множество других изделий, оформленных под гжель: мебель, одежду и даже электрические чайники, самовары.
Изделия, оформленные в гжельском стиле, выступают в качестве оригинального подарка для родных и друзей. Даже дети дошкольного возраста могут самостоятельно создать расписанный от руки подарок в цветах и стиле гжели. Развитием творческих способностей можно заниматься родителям вместе с детьми. Во время работы с ребенком родители могут не только показывать правильную технику нанесения мазков и прорисовки мелких элементов, но и рассказывать историю живописи.
Зачем обучать детей росписи гжель?
Цель занятий для детей заключается в том, чтобы познакомить их с историей возникновения этого вида прикладного искусства. Занятия с педагогом, во время которых дети смогут освоить элементы техники гжельской росписи кончиком кисти, нужны для развития творческих способностей. Это позволяет привить интерес к рисованию, закрепить знание цветов в рисунке.
Особенная манера нанесения мазков позволяет выработать у детей усердие , целеустремленность, вкус и развить способности в рисовании.
Начинать лучше с простых плоских форм, к примеру, разрисовки тарелочек выразительными узорами в синей и белой гамме. Ребята тренируют чувство цвета, симметрии. Позже переходят к оформлению изделий выпуклых форм: кружек, стаканчиков, солонок. Само занятие с дошколятами может сопровождать музыка в русском стиле с использованием балалаек, гармони.
Благодаря занятию у детей дошкольного возраста вырабатывается способность рисовать мини-узоры, разукрашивать небольшие детали, то есть, задействована мелкая моторика рук. Дети, при помощи рук учатся контролировать самое сложное движение в технике гжели – нажим. От него зависит ширина, плотность мазков, слой краски, законченность рисунка. Малыши постигают науку ставить световое пятно и от него двигаться в сторону более темных оттенков.
На занятиях с детьми дошкольного возраста достаточно освоить технику работы на плоских и выпуклых предметах с базовыми элементами гжели: точки, волны, прямые линии, бордюры. Освоение простых элементов позволит перейти к прорисовке мазков, капелек и цветов. Рисуя мазки или капли, дети выполняют движение характерное для промакивания кисти. Цветок собирается из мазков и капелек.
Поэтапные занятия с детьми в технике гжели это возможность подготовить их руки к более сложному творчеству и письму. Гжельская роспись доступна для детей 5–7 летнего возраста. Даже если они не передадут весь требуемый градиент, а это искусство нужно долго постигать, они познакомятся с основами и особенностями гжельского рисунка. Самобытные и интересные работы детей воспитатели и родители могут выставлять на выставках народного прикладного творчества.
Порядок росписи гжель
Технология росписи как плоских, так и выпуклых предметов одинакова:
- Нужно нанести контуры рисунка;
- Затем последовательно прорисовывать каждую крупную деталь;
- После тщательно выводят тонкие элементы.
Дети должны приготовить краски двух цветов, лучше использовать гуашь или акрил. Последний вид краски применяется во время занятий по изготовлению выпуклых изделий: кружек, чашек, мисок.Для работы с пластиковыми или картонными блюдцами подойдет гуашь белого и синего цветов. При этом вполне допустимо использовать акварель, но с ней сложнее работать с белым цветом.
Учимся декорировать тарелочку из пластика
Занятие «творческая мастерская» по разрисовке блюдец или тарелочек воспитатель может начать с детьми подготовительных групп детского сада. Кроме акриловой или гуашевой краски, нужно подготовить:
- Пластиковые тарелки по количеству ребят;
- Кисти различного размера;
- Фломастер или маркер синего цвета;
- Палитру для красок.
В центре блюдца или тарелочки дети делают набросок. Для примера детям можно изготовить образец простых базовых элементов гжели и положить рядом. При прорисовке бордюров малыши должны усвоить закономерность чередования элементов.
В палитру можно выложить синюю и отдельно белую краску. Сначала детям показывают, как набирать краску белого цвета на край кисти. Затем окунают кисть одним краем в синюю краску, на ней образуется цветовой переход в виде светло-синего градиента. Для начала нужно детей дошкольного возраста научить аккуратно рисовать основные предметы рисунка: кружочки, лепесточки. Если рисуют бордюр тарелки, то берут потемнее синюю краску и показывают какими линиями или точками можно декорировать кайму.
Какие существуют правила оформления в росписи гжель? В разукрашивании тарелочки двигаются от центра к периферии. Когда прорисованы крупные элементы приступают к мелким: веточки, точки, завитушки. В красках двигаются от светлых оттенков, например, от белого и светло-голубого до темно-синего.
Искусство разрисовывать выпуклые предметы
При разрисовке выпуклой поверхности может понадобиться помощь воспитателей или родителей. Можно выполнить целый творческий ансамбль сервиз в стиле гжель. Для этого понадобится краска двух цветов и кружка или стаканчик. Для малышей дошкольников просто будет работать с гуашью и пластиковым стаканчиком или кружечкой. Важно чтобы основа посуды была белой.
На поверхность стакана наносят фломастером или маркером узор. Лучше брать маркер синего цвета. Затем готовят гуашь, она должна быть густой по консистенции, разбавлять водой ее не нужно. На кисточку набирая гуашь, другой рукой показывают ребенку как правильно удерживать и вращать основу: кружку или стакан. Начинать заполнять краской нужно с центра стакана. Сначала пусть дети нарисуют крупные элементы светлой краской, например, цветочную композицию. Следующим шагом, набрав на кисть немного темного кобальта, показывают, как делать вкруговую бордюр или рисовать волнистые линии по краям.
Для того чтобы получился полноценный чайный сервиз, можно брать в качестве основы любые баночки из-под специй, йогуртов, шампуней. На них дети могут отработать приемы гжели. Для полного сходства недостающие детали посуды или сервиза можно изготовить из синего пластилина: крышечку для чайника, ручку для сливочника и так далее.
Народный промысел в стиле росписи гжель – это не только экспериментальное развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, но и развитие патриотизма, гордости за умения русского народа и богатства России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по обучению детей подготовительной группы технике квиллинг.
Первое ознакомление дете подготовительной группы с техникой квиллинг. Конспект поможет подробно объяснить детям, как выполнять основные фигуры в технике квиллинг....
Конспект по обучению детей подготовительной группы технике квиллинг. Тема: Радуга.
Знакомство детей с формой в технике квиллинг - квадрат. Продолжать учить работать в коллективе. (выкладывать радугу на общем фоне из квадратов в технике квиллинг)...
Конспект по обучению детей подготовительной группы технике квиллинг на тему: Украсим торты для игры"в магазин".
Закрепить с детьми технику выполнения форм квиллинга. Научить детей выполнять композиции из готовых форм квиллинга. ( украшать муляжи из картона цветами и узорами в технике квиллинг....
Конспект обучения детей подготовительной группы технике квиллинг. Тема: Сирень.
Научить детей скручивать форму "капля" из половины бумажной полосы. Учить размешать детали цветка на общей ветке....
«Волшебный завиток» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...