Конспект НОД "Тувинские орнаменты"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Тюлюш Чойганмаа Ивановна

нод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zan_.v_strashey_gruppe_tuv_orn.docx108.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

д/с комбинированного вида №1 «Солнышко»

Открытое занятие

              «Тувинские орнаменты»

(старшая группа «Яблонька»)

http://xn----ptbwgbec.xn--p1ai/picflex/gallery/800/1393.jpg

                                                                                         Воспитатель: Тюлюш Ч.И.

                                                Шагонар 2019г

Тема занятия: « Тувинские орнаменты ».

Цели: научить детей рисовать тувинские  орнаменты.

Задачи:

Обучающая:  

- Познакомить детей  знаниями о тувинских орнаментах;

- Создавать орнамент по предложенному образцу.

- Совершенствовать навыки владения работы с красками;

Развивающая: 

- Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, мелкую моторику, творческие способности детей;

-Развивать интерес к тувинским народным играм;

Воспитательная: 

- Воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны, родного дома.

Формы организации занятия: групповая.

Оборудование и материал:

Демонстрационный материал: Презентация, наглядный материал, музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал:  акварель, стаканчик с водой, кисточка, подставка для кисточек, салфетка, силуэт юрты, вырезанной из бумаги.

Методы и приемы:

Наглядный метод ( просмотр презентации, картина – юрта.)

Словесный метод: (художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, объяснение.)

Практический метод (рисование орнамента алан хээ)

Игровой метод: Физминутка, тувинская игра.

Словарная работа: угулза, ог.

Ход занятия:

  1. Мотивационно- побудительный.

Звучит народная музыка, помещение обкурено артышом.

-Воспитатель. Дети, посмотрите у нас гости, давайте, мы с ними поздороваемся по тувинскому обычаю. (Дети подходят к взрослым и протягивают руки ладонями вверх, а старшие ладонями вниз, руки на уровне локтя.)

Воспитатель. Для начала, давайте поиграем в тувинскую национальную игру «Арбай-Хоор»

Ажыл ишке дадыкан

Адыжывыс каяам эш

Анай чашты чаптап

Арбай хоорлап ойнаал.

Арбай-хоор арбай-хоор!

Арбай-хоор арбай –хоор!

Чупу-чупу чудурук

Чудук ышкаш билээм

Кып –кыры, чап-чарын ,оп-ожун

Кижиргенир колдуктар.

Стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, к нам кто-то стучится, я пойду, посмотрю кто там.

- Ребята, а там никого нет, но я нашла сундучок, посмотрите.

2.Организационно - поисковый.

Перед тем, как показать, что  в сундуке находится,  я предлагаю вам отгадать загадку.

Загадка про юрту: 

 Это легкий дом такой,

Приспособлен он отлично

Для жизни кочевой.

-Воспитатель. А вот и отгадка? (Показывает юрту)

Беседа. Давайте поговорим с вами о юртах. И рассмотрим юрты (дети смотрят презентацию, беседа с детьми).

Воспитатель:

-  Юрта по – тувински  называется – ог. Предки тувинцев когда-то были скотоводами-кочевниками. В условиях кочевого образа жизни образовалось уникальное жилище - юрта. Юрта быстро разбирается и собирается  и  легко перевозится  на верблюдах и лошадях. Летом в ней было прохладно, а зимой - тепло.

- Есть ли у юрты окна?

- Есть ли у юрты углы?

- На какую геометрическую  объемную форму похожа юрта? (На конус)

Гимнастика для глаз.

Терем-терем-теремок!     Движение глазами вправо - влево

Он не низок, не высок,    Движение глазами вверх - вниз

Наверху петух сидит,      Моргают глазками.

Кукареку он кричит.

Воспитатель. Ребята, а в сундуке еще есть что – то. Это тувинский национальный орнамент – алан хээ. Орнаменты мы видим везде. Узор по -тувински  называем угулза.

- У тувинцев любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и шерсти - украшена орнаментом.

- Для чего служит орнамент? (Для украшения)

 – Сегодня мы будем украшать юрту  тувинским орнаментом.

Тувинские орнаменты бывают разные, но мы украсим нашу юрту орнаментом, которые нашли в сундуке. Это орнамент алан  хээ.

- У вас есть готовые силуэт юрты и вы нарисуете на юрте орнаменты.

Объяснение и показ воспитателя. 

Воспитатель. Показ образцов юрт с элементами тувинского национального орнамента.

Для того чтобы нарисовать орнамент нужно сначала набрать в кисточку краску. Потом начинаете рисовать снизу вверх, потоп направо, далее опускаем вниз, потом налево, дальше вниз, потом направо и так далее.

Самостоятельная работа.

 Прежде чем нам приступить к самостоятельной работе, давайте повторим правила работы с краской и кистями. (Мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).

А сейчас, дети, подвиньте к себе силуэт юрты  начинайте рисовать. 
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Физминутка

Юрта, юрта –  (дети встают со стульев)

Круглый дом,  (шагают на месте)

Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны)

Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится    (дети хлопают в ладоши)

Угостить торопится.  (присели, встали)

Ладушки, ладушки   (хлопают в ладоши)

Круглые оладушки   (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).

3.Рефлексивно- корригирующий.

-Ребята, какая интересная работа получилась у нас? 

- С каким орнаментом мы сегодня познакомились?

- Что мы  украшали?

- После украшения юрты, какая она стала?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

 Вы сегодня молодцы! Теперь вывесим наши работы, чтобы видели наши родители!

Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...

"Знакомство с юкагирским орнаментом". Конспект НОД в подготовительной группе

организованная образовательная деятельность в области "Познание", "Художественное творчество"....

Конспект НОД в подготовительной группе «Украшение хантыйским орнаментом одежды»

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острот...

Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»

Ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения....