Конспект НОД "Тувинские орнаменты"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
д/с комбинированного вида №1 «Солнышко»
Открытое занятие
«Тувинские орнаменты»
(старшая группа «Яблонька»)
Воспитатель: Тюлюш Ч.И.
Шагонар 2019г
Тема занятия: « Тувинские орнаменты ».
Цели: научить детей рисовать тувинские орнаменты.
Задачи:
Обучающая:
- Познакомить детей знаниями о тувинских орнаментах;
- Создавать орнамент по предложенному образцу.
- Совершенствовать навыки владения работы с красками;
Развивающая:
- Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, мелкую моторику, творческие способности детей;
-Развивать интерес к тувинским народным играм;
Воспитательная:
- Воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны, родного дома.
Формы организации занятия: групповая.
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал: Презентация, наглядный материал, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: акварель, стаканчик с водой, кисточка, подставка для кисточек, салфетка, силуэт юрты, вырезанной из бумаги.
Методы и приемы:
Наглядный метод ( просмотр презентации, картина – юрта.)
Словесный метод: (художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, объяснение.)
Практический метод (рисование орнамента алан хээ)
Игровой метод: Физминутка, тувинская игра.
Словарная работа: угулза, ог.
Ход занятия:
- Мотивационно- побудительный.
Звучит народная музыка, помещение обкурено артышом.
-Воспитатель. Дети, посмотрите у нас гости, давайте, мы с ними поздороваемся по тувинскому обычаю. (Дети подходят к взрослым и протягивают руки ладонями вверх, а старшие ладонями вниз, руки на уровне локтя.)
Воспитатель. Для начала, давайте поиграем в тувинскую национальную игру «Арбай-Хоор»
Ажыл ишке дадыкан
Адыжывыс каяам эш
Анай чашты чаптап
Арбай хоорлап ойнаал.
Арбай-хоор арбай-хоор!
Арбай-хоор арбай –хоор!
Чупу-чупу чудурук
Чудук ышкаш билээм
Кып –кыры, чап-чарын ,оп-ожун
Кижиргенир колдуктар.
Стук в дверь.
Воспитатель. Ребята, к нам кто-то стучится, я пойду, посмотрю кто там.
- Ребята, а там никого нет, но я нашла сундучок, посмотрите.
2.Организационно - поисковый.
Перед тем, как показать, что в сундуке находится, я предлагаю вам отгадать загадку.
Загадка про юрту:
Это легкий дом такой,
Приспособлен он отлично
Для жизни кочевой.
-Воспитатель. А вот и отгадка? (Показывает юрту)
Беседа. Давайте поговорим с вами о юртах. И рассмотрим юрты (дети смотрят презентацию, беседа с детьми).
Воспитатель:
- Юрта по – тувински называется – ог. Предки тувинцев когда-то были скотоводами-кочевниками. В условиях кочевого образа жизни образовалось уникальное жилище - юрта. Юрта быстро разбирается и собирается и легко перевозится на верблюдах и лошадях. Летом в ней было прохладно, а зимой - тепло.
- Есть ли у юрты окна?
- Есть ли у юрты углы?
- На какую геометрическую объемную форму похожа юрта? (На конус)
Гимнастика для глаз.
Терем-терем-теремок! Движение глазами вправо - влево
Он не низок, не высок, Движение глазами вверх - вниз
Наверху петух сидит, Моргают глазками.
Кукареку он кричит.
Воспитатель. Ребята, а в сундуке еще есть что – то. Это тувинский национальный орнамент – алан хээ. Орнаменты мы видим везде. Узор по -тувински называем угулза.
- У тувинцев любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и шерсти - украшена орнаментом.
- Для чего служит орнамент? (Для украшения)
– Сегодня мы будем украшать юрту тувинским орнаментом.
- Тувинские орнаменты бывают разные, но мы украсим нашу юрту орнаментом, которые нашли в сундуке. Это орнамент алан хээ.
- У вас есть готовые силуэт юрты и вы нарисуете на юрте орнаменты.
Объяснение и показ воспитателя.
Воспитатель. Показ образцов юрт с элементами тувинского национального орнамента.
Для того чтобы нарисовать орнамент нужно сначала набрать в кисточку краску. Потом начинаете рисовать снизу вверх, потоп направо, далее опускаем вниз, потом налево, дальше вниз, потом направо и так далее.
Самостоятельная работа.
- Прежде чем нам приступить к самостоятельной работе, давайте повторим правила работы с краской и кистями. (Мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).
А сейчас, дети, подвиньте к себе силуэт юрты начинайте рисовать.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.
Физминутка
Юрта, юрта – (дети встают со стульев)
Круглый дом, (шагают на месте)
Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны)
Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)
Печка жарко топится (дети хлопают в ладоши)
Угостить торопится. (присели, встали)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Круглые оладушки (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).
3.Рефлексивно- корригирующий.
-Ребята, какая интересная работа получилась у нас?
- С каким орнаментом мы сегодня познакомились?
- Что мы украшали?
- После украшения юрты, какая она стала?
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Вы сегодня молодцы! Теперь вывесим наши работы, чтобы видели наши родители!
Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”
Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...
"Знакомство с юкагирским орнаментом". Конспект НОД в подготовительной группе
организованная образовательная деятельность в области "Познание", "Художественное творчество"....
Конспект НОД в подготовительной группе «Украшение хантыйским орнаментом одежды»
В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острот...
Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»
Ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения....