Консультация для воспитателей: "Пальчиковые игры - помощники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста"
консультация

Васильева Елена Евгеньевна

Данный материал содержит информацию о значении пальчиковых игр для дошкольников и  картотеку пальчиковых игр для занятий по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_na_izo.docx153.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 49

Колпинского района Санкт - Петербурга

Консультация для воспитателей

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ – ПОМОЩНИКИ  НА  ЗАНЯТИЯХ  ПО  РИСОВАНИЮ  

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор:

Васильева Е.Е.,

педагог дополнительного образования 

2019 г.

     Движение  пальцев  и  кистей  рук  имеют  особое  развивающее  значение  в  жизни  малыша. На  ладони  и на стопе  находится  около  1000 важных, биологически  активных точек. Воздействуя  на  них, можно  регулировать  функционирование  внутренних  органов  всего  организма.

     Пальчиковые игры дают возможность взрослым  играть с детьми, одновременно развивая мелкую моторику и тем самым способствовать развитию художественных способностей малыша. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. В результате таких упражнений малыш получает от игры массу положительных эмоций.

     Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

     Некоторые игры способствуют развитию образного мышления. Это игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, «Два толстых поросёнка», «Два рыжих таракана», «Краб») и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.

     Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения.

     

Этапы игры

1

демонстрация игры взрослым

2

во время показа взрослым упражнения нужно задействовать ручку ребёнка и уже вместе с ним показывать какое-либо движение

3

взрослый вместе с ребёнком должны повторять друг за другом движения

4

ребёнок должен выполнять движения с помощью одного из родителей, который проговаривает текст

5

ребёнок самостоятельно повторяет движения

     Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

     Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

     

Значение пальчиковых игр для детей

Рисование - любимое  занятие  детей и  очень  полезное. Чем  чаще ребенок  держит  в  руках  кисть  и  карандаш,  тем  легче  ему  будет  в  школе  выводить  первые  буквы  и  слова.

Пальчиковые игры для занятий по рисованию

Держим  кисточку  вот так,

Это  трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево, вверх  и вниз

Побежала  наша  кисть

Закружилась как волчок

За тычком  идет  тычок.

Взять кисточку большим и указательным пальцами, образуя треугольник со средним пальцем, безымянный и мизинец участвуют в поддержке и большей устойчивости среднего. Движения по тексту

Карандаш  в  руке  катаю,

Между  пальчиков  кручу.

Непременно  каждый  пальчик

Быть  послушным  научу.

Движения по тексту

Разотру  ладошки  сильно.

Каждый  пальчик  покручу.

Поздороваюсь  с ним  сильно

И вытягивать  начну.

Затем  руки  я  помою…

Пальчик  в  пальчик  я  вложу,

На  замочек  их  закрою

И  тепло  поберегу!

Движения по тексту

Каждый  пальчик  разотру,

Каждый  пальчик  покручу…

Разведу вперед, назад…

И  сожму  их  сильно.

Здравствуйте, пальчики,

Зверушки  лесные!

Здравствуйте, пальчики,

Игрушки  заводные!

Движения по тексту

Вот  помощники  мои,

Их как  хочешь  поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Взяли  кисточки  опять.

Постучали, повертели

И работать  захотели.

Движения по тексту

Руки  в стороны, в  кулачок

Разжимаем  и  на  бочок.

Левую  вверх!

Правую  вверх!

В стороны, накрест,

В стороны,  вниз!

Тук-тук-тук-тук

Сделаем  большой  круг!

Движения по тексту

Чтоб  красиво  рисовать

Надо  с  пальцами  играть

Вот - большой, вот этот - средний,

Безымянный  и  последний

Наш  мизинчик-малышок.

У-у-у указательный  забыли

Мы  рога  козы  покажем

И рога  оленя  даже,

Ушки  зайки не забудем,

Пальчиком  водить мы  будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть.

Движения по тексту

Как  сожму  я  кулачок

Да поставлю на бочок.

Разожму  ладошку,

Положу  на  ножку.

Движения по тексту

Этот  пальчик  хочет  спать

Этот  пальчик  лег  в кровать.

Этот  пальчик  прикорнул

Этот  пальчик  уж  уснул.

Встали, пальчики, ура!

Рисовать  уже  пора.

Движения по тексту

Мы сегодня маляры,

Будем  красить  потолки.

Вверх и вниз  скользит  рука,

Стала  кисточкой  она.

Поднять руки вверх. Выполнять движения руками, имитируя покраску

Наши  пальцы  напрягаем,

Крепко  кулачки  сжимаем.

Раз, два. три, четыре, пять-

Будем  рисовать  опять!

Движения по тексту

Туки-тук, туки-тук,

Хлоп-хлоп, хлоп.

Что за звук?

Это пальчики  играют

Лепят, красят, мастерят.

Сжать кулачки и постучать одним кулачком по второму. Разжать кулачки, показать и подвигать пальчиками

Будем  колечки  сейчас  рисовать,

Руки  вперед, кулачки  надо  сжать.

Вытянув пальцы  вторые  вперед,

Мы  начинаем движения  ход.

Указательными  пальцами  вытянутых вперед  рук описывать  в  воздухе одинаковые  круги любого  размера. Пальцем  правой  руки  описывать  круги  по  часовой  стрелке, а  левой- в обратном  направлении

Ну-ка, ручки, не  ленитесь!

Хорошенько потрудитесь.

Левой  будем  мы  стучать,

Правой  кольца  рисовать.

Тук- колечко,  тук- кольцо,

Тук-  колечко, тук-  кольцо.

Отбивать  в  удобном  темпе левой  рукой  по  одному  такту; одновременно с  этим вытянутым  вперед указательным  пальцем  правой  руки описывать  в  воздухе небольшой  кружок

Мои  пальчики  все  знают -

Куда  нужно  зашагают

Я  за  это  их  люблю,

Я за  это  их  хвалю!

Выполнять движения двумя пальцами, имитируя ходьбу. распрямить ладошку и погладить ладошки друг о друга

Посмотри, что  у  меня:

Краски, клей,  раскраски.

Кисточки, карандаши…

Сколько будет? Покажи!

Сколько  вместе? Как узнать?

Помогите  сосчитать.

Загибать пальчики по счёту

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Здесь пень (запястье),

Здесь колода (локоть),

А здесь ключевая водица (подмышки).

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське -Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

Взять руку ребенка и пощекотать.

Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.

- Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут.

- Ну и что.

- Здравствуй, здравствуй.

  Чмок, чмок, чмок.

Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

У печи, печи, печи

Испечем мы пироги.

Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» — ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» — ладони прижимаются друг к другу.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей о нетрадиционных способах рисования с детьми дошкольного возраста

Необычные способы рисования очень увлекают детей. В этой статье я расписала какими способами можно рисовать с детьми....

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Консультация: «Петрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - «Эбру». (Рисование на воде).

Эбру - это удивительное волшебство воплощения своей фантазии на воде. Древнейшее искусство рисования пришло к нам из Турции. Оно резко отличается от того рисования, к которому мы привыкли. ...

Конспект занятия по рисованию с детьми дошкольного возраста в старшей группе «Лесная семья»

Занятие  по рисованию в старшей группе общеразвивающей  направленности, тема «Лесная семья».Занятие по рисованию разработано на основе задач комплексной программы «От ...

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - рисование пальцами"

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...