Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему «Падают осенние листья»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему «Падают осенние листья»
Конспект занятия подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Пятница Гюзель Рифовна
Программное содержание
1) Учить рисовать кленовые листья, передавая характерные особенности формы, цвета.
2) Развивать технические навыки в рисовании карандашом – нажим, правильная штриховка, подбор оттенков.
3) Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.
Материал для занятия: 3-4 картинки осенних деревьев (береза, рябина, осина, клен) - для оформления «парка», осенние листья из цветной бумаги по количеству детей; кленовые листья (из цветной бумаги) разной расцветки по количеству детей.
Оборудование: мольберт или магнитная доска, альбомные листы, простые и цветные карандаши.
Краткая аннотация к работе. Образовательная ситуация знакомит детей с новым способом рисования листьев - с помощью своей ладони; желательно проводить осенью, во время листопада. Образовательная ситуация разработана в северном регионе, где клены не растут, поэтому для детей это дерево не знакомо.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: - Ребята, кто такие художники? Как называются художники, рисующие природу?
- А вы хотите сегодня побыть художниками-пейзажистами? Тогда давайте пойдем в парк, рассматривать осенние деревья.
2. Актуализация
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о признаках осени, о названии деревьев, о форме листьев.
Воспитатель: - Пока мы добираемся до парка, кто скажет какое время года сейчас?
- А какие бывают листья на деревьях осенью? И что же происходит с листьями осенью? Выслушиваются ответы детей.
- Молодцы, ребята, вы рассказали все правильно. Вот мы и добрались до нашего парка. Посмотрите, сколько листьев упало с деревьев и все разные. Давайте поднимем себе по одному листику. А вы можете назвать деревья, с которых упали эти листья?
Дети отвечают, рассматривая листья.
Воспитатель: - По какому признаку ты узнал дерево, назови цвет своего листа.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о кленовом листе; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель: - Скажите, ребята, все смогли назвать с какого дерева упал ваш листик?
Если все дети отвечают утвердительно, заострить внимание нам том, ребенке, которому достался кленовый лист.
Воспитатель: - А с какого дерева упал это лист?
- Смогли вы назвать дерево? (Нет)
-А почему не смогли? (Не знаем названия).
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи: изучить особенности кленового листа , закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
Воспитатель: - А если мы не знаем, что мы делаем?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: - Кто задаст мне нужный вам вопрос?
Воспитатель дает возможность 2-3 детям проговорить вопрос вслух, а затем отвечает на него.
Воспитатель: - Так вот, ребята, дерево, с которого упал этот лист называется клен. Как будет называться этот лист? (Лист с березы - березовый, лист с клена - кленовый) Давайте его внимательно рассмотрим.
Воспитатель раздает всем детям кленовые листья одинакового размера, но разного цвета. Дети изучают листья.
5. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования способа изображения кленового листа; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель: - Ребята, мы же с вами художники. А давайте подумаем, как нам нарисовать кленовый лист.
Выслушиваются предложения детей.
Воспитатель: - Сможете вы нарисовать такой листок? Кто хочет попробовать?
Педагог предлагает детям лист бумаги (на мольберте) и простой карандаш. 1-2 ребенка пытаются изобразить кленовый лист.
Воспитатель: - Смогли мы нарисовать кленовый лист? (Нет)
- А почему не смогли? (Не знаем, как это делается)
6. «Открытие» нового способа действия
Дидактические задачи: сформировать представление о способе изображения кленового листа; сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель: - Давайте вернемся из парка в наш сад и подумаем, каким способом удобнее нарисовать такой лист.
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям высказать свои версии, создает атмосферу доброжелательности, поиска идей, вовлекает в обсуждение всех детей, задавая им при необходимости наводящие вопросы.
Воспитатель: - Может форма листа на что-то похожа?
Задача воспитателя - подвести детей к тому, что форма кленового листа похожа на ладонь с широко расставленными пальчиками.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, как с помощью своей ладошки легко нарисовать кленовый лист.
Воспитатель показывает способ изображения кленового листа.
Воспитатель: - Сначала обводим свою ладонь простым карандашом, затем проводим пять линий - прожилки листа. Затем дугами соединяем изображения пальчиков между собой так, чтобы получился контур кленового листа.
Воспитатель подводит итог: нарисовать кленовый лист мы смогли, потому что нашли форму, на которую он похож (ладошка).
7. Включение нового способа действия в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: закрепить умение рисовать кленовый лист с помощью ладони; развивать технические навыки в рисовании карандашом – нажим, правильная штриховка, подбор оттенков.
Воспитатель: - Ребята перед вами альбомный лист и простой карандаш. Давайте вспомним, что мы сегодня художники и попробуем нарисовать кленовый лист с помощью своей ладони. Напомните, пожалуйста, порядок изображения.
Опросить 1-2 ребят или проговаривают все вместе.
Воспитатель: - Молодцы, приступаем.
Пока дети рисуют, воспитатель индивидуально помогает тем, кто испытывает затруднения.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. А что теперь не хватает нашим листикам? (Цвета) Давайте их раскрасим. В какие цвета? (Желтый, красный, оранжевый). А почему? (Осенние цвета). В одном листике можно использовать несколько цветов. Не забываем правильно держать карандаш. Приступаем.
Воспитатель продолжает индивидуальную помощь детям.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, очень нарядные осенние листочки у вас получились. И теперь как настоящие художники давайте устроим выставку ваших работ.
Воспитатель закрепляет работы детей на магнитной доске. Все вместе любуются.
8. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: - Где вы сегодня побывали?
- Кем вы сегодня стали?
- Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если б они не смогли найти форму, на которую похож кленовый лист, то не смогли бы нарисовать такие замечательные листья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская лошадка»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в детском саду...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему “Цветы для мамы” (техника «Ниткография»).
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему: “Цветы для мамы” (техника «Ниткография»)....
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему "Ёжик"
конспект анятия в нетрадиционной форме рисвания...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе по теме: «Зимний пейзаж».
1. Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж, используя различные материалы: трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти.2. Упражнят...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы по теме: «Осень золотая»
Программные задачи:1. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «Печать растений».2. Развивать у детей видение художественного образа и ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Букет для мамы»
Занятие направленно на обучение детей передавать характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев; красиво располагать композицию из цветов на листе бумаги. Спос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. Аппликация. Тема: "Клоун".
В занятии детей обучают, как можно путём аппликации из цветной бумаги и ниток создать портрет клоуна....