Отчет по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
материал по рисованию (подготовительная группа)

Гаврикова Наталия Леонидовна

Отмечены задачи, вопросы для изучения по теме "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", практический выход работы. Работа содержит краткое описание основных видов нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sayt.odt24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка -

детский сад № 101 «Жар-птица»

города Саратова Волжского района

МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя

Николаевой Наталии Леонидовны

на тему:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Начало работы — сентябрь 2018

Окончание работы — январь 2019

Задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композицию, творческую активность, желание рисовать;
  3. Учить детей видеть и понимать красоту многоцветного мира;
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Вопросы, намеченные для изучения:

  1. Особенности развития рисования в дошкольном возрасте;
  2. Понятие «нетрадиционное рисование»;
  3. Значение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте;
  4. Нетрадиционные приемы рисования;
  5. Виды нетрадиционных техник рисования;
  6. Использование различных видов нетрадиционного рисования, с какого возраста применяют;
  7. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности

Литература:

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.

Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.

Передовой педагогический опыт работы на тему: «Нетрадиционная техника рисования»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/12/26/peredovoy-pedagogicheskiy-opyt-raboty-tema-netraditsionnaya

Тюменцева И. Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования» https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-netradicionye-tehniki-risovanija.html

http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/netraditsionnoe-risovanie-v-podgotovitelnoy-gruppe.html

Практический выход

Месяц

Тема рисования

Метод

Сентябрь

Ветка рябины в вазе

Оттиск круглыми печатками, рисование пальчиками, технический приём двухцветный боковой мазок

Октябрь

Осенние листья

Прорисовывание ластиком по штриховке

Ноябрь

Котик у окошка

Тычок щетинистой полусухой кистью; использовать при изображении шерсти животных разного вида штрихов — прямые, волнистые, закруглённые и вертикальные  

Декабрь

Зимние узоры на окнах

Восковые мелки, свеча + акварель

Январь  

Опушка зимнего леса

Штрихами разного характера рисуют хвою на елях, соснах и коре деревьев. Рисование штрихов с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета

Декабрь 2018 — выступление на Педсовете по теме «Нетрадиционные техники рисования»

Отчет о проделанной работе

        Дети стали использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, умеют соединять в одном рисунке разные материалы для получения выразительного образа. Ребята творчески активны, с удовольствием рисуют, стараются доводить начатое дело до конца. Дети замечают, видят и понимают красоту многоцветного мира.

         Все запланированные игровые занятия по рисованию проведены.

        На педсовете выступила с общими сведениями о нетрадиционных техниках рисования.

Нетрадиционные техники рисования

        Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек. Воспитанники подготовительной группы наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, делают отпечаток, затем дорисовывают детали, формируя образ.  

        Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом — помогает закрепить навыки горизонтальной штриховки и развивает мелкую моторику. Дети зарисовывают лист бумаги простым карандашом, потом с помощью ластика «прорисовывают» изображения.

        Рисунок без красок на фольге способом продавливания рельефного контура — разновидность нетрадиционной техники, которая позволяет создавать интересные и необычные поделки в стиле «металлических» картин и декоративных панно для дизайна интерьера.  

        Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги. Рисунок по мятой бумаге — оригинальный приём прорисовки объёмного изображения по изгибам предварительно смятого, а затем слегка разглаженного листа бумаги.

        Рисование с использованием каменной соли, манки, речного или цветного песка. Виды рисования с использованием сыпучих материалов: Эффект мелких выпуклых точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая рельефную фактуру. Клеем прорисовываются контуры предмета или причудливого узора, затем они присыпаются манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившийся рисунок можно раскрасить красками. Отдельные участки силуэта смазываются клеем и заполняются цветным песком.

        Рисование на соли, манке или песке — материал насыпается в специальный поднос или тарелку и дети самостоятельно рисуют контуры изображения пальцами или ладошками. Психологи пришли к выводу, что работа детей с сыпучим материалом является эффективным психотерапевтическим средством, способствующим релаксации и нейтрализации стресса. Кроме того такой материал, как соль оказывает благотворное лечебно-профилактическое и дезинфицирующее воздействие.

        Кляксография — раздувание капель краски через трубочку с непредсказуемым эффектом случайного результата, который затем дорабатывается с помощью дополнительной прорисовки (цветы, салют, звёзды и т. д.) Такое творческое занятие не только увлекает, но и укрепляет здоровье, поскольку одновременно является артикуляционной гимнастикой, следовательно, оказывает благотворное воздействие на дыхательную систему. Ребёнок выдувает разноцветные пятнышки через трубочку

        Ниткография — рисование красками с помощью ниток. Этапы работы: Используются нити, пропитанные краской, которые выкладываются между листами бумаги. Выкладываются нити, пропитанные краской Верхний лист прижимается рукой, а кончики вытягиваются, оставляя при этом на нижнем листе цветовые разводы. Верхний лист прижимается, нити вытягиваются за кончики, оставляя причудливые цветные разводы Создаётся изображение способом дорисовки необходимых контуров и деталей. Случайно получившееся изображение дорисовыватся

        Пальчиковая — воспитанники подготовительной группы свободно владеют приёмами техники и самостоятельно выбирают сюжет для рисования, продумывают цветовое решение, комбинирую пальчиковый рисунок с классическими приёмами линии и мазка.

        Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или нескольких цветовых оттенков. Наиболее популярные темы в этой технике: «Осенниий пейзаж», «Праздничный салют», «Зимний лес». «Праздничный салют»

        Пуантилизм (точечная живопись) — в переводе с французского языка означает писать точками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей с ластиком на конце или кисти. Классический вариант техники предполагает использование чистых, не смешанных красок, оптическая иллюзия цветового смешения красок возникает при зрительном восприятии на отдалённом расстоянии.

        Тычок жёсткой кистью — использование сухой кисти с небольшим набором краски, работа производится с помощью вертикального прикосновения кончиком кисти к поверхности листа. Этот метод прекрасно передаёт объёмную поверхность, рельефную, пушистую фактуру объекта. Техника часто применяется при изображении животных, цветов, явлений природы (дождь, снег) или в жанре пейзажа (трава, солнце, облака, море). Вертикальными движениями кончиком кисти наносится изображение

        Батик — одна из древнейших техник росписи по ткани, в буквальном переводе означает «капля». Технология предусматривает использование специальных акриловых красок «Батик», которые разводятся водой и позволяют корректировать изображение, пока краска не высохла. Если ткань проутюжить, то изображение становится более устойчивым, его практически невозможно смыть водой. В работе с дошкольниками можно использовать классические материалы, такие как гуашь или акварель, традиционные техники работы с кистью, а также нетрадиционные, например, «набрызг», печать штампами, сухими листьями, печать по трафарету. Как основа для изображения подходящей будет любая ткань, но стоит учитывать, что на поверхность из натуральных волокон краска ложится более плавно, чем из синтетических.         Узелковый батик для рисования декоративных узоров или цветов: Собрать ткань в узелок и зафиксировать его нитью или проволокой, узелков может быть несколько. На вершину узелка нанести краску (сердцевина цветка), нижнюю часть также закрасить тем же цветом или другим, тогда цветок получится двухцветным. Количество узелков и их расположение зависит от замысла композиции и творческой фантазии ребёнка.

        Узоры на ткани Рисование красками и клеем ПВА. Нарисовать эскиз на бумаге или взять за основу готовый рисунок из раскраски, перевести изображение на ткань. Перевести изображение на ткань Закрепить ткань с помощью пяльцев, рамки и приколов булавками к клеёнке. Нанести клей ПВА на контуры рисунка (в бутылочку с клеем вставить трубочку). Важно следить за тем, чтобы контурная линия из клея бала сплошной, без прерываний, иначе она не сможет препятствовать растеканию и смешиванию краски. Фон внутри контура тонируется с помощью тампона или кисти, детали (стебельки, листья) прорисовываются после высыхания изделия. Тонировать фон внутри контура         Техника «набрызг» — разбрызгивание капель краски на бумагу, техника использования зубной щётки как кисти. Зубная щётка отлично передаёт пушистую фактуру меха, объём облаков, волн или крон деревьев, рельефность травы, воды, дождя, снега. Этапы работы: Окунуть щётку в чистую воду. Стряхнуть лишнюю воду. Набрать небольшое количество краски на щётку. Держа щётку над поверхностью листа, развернув от себя, провести стекой (палочкой, расчёской) по щётке по направлению снизу вверх. Можно регулировать величину и характер разлёта капель, меняя расстояние от бумаги и направление движения руки (горизонтально, вертикально, наклонно), подбирать различные цвета, создавая многослойное напыление. Таким образом, каждая работа будет отличаться новизной и оригинальностью.  Техника используется: трафаретное рисование с помощью шаблонов, листьев и т. д.; изображение явлений природы (дождь, снег, космические дали); рисование кроны деревьев, листвы, цветов; тонирование фона; декоративное рисование. Приёмы работы: Создание тени изображения с помощью набрызга на шаблон или трафарет. Многослойный набрызг с использованием нескольких шаблонов разного размера, поэтапное их выкладывание и усиление интенсивности набрызга с каждым слоем (последний слой краски самый тёмный). Использование тонированной бумаги для аппликаций. Доработка рисунков, которые выполнены в классических техниках и получились не слишком удачными.

        Нетрадиционный подход поможет преобразить даже самый неинтересный рисунок.

        Практические советы: Надеть фартук для защиты одежды от разлетающихся капель краски. Рабочую поверхность закрыть бумагой или клеёнкой, убрать лишние предметы. Удобнее использовать несколько зубных щёток или каждый раз промывать щётку перед сменой цвета краски. Важно придерживаться правильного направления движения руки, иначе капли полетят в противоположном направлении, т. е. не на рисунок, а на маленького художника. Желательно перед выполнением работы потренироваться на черновике. Щётка должна быть полусухой, её не нужно сильно мочить. Чтобы рисунок выглядел более эффектно, стоит использовать краски ярких, насыщенных цветов.

        Предметная и пейзажная монотипия — зеркальный перенос методом отпечатка изображения с одной гладкой поверхности на другую. Каждый раз получается уникальный отпечаток, который можно дополнить прорисовкой деталей. Приёмы выполнения рисунка в технике монотипии. Складывание листа пополам, изображение наносится на одной половине листа и симметрично отображается на другой его половине. Рисование на поверхности (пластиковая доска, фольга, целлофан и т. д.) и отпечатывание изображения на лист бумаги, который накладывается на рисунок.

        Перенос изображения с плоской поверхности Диатипия — в переводе с греческого означает «через». На картон с помощью толстой кисти, валика или губки наносится плотный слой краски какого-либо цвета, на него накладывается лист бумаги (белой или цветной), на поверхности которого рисуется изображение с помощью карандаша или палочки, на обратной стороне получится оттиск — зеркальная копия. Для получения необходимого результата важно соблюдать некоторые технические правила: лист бумаги, на который наносятся очертания, не должен сдвигаться с картона и на него не следует сильно надавливать в процессе рисования. На начальном этапе следует работать с одним цветом, затем цветовой диапазон можно постепенно расширять.                  Граттаж (воскография) — в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать, процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Рисунки отличаются контрастом белых или цветных линий и тёмного фона, поэтому напоминают гравюру. Этапы выполнения работы. Разрисовать плотный лист бумаги яркими красками или восковыми мелками. Если использовались краски, необходимо дождаться полного высыхания. Натереть бумагу восковой свечой, слой воска должен быть толстым, тогда процесс процарапывания будет значительно легче. Нанести густой и плотный слой тёмной гуаши или тушь, смешанную с мылом. Дождаться полного высыхания. Простым карандашом нарисовать эскиз композиции на альбомном листе бумаги. На грунтованную чёрную поверхность приложить лист с эскизом, ручкой, которая не пишет, прорисовать контуры. Благодаря сильному нажиму на ручку очертания рисунка будут скопированы на чёрный слой заготовки. Заострённой палочкой процарапать намеченные контуры, создавая изображение в стиле гравюры.

        Рисование акварельными красками по мокрому листу. В этой технике можно рисовать фон, пейзажную композицию или любой предмет, используя, например, трафарет или заранее сделанный карандашный набросок. Виды рисунка по мокрой бумаге: Используя широкую кисть или губку, плотный альбомный лист смачивается чистой водой, затем кистью рисует изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, набрать краску и густым мазком с помощью кисти нарисовать. Сначала тонируется фон, затем наносится изображение предмета или пейзажной композиции, городского мотива, затем рисунок разворачивается вертикально, приобретая эффект стекающей краски, после чего лист вновь возвращается в горизонтальное положение. Дополнительный художественный эффект стекающих дождевых капель можно получить если воспользоваться расчёской и провести по влажной поверхности листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...