Семинар "Обучение рисованию детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал актуален для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_obuchenie_risovaniyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
«ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Составила воспитатель ГБОУ Школа №2075 ДО№2
Вершкова С. А.
2016 г.
Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка разных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, потому что удовлетворяет его желанию действовать, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Занятия по ИЗО дисциплинируют детей, готовят руку ребенка к школе, развлекают, знакомят с окружающим миром.
На занятиях по изобразительному искусству:
• дети учатся понимать произведения искусства,
• овладевают всевозможными изобразительными приемами,
• знакомятся с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши, пластилин, солёное тесто и т.д.),
• используют различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, пластилинография, аппликация, коллаж, оригами, поделки из природного материала и т.д.),
• учатся проявлять самостоятельность и творческий подход к работе,
• знакомятся с жанрами живописи, репродукциями картин известных художников.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Остановимся сегодня на рисовании.
Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование развивает у детей чувственно-двигательную координацию, развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучая дошкольников рисованию, особое внимание необходимо уделять решению двух взаимосвязанных задач:
- пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
- сформировать у них изобразительные навыки и умения.
Занятия по ИЗО направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным и интересным. Работу по рисованию веду по программе М.А.Васильевой. Использую в своей работе разработки Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой и не так давно стала использовать методику И.А.Лыковой.
Изучив программы по обучению детей изобразительной деятельности в ДОУ, я выделила основные направления в своей образовательной работе:
1) отработка технических навыков;
2) воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства выразительности;
3) обучение умению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета;
Эти задачи решаются мною на протяжении всего дошкольного возраста и конкретизируются с учетом возрастных и психологических особенностей каждого периода.
Уже ни для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться с тем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал, приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта, я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группе мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легко представляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисования превращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы и изображать их.
Для детей старшего дошкольного возраста я использую способ поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления, какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка работы. Потом – сама работа детей. Последнюю часть занятия оставляю для самостоятельной доработки рисунка детьми.
Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятия составляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразу несколько проблем:
Во-первых, нацеливает детей на создание сюжетной работы.
Во-вторых, организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее - получает возможность ещё поработать.
В-третьих, проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы, видят успехи и недостатки своей работы и корректируют её.
Одно из ведущих направлений в моей работе – это обучение техническим навыкам. Так, например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей, так и у старших дошкольников.
Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке, я провожу ряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихи отрывные, неотрывные, прямые и дуги.
Упражнения провожу как часть занятия, на котором в дальнейшем дети используют полученный навык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу), на крыльях и хвосте - длинные перья (длинные отрывные дуги), а на грудке - короткие (короткие дуги). Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от формы и фактуры предмета.
При закрашивании красками больших поверхностей использую такой прием. Говорю растягивая: «Ра - а - аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу линию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два - а - а»- рядом провожу другой длинный мазок. Это организует детей, учит уверенности, смело вести кисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.
Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет – эти задачи решаются на каждом занятии по рисованию, когда работаем с красками. Но особенно эффективны в этом направлении занятия по составлению композиций пейзажа: «Радуга», «Заход солнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алая разливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы учат смешивать краски на мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. На таких занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.
Для того чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и прочего можно передать своё отношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которых изображаем один и тот же объект, но различными цветами разного размера, разной техникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием перевоплощаются в изображаемый образ - своего рода психогимнастика: «Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка», «Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п.
Ещё один прием: ребенок пытается отгадать характер героя, изображенного его товарищем, этот приём учит детей оценивать, насколько его средства выразительности понятны для окружающих.
Если мы хотим развивать способности ребёнка, привить ему любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, необходимо искать новые формы работы с детьми. Именно поэтому в своей работе я использую нетрадиционные приёмы в обучении детей рисованию. Это и пальчиковая живопись, кляксы, печатание разными предметами, создание композиций свечкой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями. Главное, чтобы это доставляло ребёнку удовольствие.
Мною ведётся системная работа с родителями.
В уголок для родителей помещаю консультации «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду», «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника» и т.д. Делаю памятки, рекомендации для родителей «Как подготовить рабочее место для рисования», «Порисуй со мной мама». Провожу анкетирование для родителей по теме. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – обогатить духовный мир ребёнка, ведь только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы, взрослые, должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так, чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное, его духовное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
что нужно знать об особенностях рисования детей дошкольного возраста
Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок Вашего ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии?...
Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли с...
Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Опыт работы по обучению рисованию детей дошкольного возраста. Описание использования различных приемов в работе....
Развитие творческого замысла в рисовании детей дошкольного возраста нетрадиционными техническими средствами
Консультация содержит материал по нетрадиционным техникам рисования....
Интеллектуально-художественное развитие и рисование детей дошкольного возраста
Программное содержание: Продолжить знакомить детей с животным миром и его зависимости от человека.Формировать чувство сострадания и бережного отношения к природе.Познакомить детей с редким видом...
Обучение рисованию детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии ( дети с сохранным интеллектом)
как за 1,5 учебных года мы с детьми освоили программу по рисованию с младшей по старшую группы....